Напоминание

Открытый урок на тему «Особенности работы над интонацией в пьесе»


Автор: Яковлева Нэлли Валентиновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Открытый урок на тему «Особенности работы над интонацией в пьесе»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фрагмент открытого урока на тему «Особенности работы над интонацией в пьесе»

В рамках открытого регионального научно-практического семинара

«Реализация межпредметных связей, как один из факторов повышения качества

образования в ДШИ»

Ф.И.О. учителя: Яковлева Нэлли Валентиновна

Ученица: Панкратова Милана,

3 класс

Дата: 08.04.2019; предмет – специальное фортепиано

Тема урока: «Работа над интонацией в пьесе»

Тип урока: практика

Цель урока: формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах

музыкальной выразительности, слуховом контроле

Задачи урока:

А) Образовательные:

Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных

впечатлений;

Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, нон легато), обучение

выразительному исполнению;

Формировать умение выполнять анализ музыкального произведения, находить

межпредметные связи

Б) Развивающие:

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий

кругозор учащейся;

Развивать техническую оснащённость

В) Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах современной музыки;

Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над

музыкальным произведением;

Развитие воли и управления своим поведением

Планируемые результаты

Предметные:

Ученица умеет анализировать музыкальное произведение

;

У неё сформирован музыкальный образ;

Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками

Личностные:

Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности;

Ученица умеет применять приобретённые знания и навыки на практике

Межпредметные

:

Умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с

помощью учителя;

Осуществлять констатирующий контроль по результату действия;

Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные

действия наряду с явлениями жизни и искусства

Оборудование:

Фортепиано;

Стул;

Сборник нот

Методы работы:

Словесный;

Наглядный;

Практический;

Наблюдение;

Сравнение;

Прослушивание музыкального произведения

Реализуемые технологии:

Развивающего обучения;

Художественно-эстетический компонент

Тема сегодняшнего семинара очень актуальная, я бы даже сказала – горячая.

Прежде всего, важно понимать значение взаимосвязей предметов в музыкальной школе.

Но ученик не всегда получает знания, логически связанные между собой. В чем проблема,

как это вижу я.

Каждый предмет в музыкальной школе специфичен. У инструменталистов – это овладение

всеми приемами игры: техническими, художественными. Сольфеджио – освоение

музыкальной грамоты, развитие интонационного слуха. Музыкальная литература знакомит

с мировой музыкальной культурой, анализом произведений. Хор – развивает слух, дети

учатся работать в коллективе.

Бывает, что ученик теряет интерес к теоретическим предметам по разным причинам: не

понятно объясняют, задают трудоемкие задания и т.д. На мой взгляд, причина в том, что

между предметами сольфеджио и специальностью мало взаимосвязей.

Обычно на уроке специальность мы раньше, чем на сольфеджио «проходим» многие темы.

Допустим, у ученика 1-2 класса встречаются в тексте знаки или термины, которые он

видит впервые. Учитель объясняет, применяя свою терминологию. По сольфеджио эту

тему изучают позднее, и преподаватель по сольфеджио объясняет, используя другие

значения слов. В итоге ученику трудно сложить в голове разрозненные знания в стройную

систему.

Сейчас много различных обучающих методик, пособий – это хорошо, что педагоги-

теоретики ищут новые перспективные методы обучения. Но они делают это изолировано

от преподавателей по специальности. И мы, специалисты, порой не знаем, что происходит

на «кухне» у теоретиков.

Важность предмета сольфеджио трудно переоценить. Здесь ребенок развивает ритм, слух,

память – все, что так нужно нам на практике. Поэтому нам, инструменталистам, в

частности пианистам, нужно проявлять большую заинтересованность в предмете

сольфеджио. Ведь мы на виду. Наши ученики играют на концертах и конкурсах.

Процесс разучивания текста затягивается на неопределенное время. Правая рука, левая

рука, в каждой руке все разное – ноты, пальцы, штрихи, динамика. Соединили. Затем

педаль…работа над образом…звуком. Ускорить этот процесс мечтает каждый

преподаватель. Это прямо боль! Именно на инструменталистов в итоге ложится

ответственность за интегрирование всех знаний, полученных учеником при подготовке к

исполнению.

Значит вывод: кто больше заинтересован в решении проблемы – тот и ищет пути решения

и возможности взаимодействия. Давайте сами подходить к теоретикам и интересоваться

программой обучения, обговаривать общие темы. Почему бы не использовать их план

работы на полугодие, чтобы подбирать произведения для закрепления пройденных на

сольфеджио тем.

К вопросу о важности того или иного предмета. Нет более важных или менее важных.

Важны все. Так, на моих глазах, девочка, не умевшая интонировать, «гудошница», запела

чистенько через год. Все потому, что хор в этой школе был три раза в неделю.

Замечательное высказывание Р. Шумана: «Обязательно пойте в хоре. Особенно в среднем

голосе. Это необыкновенно развивает слух».

Теперь хочу выйти за рамки предметов музыкальной школы. Межпредметных связей

может быть неизмеримо больше. Ведь музыка, мне кажется, воплощена в разных областях

человеческого бытия.

Есть несколько школ в России, их называют школами будущего, или школами с

применением комплексно-волновой методики. Основал их необыкновенный интеллектуал,

известный искусствовед, скрипач, человек мира – Михаил Казиник.

В основе преподавания лежит метод ассоциативного восприятия и мышления. К примеру,

есть некий «якорь», который является темой изучения на всех предметах в течение всего

дня. Допустим, сегодня изучаем яблоко:

1. На предмете биологии изучают сам плод;

2. На химии – процессы, происходящие в яблоке;

3. На физике – закон Ньютона;

4. На литературе – рассказ Бунина « Антоновские яблоки»;

5. Мифы Древней Греции – «яблоко раздора»;

6. Религиоведение – яблоко, которое съела Ева и т.д.

В результате образуются нормальные логические связи и 100% запоминание материала.

Образы включают воображение, а воображение включает интерес. Учеников не прогнать

из школы – так им нравится учиться.

Я в своей работе стараюсь использовать комплексный поход, начиная от выбора

произведения. И, в процессе разучивания, заинтересовываю ребенка нетривиальными

сравнениями и образами.

Мы покажем пьесу Елены Данильян с говорящим названием «У храма». С творчеством

этого композитора и педагога я знакома давно. В начале 2000-х годов у нас была встреча с

ней в Москве на семинаре для преподавателей ДМШ. Она презентовала свои сборники

пьес для детей. Пьесы программные, глубокие, лиричные, образные и красочные. Я все

никак не могла «добраться» до этой пьесы, но вот – случилось.

Поможет мне ученица 3 класса Панкратова Милана. Пьеса у нас еще в работе.

Колористически она очень необычно решена. По замыслу композитора половину

произведения Милана будет играть на одной педали. Если она все правильно сделает – от

смешения гармоний мы получим, как говорит Елена Данильян, «густую, серебрящуюся

звучность».

Композитор великолепно изучила акустические свойства фортепиано, свойства обертонов,

собственно физику звука. Знает все о звуковых частотах. И что разные звуковые частоты

способны генерировать различные настроения у человека. Послушаем произведение.

Видны зоны роста, конечно.

– Милана, давай обратим внимание на звучание аккордов в теме колокольного звона в

правой руке. Кстати, можно ли ее назвать мелодией? Правильно. Мелодию можно спеть, а

аккорды – нет. Что это за аккорды? Правильно, секстаккорд. Из каких интервалов он

состоит?

– м.3 и ч.4

– Правильно. Он мажорный или минорный?

– Мажорный

– Правильно, обрати внимание, что это «неправильный « аккорд. Обычно м.3 придает

минорную окраску аккорду. Ну и поскольку у нас здесь нескончаемая педаль, нужно

бережнее брать аккорды, не играть плотной массой, используй слуховой контроль во

время игры. Ты же помнишь свойство педали – приближать и отдалять пространство.

Кстати, когда я искала материал о колокольном звоне, узнала много интересных фактов.

Оказывается, колокольный звон записывается наподобие партитуры: вверху малые

колокола (от 3-х до 4-х разных размеров) – зазвонные. В середине, собственно, средние (3-

4 размера) – подзвонные. В басу (1-2) – благовестники. Благовестники – большие

колокола, всегда бьют в начале такта – сильная доля.

Музыка – это векторное движение. Все эти музыкально-архитектурные конструкции

нужно располагать в двух направлениях одновременно: в вертикальном и горизонтальном.

Обычно это достигается не сразу.

Тему русской природы играй «тише воды, ниже травы». И «проветривай» педаль чаще.

Здесь аккорды отходят на второй план, мы их наслушались уже. Здесь аккорды

напоминают нам, что мы находимся в окрестностях церкви.

Чем больше связей между разными областями знаний мы используем в работе – тем

больше нейронных связей образуется в головном мозге, развивается интеллект, мы

чувствуем себя востребованными и живем полной жизнью.



В раздел образования




Яндекс.Метрика