Автор: Яковлева Нэлли Валентиновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Открытый урок на тему «Особенности работы над интонацией в пьесе»
Раздел: дополнительное образование
Фрагмент открытого урока на тему «Особенности работы над интонацией в пьесе»
В рамках открытого регионального научно-практического семинара
«Реализация межпредметных связей, как один из факторов повышения качества
образования в ДШИ»
Ф.И.О. учителя: Яковлева Нэлли Валентиновна
Ученица: Панкратова Милана,
3 класс
Дата: 08.04.2019; предмет – специальное фортепиано
Тема урока: «Работа над интонацией в пьесе»
Тип урока: практика
Цель урока: формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах
музыкальной выразительности, слуховом контроле
Задачи урока:
А) Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных
впечатлений;
Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (легато, нон легато), обучение
выразительному исполнению;
Формировать умение выполнять анализ музыкального произведения, находить
межпредметные связи
Б) Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий
кругозор учащейся;
Развивать техническую оснащённость
В) Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах современной музыки;
Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над
музыкальным произведением;
Развитие воли и управления своим поведением
Планируемые результаты
Предметные:
Ученица умеет анализировать музыкальное произведение
;
У неё сформирован музыкальный образ;
Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками
Личностные:
Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности;
Ученица умеет применять приобретённые знания и навыки на практике
Межпредметные
:
Умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с
помощью учителя;
Осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
Развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные
действия наряду с явлениями жизни и искусства
Оборудование:
Фортепиано;
Стул;
Сборник нот
Методы работы:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Наблюдение;
Сравнение;
Прослушивание музыкального произведения
Реализуемые технологии:
Развивающего обучения;
Художественно-эстетический компонент
Тема сегодняшнего семинара очень актуальная, я бы даже сказала – горячая.
Прежде всего, важно понимать значение взаимосвязей предметов в музыкальной школе.
Но ученик не всегда получает знания, логически связанные между собой. В чем проблема,
как это вижу я.
Каждый предмет в музыкальной школе специфичен. У инструменталистов – это овладение
всеми приемами игры: техническими, художественными. Сольфеджио – освоение
музыкальной грамоты, развитие интонационного слуха. Музыкальная литература знакомит
с мировой музыкальной культурой, анализом произведений. Хор – развивает слух, дети
учатся работать в коллективе.
Бывает, что ученик теряет интерес к теоретическим предметам по разным причинам: не
понятно объясняют, задают трудоемкие задания и т.д. На мой взгляд, причина в том, что
между предметами сольфеджио и специальностью мало взаимосвязей.
Обычно на уроке специальность мы раньше, чем на сольфеджио «проходим» многие темы.
Допустим, у ученика 1-2 класса встречаются в тексте знаки или термины, которые он
видит впервые. Учитель объясняет, применяя свою терминологию. По сольфеджио эту
тему изучают позднее, и преподаватель по сольфеджио объясняет, используя другие
значения слов. В итоге ученику трудно сложить в голове разрозненные знания в стройную
систему.
Сейчас много различных обучающих методик, пособий – это хорошо, что педагоги-
теоретики ищут новые перспективные методы обучения. Но они делают это изолировано
от преподавателей по специальности. И мы, специалисты, порой не знаем, что происходит
на «кухне» у теоретиков.
Важность предмета сольфеджио трудно переоценить. Здесь ребенок развивает ритм, слух,
память – все, что так нужно нам на практике. Поэтому нам, инструменталистам, в
частности пианистам, нужно проявлять большую заинтересованность в предмете
сольфеджио. Ведь мы на виду. Наши ученики играют на концертах и конкурсах.
Процесс разучивания текста затягивается на неопределенное время. Правая рука, левая
рука, в каждой руке все разное – ноты, пальцы, штрихи, динамика. Соединили. Затем
педаль…работа над образом…звуком. Ускорить этот процесс мечтает каждый
преподаватель. Это прямо боль! Именно на инструменталистов в итоге ложится
ответственность за интегрирование всех знаний, полученных учеником при подготовке к
исполнению.
Значит вывод: кто больше заинтересован в решении проблемы – тот и ищет пути решения
и возможности взаимодействия. Давайте сами подходить к теоретикам и интересоваться
программой обучения, обговаривать общие темы. Почему бы не использовать их план
работы на полугодие, чтобы подбирать произведения для закрепления пройденных на
сольфеджио тем.
К вопросу о важности того или иного предмета. Нет более важных или менее важных.
Важны все. Так, на моих глазах, девочка, не умевшая интонировать, «гудошница», запела
чистенько через год. Все потому, что хор в этой школе был три раза в неделю.
Замечательное высказывание Р. Шумана: «Обязательно пойте в хоре. Особенно в среднем
голосе. Это необыкновенно развивает слух».
Теперь хочу выйти за рамки предметов музыкальной школы. Межпредметных связей
может быть неизмеримо больше. Ведь музыка, мне кажется, воплощена в разных областях
человеческого бытия.
Есть несколько школ в России, их называют школами будущего, или школами с
применением комплексно-волновой методики. Основал их необыкновенный интеллектуал,
известный искусствовед, скрипач, человек мира – Михаил Казиник.
В основе преподавания лежит метод ассоциативного восприятия и мышления. К примеру,
есть некий «якорь», который является темой изучения на всех предметах в течение всего
дня. Допустим, сегодня изучаем яблоко:
1. На предмете биологии изучают сам плод;
2. На химии – процессы, происходящие в яблоке;
3. На физике – закон Ньютона;
4. На литературе – рассказ Бунина « Антоновские яблоки»;
5. Мифы Древней Греции – «яблоко раздора»;
6. Религиоведение – яблоко, которое съела Ева и т.д.
В результате образуются нормальные логические связи и 100% запоминание материала.
Образы включают воображение, а воображение включает интерес. Учеников не прогнать
из школы – так им нравится учиться.
Я в своей работе стараюсь использовать комплексный поход, начиная от выбора
произведения. И, в процессе разучивания, заинтересовываю ребенка нетривиальными
сравнениями и образами.
Мы покажем пьесу Елены Данильян с говорящим названием «У храма». С творчеством
этого композитора и педагога я знакома давно. В начале 2000-х годов у нас была встреча с
ней в Москве на семинаре для преподавателей ДМШ. Она презентовала свои сборники
пьес для детей. Пьесы программные, глубокие, лиричные, образные и красочные. Я все
никак не могла «добраться» до этой пьесы, но вот – случилось.
Поможет мне ученица 3 класса Панкратова Милана. Пьеса у нас еще в работе.
Колористически она очень необычно решена. По замыслу композитора половину
произведения Милана будет играть на одной педали. Если она все правильно сделает – от
смешения гармоний мы получим, как говорит Елена Данильян, «густую, серебрящуюся
звучность».
Композитор великолепно изучила акустические свойства фортепиано, свойства обертонов,
собственно физику звука. Знает все о звуковых частотах. И что разные звуковые частоты
способны генерировать различные настроения у человека. Послушаем произведение.
Видны зоны роста, конечно.
– Милана, давай обратим внимание на звучание аккордов в теме колокольного звона в
правой руке. Кстати, можно ли ее назвать мелодией? Правильно. Мелодию можно спеть, а
аккорды – нет. Что это за аккорды? Правильно, секстаккорд. Из каких интервалов он
состоит?
– м.3 и ч.4
– Правильно. Он мажорный или минорный?
– Мажорный
– Правильно, обрати внимание, что это «неправильный « аккорд. Обычно м.3 придает
минорную окраску аккорду. Ну и поскольку у нас здесь нескончаемая педаль, нужно
бережнее брать аккорды, не играть плотной массой, используй слуховой контроль во
время игры. Ты же помнишь свойство педали – приближать и отдалять пространство.
Кстати, когда я искала материал о колокольном звоне, узнала много интересных фактов.
Оказывается, колокольный звон записывается наподобие партитуры: вверху малые
колокола (от 3-х до 4-х разных размеров) – зазвонные. В середине, собственно, средние (3-
4 размера) – подзвонные. В басу (1-2) – благовестники. Благовестники – большие
колокола, всегда бьют в начале такта – сильная доля.
Музыка – это векторное движение. Все эти музыкально-архитектурные конструкции
нужно располагать в двух направлениях одновременно: в вертикальном и горизонтальном.
Обычно это достигается не сразу.
Тему русской природы играй «тише воды, ниже травы». И «проветривай» педаль чаще.
Здесь аккорды отходят на второй план, мы их наслушались уже. Здесь аккорды
напоминают нам, что мы находимся в окрестностях церкви.
Чем больше связей между разными областями знаний мы используем в работе – тем
больше нейронных связей образуется в головном мозге, развивается интеллект, мы
чувствуем себя востребованными и живем полной жизнью.