Автор: Кудрина Юлия Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Проект по истории
Тема: "Красота отражения сердца"
Раздел: среднее образование
Проект «Красота отражения сердца»
Подготовила: Кудрина Ю.А., учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
Мир полон прекрасных людей. Мы все слышали об отважных героях,
жертвовавших
своими
жизнями
во
имя
Родины.
О
великих
политиках,
меняющих ход истории. О гениальных учёных, повернувших мир науки. Но
есть и другой тип выдающихся людей – они скромны, не стремятся к славе, о
них не говорят по всему миру… Но все, кто их знает, дорожат ими больше,
нежели любыми героями и учёными. К таким скромным прекрасным людям
относятся
местные
художники
Рубанов
В.И.
и
Долженко
Ф.И.-
гордость
нашего села Донского. На мой взгляд, именно такие люди и делают историю
нашей страны, не только своими работами, но и своим существованием,
своим вкладом в развитие гуманности и любви к Родине, патриотизма.
Узнав о том, какие люди проживают на нашей земле, я решила собрать
материал об этих замечательных людях, так был создан проект «Красота
отражение сердца».
Предмет исследования – эстетические представления человека о красоте.
Основная цель проекта:
познакомить учащихся с творчеством местных
художников Рубанова В.И. и Долженко Ф.И.
Актуальность работы.
Проект является актуальным, потому что в наше не простое время, не знать
историю, свою землю может только не очень образованный человек, не
любящий свою землю. Мы хотим знать и уважать свою Родину!
Рубанов В.И. и Долженко Ф.И. – его гордость и культурный символ.
Задачи:
1. Изучить биографии художников.
2. Исследовать материалы периодической печати и личного архива.
Главная задача состояла в том, чтобы попытаться на конкретных жизненных
примерах провести мысль о том, что каждый человек – существо творческое,
он
изменяется,
развивается
с
ходом
времени,
является
продуктом
этого
развития и осознает свою включенность в историю и культуру, сознательно
или
невольно
воздействуя
на
нее.
Также
необходимо
к
Также
необходимо
как
можно
шире
использовать
представленный
материал
для
воспитания
подрастающего
поколения, тем самым прививать любовь к родной земле и людям, живущим
в сельской местности.
1
Основополагающий вопрос: Что даёт творчество человеку?
Мы сформулировали следующие проблемные вопросы?
Проблемные вопросы?
Что
определило
желание
Рубанова
В.И.
посвятить
свою
жизнь
искусству?
(
Добрая
душа
и
горячее
сердце
художника
желание
написать поэму о России)
Что дало занятие живописью архитектору Долженко Ф.И.?
( Архитектура и живопись идут рядом, создавая облик села Донского.)
Дидактические цели.
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектной деятельности, его самореализации: через проживание
«ситуации успеха», на деле почувствовать себя значимым, нужным,
успешным; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада и
личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для
получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения заданий; вдохновлять детей на развитие
коммуникабельности.
Формирование у учащихся навыка самостоятельной работы с большим
объемом информации, анализа собственной работы для получения
исследовательских данных.
Воспитание чувства патриотизма к отчизне.
Методические задачи.
Углубление и расширение знаний и кругозора учащихся.
Формирование самостоятельности в добывание знаний, умения
формулировать выводы.
Развитие исследовательских навыков, коммуникативных способностей и
умения работать в группе, творческих способностей.
Воспитание общей культуры.
Оказание помощь в овладении искусства коммуникации, которое
предусматривает умение организовать и вести беседу.
Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать информацию, кратко
излагать свои мысли устно и письменно, пользоваться программами MS
Office для оформления результатов;
2
Использованные методы:
Теоретические: анализ и систематизация информации.
Практические: опрос, интервью.
Критерии эффективности проекта:
- Уровень мотивации у детей к изучению
культуры;
- Развитие индивидуальных творческих и
познавательных способностей;
- Нравственная направленность: сформировать
адекватное отношение к истории и культуре своего
села;
- Развитие эстетических чувств.
Аннотация проекта
Данный проект рассчитан на учащихся 5 - 11 классов. Работа над проектом
позволит учащимся сформировать компетентность в сфере самостоятельной
работы, познавательной деятельности, навыков работы с информацией в ходе
работы с документами, умений увидеть проблему и наметить пути ее
решения, навыков публичного выступления и умения излагать материал
коротко, доступно и интересно в ходе защиты своей работы, воспитание
толерантного отношения к мнению других учеников в ходе обсуждения темы
и результатов исследования.
Описание:
Сам проект «Красота отражение сердца » представляет собой папку, в
которой собран и систематизирован как теоретический, так и наглядный
материал. Здесь располагается биографический материал, раскрывающий
творчество художников. В приложении представлены фотографии авторов
и их произведений.
Идея создания проекта - это своеобразная дань памяти замечательным
художникам. Было желание найти ту форму, с помощью которой можно
было
бы
интересно
и
увлекательно
познакомить
ребят,
школьников,
с
замечательным творческим наследием .
Кому будет полезен этот проект?
Практическое применение.
Практическое применение материалов исследования возможно на уроках
истории, МХК уроках изобразительного искусства.
3
Наша
гимназия
давно
работает
в
режиме
инноваций
по
многим
направлениям.
Наши ученики и поют, и пляшут, и играют в КВН, и
занимаются в творческих лабораториях. У нас есть компьютерные классы и
доступ
в
Интернет.
Учащиеся,
выполняющие
этот
проект,
освоили
несколько профессий: журналиста, редактора, дизайнера и тд…
Этапы работы над проектом.
На первом этапе работы: организационном – была определена тема, уточнены
цели и выбрана рабочая группа. Далее были сформированы творческие пары
для дальнейшей работы, состоящих из учащегося и человека, который стал
персонажем
исследования.
Теперь
ребята
встречались
индивидуально
с
героями своих исследовательских работ, проводили интервью, знакомились с
документами из личных архивов, беседовали с людьми, хорошо знающими
нашего героя. Это очень кропотливая и трудоемкая работа, вели ее ребята
практически
самостоятельно.
Это
самый
важный
этап
исследовательской
деятельности учащихся.
Ребятам приходилось работать не только с письменным, но и с устными
источниками
-
воспоминаниями
и
рассказами
самих
людей.
Поэтому
необходимо было научить юных исследователей вести беседу, интервью и
просто слушать рассказ. Немаловажно и умение договориться о встрече (о
времени и месте), а встретившись, разговорить своего собеседника, проявив
тактичность,
уважение
и
максимальный
интерес
к
его
личности
и
его
биографии. Ребята должны знать, что человек подробнее и лучше ответит на
вопросы
и
расскажет
о
своей
жизни,
если
сложится
доверительная
и
дружеская атмосфера беседы, ведь соглашаясь на интервью, люди доверяют
нам часть своей жизни.
Позднее
на
консультациях
уже
обсуждались
первые
результаты
работы
участников проекта. Они приходили с записями, которые сделали во время
работы.
Мы
обсуждали
способы
построения
работы,
расположение
полученных
сведений,
планировали
дальнейший
ход
исследования
и
рассматривали возникающие затруднения. Как правило, эта работа велась при
полном
составе
творческой
группы.
Нередко
приходилось
вести
и
индивидуальные консультации. Но при любом составе обсуждения велись
эмоционально,
учащиеся
проявляли
большой
интерес
и
высокое
чувство
ответственности в своей деятельности. На каждой встрече с удовольствием
делились впечатлениями о проведенных встречах.
На завершающем этапе работы на консультациях ребята учились правильно
оформлять свои работы. Они познакомились с требованиями к оформлению
исследовательской работы и расположению в нем собранных документов. На
занятиях ребята узнали, как составить оглавление, библиографию, оформить
цитаты.
4
Формой презентации проекта стала встреча героев исследовательских работ
с учащимися школы. Она была проведена в форме «круглого стола», где
авторы
работ
представляли
людей,
о
которых
писали,
а
затем
каждый
получил возможность выступить. Лейтмотивом этой встречи звучала мысль о
связи поколений, люди старшего возраста давали наказ нынешней молодежи
беречь и укреплять нашу Родину. Эта встреча оставила глубокий след в
душах всех ее участников.
Этапы проекта
Этапы
Содержание
работы
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Организационный
Определение
темы,
уточнение
целей. Выбор
рабочей
группы.
Уточняют
информацию.
Обсуждают
задание.
Мотивирую учащихся.
Объясняю цели
проекта.
Подготовительный
Определяем
источники
информации.
Ставим задачи.
Распределяем
роли в команде.
Уточняют
источники
информации.
Помогаю в анализе и
систематизации.
Исследование
Сбор и
уточнение
информации.
Уточнение
планов
деятельности.
Выполнение
проекта.
Работа с
информацией.
Проводят
исследования и
работают над
проектом.
Оформляют
проект.
Наблюдаю. Провожу
консультации.
Оказываю помощь при
оформлении
результатов.
Защита проекта.
Рассказ о
понимании
проекта, о
выбранном
пути его
решения.
Демонстрация
результата
продукта
работы над
проектом.
Выбирают вид и
форму
презентации
проекта. Кратко,
но достаточно
полно
рассказывают о
постановке и
решении задач
проекта.
Наблюдаю, обобщаю,
резюмирую.
5
В настоящее время планируется работа над проектом «Школьный учитель»,
где предполагается изученье жизни и трудовой деятельности учителей в
разное время работавших в гимназии №7 с. Донского.
Вывод по проекту:
Мы отнесли его к категории творческих, потому что считаем, что истинное
творчество невозможно без исследования, поиска, открытий. В ходе работы
учащиеся много узнали о
превосходных художниках, которые всю жизнь
беззаветно служат своему делу не ради денег и славы, а по велению своей
души. Мне кажется, что и в наше время невозможно обойтись без людей,
которые до конца остаются верными своим идеалам, идеям гуманизма и
справедливости. Без них жизнь была бы серой и бессмысленной, ведь именно
такие люди вдохновляют нас и служат нравственным ориентиром, к которому
должен стремиться каждый.
Реализация данного проекта – это прекрасная возможность вовлечь ребят
в
продуктивную,
творческую
деятельность.
Он
позволяет
развить
эстетический
вкус,
повышает
активность
учащихся,
воспитывает
самостоятельность, чувство ответственности, сопереживание за общее дело.
Творческий труд – это стержень качества и эффективности обучения.
Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета
богатым,
глубоким,
привлекательным,
а
способы
познавательной
деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Творческая проектная деятельность позволяет значительно расширить круг
источников информации.
Активно
развивается
коммуникативная
компетентность
и
чувство
самореализации,
что
весьма
важно
для
формирующейся
личности
школьника.
Формируются
навыки
планирования,
индивидуальной
и
групповой
работы,
представления
результатов
исследовательской
деятельности в форме рефератов, докладов и творческих работ.
Формирование
коммуникативных
умений
у
школьников
требует
комплексного подхода
с использованием разнообразных форм и методов
обучения и воспитания на уроках и внеурочное время.
В
заключении
следует
сказать,
что
методическая
работа
по
использованию новых информационных технологий и приобретение опыта
руководства
проектной
деятельностью
учащихся
создают
условия
для
повышения профессиональной компетентности и педагога и его творческой
самореализации.
6