Автор: Морозова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Петлинская ООШ"
Населённый пункт: с.Петлино Вадский район Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лэпбук - как средство развития речи и познавательных способностей воспитанников в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Лэпбук -
как средство развития речи и познавательных способностей
воспитанников в ДОУ»
ФГОС ДО ориентирует нас, педагогов, на создание
благоприятных условий для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и каждый педагог
ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и
требованиям дошкольного образования.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая
профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Одной из главных
форм при развитии речи и познавательных способностей детей, является
игра. Играя, дети учатся контролировать полученный результат, имеют
возможность развивать познавательные интересы. Я являюсь воспитателем
младшей группы и для меня важно, чтобы каждый ребенок смог понять,
осознать и освоить темы в процессе непосредственно образовательной
деятельности (НОД). Известно, что лучше запоминается то, что нам
интересно, что было эмоционально окрашено. Учитывая особенности
возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность
возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой
деятельности. Я открыла для себя одну из инновационных форм работы с
дошкольниками - создание интерактивной папки - «лэпбука» различной
тематики, в основе которой лежит игровой прием.
Так что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с
английского языка значит " наколенная книга". Нет правильного или
неправильного способа оформления Лэпбука. Каждый Лэпбук
является оригинальным творением взрослого и (или) ребенка, будет
отличаться в зависимости от темы и личности творца.
Мной были разработаны и реализованы в процессе образовательной
деятельности лэпбуки направленные на разные образовательные области:
- «Весна»; «Зима»; «В гостях у сказки»; «ПДД»; «ФЭМП»; «Дикие и
домашние животные». Используя в своей работе лэпбук, обратила внимание
на то, что усвоение изучаемого материала стало происходить быстрее. Дети
более усидчивы и внимательны, быстрее происходит процесс автоматизации
и дифференциации звуков речи, закрепляются лексико-грамматические
категории и развивается связная речь дошкольников. Предлагаемые задания
вызывали интерес у детей, стремление их выполнить, повышали их
активность, активизировали познавательную деятельность. Кроме того, дети
могут поиграть в свободной деятельности с отдельными карточками из
пособия для автоматизации поставленных звуков и закреплению пройденного
материала.
Такая игровая интерактивная книга – это современная эффективная
технология обучения, поскольку именно в ходе игры выстраивается система
взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические
функции, среди которых речь занимает основное место.
В своей работе я также использую методические разработки ведущих
специалистов в области логопедии и разрабатываю сама дидактический
материал. Использую подготовительные упражнения для развития
артикуляционной, общей и мелкой моторики, слухового и зрительного
восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Детям очень нравятся
различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; традиционные и
нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики.
Кроме основной работы с детьми, я также активно провожу работу с
педагогами. Это непосредственное участие на РМО,родительских собраниях,
открытых занятиях, конкурсах.