Автор: Синцова Марина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20 г.Донецка
Населённый пункт: город Донецк, Ростовская область
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: Игра - путешествие "Я живу в России"
Раздел: начальное образование
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «Я ЖИВУ В РОССИИ»,
ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ РОССИИ »
Цель мероприятия - воспитание чувства патриотизма, уважения и гордости
своей Родиной.
Задачи:
1. Воспитание уважения и почтительного отношения к государственным
символам Российской Федерации.
2. Пробуждение у детей интереса к истории своей страны.
3. Углубление знаний о культуре России.
4. Стимулирование интереса школьников к государственному устройству России
Ожидаемые результаты. В результате реализации программы данного
мероприятия предполагается:
1. Формирование у детей позитивного отношения к истории, культуре,
государственным символам своей страны.
2. Повышение духовной культуры детей.
3. Увеличение числа детей, занятых в культурно-досуговой деятельности.
Ход мероприятия
Перед началом игры – общий сбор.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть на сегодняшнем
празднике.
Ведущий 2: Мы искренне поздравляем вас с Днём России! Желаем вам, конечно,
хорошо отдохнуть в лагере, набраться сил для отличной учебы.
Ведущий 1: День России – один из самых молодых и, наверное, один из самых
главных государственных праздников страны. Он начал отмечаться с 1994 года.
12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о
суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики.
Ведущий 2: В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим указом
придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о
государственном суверенитете России.
Ведущий 1: В декабре 2000 года этот праздник был переименован, теперь он
называется День России.
Ведущий 2: Этот день стал днём рождения нового, независимого государства,
днём рождения нашей Родины.
Ведущий 1: Ну и как на всяком дне рождения сегодня нет места грусти и печали.
Ведь с древнейших времён на Руси ни один праздник не обходился без весёлых
игр и конкурсов!
Ведущий 2: Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам
России, её истории и культуре.
Ведущий 1: Послушайте правила игры: Наша игра-путешествие будет
проходить по станциям: 1. Станция «Флаг России» 2. Станция «Герб России» 3.
Станция «Русские пословицы». 4. Станция «Русские загадки» 5. Станция
«Русские сказки» 6. Станция «Русские игры» 7. Станция «Самые знаменитые
русские»
Ведущий 2: На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За
правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный
лист.
Ведущий 1: Итак, начинаем наше путешествие. Командиры команд, получите
маршрутные листы. Выдаются маршрутные листы.
Ведущий 2: Путешествие началось. В путь, ребята. Команды отправляются по
станциям.
Станция 1 «Флаг России»
Ведущий: Каждый гражданин своей страны должен знать государственные
символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. На этой станции мы с вами
вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе. Предлагаю выполнить несколько
заданий.
1. «Флаг России». Вопрос: «Что такое флаг?» Ответ: Флаг — полотнище
правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее
какую-либо специальную расцветку.
Задание: Из предложенных заготовок ткани (или бумаги) разного цвета выберите
нужные и выложите флаг России. (выкладывают)
Вопрос: «Что означают цвета российского флага?» Ответ: Цвета российского
флага выбраны не случайно: белый - благородство; синий – верность и
честность; красный – мужество, отвага, героизм, смелость.
А совсем – совсем давно, когда в состав России входили Украина и Белоруссия,
красный цвет был цветом России, синий был цветом Украины, а белый –
Белоруссии. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно
поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни
флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его
защищают и берегут.
Станция 2. «Герб России» Вопрос: Что такое герб? Ответ: Герб – это
отличительный знак, эмблема государства, города. Вопрос: Назовите, что
является гербом России? Ответ: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне
красного цвета. Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы
орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов,
живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий
Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего
народа защищать страну от врагов.) Где мы встречаемся с изображением герба?
(на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании
школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных
наградах).
Задание – Из фрагментов составьте герб России (пазлы)
Станция 3 «Русские пословицы».
Ведущий: На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы. Пословицы
– это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для
углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь
народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное
творчество народа, и они употребляются в речи всем народом, Много пословиц и
поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас
задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину. Вам будут
даны тексты пословиц и поговорок. Но… все слова заменены антонимами. Кто
знает, что такое антоним?
Антоним- это слово с противоположным значением. Давайте попробуем: Сухой –
мокрый Грустный – веселый Умный – глупый Хорошо – плохо Каждый
правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
В гостях и потолок мешает Своя земля и в руке мила
У себя плохо, а у чужих – хуже. Дома и стены помогают
Где чужая окраина – там и ад В гостях – хорошо, а дома – лучше
Чужое небо и в ноге ненавистно. Где родной край, там и рай.
Станция 4 «Русские загадки»
Ведущий: Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки,
пословицы и поговорки. Загадка – это краткое описание неизвестного предмета
или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и
явления. Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень
эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это
поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы
испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический
взгляд на действительность.
Задание И сейчас я попрошу вас отгадать русские народные загадки. Каждый
правильный ответ – 1 балл.
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается.
Людям улыбается. (Солнце)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят (Месяцы)
Пришел волк —
Весь народ умолк,
Ясен сокол пришел —
Весь народ пошел. (Ночь и день)
Поднялись ворота —
Всему миру красота. (Радуга)
Бел, как снег. В чести у всех,
В рот попал —
Там и пропал. (Сахар)
И языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
Утка ныряла-ныряла
И хвост потеряла. (Иголка и нитка)
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает. {Очки)
Сам худ – голова с пуд.
На работу вышел – каждый услышал. (Молоток)
Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
Тебе дано,
А люди им пользуются. (Имя)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные. (Горох)
Станция 5 «Русские сказки»
Ведущий: Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки.
Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Словом
«сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические
анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы,
несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки. На сказочной
станции мы и вспомним русские народные сказки.За каждый правильный ответ
вы получаете 1 балл
Задание 1– «Чьи вещи?» Надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя
или название сказки (хорошо если есть иллюстрации):
• помело (Баба Яга)
• щука (Емеля)
• топор (солдат)
• золотое яичко (курочка Ряба)
• простое яйцо (Кащей Бессмертный)
• яблочко на блюдечке (Машенька)- Серебряное блюдечко и наливное яблочко
• морозильный посох (Морозко)
• кувшин и тарелка (Журавль и лиса)
• бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко) (максимально 9 баллов)
Задание 2 «Отгадай, кто это»
Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта (Емеля)
Имя былинного богатыря из города Мурома (Илья)
Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных (Колобок)
Какое дерево спасло двоих детей от погони (Яблоня)
Какой конь может прыгнуть до крыши терема (Сивка-бурка)
Кто, распрощавшись с зеленою кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
(максимально 6 баллов)
Задание 3: «Продолжи фразу»
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…(а от тебя и подавно уйду)
В некотором царстве…(в некотором государстве)
По щучьему велению…(по моему хотению)
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)
Несет меня лиса…(за дальние леса, за высокие горы)
И я там был мед-пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)
(максимально 6 баллов)
Станция 6 «Русские игры»
Ведущий: Народные игры – это яркое выражение характера народа в них
играющего, отражение истории его развития. Многие народные игры мы знаем с
раннего детства.
Задание . Предлагаю вам поиграть в русские народные игры. Игровая программа
с использованием русских народных игр на выбор в течение 7 минут.
• Гуси-гуси Раз, два …десять. 12 По краям игровой площадки располагаются два
«дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль
«волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий
отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»: - Гуси, гуси! - Га-га-
га! - Есть хотите? - Да-да-да! - Так летите же домой! - Нам нельзя: Серый волк
под горой Не пускает нас домой! - Ну, летите, как хотите, Только крылья
берегите! «Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а
«волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
• Коты и мыши Игроки (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к
другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят
коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает
вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре,
образованном сцепленными руками игроков. Как только кот поймал мышь,
игроки встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты
не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и
мыши не должны убегать далеко от норы.
• Пчелки и ласточки Игроки – пчелки сидят на полянке и поют: Пчелки летают,
медок собирают! Зум, зум, зум, зум, зум, зум! Ласточка в своем гнезде слушает
их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок
поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится
ласточкой.
• Бабка – Ежка» Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-
Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят: Бабка-
Ежка костяная ножка. С печки упала, ножку сломала, а потом и говорит: «У меня
нога болит». Пошла она на улицу – раздавила курицу, пошла на базар –
раздавила самовар. Пошла на лужайку – испугала зайку. Баба-яга скачет из круга
на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает –
тот замирает.
Станция 7 «Самые знаменитые русские»
Ведущий: Нашу страну, конечно же, знают во всем мире. А чем особенно
знаменита Россия?
Задание - Ответив на вопросы викторины вы сможете заработать по одному
баллу за правильный ответ.
1. Самая популярная в мире русская игрушка. (Матрёшка)
2. Самый известный русский поэт (Пушкин)
3. Самый известный русский город (Москва)
4. Самая распространенная русская фамилия (Иванов, Кузнецов)
5. Самое известное женское русское и мужское имя (Мария, Иван)
6. Самое известное мужское русское имя (Иван)
7. Самый знаменитый русский напиток (квас)
8. Самый известный русский богатырь (Илья Муромец)
9. Самый знаменитый русский полководец. (Суворов)
10. Самое известное русское озеро? (Байкал)
11. Самый знаменитый русский космонавт. (Юрий Алексеевич Гагарин)
После прохождения всех станций команды собираются в зале и сдают
маршрутные листы для подведения итогов. По итогам путешествия отмечаются
команды-победители каждой станции и команда, получившая наибольшее
количество баллов в маршрутном листе. Таким образом, награждаются все-
команды, принимавшие участие в игре.