Напоминание

Алгоритм профилактической работы отклоняющегося поведения


Автор: Сигута Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГБУСО
Населённый пункт: г.Находка
Наименование материала: Статья
Тема: Алгоритм профилактической работы отклоняющегося поведения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Алгоритм профилактической работы отклоняющегося поведения

И. В. Сигута,

воспитатель отделения

социальной реабилитации

КГБУСО «Находкинский СРЦН «Альбатрос»

В настоящее время усиливается тенденция самоустранения родителей от воспитания и

личностного

развития

ребенка.

Подросток

попадает

под

отрицательное

воздействие

социальной

среды;

сталкивается

со

сложностями

в

отношениях

со

сверстниками

и

взрослыми; трудностями в проявлении собственного «Я» в коллективе и самоутверждения в

нем. В данной ситуации социально-реабилитационный центр играет особую роль, решая не

только

задачи

по

оказанию

услуг,

но

и,

в

первую

очередь,

проблемы

воспитания,

социализации,

оздоровления и стабильности

российского общества в целом.

Большое

значение в воспитании детей и подростков играет процесс социализации. Наиболее сложно он

протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в

сознании, появляется большое разнообразие отношений.

Спорт

обладает

большим

потенциалом

социального

развития.

В

процессе

занятий

физической

культурой

и

спортом

вырабатывается

способность

усваивать

существующие

правила и нормы общественного поведения и твёрдо следовать им.

Часто именно спорт – очень хороший, а порой и единственно возможный способ

педагогической работы с трудными подростками. Ведь спорт требует от человека отдачи всех

сил. Это превосходный способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе

занятий, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит наружу. Подросток

(если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и

обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий. Очень высок в этом случае

уровень ответственности воспитателя.

Трудные подростки в командных видах спорта часто становятся лидерами в команде.

Однако

при

наличии

другого

лидера

«трудный

подросток»

будет

«биться

за

лидерство»

силовыми методами, что негативно повлияет как на климат в команде, так и на здоровье обоих

подростков. В индивидуальных видах спорта трудный подросток, добившись определенных

успехов, часто начинает чувствовать себя «всесильным» и принижать других подростков, не

занимающихся спортом, либо имеющих более скромные результаты. Стоит заметить, что

силовое воздействие на более слабых подростков оказывают не только юноши, но и девушки-

подростки.

Воспитатель

в

этом

случае

должен

своевременно

заметить

подобные

явления,

и

пояснить воспитаннику, что наличие физической силы в современном мире – далеко не

определяющий фактор; следует рассказать о силе воли как более значимом моменте.

Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше, лидерами в командах,

демонстрируют высокие показатели в индивидуальных видах спорта. Спорт для них – это

важный, а часто – и единственный способ самореализации. Потому особенно значимыми для

них являются похвала педагога, грамоты и медали, полученные по результатам соревнований.

Основной задачей привлечения трудновоспитуемых подростков является вовлечение их

в

занятия

интересным

делом,

а

именно:

спортивные

игры,

единоборства.

Учитывая

определенный интерес данного контингента к физической культуре и спорту, содержание

данной работы необходимо рассматривать как единство трех взаимосвязанных компонентов.

Первый – подбор средств и методов, способствующих вовлечению трудных подростков

в

спортивные

секции

с

последующим

формированием

интереса

к

систематическим

тренировкам.

Второй – коррекция нравственного, психического и физического здоровья.

Третий – освоение подростками способов, методов физкультурно-оздоровительной и

спортивной работы в избранных видах спорта.

Воспитанники Находкинского

реабилитационного центра для несовершеннолетних

«Альбатрос»

имеют

возможность

посещать

занятия

по

физической

культуре.

В

центре

создаются

все

условия

для

физического

и

спортивно-оздоровительного

развития

воспитанников. В наличие имеется разнообразный спортивный инвентарь:

- тренажеры;

- спортивные площадки на территории центра.

Посещение

спортивного

зала

и

занятие

спортом

в

процессе

реабилитации

способствуют восстановлению здоровья детей, а также формируют

у них положительные

отношение к здоровому образу жизни. Занятия спортом в процессе реабилитации внесены в

спортивно-оздоровительную программу «Спорт – это здорово! » и проходят под контролем

специалистов учреждения. Программа предназначена для воспитанников среднего и старшего

возраста.

Она

содержит

следующие

задачи:

оздоровительные,

образовательные,

воспитательные и коррекционные.

Учитывая,

что

воспитание

и

перевоспитание

трудновоспитуемых

подростков

длительный процесс, планирование воспитательной работы осуществляется по этапам.

На

первом

этапе

основное

внимание

обращается

на

исправление

отрицательных

качеств

личности

с

последующим

воспитанием

трудолюбия,

честности,

настойчивости,

инициативности,

формирования

интереса

к

избранному

виду

спортивной

деятельности,

повышение общей физической подготовленности.

На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям становится увлеченность,

большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым подростком. Воспитательный

процесс направлен на воспитание таких качеств, как самообладание, выдержка, смелость,

смекалка,

умение

контролировать

свои

поступки.

Средства

физического

воспитания

направлены на совершенствование общей и специальной физической подготовленности в

избранном виде спорта.

На третьем этапе предусматриваются развитие и совершенствование у занимающихся

навыков

самовоспитания

и

контроля

в

основных

видах

деятельности

(спортивной,

общественно значимой).

В

реабилитационном

центре

«Альбатрос»

проводят

спортивные

праздники

и

мероприятия по всем трём этапам.

Среди

них

встречи

и

беседы

со

спортсменами,

занятия

с

волонтёрами.

Это

Всероссийская

общественная

организация

«Боевое

братство»,

Приморская

краевая

общественная организация ветеранов воздушно-десантных войск специального назначения

«Союз десантников», спортивный клуб «Кимура», тренировки по ДЗЮДО.

Большая работа проводится с родителями детей в рамках детско-родительского клуба

«Сохраним семейное счастье». С участием родителей проходят спортивные соревнования и

праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа – может» и т.д. Родители вместе со

специалистами

учреждения

сопровождают

ребят

на

экскурсии

и

походы,

получая

положительный заряд бодрости и многочисленные эмоции, что способствует укреплению и

сохранению семей.

Важное

место

в

процессе

привлечения

подростков

к

спортивной

деятельности

отводится теоретической подготовке. Она проводится в форме бесед, лекций, круглых столов,

встреч со спортсменами. Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе тренировочных

занятий и носят краткий, ясный характер, подкрепляются примерами. Главным условием для

проведения бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в начале занятий

(хорошее настроение группы), в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация),

в

конце

(удовлетворенность

проведением

занятий).

Лекции,

круглые

столы,

встречи

с

интересными людьми проводятся в свободное время по плану.

Воспитание

нравственности

идёт

параллельно

с

формированием

интереса

к

систематическим занятиям физической культурой и спортом.

На начальном этапе экспериментальных занятий необходимо вызвать у занимающихся

положительные эмоциональные переживания и удовлетворение от спортивной деятельности.

Это достигается путем подбора таких средств и методов, которые бы соответствовали их

интересам, были доступны и понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на

сознательность и активность обучаемых. При этом усваивать предлагаемый материал они

должны не легко, а с определенным напряжением, в противном случае процесс обучения

перестает их увлекать.

В процессе упражнений создаются ситуации, в которых подростки действовали бы

уверенно; широко используется метод поощрения, даже за неудачно выполненное задание;

поощряется

самостоятельность,

оказание

помощи

товарищам

по

группе.

Включение

подростков в любимую и нелюбимую работу, опора на положительные качества подростков,

использование

соревнований

внутри

группы,

групповой

анализ

успехов

и

недостатков

в

тренировочной работе способствуют развитию воли, решимости, самолюбия, уверенности в

своих силах.

Решающая роль в выполнении всех вышеперечисленных мероприятий принадлежит

педагогу. Побуждая своих воспитанников к систематическим занятиям, педагог должен иметь

не

только

глубокие

знания

в

своей

области,

но

и

быть

чутким,

внимательным,

знать

возрастные

и

индивидуальные

особенности

занимающихся,

состояние

их

физического

и

психического здоровья. Физическая культура и спорт-это сфера социальной деятельности,

направленная на сохранение и укрепление здоровья, развития психофизических способностей

у подростков в процессе осознанной двигательной активности. В широком смысле это именно

часть культуры, совокупность знаний и ценностей, которые общество создаёт и применяется с

целью

развития

способностей

человека.

Это

система

мероприятий,

направленных

на

укрепление физического здоровья и развития физических способностей у трудных подростков.

Таким образом, физическая культура и спорт – это средство для самореализации

подростков. Это способ организации досуга. Поэтому привлечение их к занятиям физической

культурой – это путь к гармонизации российского общества в целом.



В раздел образования




Яндекс.Метрика