Автор: Сигута Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГБУСО
Населённый пункт: г.Находка
Наименование материала: Статья
Тема: Алгоритм профилактической работы отклоняющегося поведения
Раздел: дополнительное образование
Алгоритм профилактической работы отклоняющегося поведения
И. В. Сигута,
воспитатель отделения
социальной реабилитации
КГБУСО «Находкинский СРЦН «Альбатрос»
В настоящее время усиливается тенденция самоустранения родителей от воспитания и
личностного
развития
ребенка.
Подросток
попадает
под
отрицательное
воздействие
социальной
среды;
сталкивается
со
сложностями
в
отношениях
со
сверстниками
и
взрослыми; трудностями в проявлении собственного «Я» в коллективе и самоутверждения в
нем. В данной ситуации социально-реабилитационный центр играет особую роль, решая не
только
задачи
по
оказанию
услуг,
но
и,
в
первую
очередь,
проблемы
воспитания,
социализации,
оздоровления и стабильности
российского общества в целом.
Большое
значение в воспитании детей и подростков играет процесс социализации. Наиболее сложно он
протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в
сознании, появляется большое разнообразие отношений.
Спорт
обладает
большим
потенциалом
социального
развития.
В
процессе
занятий
физической
культурой
и
спортом
вырабатывается
способность
усваивать
существующие
правила и нормы общественного поведения и твёрдо следовать им.
Часто именно спорт – очень хороший, а порой и единственно возможный способ
педагогической работы с трудными подростками. Ведь спорт требует от человека отдачи всех
сил. Это превосходный способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе
занятий, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и выходит наружу. Подросток
(если он желает побеждать) должен контролировать собственную агрессию, развивая волю и
обращая внимание на моральную сторону спортивных занятий. Очень высок в этом случае
уровень ответственности воспитателя.
Трудные подростки в командных видах спорта часто становятся лидерами в команде.
Однако
при
наличии
другого
лидера
«трудный
подросток»
будет
«биться
за
лидерство»
силовыми методами, что негативно повлияет как на климат в команде, так и на здоровье обоих
подростков. В индивидуальных видах спорта трудный подросток, добившись определенных
успехов, часто начинает чувствовать себя «всесильным» и принижать других подростков, не
занимающихся спортом, либо имеющих более скромные результаты. Стоит заметить, что
силовое воздействие на более слабых подростков оказывают не только юноши, но и девушки-
подростки.
Воспитатель
в
этом
случае
должен
своевременно
заметить
подобные
явления,
и
пояснить воспитаннику, что наличие физической силы в современном мире – далеко не
определяющий фактор; следует рассказать о силе воли как более значимом моменте.
Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше, лидерами в командах,
демонстрируют высокие показатели в индивидуальных видах спорта. Спорт для них – это
важный, а часто – и единственный способ самореализации. Потому особенно значимыми для
них являются похвала педагога, грамоты и медали, полученные по результатам соревнований.
Основной задачей привлечения трудновоспитуемых подростков является вовлечение их
в
занятия
интересным
делом,
а
именно:
спортивные
игры,
единоборства.
Учитывая
определенный интерес данного контингента к физической культуре и спорту, содержание
данной работы необходимо рассматривать как единство трех взаимосвязанных компонентов.
Первый – подбор средств и методов, способствующих вовлечению трудных подростков
в
спортивные
секции
с
последующим
формированием
интереса
к
систематическим
тренировкам.
Второй – коррекция нравственного, психического и физического здоровья.
Третий – освоение подростками способов, методов физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы в избранных видах спорта.
Воспитанники Находкинского
реабилитационного центра для несовершеннолетних
«Альбатрос»
имеют
возможность
посещать
занятия
по
физической
культуре.
В
центре
создаются
все
условия
для
физического
и
спортивно-оздоровительного
развития
воспитанников. В наличие имеется разнообразный спортивный инвентарь:
- тренажеры;
- спортивные площадки на территории центра.
Посещение
спортивного
зала
и
занятие
спортом
в
процессе
реабилитации
способствуют восстановлению здоровья детей, а также формируют
у них положительные
отношение к здоровому образу жизни. Занятия спортом в процессе реабилитации внесены в
спортивно-оздоровительную программу «Спорт – это здорово! » и проходят под контролем
специалистов учреждения. Программа предназначена для воспитанников среднего и старшего
возраста.
Она
содержит
следующие
задачи:
оздоровительные,
образовательные,
воспитательные и коррекционные.
Учитывая,
что
воспитание
и
перевоспитание
трудновоспитуемых
подростков
–
длительный процесс, планирование воспитательной работы осуществляется по этапам.
На
первом
этапе
основное
внимание
обращается
на
исправление
отрицательных
качеств
личности
с
последующим
воспитанием
трудолюбия,
честности,
настойчивости,
инициативности,
формирования
интереса
к
избранному
виду
спортивной
деятельности,
повышение общей физической подготовленности.
На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям становится увлеченность,
большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым подростком. Воспитательный
процесс направлен на воспитание таких качеств, как самообладание, выдержка, смелость,
смекалка,
умение
контролировать
свои
поступки.
Средства
физического
воспитания
направлены на совершенствование общей и специальной физической подготовленности в
избранном виде спорта.
На третьем этапе предусматриваются развитие и совершенствование у занимающихся
навыков
самовоспитания
и
контроля
в
основных
видах
деятельности
(спортивной,
общественно значимой).
В
реабилитационном
центре
«Альбатрос»
проводят
спортивные
праздники
и
мероприятия по всем трём этапам.
Среди
них
встречи
и
беседы
со
спортсменами,
занятия
с
волонтёрами.
Это
Всероссийская
общественная
организация
«Боевое
братство»,
Приморская
краевая
общественная организация ветеранов воздушно-десантных войск специального назначения
«Союз десантников», спортивный клуб «Кимура», тренировки по ДЗЮДО.
Большая работа проводится с родителями детей в рамках детско-родительского клуба
«Сохраним семейное счастье». С участием родителей проходят спортивные соревнования и
праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа – может» и т.д. Родители вместе со
специалистами
учреждения
сопровождают
ребят
на
экскурсии
и
походы,
получая
положительный заряд бодрости и многочисленные эмоции, что способствует укреплению и
сохранению семей.
Важное
место
в
процессе
привлечения
подростков
к
спортивной
деятельности
отводится теоретической подготовке. Она проводится в форме бесед, лекций, круглых столов,
встреч со спортсменами. Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе тренировочных
занятий и носят краткий, ясный характер, подкрепляются примерами. Главным условием для
проведения бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в начале занятий
(хорошее настроение группы), в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация),
в
конце
(удовлетворенность
проведением
занятий).
Лекции,
круглые
столы,
встречи
с
интересными людьми проводятся в свободное время по плану.
Воспитание
нравственности
идёт
параллельно
с
формированием
интереса
к
систематическим занятиям физической культурой и спортом.
На начальном этапе экспериментальных занятий необходимо вызвать у занимающихся
положительные эмоциональные переживания и удовлетворение от спортивной деятельности.
Это достигается путем подбора таких средств и методов, которые бы соответствовали их
интересам, были доступны и понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на
сознательность и активность обучаемых. При этом усваивать предлагаемый материал они
должны не легко, а с определенным напряжением, в противном случае процесс обучения
перестает их увлекать.
В процессе упражнений создаются ситуации, в которых подростки действовали бы
уверенно; широко используется метод поощрения, даже за неудачно выполненное задание;
поощряется
самостоятельность,
оказание
помощи
товарищам
по
группе.
Включение
подростков в любимую и нелюбимую работу, опора на положительные качества подростков,
использование
соревнований
внутри
группы,
групповой
анализ
успехов
и
недостатков
в
тренировочной работе способствуют развитию воли, решимости, самолюбия, уверенности в
своих силах.
Решающая роль в выполнении всех вышеперечисленных мероприятий принадлежит
педагогу. Побуждая своих воспитанников к систематическим занятиям, педагог должен иметь
не
только
глубокие
знания
в
своей
области,
но
и
быть
чутким,
внимательным,
знать
возрастные
и
индивидуальные
особенности
занимающихся,
состояние
их
физического
и
психического здоровья. Физическая культура и спорт-это сфера социальной деятельности,
направленная на сохранение и укрепление здоровья, развития психофизических способностей
у подростков в процессе осознанной двигательной активности. В широком смысле это именно
часть культуры, совокупность знаний и ценностей, которые общество создаёт и применяется с
целью
развития
способностей
человека.
Это
система
мероприятий,
направленных
на
укрепление физического здоровья и развития физических способностей у трудных подростков.
Таким образом, физическая культура и спорт – это средство для самореализации
подростков. Это способ организации досуга. Поэтому привлечение их к занятиям физической
культурой – это путь к гармонизации российского общества в целом.