Напоминание

Работа концертмейстера в ДШИ с учащимися различных специальностей.


Автор: Булкина Ольга Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Новоспасской ДШИ Ульяновской области
Населённый пункт: р.п Новоспасское, Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Работа концертмейстера в ДШИ с учащимися различных специальностей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа концертмейстера в ДШИ с учащимися различных специальностей.

Концертмейстерская работа в школе искусств сочетает в себе творческую и

педагогическую деятельность. Искусство аккомпанемента следует

рассматривать не в свете вспомогательной роли, по ритмической и

гармонической поддержке партнеров, а как равноправного члена единого

музыкального организма. Эта работа требует от музыканта кроме артистизма

разносторонних музыкально-исполнительских возможностей, знаний

особенностей игры на инструментах классов, где он работает, знания

специфики работы в вокальных, хоровых, хореографических коллективах.

Осознавая все разнообразие и особенности работы в различных классах,

необходимо выделить ряд общих черт в деятельности концертмейстеров

детских школ искусств.

Одним из более важных условий работы является умение быть «вторым»,

слышать себя со стороны. Это дает возможность не заглушить солиста, не

нарушить ансамбль, а наоборот, иметь возможность ощущать этот ансамбль.

Подчинятся замыслу композитора, солиста, руководителя коллектива, сохраняя

чувство меры и звукового баланса.

Не менее важно являться требование точного следования тексту. Штрихи,

динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точным

образом. Нельзя в текстах, особенно в классических, написанных именно для

фортепиано, переиначивать оттенки, мелизмы и др. Довольно часто возникает

вопрос упрощения фактуры с целью получения более рационального способа

изложения. В своей работе концертмейстер может произвольно изменить и

облегчить трудные места для сохранения движения музыки. Это происходит в

том случае, когда данная партия сочинялась не для фортепиано, с учетом

особенностей инструмента, а является переложением оркестровой партитуры,

приспособлением масштабного, многоголосного звучания к возможностям

одного инструмента – фортепиано. Особенно распространенно это в классе

хореографии.

Необходимо ответить некоторые стороны работы в вокальном классе.

Рассматривая особенности эстрадные манеры исполнения учащимися, нельзя

не учитывать универсальность этого типа вокала, включающего совокупность

всех певческих техник и возможностей исполнения доступных стилей для

концертмейстерской поддержке, разнообразной по своей

многофункциональности и универсальности. Это: аккомпанирование вокальных

упражнений с гармоническим сопровождением по полутонам, на гласных и в

сочетании с согласными звуками, арпеджио, октавные скачки и тд. В

аккомпанировании русских народных песен, идя от образа к звуку,

концертмейстер следит за плавность голосоведения, фразировкой, точность

смены темпа. Кроме того, активной сферой музицирования концертмейстера

может быть аранжировка аккомпанемента на музыкальном компьютере

«ямаха». В результате данной деятельности он демонстрирует свободное

владения формами транспонирования музыкального материала, знания

специфики дыхания и тесситуры голоса, быстроту реакции во время

исполнения. Учащиеся - инструменталисты и класса сольного пения любят

занятия с концертмейстером – пианистом, так как это приближает их к

концертному выступлению, и иногда работа без преподавателя бывает очень

полезной. Роль увлекательной работы концертмейстера в учебном процессе

школы конечно же велика, как один из компонентов, влияющих на качество и

результаты обучения. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что

творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и

педагогическую, и организационную, в которых музыка является реальным

художественным процессом.

Невозможно не затронуть вопрос общей музыкальной эрудиции. К.Г.Мострас

писал: «Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,

нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки,

достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого

ума и большого чувства». Сказанное им, ярко передает образ музыканта-

концертмейстера, подтверждая необходимость высокого музыкального

мастерства и большой любви к своей профессии.



В раздел образования




Яндекс.Метрика