Автор: Булкина Ольга Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Новоспасской ДШИ Ульяновской области
Населённый пункт: р.п Новоспасское, Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Работа концертмейстера в ДШИ с учащимися различных специальностей.
Раздел: дополнительное образование
Работа концертмейстера в ДШИ с учащимися различных специальностей.
Концертмейстерская работа в школе искусств сочетает в себе творческую и
педагогическую деятельность. Искусство аккомпанемента следует
рассматривать не в свете вспомогательной роли, по ритмической и
гармонической поддержке партнеров, а как равноправного члена единого
музыкального организма. Эта работа требует от музыканта кроме артистизма
разносторонних музыкально-исполнительских возможностей, знаний
особенностей игры на инструментах классов, где он работает, знания
специфики работы в вокальных, хоровых, хореографических коллективах.
Осознавая все разнообразие и особенности работы в различных классах,
необходимо выделить ряд общих черт в деятельности концертмейстеров
детских школ искусств.
Одним из более важных условий работы является умение быть «вторым»,
слышать себя со стороны. Это дает возможность не заглушить солиста, не
нарушить ансамбль, а наоборот, иметь возможность ощущать этот ансамбль.
Подчинятся замыслу композитора, солиста, руководителя коллектива, сохраняя
чувство меры и звукового баланса.
Не менее важно являться требование точного следования тексту. Штрихи,
динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точным
образом. Нельзя в текстах, особенно в классических, написанных именно для
фортепиано, переиначивать оттенки, мелизмы и др. Довольно часто возникает
вопрос упрощения фактуры с целью получения более рационального способа
изложения. В своей работе концертмейстер может произвольно изменить и
облегчить трудные места для сохранения движения музыки. Это происходит в
том случае, когда данная партия сочинялась не для фортепиано, с учетом
особенностей инструмента, а является переложением оркестровой партитуры,
приспособлением масштабного, многоголосного звучания к возможностям
одного инструмента – фортепиано. Особенно распространенно это в классе
хореографии.
Необходимо ответить некоторые стороны работы в вокальном классе.
Рассматривая особенности эстрадные манеры исполнения учащимися, нельзя
не учитывать универсальность этого типа вокала, включающего совокупность
всех певческих техник и возможностей исполнения доступных стилей для
концертмейстерской поддержке, разнообразной по своей
многофункциональности и универсальности. Это: аккомпанирование вокальных
упражнений с гармоническим сопровождением по полутонам, на гласных и в
сочетании с согласными звуками, арпеджио, октавные скачки и тд. В
аккомпанировании русских народных песен, идя от образа к звуку,
концертмейстер следит за плавность голосоведения, фразировкой, точность
смены темпа. Кроме того, активной сферой музицирования концертмейстера
может быть аранжировка аккомпанемента на музыкальном компьютере
«ямаха». В результате данной деятельности он демонстрирует свободное
владения формами транспонирования музыкального материала, знания
специфики дыхания и тесситуры голоса, быстроту реакции во время
исполнения. Учащиеся - инструменталисты и класса сольного пения любят
занятия с концертмейстером – пианистом, так как это приближает их к
концертному выступлению, и иногда работа без преподавателя бывает очень
полезной. Роль увлекательной работы концертмейстера в учебном процессе
школы конечно же велика, как один из компонентов, влияющих на качество и
результаты обучения. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что
творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и
педагогическую, и организационную, в которых музыка является реальным
художественным процессом.
Невозможно не затронуть вопрос общей музыкальной эрудиции. К.Г.Мострас
писал: «Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,
нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки,
достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого
ума и большого чувства». Сказанное им, ярко передает образ музыканта-
концертмейстера, подтверждая необходимость высокого музыкального
мастерства и большой любви к своей профессии.