Автор: Батомункоева Дианна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ имени Г. М. Василевич
Населённый пункт: с. Иенгра г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Учебная программа по внеурочной деятельности
Тема: "Эвенкийские игры"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии,
снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических
условиях
снижается
двигательная
активность,
что
отрицательно
складывается
на
общем
и
физическом
развитии
детей,
поэтому
надо
стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную
жизнь.
Эта
форма
деятельности
наиболее
близка
и
понятна
детям,
она
вызывает у них яркие эмоциональные переживания
Игра
с
давних
пор
была
неотъемлемой
частью
жизни
человека,
использовалась
с
целью
воспитания
и
физического
развития
подрастающего поколения.
Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных
преимуществ игровой деятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда
вступает добровольно. Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое
главное
дать
детям
возможность
раскрыть
себя,
реализовать
свои
силы,
проявить самостоятельность в действиях и поступках, познать преимущества
совместной деятельности. Современные дети мало двигаются, меньше, чем
раньше, играют в подвижные игры из–за привязанности к телевизору и
компьютерным играм.
Подвижные игры – это хороший активный отдых после длительной
умственной деятельности, поэтому они уместны по окончании уроков. У
каждого народа есть свои, национальные игры, которые в процессе развития
общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием,
потеряли свою изначальную специфичность.
Эвенкийские подвижные игры,
наряду с другими воспитательными
средствами
представляют
собой
основу
формирования
гармонически
развитой,
активной
личности,
сочетающей
в
себе
духовное
богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство. Они образуют фундамент
для
развития
нравственных
чувств
младших
школьников,
осознания
и
дальнейшего
проявления
их
в
общественно
-
полезной
и
творческой
деятельности.
Цели данной программы:
· формирование целостных представлений о народной культуре и традициях
у младших школьников на материале народных игр и забав;
·
формирование
физической
культуры
как
составной
части
целостной
культуры личности.
Программа «Эвенкийские игры» ориентирована на решение следующих
оздоровительных, воспитательных и образовательных задач:
· возрождение традиций нашей культуры через осознание роли народных игр
в жизни людей;
· вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической
культуре, формируемыми игровой деятельностью;
·
содействие
укреплению
здоровья,
разносторонней
физической
подготовленности растущего организма и профилактике заболеваний;
· привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными
играми, физическими упражнениями, спортом;
· создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
· подготовка обучающихся к выполнению нормативных требований.
Все вышеуказанные задачи необходимо решать в комплексе, только в таком
случае
каждая
подвижная
игра
будет
эффективным
средством
разностороннего физического воспитания детей.
Кроме
того,
занятия
подвижными
и
народными
играми
вырабатывают
координированные,
экономные
и
согласованные
движения;
игроки
приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и
быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом
необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Основным организационным
принципом
построения
программы
является углубление представлений у младших школьников о подвижных
играх, играх разных народов.
Данная программа предполагает обучение первоклассников национальным
подвижным играм
Ведущими организационными формами обучения являются занятие и
соревнование.
Изучая народные подвижные игры, важно создать оптимальные условия,
используя разнообразные методы обучения, работать гибко и разнообразно.
Методы обучения, используемые в программе: словесный, наглядный,
практический, игровой, проблемный.
Из словесных методов используются микро беседа, рассказ, объяснение.
Этот метод важен всякий раз при изучении новой игры, будь то просто
подвижная игра, или же игра какого – либо народа.
Наглядные методы обучения, заключающиеся в показе учителем и самими
обучающимися упражнений, правил игр и т.п. Таким образом, благодаря
этому
методу
на
каждом
занятии
обучающиеся
совершенствуют
двигательные
умения
и
навыки,
получая
готовые
знания
в
процессе
наблюдения и ситуаций.
Из практических методов анализа игровых физического воспитания в
занятиях широко применяется игровой метод, так как является наиболее
эффективным
в
процессе
обучения
и
воспитания
(в
отличии
от
соревновательного, он всегда имеет сюжетное содержание).
Проблемный
метод
в
занятиях
используется
в
виде
наблюдения,
как
самостоятельно,
так
и
под
руководством
педагога,
что
способствует
привлечению обучающихся к анализу различных игровых ситуаций, давая
детям решать игровые проблемы самостоятельно.
Данная программа предполагает ведение занятий на основе таких форм
обучения, как фронтальная, индивидуальная, групповая
Фронтальная форма обучения позволяет достичь высокого тренировочного
эффекта,
который
наиболее
эффективен
при
выполнении
комплекса
общеразвивающих упражнений и при изучении игровых правил. Используя
групповую форму обучения, учитель добивается дозирования нагрузки, а так
же необходимой активности обучающихся.
Применение индивидуального обучения необходимо в народных играх, когда
один
или
несколько
обучающихся
(водящие)
получают
персональные
задания, которые должны тут же выполнять самостоятельно.
В результате обучения обучающиеся должны знать:
·
цель
и
задачи
разминки,
основной
и
заключительной
частей
занятий
спортивной секции;
· гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде;
· названия, историю и правила различных подвижных и народных игр;
·
характерные
спортивные
травмы
и
их
предупреждение
при
участии
в
подвижных и народных играх;
· понятия «эстафета», «соревнование»;
· виды и формы подвижных игр;
- считалки;
уметь:
· выполнять комплекс общеразвивающих упражнений самостоятельно;
· играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
· владеть мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе
подвижных игр;
· играть в игры разных народов.
· выполнять повороты в движении и на месте.
Календарно-тематическое планирование
№
Название игр
Кол-во
часов
Дата
I.
Подвижные игры
Личностные
результаты:
* Развитие мотивов
учебной деятельности и
лич но с тны й
с м ы с л
учения.
активное
включение в общение и
в за им од е йс т в ие
с о
с в е р с т н и к а м и
н а
принципах уважения и
доброжелательности,
в з а и м о п о м о щ и
и
сопереживания;
проявление
положительных качеств
личности и управление
своими
эмоциями
в
различных
(нестандартных)
ситуациях и условиях;
*проявление
дисциплинированности
,
т р у д о л ю б и я
и
упорства в достижении
поставленных
целей,
оказание
бескорыстной
п о м о щ и
с в о и м
сверстникам,
нахождение
с
ними
общего языка и общих
интересов.
Метапредметные
результаты:
обнаружение
о ш и б о к
п р и
выполнении
учебных
з а д а н и й ,
о т б о р
с п о с о б о в
и х
исправления;
о б щ е н и е
и
в за им од е йс т в ие
с о
с в е р с т н и к а м и
н а
принципах
в з а и м оу в а ж е н и я
и
взаимопомощи, дружбы
и толерантности;
обеспечение
защиты
и
сохранности
п р и р од ы
в о
в р е м я
активного
отдыха
и
занятий
физиче ской
культурой;
организация
1.
Хэтэкэнивкэ (скакать)
1
2.
Сигачан тадук ныкил (коршун
и утки)
1
3.
Орор тадук долбохик (олени и
волки)
1
4.
Орор тадук этэекимнил (олени
и пастухи)
1
5.
Мачикат (игра в мяч)
1
6.
Килакаткат
1
7.
Маутладеми (игра в маут)
1
8.
Хэкуке
–
ингинике
(жарко
-
холодно)
1
9.
Хэрэлибгивун
(вылавливание
предмета)
1
10.
Кунэлир
1
11.
Харги
1
12.
Паксиду (бадминтон)
1
13.
Выхвати палочку
1
II.
Состязания
14.
Маутлами
1
15.
Иэки лука (стрельба из лука на
глазомер)
1
16.
Бэркалэн (стрельба из лука)
1
17.
Никимнакит
перетягивание
шеями
1
18.
Куркат (перетягивание)
1
19.
Перетягивание на пальцах
1
20.
Норчан борьба
1
21.
Прыжки на одной ноге
1
22.
Прыжки через поленья
1
23.
Ангаран (толкаться)
1
24.
Сиргат
хуктывун
(гонки
на
оленьих упряжках)
1
25.
Укучакту
хуктывун
(гонки
верх. на оленях)
1
26.
Нэрувун (ловля хариуса)
1
27.
Улукивки (как белка)
1
28.
Иктылэн (зубами)
1
29.
Тутулэн (ползать)
1
30.
Тынилэк (на пятках)
1
III.
Подражательные
игры
31.
Мата эмэрэн (игра в гостей)
1
самостоятельной
деятельности
с
учётом
т р е б о в а н и й
е ё
безопасности,
сохранности
инвентаря
и
о б о р у д о в а н и я ,
орга низа ции
м е с т а
занятий;
*оценка
красоты
телосложения
и
осанки,
сравнение
их
с
эталонными
образцами;
управление
эмоциями при общении
со
сверстниками
и
взрослыми,
хладнокровие,
сдержанность,
рассудительность;
технически
правильное
выполнение
двигательных действий
и з
б а з о в ы х
в и д о в
спорта,
использование
и х
в
и г р о в о й
и
соревновательной
деятельности.
Предметные
результаты:
планирование
занятий
физическими
у п р а ж н е н и я м и
в
р е ж и м е
д н я ,
организация
отдыха
и
д о с у г а
с
использованием
средств
физиче ской
культуры;
представление
физической
культуры
к а к
с р е д с т в а
укрепления
здоровья,
физического развития и
физической подготовки
человека;
измерение
(познавание)
индивидуальных
показателей
физического
развития
(длины и массы тела),
развитие
о с н о в н ы х
физических качеств;
оказание
посильной
помощи
и
моральной
поддержки
с в е р с т н и к а м
п р и
выполнении
учебных
заданий,
доброжелательное
и
32.
Орорду (среди оленей)
1
33.
Орокон (игра в оленей)
1
34.
Чангиткат (игра в пятнашки)
1
уважительное
о т н о ш е н и е
п р и
объяснении
ошибок
и
с п о с о б о в
и х
устранения;
* о р г а н и з а ц и я
и
проведение
со
сверстниками
п о д в и ж н ы х
и г р
и
элементов
соревнований,
о с у щ е с т в л е н и е
и х
объективного
судейства;
бережное
о б р а щ е н и е
с
и н в е н т а р ё м
и
оборудованием,
соблюдение требований
техники безопасности к
местам проведения;
характеристика
физической нагрузки по
показателю
частоты
пульса,
регулирование
её
напряжённости
во
в р е м я
з а н я т и й
п о
развитию
физических
качеств;
выполнение
технических
действий
и з
б а з о в ы х
в и д о в
спорта, применение их
в
и г р о в о й
и
соревновательной
деятельности;