Напоминание

Исторический костюм и его место в системе искусств


Автор: Коновалова Марина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 66 ФСИН России
Населённый пункт: г.Можайск, Московской области
Наименование материала: Методическая разработка открытого учебного занятия
Тема: Исторический костюм и его место в системе искусств
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №66

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РАЗРАБОТКА И МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

« Исторический костюм и его место в системе искусств»

Профессия: Закройщик

Дисциплина: История костюма

Подготовлено и проведено: преподаватель Коновалова М.А.

г. Можайск 2018

План урока.

Тема:

«Исторический костюм и его место в системе искусств»

Цель урока: познакомить обучающих с историей костюма, историей моды и

месте исторического костюма в системе искусств.

Образовательная: дать представление об истории развития исторического

костюма, моды и изменении стилей, развивать стремление к углублению

знаний.

Развивающая: расширять кругозор; развивать личностное самообразование.

Воспитательная: формировать положительную мотивацию к предмету;

воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: Урок изучения нового материала, информационно –

иллюстративный.

Форма работы: фронтальная.

Материально – техническое оснащение: презентация «История костюма» -

плакаты.

Результативность и эффективность: Проект урока отнесён к разделу

«История костюма». Это урок-лекция об истории моды, ее законах и формах

развития, воплощение в ней вечного желания красиво и современно

выглядеть. Этот разговор, сопровождаемый многочисленными красочными

иллюстрациями, поможет обучающимся наглядно проследить отдельные

периоды становления моды, ее стили, основные черты и их изменения.

Применяемые технологии:

1.Личностно – ориентированная - всестороннее гармоничное развитие;

обучение каждого на уровне его способностей.

2. Здоровьесберегающая технология - создание благоприятного

микроклимата на уроке.

Структура урока

1.Организационная часть (5 мин)

2.Мотивация (15 мин)

3.Объяснение нового материала (35 мин)

4.Закрепление нового материала ( 25 мин)

5.Заключительная часть (10 мин)

ХОД УРОКА.

1. Организационная часть.

1.1. Проверка присутствующих

1.2.Проверка готовности обучающихся к уроку,.

1.3. Сообщение темы и цели урока

2. Мотивация:

- что такое мода?

(«мода» - в переводе с латинского для нас означает временное преобладание

тех или иных вкусов)

- как вы думаете, мода была всегда или возникла как-то однажды?

(Не будет ошибкой считать, что она существует столько же, сколько и само

человечество. Изучая историю костюма, необходимо помнить, что это часть

истории в самом широком понимании.)

- Имена каких известных модельеров вы можете назвать?

Методы контроля: фронтальный

3. Объяснение нового материала - методом рассказа с демонстрацией

плакатов презентации «История костюма».

История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в

искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от

прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания

художественной задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея

такими необходимыми специальными знаниями, как конструирование,

технология. Воспитать в себе художника можно, если, во-первых, искренне

хотеть; во-вторых, накапливать знания, - эрудиция и кругозор никогда не

помешают. В-третьих, ко всем знаниям подходить творчески - сравнивать,

отбирать, соединять.

Для начала необходимо познакомиться с минимумом представлений об

истории одежды, о том, как менялась мода.

Определимся с основными понятиями: (Приложение 1)

Костюм,

Стиль,

Мода

«Принято считать, что мода, как яркая бабочка, живет одним днем.

Появилась, вскружила головы – и нет ее. Однако это было бы чересчур

просто, а мода не признает однолинейной простоты. Каждый раз существуют

обстоятельства, которые вызывают необходимость перемен и способствуют

возникновению новой моды». (Л.В. Орлова – известный специалист по

вопросам моды, редактор «Журнала мод»)

.

1.Древнегреческий стиль. (Приложение 2, 3)

По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в

современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Для этого

времени характерно выявление пластических свойств тканей в сложных

ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в некоторых

местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под

одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника.

Уже в античные времена цвета имели своё символическое значение; так,

например, белый цвет был закреплён за аристократией, а чёрный,

пурпуровый, тёмно-зелёный и серый – выражал печаль. Зелёный и

коричневые цвета были обычными цветами сельских жителей. Аристократки

имели в своём гардеробе пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и

слоновой кости, ожерелья, браслеты. Это свидетельствует не только об

утончённом вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

2. Готический стиль. (Приложение 4)

Заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье

средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте

удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки

обычно только с одной стороны. Юбка расширялась книзу и переходила в

длинный шлейф. Наиболее выразительным было украшение головы

конусообразными «шляпами», которые напоминали башни готического

собора. Мужчины носили короткую куртку, штаны в обтяжку,

обрисовывающими фигуру. Дополняла наряд остроносая обувь. Броские

одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые

дополнялись вышивкой и мехами.

3. Ренессанс. (Приложение 5, 6, 7)

Мода Ренессанса зародилась в Италии – колыбели эпохи Возрождения. Для

этого стиля характерна монументальность фигуры. Женская одежда

становится широкой и удобной, обнажаются шея и руки. Ренессанская мода,

как говорили ее теоретики, прежде всего, должна была быть богатой. И это

богатство проявлялось не только в дорогих тканях и узорах, но также и в

оформлении рукавов. Узкий элегантный рукав ренессанского платья ХV века,

сначала на локтях, а потом и в пройме, был разрезан. Вероятно, эту

капризную деталь можно объяснить требованием времени уделить особое

внимание ловкости, подвижности. Впервые в этот период женская одежда

стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто

зашнурованный. Женские платья туго натягивались на металлический корсет

и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Мужской костюм был

стилизован под костюм рыцаря. Но средневекового рыцаря сменил кавалер в

придворном платье из атласа, парчи, бархата. Короткие штаны мужчин

набивались ватой, паклей, соломой. Жёсткие кружевные воротники глубоко

защищали шею. Удобством эта одежда не отличалась. Обувь начинают шить

из кожи, украшают жемчугом, лентами, шнурками и пряжками.

4. Барокко. (Приложение 8, 9)

Одежда стиля барокко характеризовалась сложностью и многослойностью.

Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался

с пышной куполообразной юбкой. Лифы стали шнуроваться. Видную роль в

одежде играют рукава они дополнены манжетами с кружевами в виде кулька,

которые достигали почти локтя. Женское платье избавилось от широких юбок

на обручах, линии стали более мягкими и плавными. У мужчин испанские,

короткие дутые штаны в виде трубок удлинились ниже колен, а вместе с ними

изменилась и обувь. Высокие военные сапоги, часто выше колен, вытянутые в

виде кулька, наполняли кружевами. Кавалеры носят длинные вьющиеся

волосы, мягкую плоскую фетровую шляпу, украшенную перьями, и плащ.

Кружева используют для своей одежды и мужчины, и женщины.

Драгоценности теперь пользуются гораздо меньшей популярностью, нежели

раньше. Однако, в целом одежда той поры во многом проще одежды

предыдущих эпох.

5. Рококо. (Приложение 10,11)

Это был период, когда массовое производство одежды и специализированная

торговля модными аксессуарами приобретают большой размах. С этого

времени в Англии стало известно слово кринолин. Именно тогда он

представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой

поддерживалась многочисленными нижними юбками. Изготовление их, по

большей части вручную, требовало бесконечно много времени. С

усовершенствованием швейных машин появился искусственный кринолин.

Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с

одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.

6. Классицизм. (Приложение 12,13)

Совершается логический переход всех склонных к классицизму тенденций к

античности. Женская мода приняла культ античности почти безоговорочно.

Обнажается декольте. Новый стиль характеризуется строгостью линий,

четкостью пропорций, простотой форм.

7. Ампир. (Приложение 14,15)

Освободил женское тело от корсета. Платье легкое прозрачное, из воздушных

муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью,

подчеркивая естественную стройность фигуры. Форму головы подчёркивают

гладко причёсанные волосы, разделённые посередине пробором, которые

укладывались в сеточку или заплетались в косы. Единственным украшением

были локоны. Драгоценности в виде камей, ожерелья, колье вызывают

большой интерес. На голове носят чепцы и шляпы самых различных форм. В

этот период упростились мужские костюмы, главным требованием стали

хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Фрак, как

правило, был обычно темных тонов. У рубашек – высокие воротники и

галстук, который «подпирает голову согласно надлежащего, достойного

положения». Дневной костюм дополнялся цилиндром. Обувь низкая, плоская,

без каблука.

8. Романтизм. (Приложение16, 17)

Попадаем в эпоху, когда наступает «распад стилей». Вновь в платье

появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под

пышными формами платья тело почти скрывается. Для подчёркивания талии

вновь требуются корсеты. Чтобы оптическое впечатление тонкой талии было

еще большим, расширились рукава. Они бывали так велики, что их

соответствующий «вздутый вид» необходимо было поддерживать китовым

усом. Снова увлекаются драгоценностями; большой популярностью

пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, броши, декоративные гребни.

Шляпы, близкие по форме к чепцу, украшались цветами, лентами и воланами.

Сильно открытая шея позволяет «выделить» голову, и тогда опять стали

применять сложные причёски. Они бывали весьма искусны, часто напоминая,

например, декоративную архитектуру. В зимний период пальто заменяется

пальто – образными платьями из толстых шерстяных тканей. Поверх платья

одевали только широкие пелерины. Длина юбки сократилась, поэтому стал

виден ботинок на более высоком каблуке со шнуровкой. Мужской костюм

становится более сдержанным. К фраку полагаются длинные брюки,

незаменимый цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще

большее внимание. Верхняя одежда, пальто, шьется по фигуре. На ногах

носили полуботинки, высокие сапоги. Самым большим криком моды стали

сюртуки.

9. Модерн. (Приложение 18, 19, 20)

Стремительное изменение форм платья - от легкого, полуприлегающего к

тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно

увеличивали нижнюю часть торса. Требованием консервативной моды была

стилизованная женщина – цветок, женщина салонов, театров, эта женщина,

еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение

против корсетов, сторонники которого говорили о его вредности и

стремились запретить его ношение. В конце XIX мода создает новый тип

одежды с юбкой клеш и «ветчинообразными» рукавами, помогающий

созданию одежды в стиле модерн (придающий фигуре «S-образную» форму).

10. Гарсон. (Приложение 21)

В моде наступает коренной перелом – совершенно преобразился силуэт

женской фигуры из-за сокращения длины юбки и длины волос. Костюм

теперь умышленно разделяется на две части – на лиф и юбку. Длина юбки

едва прикрывает колени. Линия талии опускается на бока, поэтому лиф

становится длиннее. Глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять

обнажены. В моде какая-то полудевичья, полумальчишеская фигура.

Женщина - мальчик прилежно занимается спортом, танцует фокстрот и

чарльстон. Она борется с лишним весом, ибо идеалом теперь является

высокая стройная женщина. Самой большой новостью в истории моды стали

открытые ноги, на которых были шелковые прозрачные чулки телесного

цвета и элегантные остроконечные туфли. К этим нарядам носили шляпки с

широкими полями, глубоко посаженные на голову. Бижутерия и

драгоценности играли важную роль в оформлении особенно вечернего

туалета. Жемчуга и кораллы, богатые вышивки на шёлке и тончайшем

крепдешине в большом выборе предлагались лучшими парижскими

салонами, которые и в дальнейшем задавали тон в этой области. Но наряду с

модой - люкс, в женскую моду проникают длинные брюки, как спортивные,

так и домашние, юбки, свитера, которые до сего времени остаются в ней.

Мужская мода, хотя и не даёт возможностей для особых нововведений, но

всё-таки и они очевидны. В моде новая одежда – чёрный жакет с жилетом и

полосатые брюки. Для торжественных случаев предпочитают смокинг,

который по своей линии отвечает современному общественному вкусу.

Цилиндр и котелок уступают место мягкой фетровой шляпе. Постепенно стал

преобладать спортивный тип одежды в той среде, где раньше был допустим

только светский костюм.

Вывод:

История одежды с древнейших времён до наших дней является «зеркалом», в

котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ

в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои

специфические черты на одежду людей. Каждый новый стиль говорит о

следующей ступени развития общества.

Если вас заинтересовала тема истории моды, то очень много интересного

можно прочесть в следующих книгах.

Словарь:

Кринолин – широкая юбка на каркасе из тонкого стального обруча.

Турнюр – широкая юбка, а также подушечка, подкладываемая под неё, для

придания пышности фигуре.

4. Вопросы для закрепления нового материала: Приложение 22

Методы контроля: фронтальный

5. Заключительная часть

Беседа с обучающимися по вопросам:

- Что вы узнали нового?

- Какие из стилей вам были известны?

- Черты каких стилей вы встречаете сегодня в одежде?

Литература

2. Каминская Н.М. , «История костюма», М., 1986

3. Карачевцева Л.Д., Власенко О.П.,\ авт.-сост.,

дополнительные и занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2009

4.Колядич Е.К., «Всемирная история костюма, моды и стиля», Просвещение,

1999

5. Орлова Л.В. , «Азбука моды», М., Просвещение,1989.1990.

Приложение 22

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Дать определение понятиям: костюм, стиль, мода.

(Костюм- это совокупность предметов, формирующих внешний облик

человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.)

2. Перечислить все известные стили в одежде.

(Греческий, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир,

романтизм, модерн, гарсон)

3. Дать краткую характеристику древнегреческому стилю.

(По канонам моды того времени платья не кроили. Для того времени

характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах

драпировок.)

4. Дать краткую характеристику готическому стилю.

( Заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде,

конусообразные шляпы напоминали башни готического собора.)

5. Найти отличия стиля « ренессанс» и стиля «барокко».

(В стиле ренессанс женская одежда строго делилась на длинную юбку и

лиф с острым мысом. Лиф затягивался на металлический корсет и плотную

нижнюю юбку с металлическими обручами. Женское платье в стиле барокко

избавилось от широких юбок на металлических обручах, линии стали более

мягкими и плавными.)

6. В каком стиле одежды стало известно слово « кринолин» и дать

определение этому слову?

( Слово « кринолин» появился в стиле рококо)

7. В каком стиле одежды освободилось женское тело от корсета?

( Стиль ампир освободил женское тело от корсета)

8. Что такое « турнюр» и в каком стиле одежды появилось это слово?

( «Тюрнюр» появилась в стиле модерн, это подушечка подкладываемая

по широкую юбку, для придания пышности фигуры)

9. Дать краткую характеристику стилю « гарсон».

(Короткая стрижка, юбка едва прикрывает колени, линия талии

опускается , поэтому лиф становится более длинным, стали открытыми ноги в

шелковых прозрачных чулках.)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21



В раздел образования




Яндекс.Метрика