Автор: Маркова Ольга Андреевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 303
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Танцевальная терапия на уроках хореографии"
Раздел: дополнительное образование
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
Тема нашей методической разработки подсказана самой
реальностью, точнее работой в общеобразовательной школе, на базе
которой и функционирует наш хореографический кружок. Едва ли
можно усомниться в том, что школа является местом, где ребенок
получает наибольшее количество стрессов, а порой и
психологических травм. В то же время давно установлено, что
такого рода переживания, равно как и физические негативные
ощущения, оставляют на теле человека отпечатки, что связано с
наличием у нас так называемых "запоминающих зон".
Если мы обратим внимание на маленьких детей, то увидим с какой
грацией и непосредственностью они ведут себя, передавая свои
переживания и общаясь с миром посредством движения. Чем старше
становится ребенок, тем больше снижается его двигательная
активность. В результате переживаний и эмоциональных проблем
возникают психологические зажимы на теле. Выражаются они не
только в скрытности, робости и замкнутости, но и в сутулости,
зажатости, пассивности и малоподвижности. Порой дети даже не
могут от души посмеяться.
Дети борются с перенапряжением тремя путями:
1) находятся в постоянно сконцентрированном состоянии, что
отражается в их походке, в мышечном напряжении;
2) расслабляются настолько, что не слушают учителей, могут
ходить во время урока, на переменах снимают агрессию в драках
друг с другом; и вместе с тем боятся отвечать на уроках,
получить плохую оценку.
3)демонстрируют полное безразличие как к учебе, так и к жизни
вообще. Они спокойны, не мешают учителям, не бегают на
переменах,, а в их дневниках преобладает оценка
"удовлетворительно".
Учителей более всего беспокоит агрессивное поведение детей, но
хронические стрессы приводят и к вегетативным функциональным
расстройствам, и даже к органическим изменениям внутренних
органов.
Уроки танца, сами по себе способные подарить чувство свободы,
радости и раскрепощенности, выстроенные с использованием
некоторых специальных техник и упражнений, становятся
незаменимым материалом для борьбы с такими психологическими
зажимами. В этом случае урок танца начинает выполнять функцию
арт-терапии и способен решать следующие задачи:
-помощь в тренировке расслабления и концентрации;
-развитие креативности внутреннего "Я";
-развитие творческого воображения;
-снятие напряженности в отношениях в классе;
-тренировка умения слушать и слышать других;
-снятие телесных напряжений;
-развитие коммуникативности;
-интеллектуальное развитие в области таких видов искусств, как
танец и музыка;
-выявление проблем у отдельно взятого ребенка и у класса в
целом;
-корректировка проблем отдельно взятого ребенка и класса в
целом.
В этой связи хотелось бы особо сказать несколько слов
относительно классического танца. Дело в том, что существует
точка зрения, согласно которой он мешает раскрытию чувств, так
как его вытянутые строгие формы требуют заучивания. Однако нам
кажется вполне целесообразным применять его в танцевальной
терапии, ведь именно этот вид танца заставляет концентрироваться
на своем теле, прислушиваться к нему. Не случайно американский
терапевт Э. Зигель считал, что техника классического танца ведет
к гармонии тела и души. По нашему мнению сочетание на уроках
изучаемых элементов классики и импровизации могут стать
оптимальной и эффективной формой танцевальной терапии. И здесь
основным орудием для нас конечно станет танцевальная игра-
импровизация. Объединяя танец и игру, своей основной целью она
имеет помочь детям развить и открыть свои тело и душу,
переработать напряжение чувств.
Задачи танцевальной игры-импровизации:
-переработать свою агрессию и страх;
-проиграть свои внешние и внутренние ощущения, которые помогают
лучше понять себя-"Я" и свой внутренний мир;
-развить свою креативность, экспериментировать со своим телом и
движениями;
-развить эстетические чувства и получить сенсорное
удовлетворение и радость от ощущения собственного тела.
Иногда ребенок не способен придумать какой-либо танцевальный
фрагмент. Однако любой детский опыт необходимо поощрять,
понимая, что даже самые простые движения, исполняемые по музыку,
помогают, с одной стороны, открыть чувства, о которых дети порой
даже не подозревают, а с другой - переработать их. Музыка
способна удержать в границах импульсы злобы, которые бывают
свойственны детям. Они могут перенести свою агрессию, например,
в хлопки руками и топанье ногами.
Участвовать в импровизации дети могут как по одному, так и в
группах. В рамках одного занятия можно использовать и тот и
другой вариант, что поможет ребенку ощутить себя с одной стороны
как самостоятельную личность, а с другой - вписать себя в
структуру коллектива.
Ниже приводятся примеры игр-импровизаций.
1. «Сочини свой танец» (для детей с 6 лет)
Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или
медленной) он выполняет несколько различных танцевальных
движений, все остальные копируют его танец. Затем он
дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет
свой танец, и далее по кругу.
2.«Подари движение»
Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает
танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15 – 20
секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком
головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт
музыке, и далее подобное продолжается по кругу.
3. «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет)
Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары
– зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить
танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.
4.Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары. Один надувная кукла, из которой
выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты
колени, руки, голова опущена). Другой – «накачивает» куклу
воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох
произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом,
распрямляется, твердеет – она надута. Затем «куклу» сдувают,
нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со
звуком: «С-с-с», она опять «опадает».
5.Этюд «Строители» (для детей с 5 лет)
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает
вообразить и показать телом и лицом различные движения, как
первый передает соседу и т.д.:
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздик;
молоток.
Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц
тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и
объему передаваемых «материалов».
6.Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве
обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и
изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову,
прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит:
«Ку-ка-реку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он
садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает
мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!» Неуклюже и смешно
переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом
чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый
гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны,
приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и
вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову,
прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?» Стоя спит,
опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно
ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет:
«И-го-го!». Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по
двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись
7.«Танец морских волн» (для детей с 6 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и
второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и
«дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера,
при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на
уровне груди.
Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий
плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще
сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше
и опускаются ниже.
Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от
«дирижера-ветра».
8.Этюд «Потянулись – сломались» (Баскаков, для детей с 4 лет)
Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх,
пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх,
выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли.
Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла
голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол...
лежим, отдыхаем, хорошо».
Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти
каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело,
помочь снять « зажимы ».
Порой игры могут являться не только частью занятия, но и
подготовительным этапом к какому-либо номеру. В этом случае
педагог может самостоятельно придумать ту или иную игру. Ниже
приведем конспект занятия, где «сочиненная» нами игра «Магазин
вкусностей» предваряет разучивание танца «Сладкоежка».
Конспект открытого урока по хореографии Марковой О.А.
ГБОУ СОШ № 503 Кировского р-на
Тема: Мастерская танца (постановка танцевального номера
«Сладкоежка»).
Группа учащихся: 1й класс, 1й год обучения.
Длительность: 35 мин.
Цель: разучить с детьми часть танца «Сладкоежка».
Задачи.
1.
Образовательные:
-разучить с детьми новые движения для будущего танца;
-вспомнить и закрепить выученные движения;
-подготовить детей к разучиванию нового танца;
-выучить часть танца «Сладкоежка».
2. Развивающие:
-развитие физической выносливости;
-способности слышать музыку и двигаться в такт ей;
-способности синхронно двигаться;
-развитие артистической способности у детей;
-развитие воображения.
3.Воспитательные:
-воспитание чувства ответственности при работе в коллективе;
-воспитание эстетического вкуса.
Техническое оснащение урока:
-хореографический класс, оснащенный станком и зеркалами;
-проигрыватель CD и MP3;
-CD, съемный носитель.
Форма занятия: практическое занятие.
Метод: практический в сочетании со словесным.
Ход урока.
Название
части урока
Задача
Действие
учителя
Действие
детей
Врем
я
I. Приветствие
Настроить
детей на
начало занятия
Поклон,
вербальное
приветствие.
Поклон.
1 мин.
II.Ритмическая
разминка.
-разогрев
связок,
суставов и
мышц;
-укрепление
мышечного
тонуса;
-развитие
гибкости и
растяжки;
-закрепление и
отработка
техники
выполнения
выученных
-словесный
инструктаж;
-показ
некоторых
элементов.
-слушают
учителя;
-повторяют за
учителем и
самостоятельно
выполняют
заданные
элементы.
10
мин.
элементов.
III. Движения с
уголка.
Отработка
техники
выполнения
отдельных
движений.
-наблюдает;
-дает
рекомендации
по
выполнению;
-показ
отдельных
элементов.
Выполняют
заданные
движения.
5мин.
V. Игра
«Магазин
вкусностей».
Подготовить
детей к
разучиванию
нового номера,
способствовать
«вживанию в
роль», дать
возможность
переключиться
и отдохнуть.
Руководит
игрой «Магазин
вкусностей»,
предварительно
поговорив с
детьми на тему,
какие бывают
сладости.
Один из детей
выполняет роль
покупателя и
выбирает
понравившуюс
я «вкусняшку»
из тех, которые
изображают
остальные
дети.
5 мин.
VI.
Разучивание
танца
«Сладкоежка»
Выучит часть
нового танца.
Разъясняет и
показывает
детям
расстановку и
движения в
танце.
Повторяют за
учителем и,
затем,
воспроизводят
самостоятельно
танцевалный
эпизод.
13
мин.
VII.Завершени
е урока.
Логическое
завершение
занятия.
-прощальный
поклон;
-подведение
итогов урока.
-прощальный
поклон
1 мин.
Название
части урока
Задача
Действие
учителя
Действие
детей
Врем
я
I. Приветствие
Настроить
детей на
начало занятия
Поклон,
вербальное
приветствие.
Поклон.
1 мин.
II.Ритмическая
разминка.
-разогрев
связок,
суставов и
мышц;
-укрепление
мышечного
-словесный
инструктаж;
-показ
некоторых
элементов.
-слушают
учителя;
-повторяют за
учителем и
самостоятельно
выполняют
10
мин.
тонуса;
-развитие
гибкости и
растяжки;
-закрепление и
отработка
техники
выполнения
выученных
элементов.
заданные
элементы.
III. Движения с
уголка.
Отработка
техники
выполнения
отдельных
движений.
-наблюдает;
-дает
рекомендации
по
выполнению;
-показ
отдельных
элементов.
Выполняют
заданные
движения.
5мин.
V. Игра
«Магазин
вкусностей».
Подготовить
детей к
разучиванию
нового номера,
способствовать
«вживанию в
роль», дать
возможность
переключиться
и отдохнуть.
Руководит
игрой «Магазин
вкусностей»,
предварительно
поговорив с
детьми на тему,
какие бывают
сладости.
Один из детей
выполняет роль
покупателя и
выбирает
понравившуюс
я «вкусняшку»
из тех, которые
изображают
остальные
дети.
5 мин.
VI.
Разучивание
танца
«Сладкоежка»
Выучит часть
нового танца.
Разъясняет и
показывает
детям
расстановку и
движения в
Повторяют за
учителем и,
затем,
воспроизводят
самостоятельно
13
мин.
танце.
танцевалный
эпизод.
VII.Завершени
е урока.
Логическое
завершение
занятия.
-прощальный
поклон;
-подведение
итогов урока.
-прощальный
поклон
1 мин.