Напоминание

Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.


Автор: Прокофьева Елена Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38 комбинированного типа Кировского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста,

имеющих речевые нарушения.

Литературные произведения оказывают большое влияние на развитие детей. В массовых

детских садах детям читают сказки и рассказы, беседуют с ними о прочитанном, учат их

пересказывать, декламировать стихи и т.д. В обучении детей с общим недоразвитием речи также

необходимо использовать доступные образцы литературных произведений. При этом важную

роль играют произведения фольклора (устное народное творчество): как малые формы –

пословицы, поговорки, потешки, загадки, так и более крупные – сказки. Особое значение

придаётся пользованию в логопедической работе малых форм фольклора, которые, несмотря на

небольшой объем (иногда – одно четверостишье), несут в себе важное для детей содержание.

Произведения народного творчества в работе с детьми, имеющими общие недоразвитие

речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т.е.

в одном ряду с занятиями по ознакомлению с окружающим, с природой, бытовыми ситуациями,

рассматриванием картин и т.д.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки используются преимущественно как

средство развития мышления, а чистоговорки – как средство закрепления правильного

звукопроизношения.

Особо хотелось бы остановиться на опыте использования потешек как средства

формирования разных сторон речи при аномальном её развитии.

Потешки могут использоваться в логопедической работе с целью развития речи младших

дошкольников практически с первых дней обучения. Ценность их в том и состоит, что слово можно

соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами.

Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют активной речью. Под

рассказ логопеда дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с

игрушкой.

Например, потешка «Как на нашем на лугу»:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Если дети сами инсценируют потешку, логопед надевает им на голову шапочки птиц. На

детском столе стоит чашка. Стол желательно накрыть зеленой тканью или бумагой (луг). Двое

детей изображают птиц. Помахивая руками (крыльями), они «подлетают» с разных сторон к столу,

делают движения, изображая, как клюют птицы их чашки. На слово улетели убегают от стола. Цель

– развитие внимания к речи взрослого, выполнение действий вместе со словами, непроизвольное

запоминание потешки.

Если предполагается выполнение детьми действий с игрушкой, то, кромен чашки, надо

подобрать двух игрушечных птиц, с которыми будет действовать уже один ребёнок. Взяв по одной

птице в каждую руку, он широко разводит их в стороны, а затем сближает около чашки, изображая

полет, и производит наклоны птиц в чашку (клюёт). Задачи те же.

Произведения фольклора, в том числе в потешке, построены на множестве повторов.

Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишья. А это

способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению.

Непроизвольно запоминая их, ребенок усваивает и грамматическое оформление

словосочетаний:

Сидит, сидит зайка

Под кустом, под кустом

Или:

Привяжу я козлика

К белой берёзке,

Привяжу рогатого

К кудрявой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая берёзонька,

Стой, не качайся!

Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют

собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова,

употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением

слова. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих

слов детьми в речевой коммуникации. На определенном этапе развития речи они составляют

«особый», свойственный детям словарь , который доступен значительно раньше, чем

номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми.

Приведем пример упрощенных слов, более доступных для детей в произносительном

плане: кошка-киса, киска, котя; петух – петя; заяц- зайка и т.д.

На определенном этапе развития речи необходимо включение в активную речь детей

слов, обозначающих действия. Они являются основными речевыми средствами,

обеспечивающими построения побудительной речи сначала в форме однословного обращения, а

затем и в форме предложения.

В протешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие действия. Они

могут в значительной мере пополнить словарь детей. С использованием многих потешек можно

легко продемонстрировать действия, обозначенные словом, и тем самым связать само слово с

действием. (Вспомним потешки «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т.д.)

Приведем пример:

Водичка, водичка,

Умой моё личико!

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Употребляется пять разных глаголов в различных грамматических формах. Но все они

понятны детям в ситуации умывания. Частое употребление потешки при умывании приводят к её

непроизвольному запоминанию.

В потешке, как и в других произведениях устного народного творчества, часто встречаются

слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям

постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (например, водичка,

солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т.д.).

Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного

и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, например в полной и

уменьшительно-ласкательной форме. Так в потешке:

Уж ты, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать…

Название кота дается в трех вариантах: котенька, котя, коток. Аналогично: петя, петенька, петушок

и т.д.

В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты.

Они как бы «переходят» из одного произведения в другое, характеризуя внешние признаки

предметов. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и

одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той

или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, белые гуси,

коза рогатая, зайки белые, зайки серые, береза белая и т.д.

В различных произведениях фольклора, в том числе и в потешках, мы обнаруживаем

большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи можно

использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи.

Вспомним обращения:

- Киска, киска, киска, брысь!

- Водичка, водичка, умой мне личико!

- Котя, котенька, коток.., Приди, котик, ночевать!

- Петушок, петушок .. Что ты рано встаешь?

Диалоги:

- Курочка-рябушечка, куда пошла?

- На речку..

- Гуси, вы гуси, серые гуси!

- Га-га-га, га-га-га.

- Где вы бывали? Кого вы видали?

- Мы видали волка..

- Пальчик мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил..

В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные,

которые, как правило, употребляются в числовом ряду от одного до пяти-шести. Знакомясь с ними,

используя их в игре, дети непроизвольно напоминают числовой ряд.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять…

Вышел зайчик погулять.

Или

Раз, два, три, четыре –

Мыши дернули за гири!

Или

Раз, два, три – беги!

Фольклорные произведения можно использовать с целью выделения ударных слогов.

Для этих упражнений целесообразно использовать такие потешки, в которых имеются повторы

слогов. Они способствуют развитию чувства ритма и рифмы.

Например:

Тили-тили-тили бом-

Загорелся кошкин дом!

Чики-чики-чикалочки-

Фома едет на палочке!

Баю-баю, баю-бай-

Ты , собачка, не лай!

Ой, ребята, та-ра-ра –

На горе стоит гора!

Потешки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как

образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок..

Трух-тух, трух-тух –

Ходит по двору петух!

Сам со шпорами…

В характеристиках детей с общим недоразвитием речи часто отмечаются затруднения их

в игре, которые проявляются в неумении пользоваться предметами-заменителями (например,

использовать палочку или карандаш вместо градусника, кубик вместо мыла и т.д.). Подвести детей

к употреблению в игре предметов-заменителей можно разными путями. Один из них –

использование потешек, содержанием которых является диалог в сочетании с движениями

пальцев рук. («Сорока-воровка», «Палчик-мальчик», «Этот пальчик –дедка» и т.д.).

Чаще всего в логопедической практике такие потешки используются с целью развития

мелкой моторики пальцев рук. Но кроме этого, с их помощью можно также показать детям

условность разговора-диалога («С пальчиками можно разговаривать!»). Поняв условность

разговора с пальчиками, ребёнок переходит к условности предметов-заменителей,

употребляемых в игре.

Для использования в логопедической работе литературных произведений их следует

отбирать с учетом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих

художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут

использоваться с разными целями: то для развития восприятия речевых средств, то для развития

речевой коммуникации.



В раздел образования




Яндекс.Метрика