Автор: Аношина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. им. Б. А. Прозорова
Населённый пункт: г.Никольск Пензенской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как хорошо уметь читать!
Раздел: начальное образование
План-конспект урока обучения грамоте по учебнику «Азбука» УМК «Школа России»
Технологическая карта урока
Тема « Как хорошо уметь читать».
Произведения С. Маршака, В. Берестова.
Проект «Создание классной библиотеки»
Тип: изучения и закрепления новых знаний.
Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»
Задачи:
- создать условия для формирования навыка правильного чтения; умение работать с текстом;
- поддерживать стремление как можно лучше читать, стать активным читателем,
- закрепить знания об изученных звуках, буквах.
- развивать любознательность, внимание, мышление, воображение, речь;
Планируемые результаты:
Предметные: научатся
определять содержание текста на
основе названия,
сравнивать высказанные предположения
с прочитанным содержанием,
разыгрывать фрагмент текста по ролям;
правильно строить высказывания;
выражать собственное мнение об
изучаемом объекте;
культуре обращения с книгой.
Метапредметные:
Регулятивные:
определять и формулировать цель
деятельности на уроке;
формулировать учебные задачи;
высказывать свое предположение на
основе учебного материала;
совместно с учителем и одноклассниками
планировать и давать оценку своей
деятельности на уроке.
Познавательные:
ориентироваться в учебнике;
ориентироваться в своей системе знаний
(определять границы знания/незнания);
Личностные:
Самоопределение - устанавливать связь
между целью учебной деятельности и ее
мотивом;
Смыслообразование - оценивать
усваиваемое содержание учебного
материала (исходя из личностных
ценностей).
Нравственно-этическое - оценивать
успешность учебной деятельности на уроке.
находить ответы на вопросы в тексте,
проводить анализ учебного материала;
проводить классификацию, указывая на
основание классификации;
уметь определять уровень усвоения
учебного материала.
Коммуникативные:
уметь формулировать собственное
мнение, позицию;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь участвовать в коллективном
обсуждении проблем;
уметь продуктивно взаимодействовать со
сверстникам;
Ресурсы урока: УМК Школа России, аудиозапись, учебник «Азбука», книги для выставки.
Ход урока.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
УУД
Включение в учебную деятельность.
-Самое удивительное явление в мире – это человеческая
доброта. Передайте свою доброту друг другу, подарите улыбки
своим одноклассникам. Подарите улыбки гостям. Спасибо!
- Я попрошу вас закрыть глаза и представить то, о чём поётся в
песне.
Прослушивание песни
- Что вы представили? (книги)
Настрой учащихся на урок.
Слушают песню
Высказывают предположения.
Метапредметные
регулятивные: овладевать
умением прогнозировать
свою деятельность;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других; уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
-Песня называется «Книжкин дом»
владеть диалогической фор
мой речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка
Актуализация необходимых знаний
- А что такое книжкин дом?
- У нас в школе есть библиотека?
- А у вас дома?
- А в нашем классе есть библиотека? Хотите ли вы, что бы у нас
была своя библиотека?
- Как вы думаете, для чего она нужна?
- А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать)
-Тогда попробуйте прочитать то, что вы видите на доске.
(аКк шорохо ьтуме татьчи!)
Поменяйте буквы местами. Что получилось?
(Как хорошо уметь читать!)
- Давайте прочитаем это предложение, выделяя голосом одно
слово, которое я буду показывать.
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
- Вы только что несколько раз назвали тему нашего урока:
Проект мы будем создавать «Как хорошо уметь читать!»
Р П Отвечают на вопросы
П К Высказывают предположения.
Актуализируют личный опыт.
П К Определяют тему
Р П Формулируют тему урока.
Метапредметные
познавательные:
выполнять
классификацию;
обосновывать основание
для классификации;
ориентироваться в своей
системе знаний
(определять границы
знания/незнания);
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке.
регулятивные:
осуществлять
самоконтроль; отличать
верно данный ответ от
неверного;
коммуникативные:
слушать и понимать речь
других; уметь с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
Организация познавательной деятельности
- Я прошу вас вспомнить, с чего мы начали учиться читать? А
подскажет вам первая загадка.
«Если мы в ладоши хлопнем или мы ногою топнем,
Догадайся, милый друг, значит, ты услышишь ……(звук)
- Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные).
-Отгадайте вторую загадку:
Чёрные, витые, от рождения все кривые. (Буквы)
- Сколько всего букв мы изучили?
- Про них говорят так:
Тридцать три сестрички ростом невелички.
Если знаешь их секрет, то на все найдёшь ответ.
- Как вы думаете, про какой секрет говорится в этом
стихотворении? (Из букв составляют слова. Если научишься
читать, сможешь узнать много нового, интересного об
окружающем мире.)
- А сейчас откройте «Азбуку» на с. 82 и найдите
стихотворение С. Я. Маршака.
- Вы слышали такое стихотворение?
Р Отгадывают загадку.
П Повторяют изученный материал.
К Отвечают на вопросы учителя.
П Отгадывают загадку.
П Повторяют изученный материал.
К Отвечают на вопросы учителя.
Предметные:
- классифицировать звуки;
- совершенствовать навыки
чтения слов с буквами с
буквами алфавита.
Личностные
- оценивать усваиваемое
содержание (исходя из
личностных ценностей);
- устанавливать связь
между целью учебной
деятельности и ее мотивом
(зачем?);
- соблюдать правила
работы в парах.
Метапредметные
регулятивные:
- работать по
предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы
на основе учебного
материала;
- отличать верно,
- Может, кто из вас хочет прочитать его вслух?
- Мы внимательно прослушали стихотворение С. Маршака, а
теперь прошу вас выполнить задания.
- Прочитайте, сколько букв в алфавите.
- Кто готов уточнить, сколько же конкретно букв в
русском алфавите?
- О чём вы можете прочитать в книгах? А как об этом
говорит автор?
- Какие края откроет вам азбука от А до Я?
- В каких путешествиях можно побывать, читая книжки?
-Почему буквы сравниваются с волшебными ключами?
игры:
“Найди слово”: найти в тексте слова на определённую букву
“Буксир” — чтение за учеником или учителем в его темпе;
чтение с ошибками “Ловушка” – читаю, намеренно допускаю
ошибки. Задача детей – их исправить;
“Игра в прятки” — учитель начинает читать текст не сначала, а с
любого места, дети должны найти это место и подстроиться под
чтение учителя.
- С каким настроением вы бы прочитали стихотворение?
- Кто хочет прочитать всё стихотворение, передавая
своё настроение?
К Слушают чтение стихотворения.
Выборочное чтение детей.
Отвечают на вопросы учителя.
Ищут слова на определённую
букву.
Читают за учителем.
Исправляют ошибки.
Дети подстраиваются под чтение
учителя.
К Р Высказывают предположения.
Л Индивидуальное чтение по
выполненное задание от
неверного;
- осуществлять
самоконтроль.
Познавательные:
- ориентироваться в своей
системе знаний
(определять границы зна
ния/незнания);
- уметь находить и
выделять необходимую
информацию;
- выбор оснований и
критериев для сравнения,
классификации объектов;
- выдвижение гипотез и их
обоснование.
- ориентироваться в
учебнике;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь
других;
- уметь с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
- владеть диалогической
формой речи в
- Попробуйте сделать вывод с помощью названия темы
нашего урока. (Как хорошо уметь читать!)
- Физкультминутка
А, Б,В - руки к голове,
Г, Д, Е - ходим по земле,
Ж, З, И - руки подними,
К, Л, М - весело нам всем,
Н, О, П - рады мы зиме,
У, Ф, Х- руки на бока,
Ц, Ч, Щ- зарядка хороша,
Э, Ю, Я- садимся все, друзья!
- Я хочу у вас спросить, как вы думаете, что в книге
помогает нам определить её содержание? (Иллюстрации)
-Рассмотрите иллюстрации в «Азбуке» и назовите, кто
изображён? (Лиса, волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса
Премудрая, Красная Шапочка, заяц.)
-Эти герои сказок оказались здесь не случайно. Они пришли
послушать, чему вы научились в школе. И каждый сказочный
герой принёс о себе загадку. Давайте отгадаем.
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
желанию.
К Делают вывод на основе текста.
Р Высказывают своё мнение.
Р Устанавливают связь с темой
урока и учебной задачей.
К Физминутка
Р К Отвечают на вопрос учителя.
Высказывают предположения.
П Рассматривают иллюстрацию в
учебнике. Называют сказочных
героев.
Отгадывают загадки.
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
родного языка.
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (Волк)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Прокатился по деревне,
и женился на царевне. (Емеля.)
Шла она по белу свету
и вдруг скалочку нашла.
А за скалочку за эту
много взять она смогла:
белу курочку,
сизу уточку,
гусочку-щипалку,
собачку-догонялку. (Лисичка со скалочкой)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белою в танце плыла...
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
- О ком вы не услышали загадку?
- А какие загадки про зайца знаете вы?
- А я тоже для вас приготовила загадки про зайчишек.
Прочитайте их. (Работа в группах)
- Все подходят? Почему?
-А когда вы используете считалочки?
- Какие считалочки вы знаете?
- Считалочка вовлекает нас в игру. А читалочка?
А читалочка вовлекает нас в чтение.
- Именно так называется стихотворение В. Берестова
- Откройте «Азбуку» на с. 83. Прочитайте стихотворение.
-Скажите, кому из вас оно знакомо?
Кто знает его наизусть? Расскажите.
- С каким настроением вы будете читать его?
- Прочитайте по одной строчке.
- Докажите, почему автор считает, что хорошо уметь читать.
Загадывают загадки про зайца.
Читают загадки.
Рассказывают считалочки
Отвечают на вопрос учителя. Вы
сказывают предположения.
К Читают стихотворение
К Отвечают на вопрос учителя.
Р Высказывают предположения.
К Чтение в парах.
Р Высказывают предположения.
П Выборочное чтение из
стихотворения.
- Прочитаем стихотворения в виде диалога двух детей.
Распределим роли читающих с помощью цифр 1 и 2.
1 – читает первый, 2 – читает второй. Кто хочет читать слова 1
ученика? Кто хочет читать слова 2 ученика? Прочитаем
стихотворение по ролям.
- Кто запомнил наизусть это стихотворение и хочет рассказать?
- Последние четыре строчки прочитаем всем классом вместе.
- В этом диалоге есть утверждение или спор? (утверждение)
- Подтверждение того, что хорошо уметь читать.
-Эти слова автора подходят к теме нашего урока? Назовите
тему нашего урока.
А теперь ещё раз послушайте, как можно прочитать это
замечательное стихотворение.
(звучит запись В. Берестов «Читалочка»)
- А сейчас мне будет очень нужна ваша помощь. Я напечатала
предложения о чтении и книгах для 4 класса. Но все листочки
рассыпались, и я теперь не знаю, как собрать предложения.
Поможете?
Книга мала, а ума придала.
Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай.
В книге ищи не буквы, а мысли.
Любить читать – счастье.
К Распределяют роли. Чтение по
ролям.
К Коллективное чтение по ролям.
П Чтение наизусть по желанию.
К Отвечают на вопрос учителя на
основе информации текста.
Р Устанавливают связь с темой
урока и учебной задачей.
Собирают пословицы и поговорки.
Золото добывают из земли, а знания – из книг.
С книгой поведёшься – ума наберёшься.
Книги читать – скуки не знать.
Кто много читает, тот много знает.
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Подведение итогов. Рефлексия.
- С какими произведениями в «Азбуке» вы познакомились
сегодня на уроке?
-Работа с выставкой книг.
Я вижу у вас на партах другие книги, кроме Азбуки.
- Расскажите и покажите, какие книги вы принесли из дома
для классной библиотеки.
- Поставьте свои книги на пустые полочки. Сегодня мы
только начинаем собирать классную библиотеку. Сейчас в
ней мало книг, но мы будем пополнять её.
- Будет ли «разговаривать» книга без своего читателя?
- Как бы вы ответили на вопрос: Сколько современному
человеку надо читать, чтобы быть грамотным, умным?
- Вот и мы не будем терять времени и будем больше читать
не только дома, но и в классе с помощью нашей классной
библиотеки.
Р Называют изученные произведения.
К Презентация любимых книг
К Ставят книги на полочки
Р Высказывают предположения на основе
личного опыта.
Личностные:
- устанавливать связь
между целью
деятельности и ее
результатом.
Метапредметные :
регулятивные:
- осуществлять
самоконтроль;
- давать оценку
деятельности на
уроке совместно с
учителем и
- Оцените свою работу на уроке - с помощью ладошек
мы соберём солнышко.
Ладошка красного цвета - я доволен своей работой,
оранжевая – я старался быть активным,
белая – мне было неинтересно.
Напишите на шаблоне – ладошке своё имя.
( фоном звучит песня «Тот, кто любит читать»)
В конце нашего урока я хотела бы вам прочитать письмо
с таким пожеланием:
Я сегодня рада, дорогие дети. Стало больше грамотных на
свете!
Трудно было вам в начале, вы полгода буквы изучали!
Но теперь вам совершенно ясно, что старанья были не
напрасны!
Ничего на свете лучше нету, чем прочесть журнал или
газету.
Пусть книги друзьями заходят к вам в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Это письмо - пожелание от библиотекаря Журавлёвой
Нины Васильевны. Завтра она приглашает нас в сельскую
библиотеку.
Пока чтение для вас – большой труд, но скоро оно станет
удовольствием, как игра.
Л Оценивают коллективный результат
работы на уроке.
Л Определяют личностный смыл изучения
темы урока.
К Слушают письмо - пожелание
одноклассниками.
коммуникативные:
- уметь с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли.
Самоанализ урока.
В классе обучается 7 человек: 5 мальчиков и 2 девочки. До поступления в школу четверо не
посещали детский сад. В классе есть ребёнок с ОВЗ (стоит на учёте у психиатра), трое с
дислалией и дислексией.
Уровень подготовки к обучению в школе был низким. Если говорить о чтении, то на момент
поступления в школу никто из детей не умел читать. На данный момент читают все.
При планировании урока были учтены психологические и физиологические способности детей
данного класса.
Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность
учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности.
Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно
выполняли задания, проверяли их. Урок способствовал развитию интереса к урокам
литературного чтения.
Использование различных методов и форм работы вызвало интерес у детей к уроку.
Старалась свои вопросы ставить так, чтобы дети при ответах использовали поисковое,
просмотровое и выборочное чтение. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается
читательская зоркость. Каждый ребенок в этот момент является активным участником
обсуждения проблемы.
На уроке дети работали фронтально, в группах, индивидуально, что позволило каждому
ученику включиться в работу.
На каждом этапе учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их
подготовленности.
Я думаю, что перегрузки учащихся не было, была проведена физминутка, чередовались
задания.
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока
выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических
особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, выполнены.