Напоминание

Организация работы по формированию основ безопасности у дошкольников


Автор: Карасёва Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по формированию основ безопасности у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы по формированию основ безопасности

жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих

принципах:

принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по

всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети

оказываются не защищенными от представленных в нем определенных

источников опасности;

принцип системности: работа должна проводиться системно, весь учебный

год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой

половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов

нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут

осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно

выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами

(каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели).

Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор,

как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало,

основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять

пройденный материал.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может

предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от

педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения,

ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение

соответствующей художественной литературы;

принцип учета условий городской и сельской местности: известно, что

городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с

окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают

именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как

ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И

наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не

подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном

транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка

существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется

условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его

неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях

возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы

дошкольного учреждения;

принцип возрастной адресованности: при работе с детьми разного возраста

содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы

выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие —

для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и

то же содержание программы по разделам используется для работы в разных

возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы,

соответствующие возрастным особенностям детей.);

принцип интеграции: данная программа может быть реализована как

самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной

программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание

основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по

изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с

окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также

не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных

моментов.

Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации

педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для

большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы

(как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и

отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные

процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть

искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично

интегрировать в целостный педагогический процесс;

принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях

дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны

стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с

ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными

участниками педагогического процесса.

Для успешного освоения программного материала создаются оптимальные

условия для ознакомления детей с основами безопасности:

•Комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию

уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного

тепла и эмоционального благополучия детей.

•Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе

истинной красоты.

•Игровая среда стимулирующая познавательную активность

детей.используются разнообразные дидактические пособия по ознакомлению

детей с основами безопасности: альбомы “Опасные предметы дома”,

“Профессия пожарных”, “Служба “01”, “02”, “03”, “Спичка - невеличка”,

“Пожары”, “Опасные ситуации в жизни детей”.

•Деятельность являющаяся одновременно условием и средством,

обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его

мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно

совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на

словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его

вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребёнок

учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё

отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных

ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в

познании мира.

Использование разных видов деятельности детей дошкольного возраста:

•Игра

•дающая ребёнку “доступные для него способы моделирования окружающей

жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для

него действительности” (А.Н. Леонтьев). Отражая в игре события

окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с

миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в

игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила

воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки

детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

•Продуктивная деятельность

• позволяющая детям сознательно отражать окружающую действительность в

рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как ребёнок

воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет

зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение

предметов на листе, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет

ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его,

однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в

социальной жизни.

•Предметная деятельность

•заключающая в себе возможность познавать ближайшее окружение с

помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами,

ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях,

овладевает операционными действиями. Предметная деятельность

удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные

интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает

чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группах

присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с

возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного

обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож);

электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

•Труд

•обогащающий социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых

умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет

испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее

будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности

преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у

ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

•Наблюдение

•обогащает социальный опыт ребенка. Процесс наблюдения у ребенка всегда

активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Роль

наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть

ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями

людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с

водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). Наблюдение

стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет

правила обращения с опасными предметами.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью

разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.

Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими

средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Средства ознакомления детей с основами безопасности:

•Окружающая социальная действительность выступает не только объектом

изучения, но и средством, воздействующим на ребенка, питающим его ум и

душу. Основная задача педагогов - показать детям социальный мир

“изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в

этом мире как члена людского сообщества, участника событий,

преобразователя. При этом не любой объект социального мира становится

средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и

воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня

развития и при условии адекватной методики.

•Предметы рукотворного мира создаваемые педагогами, детьми и их

родителями

•Художественная литература являющаяся одновременно источником знаний

и источником чувств.

Методы ознакомления детей с основами безопасности:

•Метод сравнения

•. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При

использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения

начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение

по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает

детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы

группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения

анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это

способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

•Метод моделирования ситуаций

Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка

дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся

располагать предметы в пространстве, соотносить их, “читать” карту.

Задания типа “Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные

места красными кружочками”. Моделирование таких ситуаций: дым в

группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать,

подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.

Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить

полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит

ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для

развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию

поиска решения логических и практических задач.

•Метод повторения

Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя

говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он

может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей

требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к

появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию

выводов, повышает познавательную активность.

•Экспериментирование и опыты

Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение,

подтверждение или опровержение собственных представлений. Например,

детям был задан вопрос: “Почему нельзя украшать елку свечами?” Они

отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об

опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из

бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а

опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого

метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить

решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

•Игровые приемы

Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют

закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация:

воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми

героями и т. п.

•Придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации (после прочтения

художественного произведения, при подготовке развлечения).

Особое место в организации образовательного процесса по разделу

“Безопасность” занимает сотрудничество с семьей. Особая родительская

ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше

опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то

русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в

группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка

выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему

следуют. Информирование родителей и стимулирование их активного

участия в образовательном процессе ДОУ происходит в ходе заседаний

родительского клуба, тематических бесед, индивидуальных консультаций, с

помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие

события, несущие конкретные знания и рекомендации по освоению детьми

раздела “Безопасность”.



В раздел образования




Яндекс.Метрика