Автор: Карасёва Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по формированию основ безопасности у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Организация работы по формированию основ безопасности
жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих
принципах:
принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по
всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети
оказываются не защищенными от представленных в нем определенных
источников опасности;
принцип системности: работа должна проводиться системно, весь учебный
год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой
половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов
нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут
осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно
выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами
(каждый день в течение недели с последующим перерывом в две-три недели).
Однако независимо от выбранного ритма следует учитывать такой фактор,
как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало,
основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять
пройденный материал.
Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может
предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от
педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения,
ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение
соответствующей художественной литературы;
принцип учета условий городской и сельской местности: известно, что
городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с
окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают
именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как
ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И
наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не
подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном
транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка
существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется
условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его
неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях
возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы
дошкольного учреждения;
принцип возрастной адресованности: при работе с детьми разного возраста
содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы
выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие —
для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и
то же содержание программы по разделам используется для работы в разных
возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы,
соответствующие возрастным особенностям детей.);
принцип интеграции: данная программа может быть реализована как
самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной
программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание
основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по
изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с
окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также
не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных
моментов.
Выбор наиболее подходящей модели зависит от общей организации
педагогического процесса дошкольного учреждения. Вместе с тем, для
большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы
(как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и
отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные
процедуры). Иными словами, предлагаемая программа не должна быть
искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично
интегрировать в целостный педагогический процесс;
принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях
дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны
стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с
ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными
участниками педагогического процесса.
Для успешного освоения программного материала создаются оптимальные
условия для ознакомления детей с основами безопасности:
•Комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию
уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного
тепла и эмоционального благополучия детей.
•Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе
истинной красоты.
•Игровая среда стимулирующая познавательную активность
детей.используются разнообразные дидактические пособия по ознакомлению
детей с основами безопасности: альбомы “Опасные предметы дома”,
“Профессия пожарных”, “Служба “01”, “02”, “03”, “Спичка - невеличка”,
“Пожары”, “Опасные ситуации в жизни детей”.
•Деятельность являющаяся одновременно условием и средством,
обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его
мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно
совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на
словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его
вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребёнок
учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё
отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных
ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в
познании мира.
Использование разных видов деятельности детей дошкольного возраста:
•Игра
•дающая ребёнку “доступные для него способы моделирования окружающей
жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для
него действительности” (А.Н. Леонтьев). Отражая в игре события
окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с
миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в
игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила
воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки
детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.
•Продуктивная деятельность
• позволяющая детям сознательно отражать окружающую действительность в
рисунке, лепке, аппликации, конструировании. От того, как ребёнок
воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет
зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение
предметов на листе, их взаимосвязь. Продуктивная деятельность позволяет
ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его,
однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в
социальной жизни.
•Предметная деятельность
•заключающая в себе возможность познавать ближайшее окружение с
помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами,
ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях,
овладевает операционными действиями. Предметная деятельность
удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные
интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает
чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группах
присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с
возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного
обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож);
электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
•Труд
•обогащающий социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых
умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет
испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее
будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности
преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у
ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.
•Наблюдение
•обогащает социальный опыт ребенка. Процесс наблюдения у ребенка всегда
активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Роль
наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть
ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями
людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с
водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). Наблюдение
стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет
правила обращения с опасными предметами.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью
разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира.
Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими
средствами, организованными в единый педагогический процесс.
Средства ознакомления детей с основами безопасности:
•Окружающая социальная действительность выступает не только объектом
изучения, но и средством, воздействующим на ребенка, питающим его ум и
душу. Основная задача педагогов - показать детям социальный мир
“изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в
этом мире как члена людского сообщества, участника событий,
преобразователя. При этом не любой объект социального мира становится
средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и
воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня
развития и при условии адекватной методики.
•Предметы рукотворного мира создаваемые педагогами, детьми и их
родителями
•Художественная литература являющаяся одновременно источником знаний
и источником чувств.
Методы ознакомления детей с основами безопасности:
•Метод сравнения
•. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При
использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения
начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение
по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает
детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы
группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения
анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это
способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
•Метод моделирования ситуаций
Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка
дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся
располагать предметы в пространстве, соотносить их, “читать” карту.
Задания типа “Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные
места красными кружочками”. Моделирование таких ситуаций: дым в
группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать,
подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить
полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит
ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для
развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию
поиска решения логических и практических задач.
•Метод повторения
Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя
говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он
может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей
требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к
появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию
выводов, повышает познавательную активность.
•Экспериментирование и опыты
Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение,
подтверждение или опровержение собственных представлений. Например,
детям был задан вопрос: “Почему нельзя украшать елку свечами?” Они
отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об
опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из
бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а
опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого
метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить
решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
•Игровые приемы
Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют
закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация:
воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми
героями и т. п.
•Придумывание сказок на разные темы, игры-драматизации (после прочтения
художественного произведения, при подготовке развлечения).
Особое место в организации образовательного процесса по разделу
“Безопасность” занимает сотрудничество с семьей. Особая родительская
ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше
опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то
русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в
группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка
выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему
следуют. Информирование родителей и стимулирование их активного
участия в образовательном процессе ДОУ происходит в ходе заседаний
родительского клуба, тематических бесед, индивидуальных консультаций, с
помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие
события, несущие конкретные знания и рекомендации по освоению детьми
раздела “Безопасность”.