Напоминание

Имя прилагательное. Обобщение и систематизация знаний


Автор: Иванова Аграфена Гаврильевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 г. Олекминска Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: г. Олекминск
Наименование материала: Методическая разработка урока по теме: Имя прилагательное
Тема: Имя прилагательное. Обобщение и систематизация знаний
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока русского языка

Учитель: Иванова АГ.

Предмет: русский язык

Класс: 5 а класс.

Тема урока: Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное»

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях./

(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.:

Просвещение, 2017 год.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

-

обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике,

выявлять орфограммы в прилагательных;

развивать умение использовать имена прилагательные в

речи.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку

и

родной

культуре,

краю,

где

родился,

формировать

адекватную

позитивную

самооценку,

самоуважение

и

самовосприятие,

развивать

умение

сотрудничать

при

выполнении

упражнений,

воспитывать активную жизненную позицию.

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а

также оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебного материала, работать с текстом (комплексно); устанавливать причинно –

следственные связи.

коммуникативные:

развивать

речевые

способности

учащихся

и

потребность

в

эстетическом

совершенствовании

своей

речи,

участвовать

в

разнообразных

формах

организации

учебной

деятельности, уметь работать индивидуально ,в паре и коллективно.

Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в

словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;

определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на

грамматическую тему.

Технологии: личностно

ориентированная,

информационно

коммуникативная,

проблемно

диалогическая, системно – деятельностная, дифференцированное обучение.

Формы работы: коллективная, творческая, проектная, ролевая игра. парная, индивидуальная.

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды

деятельности

учащихся: составляют

маршрутный

лист,

работают

над

созданием

лингвистического

текста,

редактируют

тексты,

создают

текст,

объясняют

правописание

разных

орфограмм прилагательного.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Оборудование:

раздаточный

материал,

мультимедиа

(презентация),

орфографический

словарь

словарь Ушакова.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» 5 а класс

Этапы

урока

Действия учителя

Действия

обучающихся

1.Огр.

Момент

Включение

учащихся в

деятельнос

ть на

личностно-

значимом

уровне

Слайд 2 Создание ситуации для психологического настроя на урок

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

Слайд 3 Запишите число 19 апреля

Оценивают свою

готовность и

настрой на работу

15 сек.

2.Формули

рование

темы и

целей

урока

Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему

городу. Я буду вашим гидом и покажу интереснейшие места г.Олекминска. в

ходе экскурсии вы узнете, почему наш город так назван, увидите «старый»

Олекминск и Олекминск современный. Если вы будете внимательны, то узнаете

много полезного и интересного.

Моим помощником будет…

Слайд 4 Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

- Кто догадался, какую часть речи сегодня нам поможет?

Запишите тему урока: «Имя прилагательное». Слайд 5

почему

прилагательное?

(без

него

невозможно

описать

всю

красоту

любимого города, родных мест)

Какая цель стоит сегодня перед нами? (повторить и обобщить знания,

полученные при изучении темы «Имя прилагательное»)

пути

нам

понадобится

маршрутный

лист,

в

котором

вы

должны

отмечать, какие знания показали на остановках.

Чтобы правильно заполнить маршрутный лист, вы должны помнить….

(учитель зачитывает правило заполнения)

Формулируют тему

и цели урока

.

О т м е ч а ю т,

ч т о

прилагательные

относятся к разделу

морфологии,

который

изучает

ч а с т и

р еч и ,

и х

морфологические

признаки.

Формулируют цель

урока

5мин

3.Актуализ

ация

знаний

Для этого вспомним: чтение по маршрутному листу

Учащиеся строят

лингвистический

текст о

морфологических

признаках имени

прилагательного

4.Этап

закреплен

ия и

обобщения

полученны

х знаний

Ребята, я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. В поездке вы

должны быть очень внимательны, так как по окончании экскурсии вам нужно

будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь!

Слайд 6 Вид города и окрестностей

1.

Работа с текстом.

фото-пейзаж картины с изображением природы Олекминской земли и видом на

город. (музыка В.Емельянова «Олекминск милый-родина моя»)

Учитель: На высоком ленском берегу, в красивейшем месте, среди зеленых

полей и лесов расположился город Олекминск. Посмотрите, где еще можно

увидеть такие просторы, буйное цветение трав, тихую гладь величавой Лены?!

Как точно подметил фотограф красоту олекминской земли. Неповторима в

своем

многообразии

гамма

красок,

необычайное

ощущение

простора.

Эта

красота вдохновляла и вдохновляет мастеров кисти, художников слова.

Послушайте. У вас на партах лежат листы.

Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи

солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …

птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.

…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.

- Ребята, смог ли автор передать прелесть этой земли, насколько точно

показал ее неповторимость?

Ответы учащихся.

Учитель:

Правильно,

автор

не

смог

детально

описать

красоту

и

неповторимость олкеминской земли, так как в тексте отсутствуют эпитеты

(красочные прилагательные), а они необходимы для точности описания. Итак,

вы уже понимаете насколько прилагательное-важная часть речи.

Учитель: Давайте вспомним, что такое прилагательное? Что вы знаете об этой

части речи. С каждой группы нужно ответить.

-Ребята, неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица

без

крыльев?

Помогите

автору

передать

красоту

и

своеобразие

нашей

Олекимнской земли.

Задание: Вставьте прилагательные и озаглавьте текст. (индивид работа)

Сильные учащиеся самостоятельно трансформируют и дополняют текст.

Слабым учащимся предлагаются слова для справок:

Золотистый,

бездонный,

плодороден,

бескрайний,

спокойный,

синий,

Развитие речи

Применение

знаний

Выполняют

задания,

составляют

морфологический

портрет

прилагательных.

Индив работа

Работают с

текстом, вставляют

прил и озагл текст

прозрачный,

красивый,

душистый,

легкий,

родной,

замечательный,

сухой.

- Чтение составленного текста и заполнение маршрутного листа.

2. Комплексный анализ текста:

- Докажите, что перед вами текст.

- о чем текст?

-какова его основная мысль?

Слайд 3 фото Олекминска прошлого

3. Сообщение учителя о основании города и названии. Наш город основан

1635году енисейским казаком Петром Бекетовым. Олекминск происходит с

эвенкийского Олоохунай «беличья, богатая белкой»

Слайд 4 Орфоэпическая работа:

Поставьте ударение в слове

красивейший

Запомните:

есть

только

один

вариант

–красИвейший. Не

забудьте

отметить результаты в маршрутных листах.

Слайд 4 Красавца-Лена

4. Лексическая работа. Посмотрите на замечательную скульптуру «Красавица-

Лена».

Автором

этой

трехметровую

скульптуры

является

заслуженный

художник России Семен Прокопьев.

Какое прилагательное можно подобрать к скульптуре? Красивая. Для того,

чтобы при создании любого текста вы не допускали такой ошибки, как повтор,

поработаем над развитием речи. Подберите к слову красивая синоним.

Заполните марш лист

5. Продолжаем экскурсию по городу уже современному. Посетим -ка мы с

вами

праздник. Слайд 5

Посмотрите, как называется этот праздник? Где

проходит?

Задание: вставьте пропущенные орфограммы прил

К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк…

одежды.

-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?

-Определите морфологические признаки прилагательных.

Заполнение маршрутных листов

-

Применение

знаний

В группе

Орфоэпическая

работа

Лексическая

работа

Работа в парах

проверка знаний

орфограммы

«правописание

прилагательных

Работа в паре

Контрол

ь

усвоения

(резерв)

Слайд 6 А сейчас, ребята, мы снова вспомним, как выглядит имя

прилагательное. Предлагаю поработать над тестом

1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

А . кто? что?

Б.какой? чей?

В . что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное обозначает:

А. признак предмета;

Б признак признака;

В. признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

А. числам, падежам;

Б. родам, числам, падежам;

В .родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в форме:

А.краткой и полной;

Б. простой и сложной;

В.большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

А. подлежащего и дополнения;

Б. дополнения и обстоятельства;

В. определения и сказуемого.

(Самопроверка по образцу).1.Б;2.А;3.Б;4.А;5.В.

Добавляем балл в оценочный лист

Фиксируют

материал,

и з у ч е н н ы й

н а

уроке,

выявляют

н е д о с т ат о к

т е х

знаний

и

умений,

ко т о р ы х

и м

н е

х в а т а е т

д л я

р е ш е н и я

н о в ы х

проблем,

оценивают

личный

вклад в результаты

коллективной

деятельности.

Рефлексия

Дом.

задание

Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия.

-Какие знания вам понадобились, чтобы завершить нашу экскурсию.

-какие орфограммы мы повторили ?

-для чего необходимо знание прилагательных

- Выскажите свое впечатление об уроке, используя прилагательные,

запишите. Каким сегодня был урок?

(Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?)

Напишите пож в маршрутных листах и сдайте.

Слайд 7

1.

Подобрать как можно больше эпитетов к словам: край, город, улица.

2.

Сочинение—миниатюра «Моя улица»

Учащиеся

высказывают свое

впечатление от

урока, используя

только

прилагательные.

Каким сегодня был

урок?

Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________

Тема

Оценка

Прилагательное как часть речи

Я умею определять морфологические

признаки: род, число, падеж

Я умею видеть роль прилагательных в

предложении

Я умею трансформировать, дополнять и

моделировать текст

Я умею использовать прилагательные в

качестве изобразительных средств

(эпитеты)

Я знаю безударные окончания

прилагательных

Ь знак после шипящих в кратких

прилагательных

Ударение

Синонимы

Тест

Условные обозначения

(зеленым)-ошибок не сделал (а)

(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить

(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить

Задания:

1.

Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца

озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь

дышишь … воздухом … трав.

…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.

Слова для справок:

Золотистый, бездонный, плодороден, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный,

красивый, душистый, легкий, родной, замечательный, сухой.

2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк…

одежде.

-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?

-Определите морфологические признаки прилагательных.

Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________

Тема

Оценка

Прилагательное как часть речи

Я умею определять морфологические

признаки: род, число, падеж

Я умею видеть роль прилагательных в

предложении

Я умею трансформировать, дополнять и

моделировать текст

Я умею использовать прилагательные в

качестве изобразительных средств

(эпитеты)

Я знаю безударные окончания

прилагательных

Ь знак после шипящих в кратких

прилагательных

Ударение

Синонимы

Тест

Условные обозначения

(зеленым)-ошибок не сделал (а)

(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить

(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить

Задания:

1.

Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца

озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь

дышишь … воздухом … трав.

…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.

2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк…

одежде.

-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?

-Определите морфологические признаки прилагательных.



В раздел образования




Яндекс.Метрика