Автор: Иванова Аграфена Гаврильевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 г. Олекминска Республики Саха (Якутия)
Населённый пункт: г. Олекминск
Наименование материала: Методическая разработка урока по теме: Имя прилагательное
Тема: Имя прилагательное. Обобщение и систематизация знаний
Раздел: среднее образование
План-конспект урока русского языка
Учитель: Иванова АГ.
Предмет: русский язык
Класс: 5 а класс.
Тема урока: Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное»
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях./
(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.:
Просвещение, 2017 год.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
-
обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике,
выявлять орфограммы в прилагательных;
развивать умение использовать имена прилагательные в
речи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку
и
родной
культуре,
краю,
где
родился,
формировать
адекватную
позитивную
самооценку,
самоуважение
и
самовосприятие,
развивать
умение
сотрудничать
при
выполнении
упражнений,
воспитывать активную жизненную позицию.
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а
также оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебного материала, работать с текстом (комплексно); устанавливать причинно –
следственные связи.
коммуникативные:
развивать
речевые
способности
учащихся
и
потребность
в
эстетическом
совершенствовании
своей
речи,
участвовать
в
разнообразных
формах
организации
учебной
деятельности, уметь работать индивидуально ,в паре и коллективно.
Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в
словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;
определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на
грамматическую тему.
Технологии: личностно
–
ориентированная,
информационно
–
коммуникативная,
проблемно
–
диалогическая, системно – деятельностная, дифференцированное обучение.
Формы работы: коллективная, творческая, проектная, ролевая игра. парная, индивидуальная.
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует, диагностирует.
Виды
деятельности
учащихся: составляют
маршрутный
лист,
работают
над
созданием
лингвистического
текста,
редактируют
тексты,
создают
текст,
объясняют
правописание
разных
орфограмм прилагательного.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Оборудование:
раздаточный
материал,
мультимедиа
(презентация),
орфографический
словарь
словарь Ушакова.
Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» 5 а класс
Этапы
урока
Действия учителя
Действия
обучающихся
1.Огр.
Момент
Включение
учащихся в
деятельнос
ть на
личностно-
значимом
уровне
Слайд 2 Создание ситуации для психологического настроя на урок
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
Слайд 3 Запишите число 19 апреля
Оценивают свою
готовность и
настрой на работу
15 сек.
2.Формули
рование
темы и
целей
урока
Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему
городу. Я буду вашим гидом и покажу интереснейшие места г.Олекминска. в
ходе экскурсии вы узнете, почему наш город так назван, увидите «старый»
Олекминск и Олекминск современный. Если вы будете внимательны, то узнаете
много полезного и интересного.
Моим помощником будет…
Слайд 4 Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!
- Кто догадался, какую часть речи сегодня нам поможет?
Запишите тему урока: «Имя прилагательное». Слайд 5
-А
почему
прилагательное?
(без
него
невозможно
описать
всю
красоту
любимого города, родных мест)
Какая цель стоит сегодня перед нами? (повторить и обобщить знания,
полученные при изучении темы «Имя прилагательное»)
-В
пути
нам
понадобится
маршрутный
лист,
в
котором
вы
должны
отмечать, какие знания показали на остановках.
Чтобы правильно заполнить маршрутный лист, вы должны помнить….
(учитель зачитывает правило заполнения)
Формулируют тему
и цели урока
.
О т м е ч а ю т,
ч т о
прилагательные
относятся к разделу
морфологии,
который
изучает
ч а с т и
р еч и ,
и х
морфологические
признаки.
Формулируют цель
урока
5мин
3.Актуализ
ация
знаний
Для этого вспомним: чтение по маршрутному листу
Учащиеся строят
лингвистический
текст о
морфологических
признаках имени
прилагательного
4.Этап
закреплен
ия и
обобщения
полученны
х знаний
Ребята, я приглашаю вас занять места в экскурсионном автобусе. В поездке вы
должны быть очень внимательны, так как по окончании экскурсии вам нужно
будет рассказать о своих впечатлениях. Итак, в путь!
Слайд 6 Вид города и окрестностей
1.
Работа с текстом.
фото-пейзаж картины с изображением природы Олекминской земли и видом на
город. (музыка В.Емельянова «Олекминск милый-родина моя»)
Учитель: На высоком ленском берегу, в красивейшем месте, среди зеленых
полей и лесов расположился город Олекминск. Посмотрите, где еще можно
увидеть такие просторы, буйное цветение трав, тихую гладь величавой Лены?!
Как точно подметил фотограф красоту олекминской земли. Неповторима в
своем
многообразии
гамма
красок,
необычайное
ощущение
простора.
Эта
красота вдохновляла и вдохновляет мастеров кисти, художников слова.
Послушайте. У вас на партах лежат листы.
Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи
солнца озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …
птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.
…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.
- Ребята, смог ли автор передать прелесть этой земли, насколько точно
показал ее неповторимость?
Ответы учащихся.
Учитель:
Правильно,
автор
не
смог
детально
описать
красоту
и
неповторимость олкеминской земли, так как в тексте отсутствуют эпитеты
(красочные прилагательные), а они необходимы для точности описания. Итак,
вы уже понимаете насколько прилагательное-важная часть речи.
Учитель: Давайте вспомним, что такое прилагательное? Что вы знаете об этой
части речи. С каждой группы нужно ответить.
-Ребята, неужели наш текст так и останется без прилагательных, словно птица
без
крыльев?
Помогите
автору
передать
красоту
и
своеобразие
нашей
Олекимнской земли.
Задание: Вставьте прилагательные и озаглавьте текст. (индивид работа)
Сильные учащиеся самостоятельно трансформируют и дополняют текст.
Слабым учащимся предлагаются слова для справок:
Золотистый,
бездонный,
плодороден,
бескрайний,
спокойный,
синий,
Развитие речи
Применение
знаний
Выполняют
задания,
составляют
морфологический
портрет
прилагательных.
Индив работа
Работают с
текстом, вставляют
прил и озагл текст
прозрачный,
красивый,
душистый,
легкий,
родной,
замечательный,
сухой.
- Чтение составленного текста и заполнение маршрутного листа.
2. Комплексный анализ текста:
- Докажите, что перед вами текст.
- о чем текст?
-какова его основная мысль?
Слайд 3 фото Олекминска прошлого
3. Сообщение учителя о основании города и названии. Наш город основан
1635году енисейским казаком Петром Бекетовым. Олекминск происходит с
эвенкийского Олоохунай «беличья, богатая белкой»
Слайд 4 Орфоэпическая работа:
Поставьте ударение в слове
красивейший
Запомните:
есть
только
один
вариант
–красИвейший. Не
забудьте
отметить результаты в маршрутных листах.
Слайд 4 Красавца-Лена
4. Лексическая работа. Посмотрите на замечательную скульптуру «Красавица-
Лена».
Автором
этой
трехметровую
скульптуры
является
заслуженный
художник России Семен Прокопьев.
Какое прилагательное можно подобрать к скульптуре? Красивая. Для того,
чтобы при создании любого текста вы не допускали такой ошибки, как повтор,
поработаем над развитием речи. Подберите к слову красивая синоним.
Заполните марш лист
5. Продолжаем экскурсию по городу уже современному. Посетим -ка мы с
вами
праздник. Слайд 5
Посмотрите, как называется этот праздник? Где
проходит?
Задание: вставьте пропущенные орфограммы прил
К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк…
одежды.
-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?
-Определите морфологические признаки прилагательных.
Заполнение маршрутных листов
-
Применение
знаний
В группе
Орфоэпическая
работа
Лексическая
работа
Работа в парах
проверка знаний
орфограммы
«правописание
прилагательных
Работа в паре
Контрол
ь
усвоения
(резерв)
Слайд 6 А сейчас, ребята, мы снова вспомним, как выглядит имя
прилагательное. Предлагаю поработать над тестом
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
А . кто? что?
Б.какой? чей?
В . что делать? что сделать?
2. Имя прилагательное обозначает:
А. признак предмета;
Б признак признака;
В. признак действия.
3. Имя прилагательное изменяется по:
А. числам, падежам;
Б. родам, числам, падежам;
В .родам, падежам.
4. Имя прилагательное может быть в форме:
А.краткой и полной;
Б. простой и сложной;
В.большой и малой.
5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:
А. подлежащего и дополнения;
Б. дополнения и обстоятельства;
В. определения и сказуемого.
(Самопроверка по образцу).1.Б;2.А;3.Б;4.А;5.В.
Добавляем балл в оценочный лист
Фиксируют
материал,
и з у ч е н н ы й
н а
уроке,
выявляют
н е д о с т ат о к
т е х
знаний
и
умений,
ко т о р ы х
и м
н е
х в а т а е т
д л я
р е ш е н и я
н о в ы х
проблем,
оценивают
личный
вклад в результаты
коллективной
деятельности.
Рефлексия
Дом.
задание
Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия.
-Какие знания вам понадобились, чтобы завершить нашу экскурсию.
-какие орфограммы мы повторили ?
-для чего необходимо знание прилагательных
- Выскажите свое впечатление об уроке, используя прилагательные,
запишите. Каким сегодня был урок?
(Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким?)
Напишите пож в маршрутных листах и сдайте.
Слайд 7
1.
Подобрать как можно больше эпитетов к словам: край, город, улица.
2.
Сочинение—миниатюра «Моя улица»
Учащиеся
высказывают свое
впечатление от
урока, используя
только
прилагательные.
Каким сегодня был
урок?
Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________
Тема
Оценка
Прилагательное как часть речи
Я умею определять морфологические
признаки: род, число, падеж
Я умею видеть роль прилагательных в
предложении
Я умею трансформировать, дополнять и
моделировать текст
Я умею использовать прилагательные в
качестве изобразительных средств
(эпитеты)
Я знаю безударные окончания
прилагательных
Ь знак после шипящих в кратких
прилагательных
Ударение
Синонимы
Тест
Условные обозначения
(зеленым)-ошибок не сделал (а)
(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить
(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить
Задания:
1.
Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца
озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь
дышишь … воздухом … трав.
…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.
Слова для справок:
Золотистый, бездонный, плодороден, бескрайний, спокойный, синий, прозрачный,
красивый, душистый, легкий, родной, замечательный, сухой.
2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк…
одежде.
-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?
-Определите морфологические признаки прилагательных.
Маршрутный лист ученика (-цы) _________________________________________
Тема
Оценка
Прилагательное как часть речи
Я умею определять морфологические
признаки: род, число, падеж
Я умею видеть роль прилагательных в
предложении
Я умею трансформировать, дополнять и
моделировать текст
Я умею использовать прилагательные в
качестве изобразительных средств
(эпитеты)
Я знаю безударные окончания
прилагательных
Ь знак после шипящих в кратких
прилагательных
Ударение
Синонимы
Тест
Условные обозначения
(зеленым)-ошибок не сделал (а)
(желтым) –допущена одна ошибка –правило нужно повторить
(красным) – допущены две или более ошибки –правило нужно выучить
Задания:
1.
Эта земля…. …леса тянутся вдаль. …лентой вьется по ней …река. Лучи солнца
озаряют … отблесками ее … поверхность. В …синеве неба парят …птицы. Здесь
дышишь … воздухом … трав.
…ветерок коснется …камышей, и они споют …песню о нашей … стороне.
2 К главн… площади, голос певуч, весел… песня, воздух чист и свеж, в ярк…
одежде.
-Над какими орфограммами прилагательных вы работали?
-Определите морфологические признаки прилагательных.