Напоминание

Материал поликультурной направленности на уроках географии в средней школе


Авторы: Алейникова Лилия Сергеевна, Лабунская Наталия Андреевна
Должность:
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №186
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Материал поликультурной направленности на уроках географии в средней школе
Раздел: среднее образование





Назад




Материал поликультурной направленности

на уроках географии в средней школе

Обоснование темы статьи. Предложенная в статье тема разрабатывается в

школе Калининского района Санкт-Петербурга не случайно, причин тому несколько.

Главная из них – многонациональной состав учащихся школы. В микрорайоне школы

компактно и довольно давно проживают представители нескольких национальностей

– азербайджанцев, армян, казахов, киргизов и др. Дети из этих семей учатся в нашей

школе.

Дети из русских семей преобладают, их в классах

около двух третей.

Многонациональность состава учащихся школы – достаточно давнее явление, ему

около 10 лет. Следует подчеркнуть, что межнациональных конфликтов в школе нет и не

было. Но речь не об этом.

Педагогический коллектив увидел в мнонациональном составе учащихся свои

преимущества,

тот

потенциал,

который

можно

и

нужно

использовать

в

учебно-

воспитательном

процессе,

особенно

в

период

интенсивных

модернизационных

преобразований.

Школа

претендовала

на

получение

статуса

экспериментальной

площадки

по

проблеме

организации

образовательно-воспитательного

процесса

в

поликультурной школе (это было примерно 5 лет назад). В этом нам было отказано по

причине неактуальности темы. Обидно, тем более, что буквально через пару лет эта

проблема встала столь остро, что несколько научных коллективов занялись ею плотно.

Однако педагогический коллектив и не думал отказываться от исследования

проблемы организации образовательно-воспитательного процесса в поликультурной

школе, тем боле, что с течением времени проблема углублялась, проявлялась новыми

сторонами, становилась все более сложной. В школе была принята программа развития

по теме «Формирование социокультурной компетентности учителей и учащихся –

основа развития поликультурной школы».

Один из проектов программы развития связан с изучением поликультурной

направленности содержания образовательно-воспитательного процесса. В материалах

статьи

раскрываются

ключевые

(концептуальные)

положения

формирования

поликультурной составляющей курса географии средней школы.

Вполне

понятно,

что

большая

часть

школьных

дисциплин

обладает

определенными

возможностями в отображении

культурного многообразия мира.

Понятно, что

образовательная программа и учебники в этом плане является лишь

некоторыми ориентирами в рассмотрении вопроса. Более важными для раскрытия

поставленной в статье проблемы является, на наш взгляд, иное. Прежде всего, это

ответы

на

вопросы:

зачем

необходимо

особо

выделять

поликультурную

составляющую

в

курсе

географии;

каким

образом

материал

поликультурной

направленности может составлять целостность, а не некую хаотичность (по принципу

использования

ради

использования);

как

встраивать

материал

поликультурной

направленности, чтобы его применение было системно.

Попытка ответить на эти

концептуальные, по сути, вопросы сделана в статье.

Отбор и формирование поликультурной составляющей предмета, как целостного

и системно применяемого материала, происходит при движении в двух направлениях:

от ученика, человека, гражданина мира, с одной стороны. С другой, от содержания

образовательной программы. Взаимодействие, возникающее при контакте ученика как

человека

мира

с

соответствующим

содержанием,

рождает

эффект

понимания

культурного

многообразия

современного

мира,

осознание,

погружение

и

проникновение в проблемы, рожденные этим объективным многообразием.

Современный

ученик

растет

в

быстроменяющемся,

мобильном,

технологичном,

экономически

пестром,

экологически

небезопасном

мире.

Сегодняшний мир характеризуется тесным, ежедневным взаимодействием людей не

только

разных

культур,

традиций,

но

и

разных

вероисповеданий.

Формируя

мировоззрение

ученика,

нельзя

не

учитывать

этих

особенностей,

незнание

и

непонимание которых не позволяет создать объективную картину мира.

Выделение

поликультурного

компонента

географического

материала

происходит

через

рассмотрение

проблем

соответствующей

тематики,

отражающих

объективную сложность сегодняшнего мира и человека, живущего в нем. Сверх задачей

построения

курса

с

акцентированной

поликультурной

составляющей

является,

несомненно, формирование толерантного отношения человека к себе, к другим, к

миру…

Поликультурный

компонент

выделяется

учителем

при

переосмыслении

и

определенном структурировании программного материала,

предложении учащимся

творческих заданий соответствующей тематики – рефератов, проектов, исследований.

Рассмотрим несколько значимых проблем из курса географии средней школы, несущих

поликультурный потенциал.

Что происходит с человечеством? Фундаментальный вопрос, вечная проблема.

Однако в такой постановка проблема не может рассматриваться в курсе географии.

Сохранив приведенную формулировку, учитель был бы методологически некорректен.

Поэтому проблема может быть сформулирована так:

что происходит с населением

планеты, как оно развивается, каковы тенденции и особенности развития? (тема

«Население Земли»,

изучается в курсе физической и экономической географии в 6, 7, 10 и

11 классах.

).

Ключевыми

аспектами

этой

темы

являются:

численность

населения

Земли,

воспроизводство, миграции, структура, демографическая ситуация; основные человеческие

расы,

их размещение;

народы и религии,

традиции;

основные виды хозяйственной

деятельности, характеристика трудовых ресурсов;

занятость населения крупных стран и

регионов мира; расселения, урбанизация различных стран и регионов мира.

При таком – целостном и сквозном

-

видении и изучении темы представляется

возможным

рельефно

выделить

материал

поликультурный

направленности.

При

рассмотрении темы акцентируются и обсуждаются тенденции - стабильно фиксируемого

уменьшения численности населения развитых стран, т.н. западной культуры, и, напротив,

стабильно растущего населения

развивающихся

стран

восточной,

например, исламской

культуры.

Глубинное изучение этого явления - достаточно хорошо известного многим

взрослым и только открываемого и познаваемого учащимися -

позволяет вскрыть

и иные

тенденции, как следствия проявлений культурных и религиозных традиций.

Одно из таких проявлений связано со структурой семей, количеством детей в

них, и, главное, отношением к женщине. Исламские семьи традиционно многодетны,

свобода женщин традиционно ограничена. И, напротив, преимущественно однодетные

семьи

в западной культуре, где женщины давно заняли равноправное с мужчинами

положение. Однако, картина несколько меняется при смене исламской семьей места

жительства.

Такие семьи, живущие, скажем, в Санкт-Петербурге, следуют своим

культурным традициям уже не столь явственно и в отношении женщин, и в отношении

количества детей.

Эта

проблема, предлагаемая старшеклассникам, позволяет

им

задуматься о сочетании культурных и социальных факторов, оказывающих влияние на

жизнь людей: далеко не все определяет культура, далеко не все определяет религия,

столь бы сильным

воздействием

на человека они ни

обладали. Воздействие

социальных и региональных факторов может оказаться преобладающим.

Говоря о культуре востока и запада, необходимо остановится на теме:

Россия

мост

между

западом

и

востоком. Эта тема, по сути,

обладает громадным и

многоплановым потенциалом,

не говоря о поликультурной

насыщенности

ее

содержания. Достаточно сказать, что в России представлены все мировые религии.

Более

того,

Санкт

Петербург

как

город

исторически

не

только

многонациальный,

но

и толерантный к разным

религиям, является богатейшим

источником рассмотрения проблемы. Экскурсия

по теме «Невский проспект

- как

проспект толерантного отношения к религиозным проявлениям людей», построенная

при использовании мультимедийных технологий, способствует расширению не только

общекультурного кругозора учащихся, но и ненавязчивому (или, как сейчас принято

говорить, недирективному) воспитанию толерантности.

Более того, путешествие по

Невскому

это

путешествие

в

историю

формирования

толерантности

государства

Российского,

культура

и

духовность

людей

которого

не

позволяла

возникать

межнациональным конфликтам на протяжении многих веков.

Тема Россия – мост между западом и востоком

взаимодействует с другой

крупной темой, связанной с глобализацией происходящих в мире процессов.

Агломерации – скопление крупных городов, объединенных преимущественно

экономическими связями, -

явление ХХ века. В нем тесно переплетены проблемы

культурные, хозяйственные, экологические, социальные. Рассмотрение особенностей

агломераций, расположенных в разных частях света, в разных странах – развитых и

развивающихся, позволяет раскрыть многогранность этого явления. Агломерации по

составу

населения

нередко

отражают

национальные

особенности

государств.

По следние

могут

быть

однонациональными,

двунациональными

и

многонациональными. Особенности функционирования агломераций характеризуют

уровень

и

качество

жизни

людей

в

этих

странах,

специфику

хозяйственной

деятельности.

Однако, в рамках рассматриваемой проблемы, интересен вопрос о другом - о

международной миграции. Почему люди стремятся перебраться именно в крупные

города, что их привлекает?

Когда-то стимулом

для переезда была

возможность

быстрого обогащения. Сейчас цели миграции изменились: люди преимущественно

едут за работой, стремясь к повышению уровня и качества жизни. Но у многих цели

более

конкретны.

Крупные города -

это места концентрации и взаимодействия

разных культур, традиций, ценностей. Сюда стремятся люди творческих профессий в

поисках

интеллектуально

насыщенной

среды,

новых

впечатлений,

культурных

и

духовных

взаимодействий

и

исканий.

Особенности

мультикультурной

среды

становятся источником вдохновения и творчества. Так, неожиданно, географический

материал помогает учащимся современному видению мира и его особенностей.

Проблемами индивидуального человека география не занимается, но

многие

вопросы жизни

человека в ней рассматриваются. Среди них: «Жизнедеятельность

человека и его адаптация к окружающей среде», «Адаптация человека к окружающей

природной

среде

(одежда,

жилище,

питание)».

Значимость

поликультурной

составляющей при раскрытии этих проблем вполне очевидна. Культура во многом

определяет и жизнедеятельность человека, и особенности его адаптации (в самом

широком смысле).

Рассматривая эти темы, учитель предлагает весьма нетрадиционный путь их

обсуждения. На уроке ставится проблема: построить дома в разных природных зонах

– в тайге, степи, пустыне, тундре и т.п. Решение этой, на первый взгляд, простой

проблемы, может быть развернуто весьма широко и глубоко. Для этого необходима

активизация комплекса знаний учащихся – о природных зонах, экономике регионов,

культурных традициях (в построении и украшении жилищ), семейном укладе и пр.

Обобщая предложенный в статье

материал,

представляется необходимым

сделать несколько замечаний. Приведенные примеры далеко не исчерпывают того

круга

тем и проблем, рассмотрение которых предполагает обращение к

материалу

поликультурной направленности

Предложение учащимся

комплексных

проблем,

включающих

поликультурный

компонент,

стимулирует

формирование

взаимосвязанных,

системных

знаний;

целостное

и

реальное

видение

мира;

понимание

актуальных

проблем

человечества

и

человека,

необходимость

гуманитарного

решения

которых

возникнет

очень

скоро

перед

сегодняшним

школьником в его взрослой жизни.



В раздел образования




Яндекс.Метрика