Напоминание

"Почему возникает дисграфия?"


Автор: Мусинова Людмила Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Алябьевский ХМАО-Югра
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Почему возникает дисграфия?"
Раздел: начальное образование





Назад




Составитель: Мусинова Людмила Юрьевна

Учитель-логопед

МБОУ «Алябьевская средняя образовательная школа» ХМАО-Югра

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ДИСГРАФИЯ?

Нарушения письма - следствие ошибок в работе центров головного мозга, отвечающих за

организацию письменной речи.

Эти ошибки могут происходить по нескольким причинам:

1. Незрелость отдельных структур головного мозга, участвующих в организации письменной

речи, в результате родовой травмы, гипоксии (удушье), дефицита мозгового кровообращения.

2. Нарушения устной речи у дошкольников в дальнейшем могут проявляться в специфических

ошибках на письме в школе.

3. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может явиться

причиной речевых расстройств, в том числе и письменной речи. Например, письмо правой

рукой у ребенка-левши будет вызывать трудности в обучении.

Симптомы дисграфии

К основным диагностическим критериям нарушения письма можно отнести:

1. Наличие в письменных работах специфических ошибок:

пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов; ошибки обозначения мягкости на

письме; зеркальное написание букв или другое искажение; отсутствие заглавной буквы и точки

в предложении; слитное написание или разрыв слова.

2. Большое количество специфических ошибок: от 4 до 30 и более.

3. Стойкость ошибок: они встречаются во всех видах письменных работ (диктант, списывание,

письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.

Появились признаки дисграфии. Что делать?

Конечно, появление огромного количества ошибок на письме - сигнал для визита к логопеду.

Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:

1. Избегайте бесконечного переписывания упражнений "начисто" или письма под диктовку.

2.Постарайтесь не упрекать ребенка за ошибки. Чтобы добиться успехов по русскому языку, ему

необходима помощь логопеда.

3.Обращайте

внимание

на

усердие

ребенка,

а

не

на

количество

ошибок.

Вселите

в

него

уверенность, что трудности в учёбе можно преодолеть.

Рекомендации родителям:

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в

преодолении дисграфии, помогут логопеду в коррекционной работе.

1.Упражнения на преодоление дисграфии

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом.

Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием:

зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а".

Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по

одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая

подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в

сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с

парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок

забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые

для

проработки

пары

можно

установить

при

просмотре

любого

текста,

написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь

написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание!

Лучше,

если

текст

не

будет

прочитан

(поэтому

книжка

нужна

скучная).

Все

внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или

двух, - и работать только с ними.

Упражнение «Пишем вслух»

Чрезвычайно

важный

и

ничем

не

заменимый

прием:

всё,

что

пишется,

проговаривается

пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением

слабых долей.

То

есть,

«Ещ-Ё

О-дин

ч-рЕз-вы-ча-Й-нО

важ-ны-Й

прИ-Ём»

(ведь

на

самом

деле

мы

произносим

что-то

вроде

"ИЩО

АДИН

ЧРИЗВЫЧАИНА

ВАЖНЫй

ПРЕЙОМ").

Пример

проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи,

говорящий

уделяет

наименьшее

внимание.

Для

гласных

звуков

это

любое

безударное

положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим

согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для

дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка

«ставить

палочки»,

т.е.

дописывать

в

конце

слова

неопределенное

количество

палочек-

загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк

и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш

ребенок

такую

привычку.

Однако

независимо

от

того,

есть

она

или

нет,

приучаемся

к

последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое

слово!

Упражнение «Вглядись и разберись»

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте,

чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака

препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать

так:

«Запятая

между

прилагательным

«ясным»

и

союзом

«и»,

во-первых,

закрывает

деепричастный оборот»… «, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения

(грамматические основы: первая «...», вторая «..."», соединенные союзом «и»).

2. Как писать диктанты в домашних условиях

1.Чрезвычайно медленно!!!

2.Текст, прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы и пунктограммы этот

текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него», так

вспомните

и

слегка

укажите

на

них

сами,

выясните,

известны

ли

понятия

«безударные

гласные».

3.Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем,

попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный

ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки

зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырех-

кратного прочтения).

4.Предложение

диктуется

по

частям

и

записывается

с

проговариванием

вслух

всех

особенностей произношения и знаков препинания (орфографическое проговаривание).



В раздел образования




Яндекс.Метрика