Напоминание

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО


Автор: Тарабукина Айталина Гаврильевна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: п. Белая Гора, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Дата публикации: 27.11.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Программа дополнительного образования

Для учащихся 8-14 лет

Срок реализации 3 года

Разработчик: Тарабукина

Айталина Гаврильевна

Преподаватель ДШИ

п. Белая Гора

2014г.

Пояснительная записка

Программа

основана

на

методе

проектов

и

является

вариативной

частью в школе искусств, кружков в общеобразовательной школе.

Художественное творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с

многими

видами

творчества.

Образование

детей

школьного

возраста

призвано

обеспечивать

условия

успешной

социализации

учащихся

в

процессе

обучения,

реализацию

школьниками

своих

способностей,

возможностей

и

интересов.

Использование

проектной

деятельности

значительно

повышает

творческую

активность,

развивает

творчество

школьников.

Внимание

уделяется

созданию

в

детском

коллективе

доброжелательной творческой обстановке.

Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере

развития интереса и овладения детьми художественными навыками.

Основная

задача

на

всех

этапах

освоения

программы-

содействовать

развитию

инициативы,

выдумки

и

творчества

детей

в

атмосфере

эстетических

переживаний

и

увлеченности,

совместного

творчества

взрослого и ребенка.

Проекты

можно

классифицировать

как

художественное

творчество,

средней

продолжительности,

объединяющий

знания

изобразительного

искусства, литературы, музыки, театра. Практика показала, что метод проекта

применим

на

занятиях

художественным

творчеством

в

системе

дополнительного образования, пробуждает интерес и живую реакцию детей,

развивает творческие способности каждого ребенка. Проекты могут быть

различными и иметь специфические особенности при использовании их в

учебном процессе.

Программа рассчитана на работу с детьми в форме занятий, совместной

работы

детей

и

педагогом,

а

так

же

их

самостоятельной

творческой

деятельности.

Цель программы –

-выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем

возрасте.

- формирование у детей начальных знаний, умений, и навыков в области

художественного творчества.

- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в

художественной

работе

собственных

неповторимых

черт,

своей

индивидуальности.

Задачи программы

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,

цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы;

-добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

2

-

формирование

творческих

способностей,

духовной

культуры

и

эмоционального отношения к действительности;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

-развивать

способность

к

анализу,

гибкость

и

мобильность

в

поисках

решений и генерирования идей.

Методы обучения

для достижения поставленной цели и реализации задач и пользуются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных

впечатлений).

Форма проведения аудиторных занятий

Программа

рассчитана

на

3

года,

для

детей

с

9-14лет.

Оптимальное

количество детей в группе для успешного освоения программы обучения – 8-

10 человек.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Режим работы – одно занятие в неделю по 2 часа. Всего: 33 занятия 66 часов

в год. 2 часа на самостоятельную работу (домашнее задание).

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной нагрузки

Затраты учебного времени

Всего

часов

Год обучения

1

2

3

полугодия

1

2

1

2

1

2

Аудиторные занятия (в часах)

32

34

32

34

32

34

198

Самостоятельная

работа

часах)

8

6

4

10

4

6

38

М а к с и м а л ь н а я

у ч е б н а я

нагрузка

40

40

36

44

36

40

236

Ожидаемые результаты

Повышение уровня самостоятельности, изобретательской активности,

мастерства учащихся, раскрепощение творческой личности.

-

научатся

сознательно

использовать

знания

и

умения

полученные

на

занятиях для воплощения собственного замысла.

3

-

научатся

расширять

знания,

вести

поисковую

работу

по

подбору

литературы, репродукций.

- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках

разработки творческих проектов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы.

Итогом работы по программе являются выставки, конкурсы, показательные

выступления, вечера, концерты.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

I полугодие

Наименование проекта

Количество часов

Аудиторные

занятия

самостоя

тельные

Всего

часов

Теорит

практич

еских

1

1.1

Раздел: «История игрушек»

- Изучение истории происхождения

игрушек. Вводное занятие

2

2

4

1.2

-самостоятельное исследование

разновидностей игрушек. ( Защита

презентаций по итогам исследования)

4

2

6

1.3

Творческая работа

- Придумать эскиз новогодней игрушки.

2

2

1.4

- поиск выполнения творческого задания

(материал, способы исполнения)

2

2

4

1.5

- выполнение игрушки

17

17

1.6

- подготовка к выставке-конкурсу

2

1

2

5

1.7

- выставка-конкурс «Новогодняя

игрушка»

2

2

8

24

8

32

40

4

II полугодие

Наименование проекта

Количество часов

аудиторные

самостоя

тельные

Всего

часов

Теорит

практич

еских

2

2.1

Раздел: «Этот волшебный силуэт»

- что такое силуэт?

1

1

2.2

Творческая работа

- рисование силуэтов

1

7

8

2.3

- вырезание силуэтов

1

9

10

2.4

театр теней мини-спектакль «Муха

цекотуха»

3

3

2.5

-афиша

1

1

2

4

2.6

-эскизы атрибутов, костюмов, декораций

1

2

3

2.7

- изготовление атрибутов, костюмов,

декораций

1

2

2

5

2.8

подготовка к выставке-презентации

2

2

4

2.9

- премьера спектакля «Муха-цекотуха»,

Выставка презентация «Этот

волшебный силуэт»

2

2

6

28

6

34

40

Второй год обучения

I полугодие

Наименование проекта

Количество часов

аудиторные

самостоя

телные

Всего

часов

Теорит

практич

еских

1

1.1

Раздел: «лепка из соленого теста»

Вводное занятие

Что такое соленое тесто?

1

1

2

1.2

- Защита презентаций по итогам

самостоятельного исследования

физических и химических свойств теста.

1

2

3

5

1.3

- Изготовление магнитов на различную

тематику

4

2

6

1.4

- Придумать эскиз новогоднего

сувенира

4

4

1.5

- Выполнение сувенира

17

17

1.6

- подготовка к выставке-конкурсу

1

1

2

1.7

- выставка-конкурс «Новогодний

сувенир» (на призы Деда Мороза)

2

2

3

29

4

32

36

II полугодие

Наименование проекта

Количество часов

аудиторные

самостоя

тельные

Всего

часов

Теорит

практич

еских

2

2.1

Раздел: « Мир из пластилина»

- «Что такое пластилин?»

Способы лепки, инструменты и

приспособления для лепки

1

1

2

2.2

- Рисование пластилином (плоская

лепка)

0,5

1,5

2

4

2.3

- Рельефная лепка

1

4

2

7

2.4

- Объемные формы (работа с каркасом)

1

7

2

10

2.5

-Творческая работа

Многофигурные композиции по

литературным произведениями

(самостоятельный выбор литературного

произведения)

1

12

2

15

2.6

- подготовка к выставке-презентации

2

2

4

2.7

Выставка – презентация «Мир из

пластилина

2

2

4,5

29,5

10

6

34

44

Третий год обучения

I полугодие

Наименование проекта

Количество часов

аудиторных

самостоя

тельных

Всего

часов

Теорит

практич

еских

1

1.1

Раздел: «Новогодняя маска»

Маска в народном фольклоре

2

2

4

1.2

Защита презентаций по итогам

самостоятельного исследования

3

3

1.3

Папье-маше.

Изготовление масок в технике папье-

маше.

1

1

1.4

Творческая работа

Эскиз маски

4

2

6

1.5

Лепка маски пластилином

8

8

1.6

Формовка маски в технике папье-маше

6

6

1.7

Цветовое решение, украшение маски

6

6

1.8

- выставка-конкурс «Новогодняя маска»

(на призы Деда Мороза)

2

2

6

26

4

32

36

II полугодие

Наименование проекта

Количество часов

аудиторных

самостоя

тельных

Всего

часов

Теорит

практич

еских

2

2.1

Раздел: «Новая жизнь старых вещей»

- Экологический вопрос «Природа и

Человек». «Мусор» - источник

вдохновения

1

3

4

2.2

- поиск идей изготовления поделок из

разных и бросовых материалов

1

3

2

6

2.3

- изготовление поделок из разных и

бросовых материалов

12

2

14

7

2.4

- подготовка к спектаклю «Колобок

спешит на помощь»

4

2

6

2.5

- афиша

4

4

2.6

- подготовка выступлений детей на

презентации

4

4

2.7

- Выставка-презентация «Нужное из

ненужного» , спектакль «Колобок

спешит на помощь» (экологическая

сказка)

2

2

2

32

6

34

40

Содержание разделов

1год обучения

1 полугодие Раздел: «История игрушек»

1.1. Изучение истории происхождения игрушек. Вводная беседа о народных,

современных игрушках. Демонстрация репродкуций.

1.2.-самостоятельное

исследование

разновидностей

игрушек.

(

Защита

презентаций по итогам исследования)

1.3.Творческая

работа - Придумать эскиз

новогодней игрушки. Поисковая

работа с эскизами. Трансформация и стилизация игрушек.

1.4. Выполнения творческого задания поиск материал и способы исполнения

задуманного.

1.5. Работа над выполнением задуманной игрушки

1.6. Подготовка к выставке-конкурсу

1.7. Выставка-конкурс «Новогодняя игрушка»

2 полугодие Раздел: «Этот волшебный силуэт»

2.1. что такое силуэт?

2.2.Творческая работа - рисование силуэтов

2.3.- вырезание силуэтов

2.4. театр теней мини-спектакль «Муха цекотуха»

2.5.-афиша

2.6. -эскизы атрибутов, костюмов, декораций

2.7.- изготовление атрибутов, костюмов, декораций

2.8.- подготовка к выставке-презентации

2.9. - премьера спектакля «Муха - цекотуха»,

Выставка презентация «Этот волшебный силуэт»

2 год обучения

8

1 полугодия Раздел: «лепка из соленого теста»

1.1.

Вводное занятие. Что такое соленое тесто?

1.2.

Защита презентаций по итогам самостоятельного исследования

физических и химических свойств теста.

1.3.

Изготовление магнитов на различную тематику

1.4.

Придумать эскиз новогоднего сувенира

1.5.

Выполнение сувенира

1.6.

подготовка к выставке-конкурсу

1.7.

выставка-конкурс «Новогодний сувенир» (на призы Деда Мороза)

2 полугодия Раздел: « Мир из пластилина»

2.1. «Что такое пластилин?»

2.2.Способы лепки, инструменты и приспособления для лепки

2.3. Рисование пластилином (плоская лепка)

2.4. Рельефная лепка

2.5. Объемные формы (работа с каркасом)

2.6. Творческая работа

Многофигурные

композиции

по

литературным

произведениями

(самостоятельный выбор литературного произведения)

2.7. подготовка к выставке-презентации

2.8. Выставка – презентация «Мир из пластилина»

3 год обучения

1 полугодие Раздел: «Новогодняя маска»

1.1. Маска в народном фольклоре

1.2. Защита презентаций по итогам самостоятельного исследования

1.3. Папье-маше.

Изготовление масок в технике папье-маше.

1.4.Творческая работа Эскиз маски

1.5.Лепка маски пластилином

1.6. Формовка маски в технике папье-маше

1.7. Цветовое решение, украшение маски

1.8. выставка-конкурс «Новогодняя маска» (на призы Деда Мороза)

2 полугодие Раздел: «Новая жизнь старых вещей»

2.1. Экологический вопрос

«Природа и Человек». «Мусор» - источник

вдохновения

2.2. поиск идей изготовления поделок из разных и бросовых материалов

2.3. изготовление поделок из разных и бросовых материалов

2.4. подготовка к спектаклю «Колобок спешит на помощь»

2.5. афиша

9

2.6. подготовка выступлений детей на презентации

2.7. Выставка-презентация «Нужное из ненужного» , спектакль «Колобок

спешит на помощь» (экологическая сказка)

Методическое обеспечение

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом уровня развития детей.

Для

воспитания

и

развития

навыков

творческой

работы

применяются

следующие методы:

Объяснительно-иллюстративные;

Частично- поисковые; исследовательские; игровые.

Основное

время

на

занятиях

отводится

практической

работе.

Создание

творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у

учащихся

заинтересованности

с

собственной

творческой

деятельности.

Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является

приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности. Проведение

общего коллективного творческого задания позволяет объединить детей.

Самостоятельная

работа

выполняется

в

форме

домашних

заданий,

выполнение

поисковых

работ

по

проекту.

Срок

реализации

может

быть

продлен, темы проектов могут быть различными на усмотрение педагога.

Творческий проект

Проявление детского творчества, ограниченного темой, свободного в выборе

формы, состояния.

Тема: «Этот волшебный силуэт»

Прагматическая цель: организовать тематическую выставку художественного

творчества.

Педагогическая цель: развитие художественно – эстетических способностей,

проектировочных и технологических умений.

Дается свобода в выборе технике исполнения.

Ход проекта:

На

этапе

сбора

информации

учащиеся

познакомились

с

историческими

фактами,

работами

художников

в

данном

жанре.

Выполнение

силуэтов

различными

способами

(вырезание,

рисование).

Необходимо

было

подготовить сюрприз и выработать программу тематической выставки по

работам

учащихся.

Результаты

проекта

были

представлены

в

виде

10

персональной выставки группы «Этот волшебный силуэт», спектакль «Муха

цекотуха»,

Программа выставки:

- визитная карточка группы

- историческая справка термина «силуэт»

- представление работ учащихся (выступления детей)

- игра с залом – «Вырезание силуэтов»

- театр теней. Мини – спектакль «Муха цекотуха», по мотивам сказки Корнея

Чуковского, под песню из мультфильма «Доктор Айболит».

Представление работ учащихся (выборочно):

Данилов Н: Почти Каждый ребенок в наше время имеет компьютер.

Компьютер помогает узнать много интересного, нового. Но лучше всего на

нем играть. Мне нравится игра эндри берс . Дома у меня целая коллекция

персонажей этой игры, которую я слепил из пластилина. В этой работе я

изобразил главных персонажей игры: птицу и свинью, вырезал из цветной

бумаги.

Буртахова А: Из работ которые я выполнила мне нравится силуэт , героя из

мультфильма «Ледниковый период», Диего. Это саблезубый тигр – род

вымерших млекопитающих семейства кошачьих. Жили в неогеновый

период, т. е. 25 млн. лет назад в Восточном полушарии.

Верхние клыки очень большие, отсюда название. Были несколько крупнее

современного тигра.

Корощупова И: Единорог — мифическое существо, символизирует

целомудрие. Представляют его обычно в виде коня c рогом, выходящим изо

лба. Существует предположение, что в описании единорога отразился след

вымершего животного. Самым ранним изображениям единорогов больше 4

тысяч лет, найдены в Индии. Средневековых легендах и сказках на нём

ездили волшебники и волшебницы.

На небе существует созвездие Единорог, введённое в XVI столетии. На

небесных атласах изображается в виде коня с рогом. Оно видно в средних

широтах России, видно осенью, зимой и весной.

11

На золотых российских монетах единорог изображался начиная со времен

великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея

Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на

серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди

двуглавого орла, наравне со Святым Георгием. Символ единорога

содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного:

на государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила

Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени

царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись

письма Ивана Грозного. Единорог также изображен на спинке трона Грозного

царя, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на

гербах российских дворянских родов.

Лев и единорог изображен на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении

Сибири (1581—1582 гг.)

Иванов

В: На этой картине изображен момент охоты льва на зебру. Эти

животные обитают в Африке, второй по величине материк после Евразии.

Лев млекопитающее семейства кошачьих длина тела достигает 2,5м, хвоста

до 1,1м, вес достигает 280кг. Зебра- непарнокопытное животное рода

лошадей. Существует 3-4 вида зебр, обитают в саваннах Африки. В ряде мест

истреблены полностью. Львы и зебры сохранились лишь национальных

парках и заповедниках экваториальной Африки и Азии.

Список использованной литературы:

1.

Абрамцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся /

М.Н.Абрамцев // Завуч, 2005. - №6. – С.12

2.

Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.

3.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –

М., -2010.

4.

Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. – Якутск,

2001.

12

5.

Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от

обязанностей всезнающего оракула //Директор школы.-1998. -№3.

13



В раздел образования




Яндекс.Метрика