Автор: Тарабукина Айталина Гаврильевна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: п. Белая Гора, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа дополнительного образования
Для учащихся 8-14 лет
Срок реализации 3 года
Разработчик: Тарабукина
Айталина Гаврильевна
Преподаватель ДШИ
п. Белая Гора
2014г.
Пояснительная записка
Программа
основана
на
методе
проектов
и
является
вариативной
частью в школе искусств, кружков в общеобразовательной школе.
Художественное творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с
многими
видами
творчества.
Образование
детей
школьного
возраста
призвано
обеспечивать
условия
успешной
социализации
учащихся
в
процессе
обучения,
реализацию
школьниками
своих
способностей,
возможностей
и
интересов.
Использование
проектной
деятельности
значительно
повышает
творческую
активность,
развивает
творчество
школьников.
Внимание
уделяется
созданию
в
детском
коллективе
доброжелательной творческой обстановке.
Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере
развития интереса и овладения детьми художественными навыками.
Основная
задача
на
всех
этапах
освоения
программы-
содействовать
развитию
инициативы,
выдумки
и
творчества
детей
в
атмосфере
эстетических
переживаний
и
увлеченности,
совместного
творчества
взрослого и ребенка.
Проекты
можно
классифицировать
как
художественное
творчество,
средней
продолжительности,
объединяющий
знания
изобразительного
искусства, литературы, музыки, театра. Практика показала, что метод проекта
применим
на
занятиях
художественным
творчеством
в
системе
дополнительного образования, пробуждает интерес и живую реакцию детей,
развивает творческие способности каждого ребенка. Проекты могут быть
различными и иметь специфические особенности при использовании их в
учебном процессе.
Программа рассчитана на работу с детьми в форме занятий, совместной
работы
детей
и
педагогом,
а
так
же
их
самостоятельной
творческой
деятельности.
Цель программы –
-выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем
возрасте.
- формирование у детей начальных знаний, умений, и навыков в области
художественного творчества.
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в
художественной
работе
собственных
неповторимых
черт,
своей
индивидуальности.
Задачи программы
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
2
-
формирование
творческих
способностей,
духовной
культуры
и
эмоционального отношения к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
-развивать
способность
к
анализу,
гибкость
и
мобильность
в
поисках
решений и генерирования идей.
Методы обучения
для достижения поставленной цели и реализации задач и пользуются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений).
Форма проведения аудиторных занятий
Программа
рассчитана
на
3
года,
для
детей
с
9-14лет.
Оптимальное
количество детей в группе для успешного освоения программы обучения – 8-
10 человек.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Режим работы – одно занятие в неделю по 2 часа. Всего: 33 занятия 66 часов
в год. 2 часа на самостоятельную работу (домашнее задание).
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной нагрузки
Затраты учебного времени
Всего
часов
Год обучения
1
2
3
полугодия
1
2
1
2
1
2
Аудиторные занятия (в часах)
32
34
32
34
32
34
198
Самостоятельная
работа
(в
часах)
8
6
4
10
4
6
38
М а к с и м а л ь н а я
у ч е б н а я
нагрузка
40
40
36
44
36
40
236
Ожидаемые результаты
Повышение уровня самостоятельности, изобретательской активности,
мастерства учащихся, раскрепощение творческой личности.
-
научатся
сознательно
использовать
знания
и
умения
полученные
на
занятиях для воплощения собственного замысла.
3
-
научатся
расширять
знания,
вести
поисковую
работу
по
подбору
литературы, репродукций.
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках
разработки творческих проектов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
Итогом работы по программе являются выставки, конкурсы, показательные
выступления, вечера, концерты.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
№
Наименование проекта
Количество часов
Аудиторные
занятия
самостоя
тельные
Всего
часов
Теорит
практич
еских
1
1.1
Раздел: «История игрушек»
- Изучение истории происхождения
игрушек. Вводное занятие
2
2
4
1.2
-самостоятельное исследование
разновидностей игрушек. ( Защита
презентаций по итогам исследования)
4
2
6
1.3
Творческая работа
- Придумать эскиз новогодней игрушки.
2
2
1.4
- поиск выполнения творческого задания
(материал, способы исполнения)
2
2
4
1.5
- выполнение игрушки
17
17
1.6
- подготовка к выставке-конкурсу
2
1
2
5
1.7
- выставка-конкурс «Новогодняя
игрушка»
2
2
8
24
8
32
40
4
II полугодие
№
Наименование проекта
Количество часов
аудиторные
самостоя
тельные
Всего
часов
Теорит
практич
еских
2
2.1
Раздел: «Этот волшебный силуэт»
- что такое силуэт?
1
1
2.2
Творческая работа
- рисование силуэтов
1
7
8
2.3
- вырезание силуэтов
1
9
10
2.4
театр теней мини-спектакль «Муха
цекотуха»
3
3
2.5
-афиша
1
1
2
4
2.6
-эскизы атрибутов, костюмов, декораций
1
2
3
2.7
- изготовление атрибутов, костюмов,
декораций
1
2
2
5
2.8
подготовка к выставке-презентации
2
2
4
2.9
- премьера спектакля «Муха-цекотуха»,
Выставка презентация «Этот
волшебный силуэт»
2
2
6
28
6
34
40
Второй год обучения
I полугодие
№
Наименование проекта
Количество часов
аудиторные
самостоя
телные
Всего
часов
Теорит
практич
еских
1
1.1
Раздел: «лепка из соленого теста»
Вводное занятие
Что такое соленое тесто?
1
1
2
1.2
- Защита презентаций по итогам
самостоятельного исследования
физических и химических свойств теста.
1
2
3
5
1.3
- Изготовление магнитов на различную
тематику
4
2
6
1.4
- Придумать эскиз новогоднего
сувенира
4
4
1.5
- Выполнение сувенира
17
17
1.6
- подготовка к выставке-конкурсу
1
1
2
1.7
- выставка-конкурс «Новогодний
сувенир» (на призы Деда Мороза)
2
2
3
29
4
32
36
II полугодие
№
Наименование проекта
Количество часов
аудиторные
самостоя
тельные
Всего
часов
Теорит
практич
еских
2
2.1
Раздел: « Мир из пластилина»
- «Что такое пластилин?»
Способы лепки, инструменты и
приспособления для лепки
1
1
2
2.2
- Рисование пластилином (плоская
лепка)
0,5
1,5
2
4
2.3
- Рельефная лепка
1
4
2
7
2.4
- Объемные формы (работа с каркасом)
1
7
2
10
2.5
-Творческая работа
Многофигурные композиции по
литературным произведениями
(самостоятельный выбор литературного
произведения)
1
12
2
15
2.6
- подготовка к выставке-презентации
2
2
4
2.7
Выставка – презентация «Мир из
пластилина
2
2
4,5
29,5
10
6
34
44
Третий год обучения
I полугодие
№
Наименование проекта
Количество часов
аудиторных
самостоя
тельных
Всего
часов
Теорит
практич
еских
1
1.1
Раздел: «Новогодняя маска»
Маска в народном фольклоре
2
2
4
1.2
Защита презентаций по итогам
самостоятельного исследования
3
3
1.3
Папье-маше.
Изготовление масок в технике папье-
маше.
1
1
1.4
Творческая работа
Эскиз маски
4
2
6
1.5
Лепка маски пластилином
8
8
1.6
Формовка маски в технике папье-маше
6
6
1.7
Цветовое решение, украшение маски
6
6
1.8
- выставка-конкурс «Новогодняя маска»
(на призы Деда Мороза)
2
2
6
26
4
32
36
II полугодие
№
Наименование проекта
Количество часов
аудиторных
самостоя
тельных
Всего
часов
Теорит
практич
еских
2
2.1
Раздел: «Новая жизнь старых вещей»
- Экологический вопрос «Природа и
Человек». «Мусор» - источник
вдохновения
1
3
4
2.2
- поиск идей изготовления поделок из
разных и бросовых материалов
1
3
2
6
2.3
- изготовление поделок из разных и
бросовых материалов
12
2
14
7
2.4
- подготовка к спектаклю «Колобок
спешит на помощь»
4
2
6
2.5
- афиша
4
4
2.6
- подготовка выступлений детей на
презентации
4
4
2.7
- Выставка-презентация «Нужное из
ненужного» , спектакль «Колобок
спешит на помощь» (экологическая
сказка)
2
2
2
32
6
34
40
Содержание разделов
1год обучения
1 полугодие Раздел: «История игрушек»
1.1. Изучение истории происхождения игрушек. Вводная беседа о народных,
современных игрушках. Демонстрация репродкуций.
1.2.-самостоятельное
исследование
разновидностей
игрушек.
(
Защита
презентаций по итогам исследования)
1.3.Творческая
работа - Придумать эскиз
новогодней игрушки. Поисковая
работа с эскизами. Трансформация и стилизация игрушек.
1.4. Выполнения творческого задания поиск материал и способы исполнения
задуманного.
1.5. Работа над выполнением задуманной игрушки
1.6. Подготовка к выставке-конкурсу
1.7. Выставка-конкурс «Новогодняя игрушка»
2 полугодие Раздел: «Этот волшебный силуэт»
2.1. что такое силуэт?
2.2.Творческая работа - рисование силуэтов
2.3.- вырезание силуэтов
2.4. театр теней мини-спектакль «Муха цекотуха»
2.5.-афиша
2.6. -эскизы атрибутов, костюмов, декораций
2.7.- изготовление атрибутов, костюмов, декораций
2.8.- подготовка к выставке-презентации
2.9. - премьера спектакля «Муха - цекотуха»,
Выставка презентация «Этот волшебный силуэт»
2 год обучения
8
1 полугодия Раздел: «лепка из соленого теста»
1.1.
Вводное занятие. Что такое соленое тесто?
1.2.
Защита презентаций по итогам самостоятельного исследования
физических и химических свойств теста.
1.3.
Изготовление магнитов на различную тематику
1.4.
Придумать эскиз новогоднего сувенира
1.5.
Выполнение сувенира
1.6.
подготовка к выставке-конкурсу
1.7.
выставка-конкурс «Новогодний сувенир» (на призы Деда Мороза)
2 полугодия Раздел: « Мир из пластилина»
2.1. «Что такое пластилин?»
2.2.Способы лепки, инструменты и приспособления для лепки
2.3. Рисование пластилином (плоская лепка)
2.4. Рельефная лепка
2.5. Объемные формы (работа с каркасом)
2.6. Творческая работа
Многофигурные
композиции
по
литературным
произведениями
(самостоятельный выбор литературного произведения)
2.7. подготовка к выставке-презентации
2.8. Выставка – презентация «Мир из пластилина»
3 год обучения
1 полугодие Раздел: «Новогодняя маска»
1.1. Маска в народном фольклоре
1.2. Защита презентаций по итогам самостоятельного исследования
1.3. Папье-маше.
Изготовление масок в технике папье-маше.
1.4.Творческая работа Эскиз маски
1.5.Лепка маски пластилином
1.6. Формовка маски в технике папье-маше
1.7. Цветовое решение, украшение маски
1.8. выставка-конкурс «Новогодняя маска» (на призы Деда Мороза)
2 полугодие Раздел: «Новая жизнь старых вещей»
2.1. Экологический вопрос
«Природа и Человек». «Мусор» - источник
вдохновения
2.2. поиск идей изготовления поделок из разных и бросовых материалов
2.3. изготовление поделок из разных и бросовых материалов
2.4. подготовка к спектаклю «Колобок спешит на помощь»
2.5. афиша
9
2.6. подготовка выступлений детей на презентации
2.7. Выставка-презентация «Нужное из ненужного» , спектакль «Колобок
спешит на помощь» (экологическая сказка)
Методическое обеспечение
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Для
воспитания
и
развития
навыков
творческой
работы
применяются
следующие методы:
Объяснительно-иллюстративные;
Частично- поисковые; исследовательские; игровые.
Основное
время
на
занятиях
отводится
практической
работе.
Создание
творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у
учащихся
заинтересованности
с
собственной
творческой
деятельности.
Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является
приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности. Проведение
общего коллективного творческого задания позволяет объединить детей.
Самостоятельная
работа
выполняется
в
форме
домашних
заданий,
выполнение
поисковых
работ
по
проекту.
Срок
реализации
может
быть
продлен, темы проектов могут быть различными на усмотрение педагога.
Творческий проект
Проявление детского творчества, ограниченного темой, свободного в выборе
формы, состояния.
Тема: «Этот волшебный силуэт»
Прагматическая цель: организовать тематическую выставку художественного
творчества.
Педагогическая цель: развитие художественно – эстетических способностей,
проектировочных и технологических умений.
Дается свобода в выборе технике исполнения.
Ход проекта:
На
этапе
сбора
информации
учащиеся
познакомились
с
историческими
фактами,
работами
художников
в
данном
жанре.
Выполнение
силуэтов
различными
способами
(вырезание,
рисование).
Необходимо
было
подготовить сюрприз и выработать программу тематической выставки по
работам
учащихся.
Результаты
проекта
были
представлены
в
виде
10
персональной выставки группы «Этот волшебный силуэт», спектакль «Муха
цекотуха»,
Программа выставки:
- визитная карточка группы
- историческая справка термина «силуэт»
- представление работ учащихся (выступления детей)
- игра с залом – «Вырезание силуэтов»
- театр теней. Мини – спектакль «Муха цекотуха», по мотивам сказки Корнея
Чуковского, под песню из мультфильма «Доктор Айболит».
Представление работ учащихся (выборочно):
Данилов Н: Почти Каждый ребенок в наше время имеет компьютер.
Компьютер помогает узнать много интересного, нового. Но лучше всего на
нем играть. Мне нравится игра эндри берс . Дома у меня целая коллекция
персонажей этой игры, которую я слепил из пластилина. В этой работе я
изобразил главных персонажей игры: птицу и свинью, вырезал из цветной
бумаги.
Буртахова А: Из работ которые я выполнила мне нравится силуэт , героя из
мультфильма «Ледниковый период», Диего. Это саблезубый тигр – род
вымерших млекопитающих семейства кошачьих. Жили в неогеновый
период, т. е. 25 млн. лет назад в Восточном полушарии.
Верхние клыки очень большие, отсюда название. Были несколько крупнее
современного тигра.
Корощупова И: Единорог — мифическое существо, символизирует
целомудрие. Представляют его обычно в виде коня c рогом, выходящим изо
лба. Существует предположение, что в описании единорога отразился след
вымершего животного. Самым ранним изображениям единорогов больше 4
тысяч лет, найдены в Индии. Средневековых легендах и сказках на нём
ездили волшебники и волшебницы.
На небе существует созвездие Единорог, введённое в XVI столетии. На
небесных атласах изображается в виде коня с рогом. Оно видно в средних
широтах России, видно осенью, зимой и весной.
11
На золотых российских монетах единорог изображался начиная со времен
великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея
Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на
серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди
двуглавого орла, наравне со Святым Георгием. Символ единорога
содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного:
на государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила
Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени
царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись
письма Ивана Грозного. Единорог также изображен на спинке трона Грозного
царя, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на
гербах российских дворянских родов.
Лев и единорог изображен на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении
Сибири (1581—1582 гг.)
Иванов
В: На этой картине изображен момент охоты льва на зебру. Эти
животные обитают в Африке, второй по величине материк после Евразии.
Лев млекопитающее семейства кошачьих длина тела достигает 2,5м, хвоста
до 1,1м, вес достигает 280кг. Зебра- непарнокопытное животное рода
лошадей. Существует 3-4 вида зебр, обитают в саваннах Африки. В ряде мест
истреблены полностью. Львы и зебры сохранились лишь национальных
парках и заповедниках экваториальной Африки и Азии.
Список использованной литературы:
1.
Абрамцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся /
М.Н.Абрамцев // Завуч, 2005. - №6. – С.12
2.
Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
3.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М., -2010.
4.
Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. – Якутск,
2001.
12
5.
Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от
обязанностей всезнающего оракула //Директор школы.-1998. -№3.
13