Автор: Суглобова Лариса Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида№8 с.Успенского муниципальное образование Успенский район
Населённый пункт: с.Успенское,Успенский район,Краснодарский край
Наименование материала: Конспект развивающего занятия в подготовительной группе
Тема: "Мир эмоций".
Раздел: дошкольное образование
Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе
«Мир эмоций».
Цель: формировать у детей умение анализировать свои и чужие эмоции,
причины их возникновения, развивать эмоциональный интеллект, навыки
самоконтроля, способствовать снятию эмоционального напряжения.
Оборудование: музыкальный центр, кукла Мальвина, вырезанные из картона
изображения ладони красного, синего, жёлтого цвета,
диски с записями:
звуки природы «Лес», музыка Карела Свободы из кинофильма «Три орешки
для золушки», весёлая музыка.
Ход занятия:
Педагог - психолог: сегодня, ребята, мы с вами отправимся в удивительную,
волшебную страну
эмоций. Но прежде чем отправиться в путешествие,
давайте поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия «Скажи другому комплимент!»
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему
добрые слова, за что-то похвалить. Начинать нужно словами: «Здравствуй,..
(называет имя), мне нравится, что у тебя…..!».
Педагог - психолог: молодцы ребята!
Чтобы попасть в сказочную страну мы должны выполнить ритуал входа:
закрыть глаза, три раза повернуться вокруг себя, три раза хлопнуть, один раз
топнуть и улыбнуться.
(дети закрывают глаза и выполняют ритуал входа «Страну эмоций»).
Дети открывают глаза звучит музыка Карела Свободы из кинофильма «Три
орешки для золушки». У психолога в руках кукла Мальвина.
Педагог - психолог: сопровождать нас в волшебной стране будет Мальвина.
-Ребята, Мальвина просит вас перечислить основные эмоции. Какие эмоции
вы знаете? (Дети перечисляют эмоции).
-Давайте поиграем в игру «Угадай эмоцию». Каждый
по очереди будет
изображать
эмоцию,
а
остальные
должны
угадать
какую
эмоцию
вы
изобразили.
Педагог-психолог:
Мальвине
очень
понравилось,
как
вы
изображали
и
отгадывали эмоции. А сейчас я хочу прочитать вам рассказ «Хозяин своих
эмоций»
Хозяин своих эмоций.
У каждого дома есть свой хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший. То в нём
прибрано, вещи разложены по места. Дом хорошо служит своему хозяину.
Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где
попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные
вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину.
Также и с чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств,
управлять ими распоряжаться ими. Другой человек не может быть хозяином
своих чувств. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим
человеком и доставлять ему много хлопот.
-Давайте обсудим несколько ситуаций, где человеком управляют его эмоции.
●Жил был мальчик Марк. Он был умный и сообразительный. Как-то на
занятии
он
вдруг
вспомнил,
что
днем
он
упал,
потому-
что
Влад
ему
подножку подставил. Повернулся Марк назад и ударил Влада книгой по
голове. Воспитатель застыдила его. «Но почему? – удивился Марк. – Я ведь
его справедливо ударил».
Обсуждение с детьми ситуации.
●А как-то во время завтрака такие вкусные блины были, что Марку стало
радостно, что он стал хохотать во весь голос, да ещё соседку Алису щекотать,
чтобы одному не скучно было смеяться. А воспитатель застыдила его. Но
почему?
Обсуждение с детьми ситуации.
●А как-то Марк радостный прибежал домой и закричал: «Ура, мама, меня
сегодня похвалила воспитатель за хорошую работу!» Младший братик – он
был ещё грудной – проснулся и заплакал. А мама застыдила его. «Но почему?
– грустно подумал Марк. – Я ничего не понимаю».
Обсуждение с детьми ситуации.
Педагог-психолог: расскажите ситуации из вашей жизни, когда вы не смогли
сдержать свои эмоции, и это привело к конфликтам (рассказы детей).
Педагог - психолог: я надеюсь, что в следующий раз, вы вспомните мой
рассказ и будете хозяинами своих чувств.
-Давайте поиграем в игру «Шепталки, молчалки, кричалки».
Игра «Шепталки, молчалки, кричалки».
Изображение ладоней – это сигналы, которым
должны подчиниться дети:
красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать;
жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить;
синяя – «мочалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или
лечь
и
замолчать.
Сигналы
подаются
без
системы,
но
заканчивать
игру
необходимо синей ладонью.
Педагог
- психолог: в «Стране эмоций» живёт дракончик Ах. Когда он
радуется,
он
говорит
так…
(дети
по
очереди
произносят
слово
«ах»
с
интонацией
радости).
Когда
дракон
грустит,
он
говорит…(«ах»
с
интонацией грусти). Когда удивляется, он говорит…(«ах» с интонацией
удивления). Когда боится, он говорит…(«ах» с интонацией страха). Когда
злится, он говорит…(«ах» с интонацией гнева).
Педагог-психолог: Мальвина просит вас вспомнить сказки и героев сказок -
весёлых,
грустных,
трусливых,
сердитых,
любопытных,
злых
(дети
перечисляют сказки и героев с разными эмоциональными состояниями).
Педагог
- психолог: ребята, давайте
немножко отдохнем. Ложитесь на
ковёр, закрывайте глазки и слушайте внимательно.
Звучат звуки природы .
Релаксация «Чудесный сон»
Педагог-психолог: Закройте глаза и представьте себе, что мы лежим на лугу
и смотрим в небо. Светит солнышко. Трава зелёная, мягкая, приятная. Вокруг
летают бабочки. Кругом цветы. Тёплый лёгкий ветерок ласково гладит лицо.
Тепло, приятно, сладко пахнут травы и цветы. Над нами медленно плывут
облака. Поют птицы. Хорошо и спокойно.
После
того,
как
звуки
природы
смолкли,
дети
открывают
глаза
и
поднимаются.
Педагог - психолог: вот подошло к концу наше путешествие по «Стране
эмоций». Давайте попрощаемся с Мальвиной.
(Дети по очереди прощаются с Мальвиной).
Педагог - психолог: для того, чтобы нам вернуться обратно в детский сад,
нам
нужно
выполнить
ритуал
выхода
из
волшебной
страны,
нужно
повернуться вокруг себя, три раза топнуть и один раз хлопнуть и . (Дети
выполняют ритуал выхода из «Страны эмоций»)
Педагог
- психолог:
дети
вам
понравилось
наше
путешествие?
Что
понравилось больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали?
(ответы детей).
В конце нашей встречи предлагаю взяться за руки, осторожно пожать их и
передать тепло своих ладоней друг другу.
Дети выполняют ритуал прощания «Тепло ладоней».