Напоминание

"Мир флоры и фауны"


Автор: Егорова Людмила Федоровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №34
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Курс по выбору
Тема: "Мир флоры и фауны"
Дата публикации: 01.12.2019
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 34»)

Курс по выбору

«Мир флоры и фауны»

(биология)

Курс разработан

учителем биологии

Егоровой Л.Ф.

Смоленск

2018

Пояснительная записка

Живая природа многообразна. Она представлена большим разнообразием видов. Описано

0,5 млн. видов растений, 1, 5 млн. видов животных. По мнению ученых, еще как минимум

3, 5 млн. видов ждут своих открывателей. Живая природа прошла длительный путь эволю-

ции, направленный на адаптацию к определенным условиям существования. Каждый вид

уникален, неповторим. Важнейшей задачей современности является сохранение флоры и

фауны. Большое внимание в содержании курса по выбору отводится изучению флоры и

фауны родного края.

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных

достижений учащихся.

Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Ботаника - наука о

растениях традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает,

что именно ботанику ученики знают хуже всего. Причина этого - упрощенное изложение

этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 5-6 классы), неспособность учащихся

самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса,

большое количество сложных и непривычных терминов.

То же самое относится и к зоологии. К экзаменам по биологии нельзя подготовится за ко-

роткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности предста-

вителей разных царств природы, исключения из правил.

Данный курс по выбору поможет учащимся повторить основные разделы школьной про-

граммы, устранить пробелы в знаниях этих разделов, углубить их, обобщить огромный ма-

териал, извлечь необходимую информацию из огромного числа источников, более эффек-

тивно подготовиться к ЕГЭ. Курс может будет полезен учащимся 10-11 классов

Цели курса:

Образовательные: углубить знания учащихся о флоре и фауне как части живой природы,

обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование спе-

циальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных

умений (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); усвоение учащимся

законов, теорий, научных идей, фактов.

Развивающие: развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навы-

ков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения

выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятель-

ности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей

Воспитывающие: воспитание культуры труда, экологической культуры.

Задачи:

1.

вооружить учащихся знаниями о процессах жизнедеятельности представителей

флоры и фауны, их систематикой;

2.

ознакомить с флорой и фауной родного края ;

3.

показать взаимосвязь флоры и фауны;

4.

способствовать формированию научного мировоззрения на основе эволюционного

подхода;

5.

формировать потребность в бережном отношении к миру живой природы.

Программа курса составлена с учетом возрастных особенностей и потребностей учащих-

ся. Каждый из вопросов, включенных в программу, имеет научное обоснование. Курс рас-

считан на 68 часов.

Основная форма обучения – урок.

Данный курс позволяет использовать активные формы обучения: уроки-дискуссии, прак-

тические и лабораторные работы, экскурсии. Реализация программы курса предполагает

применение проектных технологий, технологии проблемного обучения, а также информа-

ционно-коммуникативных технологий. На занятиях курса используются индивидуальные

и коллективные формы работы.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Программа курса предусматривает:

а) внутрипредметные связи:

между темами курса по выбору и базового курса: «покрытосеменные » и «индивиду-

альное развитие организмов», «охрана флоры и фауны» и «охрана природы», «признаки

растений и животных » и «эукариотическая клетка», «размножение представителей флоры

и фауны» и «мейоз».

Темы курса взаимосвязаны между собой, например, «эволюция флоры » и «эволюция

фауны», «охрана флоры » и «охрана фауны».

б) межпредметные связи:

- влияние химических веществ на живые организмы (химия);

- распространение животных и растений на планете (география)

- законодательные акты по вопросам охраны природы (обществознание)

Контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся.

Проводится на каждом занятии. Проводятся тематические тестовые проверки.

Содержание программы курса

1.Мир флоры -34часа

Понятие флоры. Методы анализа флоры (по географическому распространению, анализ

систематической структуры, эколого –фитоценологический, генетический). Формирование

флоры в процессе эволюции.

Многообразие растительного мира. Отличительные признаки растений. Циклы развития

растений. Чередование стадий в цикле развития. Мейоз как основа формирования половых

клеток, его биологическая роль.Ткани растений. Высшие и низшие растения.

Низшие

растения.

Альгофлора

Смоленской

области.

Отличительные

признаки

водорослей. Многообразие водорослей: зеленые, бурые, красные, особенности строения,

местообитание. Хозяйственное значение, охрана водорослей.

Бриофлора Смоленской области. Усложнение в строении, процессах жизнедеятельности

мхов по сравнению с водорослями в процессе эволюции. Папоротники как представители

флоры лесов Смоленской области. Строение, процессы жизнедеятельности папоротников.

Преимущества папоротников по сравнению со мхами. Хозяйственное значение, охрана

папоротников.

Голосеменные растения. Жизненные формы. Распространение, особенности строения и

процессов жизнедеятельности. Усложнение в строении, процессах жизнедеятельности по

сравнению с папоротниками в процессе эволюции. Преимущества семенного размножения

по сравнению о споровым. Охраняемые виды голосеменных в Смоленской области.

Покрытосеменные

растения

господствующая

группа

растений

флоры

Смоленской

области. Причины господства покрытосеменных.

Вегетативные органы высших растений. Корень, его строение и функции. Особенности

строения корневой системы представителей флоры по условиям произрастания. Стебель,

его строение и функции. Особенности строения стебля в зависимости от среды обитания.

Лист,

строение

и

функции.

Особенности

строения

стебля

в

зависимости

от

среды

обитания. Космическая роль растений.

Репродуктивные органы. Цветок, соцветия. Плоды и семена. Взаимосвязи представителей

флоры и фауны в опылении, распространении плодов и семян.

Систематика

покрытосеменных.

Классы

покрытосеменных.

Отличительные

признаки

семейств

класса

двудольных:

крестоцветные,

пасленовые,

мотыльковые,

розоцветные,

астровые, ивовые. Отличительные признаки семейств класса однодольных: лилейные,

осоковые, злаковые.

Охрана растений. Понятие об эндемиках, реликтах.

Лабораторные работы:

1. Распознавание тканей растений на микропрепаратах.

2.Видовой состав мхов и папоротников.

3. Строение папоротников

4.Особенности строения листа голосеменных.

5.Определение условий обитания растения по корневой системе.

6. Определение условий обитания растения по устьицам листа.

7.Плоды покрытосеменных растений

8.Определение растений семейств класса двудольных по внешним признакам

9. Определение растений семейств класса однодольных по внешним признакам

Практические работы.

1. Сравнение папоротников и голосемянных растений.

2. Сравнение энтомофильных и ветроопыляемых растений.

Экскурсия «Флора пришкольного участка».

2.Мир фауны-31 час

Понятие фауны. Формирование фауны в процессе эволюции. Фаунистические комплексы.

Особенности фауны Смоленской области. Фауна водоемов.

Беспозвоночные

животные.

Подцарство

одноклеточные.

Тип

кишечнополостные.

Тип

плоские черви. Особенности строения, жизненные циклы.

Роль в природе и жизни

человека.

Позвоночные животные. Класс рыбы, особенности строения. Видовое разнообразие рыб

Смоленской области. Охраняемые виды.

Фауна почвы. Беспозвоночные животные. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. Тип

членистоногие. Класс ракообразные, насекомые. Насекомые – представители различных

фаунистических групп. Причины процветания насекомых. Охрана насекомых .

Наземная

фауна.

Класс

паукообразные,

особенности

строения

в

связи

со

средой

обитания. Роль паукообразных в жизни человека.

Позвоночные животные.

Классы земноводных. Особенности строения и образа жизни в связи со средой обитания.

Видовой состав, охрана.

Классы пресмыкающихся. Особенности строения и образа жизни в связи со средой

обитания. Видовой состав, охрана.

Класс птицы. Особенности в связи с полетом. Орнитофауна области.

Класс

млекопитающих.

Причина

господства

млекопитающих.

Млекопитающие

обитатели хвойно-широколиственных лесов. Фауна пришкольного участка.

Лабораторные работы:

1.Определение видового состава водоемов. Тип простейшие

2.Определение видового состава почвы

3.Определение видового состава насекомых по коллекциям

Экскурсии:

«Фауна пришкольного участка»

«Орнитофауна лесопитомника»

3. Взаимосвязь флоры и фауны – 3 часа.

Эволюция флоры и фауны. Коэволюция. Взаимосвязи в современном мире флоры и

фауны. Хозяйственная деятельность человека, ее влияние на живую природу. Охрана

флоры и фауны

Дидактическое оснащение программы.

1.

Световые микроскопы.

2.

Таблицы по ботанике и зоологии.

3.

Пособия по контрольно- измерительным материалам.

4.

Гербарии по ботанике.

5.

Модели, препараты, муляжи по зоологии

В результате изучения курса учащиеся научатся в сфере предметных результатов

знать/понимать:

Особенности организации низших и высших растений.

Особенности организации беспозвоночных и хордовых животных.

Процессы жизнедеятельности: питания, дыхания, размножения, образа жизни

царств живой природы- растений, животных.

Систематическое положение представителей всех царств живой природы.

Будут уметь:

Работать со световым микроскопом и препаратами;

Работать с гербарными материалами, моделями, муляжами, влажными препа-

ратами, натуральными объектами;

Называть строения представителей всех царств живой природы и показывать на

таблице, муляжах.

Изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;

Иллюстрировать ответ простейшими схемами, рисунками;

Работать с литературой;

Составлять краткие доклады

В сфере метапредметных результатов:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.

при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать усло-

вия и средства их достижения.

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности

в различных сферах самостоятельной деятельности.

В сфере личностных результатов

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познавае-

мости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потреб-

ность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной де-

ятельности вне школы

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохра-

нения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и по-

ступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жиз-

ни и благополучия людей на Земле.

В сфере коммуникативных результатов

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов брать на себя инициативу в организации

совместного действия (деловое лидерство)

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамма-

тическими и синтаксическими нормами родного языка

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотруд-

ничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности

другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагиро-

вать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку

партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

Учащиеся получат возможность научиться:

Обращаться с лабораторным оборудованием

Готовить микропрепараты, наблюдать, анализировать

Работать с дополнительными источниками информаци

Основные понятия курса

Флора, фауна, ткани, вегетативные органы, репродуктивные органы, гаметофит, спорофит,

андроцей, гинецей, заросток, протонема, двудомные растения, альгология, бриология,

жизненные формы, эндемики, реликты, автохтоны, адвентивные виды, фаунистические

комплексы, энтомологи, ихтиология, герпетология, орнитология, коэволюция.

Литература для учащихся:

1. Н.Е. Ковалёв, Л.Д. Шевчук, О.Н. Щуренко. Биология для подготовительных отделений

медицинских институтов (М.: "Высшая школа", 1986)

2. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология (М.: "Мир", 1990) 3т.

3. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. С углублённым изучением биологии (А.О.

Рувинский и др. М.: "Просвещение", 1993).

4. Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. Биология для поступающих в ВУЗы Минск,

2001г.

Литература для учителя:

1.

Журнал « Биология в школе».

2.

.Газета «Биология в школе . Первое сентября».

3.Сборники тестов по подготовке к ЕГЭ.

4.Т.Л. Богданова. Общая биология в терминах и понятиях (М.: «Высшая школа»,

1988)

5. П. Кемп, К. Армс. Введение в биологию (Изд-во «Мир», 1988).



В раздел образования




Яндекс.Метрика