Напоминание

использование местного фольклора в учебной деятельности


Автор: Козякова Галина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Криушинская СШ
Населённый пункт: г.Новоульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: использование местного фольклора в учебной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Криушинская средняя школа

Краеведческая конференция

Секция «Моё литературное открытие»»

Доклад

«А душу можно ль рассказать…»

Авторы

Луконина Анна, 9класс

Руководители

Козякова Галина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Немцова Елена Ивановна,

учитель начальных классов

Тел. 8 937 279 23 36

2017 год

Оглавление

Глава 1 Вступление (тема, актуальность, цель, задачи, методы) …... стр. 3

Глава 2. 1 Песня от Ершова И.А. ………...…….….………………...... ..стр. 5

Глава 2.2 Частушки ……...……………………………………………..…стр.6

Глава 2.3 Встреча с Храмовой Еленой Павловной ……………………. стр.8

Глава 3 Заключение……………………………………………………… стр.9

Глава 1

Введение

Чрезвычайно мало нужно для того,

чтобы пробудить красоту в чьей- либо душе!

М.Метерлинка

Давно подмечено: Россия сильна глубинкой. Именно здесь, в дальних сёлах с покосившимися избёнками, сохранялась веками культура наших

предков, рождались и вырастали люди, крепившие народный дух.

Я люблю этот край,

Край над Волгой-рекой.

И в любви признаюсь я сердечно.

Наше село Криуши не является исключением. Здесь тоже живут талантливые люди с поэтической душой, они складывают песни и стихи, передают

молодому поколению опыт предков.

Актуальность исследования:

успеть записать, сохранить, пока ещё живы люди, исполняющие старинные фольклорные произведения народа.

духовное возрождение современного человека;

фольклор нашего села уникален, самобытен и неповторим

Цель фольклорного исследования:

определить значение русского фольклора, проследить преемственность поколений

Задачи:

встретиться с представителями старшего поколения родственников,

обобщить полученные данные.

исследовать песенные народные традиции семьи, односельчан;

предположить, долго ли они будут существовать;

Данная исследовательская работа проводилась на основе семейного архива семьи Ершовых – Храмовых, воспоминаний родственников и односельчан,

проживающих в селе Криуши, изучения специальной литературы о фольклоре, интернет-материалов о народном песенном творчестве; интервью с

исполнителями старинных песен.

Методы исследования:

работа с научной и справочной литературой;

наблюдение;

опросы местных жителей,

беседа;

анкетирование сверстников;

интервьюирование;

систематизация собранного материала;

математическая обработка данных.

Глава 2. 1

2

Песня от прадеда Ершова И.А.

Песня… Часто задаю себе вопрос, как давно она появилась? Для чего она появилась? И невольно прихожу к ответу, что песня – это жизнь, без которой

не может быть ни радости, ни горя. Она душа человека. Она отражает всё, что существует на белом свете, сопровождает человека на всём жизненном

пути от купели до погоста. Она наша жизнь.

В нашем семейном архиве я обнаружила пожелтевшие от времени листы бумаги. (Приложение №1) Мама рассказала, что эта песня, записанная в

послевоенный год моим прадедом – Ершовым Иваном Александровичем (1910 – 1986). (Приложение №2)

После В.О. войны он работал лоцманом на пароходе «Джон Рид», на котором возили людей, провизию по всем селам Ульяновской области, которые

находятся на берегу Волги. Послевоенное село не имело радио. Все новости получали через общение, а оно обеспечивалось с помощью парохода,

который через сутки забирал пассажиров на Ульяновск, пункт обмена товаром. Каждая поездка была памятна. В основном, отправлялись в город

пожилые люди и дети. Останавливался пароход во всех деревнях.

Когда он подходил к пристани в Городищах, то матросы кричали: «Запевайте, слёпы, нищи, недалёко Городищи». Оказывается, здесь всегда садился

безногий мужчина, инвалид В.О. войны, и все знали, что он будет петь песню, которую услышал в госпитале.

Она всех брала за душу. Здесь рассказана история одной семьи: мать погибла, отец на фронте, дети попали в детдом. А потом счастливый

послевоенный финал. Новая жена отца привела из детдома детей, которых решила усыновить, и…. они узнали своего родного отца.

Конечно, песня безыскусственна и проста, по-солдатски наивна, но она искренняя, и, наверное, поэтому народу она и нравилось. Ведь в эти годы

многие семьи переживали свои трагедии, потеря близких и - надеялись на чудо. Не было случая, чтобы люди не плакали после нее. Растроганные, они

подавали инвалиду кто что мог. (Приложение №3)

Мой прадед записал эту песню, потом на семейных праздниках, подобрав на гармошке мелодию, пел её сам.

Моя бабушка (его дочь) рассказывала, что они каждый раз с волнением слушали эту историю и каждый раз заново переживали. Большую ценность

представляют для нашей семьи его личные записи.

Любовь к песне прадед передал и своим детям.

Глава 2. 2

Частушки

Может семейные праздники, а может, голоса зовущих издалека гармоник и балалаек, а может, всё вместе разбудило в его сыне, Ершове А.И. (это брат

моей бабушки) тягу к пению и игре на инструментах. (Приложение №?)

Особо близка была сердцу балалайка. Когда ему было 5 лет, отец (мой прадед) вырезал ему из дуба крошечную балалайку. И вот зазвучали первые

нотки. А потом целые незатейливые мелодии. С первых дней возникновения у нас в селе фольклорного ансамбля «Криушаночка» он являлся

прекрасным солистом, незаменимым балалаечником. (Кстати, для меня это стало настоящим открытием, ведь «Криушаночка» и сейчас ещё

существует, а новые солисты наряду с более современными народными песнями исполняют и старинные). Больше всего Александр Иванович любил

исполнять частушки:

Шуба нова без подмёток,

Без кармана сапоги

На босу ногу не лезут,

На портянки велики.

К сожалению, нет его уже в живых. Но в семье его сына, Ершова Василия Александровича, до сих пор хранятся инструменты, на которых играл

Александр Иванович и сохранились частушки , записанные с его слов.

3

Часту́

шка — короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Возникла в последней трети

XIX века. Впервые в русскую литературу термин «частушка» ввел Глеб Успенский. В очерке, озаглавленном «Новые народные песни», он писал о

ч а с т у ш к е ,

к а к

о

с а м о с т о я т е л ь н о м

ж а н р е

с

о п р е д е л е н н ы м и ,

и м е н н о

е м у

п р и с у щ и м и

о с о б е н н о с т я м и .

Частушка

представляет

собой

четырёхстрочную,

значительно

реже

двухстрочную

или

шестистрочную

рифмованную

песенку,

быстро

откликающуюся, по словам того же Глеба Успенского, «на каждую малость жизни». Кроме распространенного в народе и укоренившегося в

литературе

наименования

такой

песенки

«частушкой»,

она

имеет

в

Криушах

другие

названия:

коротушка,

припевка.

Таким

образом, частушка я в л я е т с я

э л е м е н т о м

ф о л ь к л о р а .

Р у с с к и е народные ч а с т у ш к и –

о д н о

и з

н а и б о л е е

распространённых выражений русского характера, его неиссякаемого юмора, жизнелюбия, стойкости в борьбе с житейскими неудачами.

Послушайте частушки в исполнении старейшей солистки ансамбля «Криушаночка» Храмовой Еленой Павловной. (Запись).

Как вы заметили, здесь и обычная 4-строчная частушка и 6-строчная. Тема тоже распространённая для частушки - любовь и разлука, страдания и

поцелуи. Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, образов: дубрава, соловей, окошечко.

Имеются и местные образы – пароход, Криуши. А с каким юмором и задором они исполняются Еленой Павловной.

Глава 2. 3

Встреча с Храмовой Еленой Павловной

Елена Павловна Храмова (троюродная сестра моей бабушки) - главная «певунья» ансамбля «Криушаночка». К сожалению, давно уже ушли из

ансамбля многие его солистки, прекрасно знающие самые лучшие песни, но я встретилась с одной из них.

(Приложение №????)

Родилась 1 мая 1928 года в селе Криуши. Мать была неграмотная, а отец закончил один класс. Отдыхать некогда было. Но все же ходили в клуб при

керосиновой лампе под гармонь пели песни, частушки. А вечером с подружками собирались и не просто сидели, а вязали. Вышла замуж, жизнь была

тяжелая. Работали на судне, жилья постоянного не было. Но не унывала Елена Павловна. Вместе с мужем подняла детей: дочку и сына. Дали обоим

образование, помогала растить внуков. «А вечерами всё равно, - вспоминает бабушка Лена,- каждый день, бросали все дела и в 6 часов бежали в клуб,

на репетицию, как на работу».

Общение с ней мне дало очень многое. Неторопливо лился разговор- воспоминание о молодости, о горюшке в военное детство. А все-таки молодость

берет свое. Были и посиделки, о которых она рассказывала: «Молодые люди в то время, чтобы собраться вместе, потанцевать, попеть договаривались

с какой-нибудь одинокой бабушкой. Парни носили воду, кололи дрова, а девочки мыли избу, помогали по хозяйству. А вечером - все на посиделки и

обязательно танцевали и пели. Мы записали одну из обрядовых свадебных песен, которую пели во время сватовства.

ЗАПИСЬ ПЕСНИ.

Слушала я бабушку Лену и понимала, что певцами не становятся, ими рождаются. Только тогда, когда песня войдет в твою плоть и кровь, ты можешь

рассчитывать на то, что она поможет выразить душу человека, передать следующим поколениям чувства любви, верности , всё самое дорогое, что

имеешь и завещаешь хранить

Именно так - проникновенно и незабываемо- исполняла она свои песни.

Песнь каждая свое нам говорит,

Песнь каждая о новом петь хотела б,

Песнь каждая нам возвратить спешит,

Что память позабыть успела.

Глава 3

Заключение

Фольклор - явление вечное. Подлинные произведения искусства способны перевернуть человека, сделать его более стойким и благородным, мудрым и

добрым. Чем ближе мы находимся к его немеркнущему свету, тем ярче отблески, падающие на нас. При этом надо соблюдать лишь одно

условие - подходить к искусству с трепетной душой и желанием познать законы творчества.

4

«Чрезвычайно мало нужно для того, чтобы пробудить красоту в чьей- либо душе!» - М. Метерлинка

Фольклор- явление вечное и разнообразное, поэтому трудно говорить о каком - либо логическом завершении собирательской деятельности, большая

работа проделана, но впереди ждут интересные проекты, чтобы не терялась связь веков, чтобы последующее поколение знало культурные традиции

своего села.

Митрофа́

н Ефи́

мович Пя́

тницкий (1864- 1927) - русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен, основатель и

художественный руководитель русского народного хора говорил: «Народная песня — это художественная летопись народной жизни, к глубокому

сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».

Как же не потерять это великое песенное искусство? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя.

Уходят из жизни наши прабабушки, дедушки, и мы вдруг понимаем, что не спросили у них, как они жили, о чем пели. Теперь и я знаю и ценю этот

бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.

Народная песня – зеркало жизни народа. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче

живется». Любите русскую песню!

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика