Автор: Мажитова Резида Мустафаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 77"
Населённый пункт: Г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Тема: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях»
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область «Речевое развитие»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в
подготовительной группе для детей с задержкой психического развития по
теме: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях»
Цель: автоматизация правильного произношения звука [р] в словах и
предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного произношения звука [Р] в словах и предложениях;
- активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»;
- упражнение в:
нахождении места звука в слове;
подборе слов-антонимов с заданным звуком;
- закрепление умения составлять предложения из слов;
- совершенствование навыков чтения.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематических представлений;
- развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения;
- развитие общей, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков самооценки и самоконтроля;
- воспитание интереса к живой природе, любознательности.
Форма работы: индивидуально-подгрупповое занятие
Методы и приемы:
- практические: упражнения, разбор ситуации;
- наглядные: демонстрация презентации, игрушек, карточек со словами;
- словесные: художественное слово;
- игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.
Оборудование: песочница с песком, игрушечные животные жарких стран,
зеркала, мяч, карточки со словами, раскраски с изображением животных
жарких стран, мордочки обезьян (веселые и грустные), музыка для
артикуляционной гимнастики, презентация.
1. Организационный момент:
– К нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
2. Целевая установка и мотивация:
– Мы отправимся в Африку. Как называется лес в Африке?.. А где мы сейчас
оказались? (На экране появляется пейзаж пустыни.)
Дети встают вокруг песочницы.
Африканские животные спрятались – давайте каждый найдет пару животных
(по одному погружают руки в песок по краям песочницы и находят фигурки
животных).
3. Развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Найди
животное».
– Сегодня в путешествии с нами будет звук [Р]. Назовите по 1 животному, в
названии которого есть этот звук.
Дети называют животных со звуком [Р].
4. Артикуляционные упражнения:
А сейчас мы изобразим некоторых животных. Смотрим в зеркала, повторяем
за мной.
Дети садятся за столы и выполняют гимнастику.
1. – Жираф вытянул вверх шею. Очень он гордится ею.
(Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.)
2. – Зебры – резвые лошадки –
Бойко скачут по площадке.
(Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к
нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.)
3. – Потянула зебра ножку,
Постояла так немножко.
(Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и
удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.)
4. – А у зебры есть полоски.
Их рисуем кистью плоской.
(Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-
назад.)
5. – Обезьянки качаются на лианах.
(Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю
десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и
отчасти твердого нёба, то опускается вниз).
6. – Дальше поплывем на лодке. Поможем ей быстрее плыть – подуем…
Посмотрите, ветер усиливается! Можно отплывать.
5. Автоматизация звука в словах:
– Давайте перечислим, что мы видим по пути, выделяя звук [Р].
Дети по одному говорят слова со звуком [Р].
6. Дидактическая игра «Скажи наоборот» на подбор слов-антонимов:
– Сейчас будет игра «Скажи наоборот». Слова должны быть со звуком…
(«Со звуком [Р]»).
Дети стоят в кругу и перекидывают мяч.
У жирафа шея длинная, а у носорога ... (короткая).
Мартышка трусливая, а тигр … (храбрый).
Черепаха медлительная, а гепард ... (быстрый).
Ящерица маленькая, а слон … (огромный).
7. Дидактическое упражнение на определение места звука в слове.
– Ученый жираф предлагает определить, где спрятался звук [Р] в словах.
«Тигр, жираф, носорог, крокодил».
8. Динамическая пауза «У жирафов…»
– Давайте споем песенку про жирафа.
(Дети встают в круг и выполняют движения под музыкальное
сопровождение).
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
9. Автоматизация звука Р в чистоговорках:
– Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным ответом. И так, чтобы все
поверили, что это правда.
Ра-ра-ра, в Африке жара?
Ру-ру-ру, не пойдем гулять в жару?
Ры-ры-ры, все укрылись от жары?
Ры-ры-ры, зебры так быстры?
Ро-ро-ро, мартышка смотрит так хитро?
Ера-ера-ера, там бежит пантера?
Рог-рог-рог – недотрога носорог не дает потрогать рог?
Арт-арт-арт – самый быстрый здесь гепард?
10. Дидактическая игра «Кто спрятался в джунглях?»
– Звери снова спрятались – вы можете видеть их лапы, хвосты, шеи. Скажите,
кто спрятался, вот так: «Это леопардовая морда. Спрятался леопард».
(Это тигриные лапы – спрятался тигр; верблюжий горб – спрятался
верблюд; жирафья шея – спрятался жираф; крокодилий хвост – спрятался
крокодил).
11. Дидактическая игра «Помоги тигрятам».
– Тигрята только учатся читать. Поможем им прочитать слова.
У каждого ребенка карточка:
– Африка, жара, зебра, тигр
Дети читают и составляют предложения.
12. Составление предложений из слов.
– Тигрята просят каждого составить из прочитанного слова красивое и
длинное предложение. (Тигриное рычание).
13. Итог занятия.
– Нам пора возвращаться. Где мы сегодня побывали?..
Какие игры вам понравились?
Какое испытание было самым трудным?
Какой звук путешествовал вместе с нами?
Перед вами лежат изображения двух мартышек – веселой и грустной. Кто
считает, что справился с заданиями, поднимает вверх веселую обезьяну, а у
кого были затруднения – грустную.
На память животные дарят вот такие раскраски (передача раскрасок с
изображением животных жарких стран).
А теперь повернемся к нашим гостям и попрощаемся («Спасибо, что
пришли. До свидания»).