Автор: Теленкова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия"
Тема: Урок мастерская по ФГОС
Раздел: полное образование
Тема: Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической
прогрессии.
Цель: формулирование понятия «арифметическая прогрессия»
Задачи:
1.
Самостоятельно сформулировать определение арифметической
прогрессии;
2.
Создать проблемную ситуацию, способствующей развитию мышления
учащихся;
3.
Самостоятельно вывести формулу n-го члена арифметической
прогрессии;
4.
Освоить навык работы с формулой n-го члена арифметической
прогрессии;
5.
Воспитать интерес к математике через эмоциональное восприятие
математических задач;
6.
Развивать творческое мышление, познавательной активности,
коммуникативных способностей.
Форма урока: мастерская
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, мульти - медийный проектор
Ход урока
Этапы урока
Время
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
1.Организационный момент
1
минута
У: Предлагает
учащимся разбиться
на группы и выбрать
в каждой группе
капитана
У:Добрый день! Я
рада вас
приветствовать! И
начнем мы наш урок
математики с музыки.
У: Ученики
разбиваются на 4
группы. Выбирают в
каждой группе
капитана
2.Объяснение
нового
материала
индуктор
1
минута
У: Включает музыку
из кинофильма
«Пираты Карибского
моря».Запишите
У: Учащиеся
слушают музыку
ассоциации, которые
возникнут у вас.
самоконструкция
1
минута
У: Записывают свои
ассоциации. Каждый
ученик зачитывает,
что написал
социализация
2
минут
ы
У: Если ученики не
выйдут на тему
урока, то включается
еще раз музыкальный
фрагмент на
проигрывателе
компьютера
Музыка звучала не
случайно. Ведь мы
видим с вами некую
закономерность. В
чем она?
Действительно мы с
вами наблюдали
смену и повторение с
увеличением. Эту
смену и повторение с
увеличением мы
наблюдаем в нашей
жизни постоянно:
Смена времен года,
суток, увеличение
возраста людей на
некоторое число.
У: Ученики
высказывают свои
предположения
деконструкция
2
минут
ы
У: раздает задание 4
группам-4 рисунка, с
просьбой найти
увеличение на
некоторое число.
У: Учащиеся
рассматривают
рисунки, находят
увеличение на
некоторое число
социоконструкция
2
минут
ы
У: Мы убедились, что
повторение с
увеличением на
некоторое число есть
в нашей
повседневной жизни.
У:Коментирует
полученные
результаты.
социоконструкция
3
минут
ы
У: Показывает слайд
№8 ( на слайде 5
последовательностей
У: Учащиеся
выбирают на слайде
последовательности
) и предлагает
задание группам: Из
последовательностей
выберите те в
которых есть
закономерности: (-
увеличение на 3,-
уменьшение на 5,-
увеличение на 1, нет
увеличения.)
Закономерностями и
объясняют свое
решение.
социализация
3
минут
ы
У:-и музыка, и
рисунки и
последовательности-
все они являются
арифметическими
прогрессиями.
Я вас прошу
сформулировать, что
такое
арифметическая
прогрессия.(Если
ученики
затрудняются в
определении, учитель
показывает
определение,
формулу
арифметической
прогрессии и
разности
У: учащиеся в
группах
формулируют
определение
арифметической
прогрессии,
представитель
группы защищает
свое решение у
доски.
Формулирование
цели урока
1
минута
У: Надеюсь, что все
уже поняли, что тема
нашего урока…
Поставьте перед
собой цель на этот
урок
Учитель обобщает и
формулирует общую
цель урока.
У: формулируют
тему и цель урока.
самоконструкция
2
минут
ы
У: предлагает
выполнить задание
(слайд №10)
В арифметической
прогрессии (
а
n
¿
: 2;
9;16; 23…
У: учащиеся
выполняют задание
по группам.
Назовите первый
член и разность
арифметической
прогрессии?
Какое число будет
стоять в этой
последовательности
на 8 месте?(Если
учащиеся
затрудняются, то
учитель оказывает
решение на слайде.)
социализация
3
минут
ы
У: предлагает
озвучить решение
У: представитель от
группы защищают
свое решение.
Создание
проблемной
ситуации
3
минут
ы
У: (слайд №12) Какое
число стоит в этой
последовательности
на 56 месте?
Выход из проблемы-
формула
У: понимают, что
этих знаний
недостаточно, для
решения этой задачи
нужно знать способ
отыскания любого
числа на любом
месте.
самоконструкция
3
минут
ы
У:Попробуем
вывести ее, обратите
внимание на слайд
№14
а
2
=а
1
+d
a
3
=a
2
+ d=(a
1
+ d)+
d=a
1
+2 d
a
4
= а
1
+3d
a
5
= а
1
+4d
определите
закономерность и
запишите формулу
любого числа
стоящего на любом
месте, который
называется n-й член
арифметической
прогрессии.
a
n
-?
У: учащиеся
записывают формулу
а
n
=
a
1
+(
n
−
1
)
d
самоконструкция
3
минут
ы
У: учитель
предлагает проверить
решение
У: ученики
предлагают свое
решение.
56
=¿
2
+
(
56
−
1
)
7
=¿
а
¿
2
+
55 ∙ 7
=
387
Рефлексия
2
минут
ы
У: вы сегодня перед
собой ставили цель.
Достигли вы ее?
У: подводят итог
3
минут
ы
У: (тихо включает
музыку) Я тоже
ставила перед собой
цель и хочу
проверить , достигла
ли я ее? Сейчас мы с
вами напишем
синквейн.
(пишет на доске)
Синквейн - это форма
свободного
творчества, но по
определенным
правилам. Правила
написания синквейна
таковы:
На первой строчке
записывается одно
слово-
существительное.
Это и есть тема
синквейна.
На второй строчке
надо написать два
прилагательных,
раскрывающих тему
синквейна.
На третьей строчке
записываются три
глагола,
описывающих
действия,
относящихся к теме
синквейна.
На четвертой строчке
размещается целая
фраза, предложение,
состоящее из
нескольких слов, с
У: учащиеся пишут
синквейн и
выступают по
одному
представителю от
группы.
Например:
Прогрессия
Интересная, легкая
Решать, находить,
думать.
Познания, упорство
и труд к прогрессу в
жизни приведут!
помощью которого
ученик выражает
свое отношение к
теме.
Последняя строчка-
это слово-резюме,
которое дает новую
интерпретацию темы,
позволяет выразить
личное отношение.
Задание на
дом
1
минута
У: Спасибо всем за
прекрасную работу.
Вы все хорошо
потрудились, и мне
очень приятно было с
вместе с вами
учиться.
Продолжите работу в
мастерской дома
составьте задачи на
нашу сегодняшнюю
тему.
У: Открывают
дневники и
записывают
домашнее задание.