Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции учащихся детского коллектива авторской песни «Созвучие» средствами технологии обучения в сотрудничестве


Автор: Лешкова Лариса Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции учащихся детского коллектива авторской песни «Созвучие» средствами технологии обучения в сотрудничестве
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции учащихся

детского коллектива авторской песни «Созвучие»

средствами технологии обучения в сотрудничестве

муниципальное

бюджетное

учреждение

до п ол ни тел ь но го

обр а зо ва ни я

« Ц е н т р

в н е ш к о л ь н о й

р а б о т ы »

г .

Н о р и л ь с к ,

Красноярский край,

Л е ш к о в а

Л а р и с а

Ю р ь е в н а , педагог

дополнительного образования

Антуану де Сент-Экзюпери принадлежат слова: «Единственная настоящая роскошь –

это

роскошь

человеческого

общения».

И

одной

из

приоритетных

задач

современного

образования

учащихся

является

формирование

коммуникативной

компетенции,

так

как

способность ребенка ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях и адекватно

взаимодействовать с окружающими людьми является залогом его успешности.

Как показывает практика, современные дети не всегда умеют чётко выразить мысль,

их

речь

недостаточно

выразительна,

образна,

есть

проблемы

в

ведении

диалога,

в

конструктивном решении конфликтных ситуаций.

Каким же образом работа по формированию коммуникативной компетенции ведется в

учреждении дополнительного образования? Исходя из своей педагогической практики, хочу

познакомить вас со спецификой развития коммуникативных способностей через технологию

сотрудничества

на

примере

своего

коллектива

«Созвучие».

Коллектив

авторской

песни

объединил учащихся 7-18 лет.

Технология обучения в сотрудничестве считается одной из продуктивных в вопросе

формирования социально-значимых компетенций детей.

Природа авторской песни не терпит жёсткую академическую обучающую форму и

предполагает

обучение

в

психологически

комфортных

условиях

-

непринуждённой

обстановке, атмосфере творческой свободы, раскрепощённости, доверия.

Эта технология предполагает установление демократических партнерских отношений

как

со

сверстниками,

так

и

с

педагогом.

Развитие

коммуникативных

умений

в

рамках

использования технологии сотрудничества происходит в несколько этапов.

Первый этап - создание мотивации взаимодействия. Если дети неуютно чувствуют

себя

в

коллективе,

говорить

о

развитии

их

коммуникативности,

межличностного

взаимодействия не приходится. Поэтому в самом начале обучения, формирования коллектива

для педагога важно – дать почувствовать каждому ребенку, как он важен, значим, ценен для

всех.

В

самом

начале

курса

обучения

в

«Созвучии»

немало

времени

уделяется

разнообразным

психолого-педагогическим

тренингам,

направленным

на

знакомство

и

привыкание ребят друг к другу, т.к. они не только из разных классов, но из разных школ

города.

В процессе обучения в нашем коллективе мы активно используем прием «Минута

искренности», когда можем обсудить чью-то проблему или радость, выразить свои чувства

по этому поводу, слова-поддержки. Традицией в нашем коллективе являются выходы в

тундру,

особое

приветствие,

что

также

способствует

созданию

более

доверительных

отношений (обнимаемся в начале и в конце занятия), особая распевка для малышей с

номером мобильного телефона.

Коммуникабельность ребенка напрямую зависит от уверенности в себе. Поэтому я

стараюсь нацелить ребят на успех, поддержать их начинания, предупредить ошибки. А если

ошибка совершена, то доброжелательно, с юмором исправить ее с помощью его товарищей.

У ребенка снимается скованность, страх ошибиться, психологические зажимы. Ошибки

совершают все. Главное, научить правильно к ним относиться и вовремя исправлять.

У нас есть «Тетрадь открытий», в которую мы записываем удивившие, насмешившие

нас,

казалось

бы

неправильные,

но

интересные

ответы,

относящиеся

к

теме

занятия

(интервал чистая прима или тональность фи мижор). Чувство юмора - отличное средство

1

для создания непринужденной обстановки, которая является непременным условием для

начала коммуникации.

Когда

педагог

расположил,

заинтересовал

детей,

когда

ребенок

почувствовал

поддержку коллектива, теперь важно обучить его правилам эффективного взаимодействия.

Это второй этап реализации педагогики сотрудничества в Созвучии и непременное

условие эффективности развития коммуникативной компетентности: мы говорим о пользе

обсуждения с другими своих замыслов и планов, устанавливаем принципы совместной

деятельности, принципы решения спорных ситуаций, договариваемся об их соблюдении.

Воспитательные задачи в «Созвучии» условно подразделяются на две части: с одной

стороны – это воспитание человека гуманного, терпимого к различным проявлениям другой

личности, готового в любой момент прийти на помощь, а с другой – это максимально

эффективная реализация задач самопознания, саморазвития, поиска себя, своего места в

творчестве, в окружающем мире, задач самореализации. Создание в коллективе условий

толерантности друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимоуважения является

приоритетным.

Третий

этап

реализации

технологии

сотрудничества

это

обеспечение

опыта

совместной

деятельности,

в

рамках

которой

оттачиваются

коммуникативные

умения.

Формирование данных умений в «Созвучии» происходит как в разных видах деятельности:

вокал, инструмент, сценическое искусство, проектная деятельность, так и на каждом из

этапов занятия.

На занятиях часто применяю метод активно-ролевого взаимодействия или деловую

игру. Это когда ведущая роль отдается ребятам относительно более способным, с более

высоким уровнем активности для обучения остальных, а сама принимаю роль ученика. Дети

по-своему очень интересно раскрываются, у них возникают свои интересные идеи, подходы,

речь

становится

более

продуманней

и

логичной,

становится

другим

поведение.

Это

располагает нас друг к другу.

Одним из эффективных способов совместной деятельности в Созвучии являются

сводные репетиции, где работают дети разного возраста с 1 по 11 классы, когда старшие

заботятся и помогают младшим, а также номера, в которых участвуют ребята различной

степени одарённости. И каждый находит в этом действии свою нишу, свою роль, раскрывает

и развивает свои индивидуальные качества и способности.

Колоссальный коммуникативный и образовательный эффект носят встречи с нашими

выпускниками разных лет. Созвученцы разных поколений приходят к нам, общаются, мы с

ними дружим, учимся у них, перенимаем творческий и жизненный опыт.

Развитию коммуникативных качеств в Созвучии способствует также театрализация и

инсценирование песен, работа в парах, с партнёром, когда выстраиваются межличностные

отношения, приобретается опыт проживания различных жизненных ситуаций. Ролевая игра,

инсценирование,

импровизация,

сочинительство,

в

основе

которых

лежит

личностный

подход, позволяют формировать у детей опыт творческой деятельности, делают их жизнь

более эмоциональной, стимулируют их активность. Дети приобретают свободу речевого

общения, умение принимать решения, выстраивать отношения.

Организация образовательного процесса в «Созвучии» как учебного исследования,

целенаправленное

создание

на

занятиях

ситуации

живого

общения

также

способствует

становлению коммуникативной активности детей, развивает их мыслительные процессы,

творческие способности. Здесь, на мой взгляд, идеально подходит используемый нами приём

коллективного

диалога,

который

вовлекает

всех

ребят

в

активную

мыслительную

и

познавательную

деятельность,

учит

размышлять,

выстраивать

логические

ответы

на

вопросы, выслушивать другие точки зрения и аргументированно отстаивать свои.

Так, любая тема, музыкальные композиции проходят в «Созвучии» через обсуждение,

размышления. Мы не просто читаем тексты песен, мы в них углубляемся – в ту эпоху, в

события,

в

состояния,

мы

примеряем

на

себя

характеры

и

поступки

героев,

учимся

сопоставлять, анализировать художественные образы и возникающие ассоциации. Ребята

сами конструируют содержание общения. В ходе коллективного диалогового обучения они

2

учатся нестандартно мыслить, решать сложные проблемы, выслушивать альтернативные

мнения,

анализируя

информацию,

взвешенно

принимать

продуманные

решения.

Моделирование ситуаций даёт возможность их про–живать, пере–живать. И в итоге, мы

исполняем

песню

как

мини-спектакли.

Это

такой

эффективный

метод

погружения

и

своеобразный жизненный опыт.

Педагог в этом процессе, со всем своим профессиональным багажом и внутренним

миром, выступает в роли полноправного участника процесса обучения – соучастника, что,

разумеется,

не

снимает

с

него

ответственности

за

координацию,

управление

ходом

дискуссий,

а

также

за

подготовку

материала,

разработку

плана

работы

обсуждаемых

вопросов и тем.

Таким

образом,

технология

сотрудничества,

на

мой

взгляд,

является

одной

из

эффективных

инновационных

технологий.

Она,

в

конечном

итоге,

способствует

самореализации

ребёнка,

решает

проблему

его

адаптации

в

обществе

и

обязательна

к

применению в дополнительном образовании.

3



В раздел образования




Яндекс.Метрика