Автор: Юдина Татьяна Анатольевна
Должность: Преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ОГБПОУ УМК
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение методики организации учебного процесса с уровневой дифференциацией на учебной дисциплине "Физическая культура"
Раздел: среднее профессиональное
Применение методики организации учебного процесса с уровневой
дифференциацией на учебной дисциплине «Физическая культура»
Юдина Татьяна Анатольевна,
ОГБПОУ «Ульяновский медицинский колледж»
Физическая
культура
в
среднем
специальном
учебном
заведении
является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной
культуры личности современного специалиста, системы гуманистического
воспитания
студентов.
Как
учебная
дисциплина,
обязательная
для
всех
специальностей она является одним из средств формирования всесторонне
развитой личности, оптимизации физического и психофизического состояния
студентов
в
процессе
профессиональной
подготовки.
Помимо
часто
воспитательных
мероприятий,
одним
из
важных
факторов
в
этом
направлении
является
создание
у
студентов
устойчивой
мотивации
по
выполнению
требований
профессионально
–
прикладной
физической
подготовки. Современные представления о физической культуре студента
колледжа
не
ограничивается
понятиями
здоровья,
развития
физических
качеств,
совершенствования
морфофункциональных
возможностей
его
организма.
Формирование
у
студентов
физической
культуры
связано
с
потребностью
мотивационной
сферы
личности,
с
накоплением
знаний
в
области физической сферы деятельности человека в современном обществе.
Достаточно много исследований посвящено формированию личностно
–
ориентированной
и
здоровьесберегающей
системы
физкультурного
образования, предусматривающей освоение не только двигательных, но и
интеллектуальных,
мировоззренческих,
информационных
и
других
ценностей
физической
культуры.
В
среде
специалистов
сегодня
нет
уже
разногласий
о
необходимости
организации
учебного
процесса
по
физическому воспитанию с учетом личностных ориентации занимающихся в
выборе средств и методов и форм физкультурно – спортивной деятельности,
которая
оптимально
соответствовала
бы
требованиям
учебной,
профессиональной,
общественной
и
бытовой
сфер
жизнедеятельности
студенческой
молодежи.
Несмотря
на
это,
поиск
новых
подходов
в
физическом воспитании студентов средних специальных учебных заведений
остается весьма актуальным.
Исходя
из
анализа
качества
подготовки
студентов
по
дисциплине
«Физическая
культура»,
была
разработана
экспериментальная
методика
организации учебного процесса с уровневой дифференциацией. Методика, в
соответствии со своей структурой получила название цикло-поточной.
В данной системе организации учебных занятий, каждому обучающему
отводится
время,
соответствующее
его
личным
способностям
и
возможностям, что обеспечивает гарантированное усвоение стандарта (90%).
В цикло – поточной системе деятельность преподавателя строится на
совместном согласовании со студентами следующих позиций:
- добровольности и оптимальности темпа усвоения учебного материала
каждым студентом в соответствии с его физическими кондициями (в рамках
государственного стандарта);
-
самостоятельной
работы
студента
в
индивидуальном
темпе,
сочетающей приемы взаимообучения и взаимопроверки;
- ознакомление с таксономией целей и итоговым эталоном освоения
действий на начальном этапе изучения раздела дисциплины;
-
использование
контроля
и
самоконтроля
за
усвоение
учебного
материала;
-осуществление входного, промежуточного и итогового контроля по
шкале «зачет» и не «зачет»;
-
разработка
индивидуальных
траекторий
занятий
по
результатам
входного и текущего контроля.
Учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления
самостоятельной
деятельности
студента,
что
существенно
меняет
роли
преподавателя и студента в обучении. Используется самостоятельная работа
студента,
без
непосредственного
участия
преподавателя,
но
под
его
руководством.
Оценка по дисциплине выставляется по индивидуальной норме, т.е
преподаватель сравнивает результаты студента с прежними его результатами
и оценивает их что произошло улучшение или ухудшение.
Цикло – поточная система организации учебных занятий обеспечивает
возможность:
использования
дополнительного
учебного
материала;
учета
различий
в
уровнях
физиологического
развития
обучаемых,
это
создает
психологическую комфортность на учебном занятии; организации помощи
менее подготовленным студентам; стимуляции к учебной деятельности по
дисциплине «Физическая культура».
В
результате
внедрения
цикло-поточной
системы
в
практику
физического
воспитания
студентов
медицинского
колледжа
появились
положительные сдвиги в качестве подготовки студентов. Данная методика
создала условия для работы студента в индивидуальном темпе и стиле, а
также
для
мотивированного
самоуправления
его
деятельностью,
что
обеспечило поэтапное формирование физической культуры личности через
развитие
здоровьесберегающих
компетенций
и
качество
подготовки
будущего специалиста в данной предметной области.