Автор: Ольхова Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 155 Центрального района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного
воспитания
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным,
многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее
полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в
целом.
Основы духовно- нравственного становления личности ребенка
закладываются еще в дошкольном возрасте. В этом же возрасте впервые
формируется ценностное отношение, и начинают развиваться ценностные
ориентации. Важно не упустить этот момента, не позволить закрепиться
отрицательным установкам в поведении детей. Накопленный путем
подражания образцам практический опыт, развивающееся мышление и
воображение детей, осознание ими своих собственных возможностей,
побуждают их к активным, самостоятельным действиям. Необходимо дать
детям положительные ориентиры для подражания, объяснить значимость
общечеловеческих ценностей. Работу по формированию ценностных
ориентаций у детей надо строить с учетом особенностей их полового
развития, так как издавна общество задает несколько различные образцы для
поведения мальчиков и девочек. Характер информации, которую дети
усваивают через телевидение, также вносит определенные изменение в
формирование ценностного мира современных детей.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Стандарт направлен на
решение
задач:
«объединения
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный
проце сс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения в интересах человека, семьи, общества». В этом документе также
ставится задача « формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности».
Наиболее эффективным методом работы в данном направлении я считаю
духовно-нравственное развитие детей средствами театрализованной
деятельности.
Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить
уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую
личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать
уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и
при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные
исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития
творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом
возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем
мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество
необходимо развивать. Являясь наиболее распространенным видом детского
творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с
личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия
на эмоциональный мир ребенка.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения
(вербальной и невербальной);
отдельные упражнения по этике;
упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
игры-драматизации.
Особое место по моему мнению в нашей работе занимает самостоятельная
деятельность детей – театрализованные игры.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое
разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка
позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое
средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно,
естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки
самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без
посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-
выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять
задуманное, контролировать свои действия в различных видах
театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.
Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге
«Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра
ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку
сказать себе «… как будто бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у
ребенка замечается еще одно свойство: дети знают чему они могут верить и
чего не надо замечать.
Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей
не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом
развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-
пространственная среда, которая является одним из основных средств
развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и
социального опыта, развития творческих способностей… Эта среда не только
обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой
самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой
самообразования. Поэтому при проектировании предметно-
пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально-
личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность,
творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует
забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях
ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной
деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую
потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса
совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей
(театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть
оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок,
где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед
зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.
Хочется выделить такую форму работы как развлечения.Они как бы
объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать
их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического
слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует
множество разновидностей развлечений. Одним из видов является
театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные
представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов,
а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками,
родителями.
Праздники, также как и развлечения должны доставлять радость и давать
возможность каждому проявить свои художественные способности,
эмоциональную восприимчивость, творческую активность.
Для того чтобы праздник был эффективной формой организации
театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними
повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус,
творческую активность в музыкальной, художественно-речевой,
изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.
Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде
всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может
сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-
эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий,
четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого
ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов
искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и
непринужденно.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного
опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-
нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его
адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Список использованной литературы.
1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.
2.Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного
возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. -
№4. – С.32-33.
3.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. –
128 с.
4.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр//
Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С.55-58.