Напоминание

Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению


Автор: Бугаева Любовь Федоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ №18
Населённый пункт: город Коряжма Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая готовность ребенка к школе

Бугаева Любовь Федоровна

педагог-психолог МДОУ №18 «Детский сад «Сказка»

Недалеко то время, когда ваши дети покинут дошкольное детство и подни-

мутся на следующую ступеньку своего развития - поступления в школу.

Но ни для кого не секрет, что ребёнок к этому моменту должен быть готов как

физически, так и психологически.

И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше

подготовлен к школе.

А что это значит готовность ребёнка к школе?

Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к

школе:

1.

Специальная готовность: умение читать, считать, писать.

2.

Физическая

готовность:

состояние

здоровья;

физическое

развитие;

развитие

основных

движений. Состояние общей моторики, уровень

физической подготовленности, правильное телосложение, осанка

3.

Психологическая

готовность:

умение

общаться

со

взрослыми

и

сверстниками;

способность

управлять

своим

поведением;

умение

организовать

рабочее

место

и

поддерживать

порядок;

стремление

преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей

деятельности;

ориентировка

в

окружающем

мире;

запас

знаний

усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие психических

процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и

речи

Умение

читать,

считать

и

писать,

конечно

же,

недостаточно

при

подготовке ребёнка к школе.

Не

менее

важно

воспитать

в

ребёнке

и

волевые

качества:

самостоятельность,

ответственность,

настойчивость.

Согласитесь,

без

них

невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не

только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств:

самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является воспитание

трудом или трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает

какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое

дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность,

настойчивость.

Но

бытовой

труд

довольно

однообразен,

одни

и

те

же

действия

повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит

начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство

ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого

результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества надо, чтобы труд был не от

случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были не

только права, а свои обязанности по дому.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности.

Примерили их к своему ребенку?

Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть

время наверстать упущенное. Перед вами стоит задача в несколько действий:

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова

причина?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические

занятия с ребенком)

Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети ме-

нее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

(Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)

Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация пси-

холога, невролога \ психоневролога - с последующей коррекцией пове-

дения)

Конечно хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но

для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстни-

ками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисо-

вать, лепить, фантазировать.

Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре:

«хочу – делаю, хочу - нет».

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Не учить писать, а со-

здавать условия для развития мелкой моторики руки.

Важно учить не читать, а развивать речь.



В раздел образования




Яндекс.Метрика