Автор: Бугаева Любовь Федоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ №18
Населённый пункт: город Коряжма Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование
Психологическая готовность ребенка к школе
Бугаева Любовь Федоровна
педагог-психолог МДОУ №18 «Детский сад «Сказка»
Недалеко то время, когда ваши дети покинут дошкольное детство и подни-
мутся на следующую ступеньку своего развития - поступления в школу.
Но ни для кого не секрет, что ребёнок к этому моменту должен быть готов как
физически, так и психологически.
И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше
подготовлен к школе.
А что это значит готовность ребёнка к школе?
Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к
школе:
1.
Специальная готовность: умение читать, считать, писать.
2.
Физическая
готовность:
состояние
здоровья;
физическое
развитие;
развитие
основных
движений. Состояние общей моторики, уровень
физической подготовленности, правильное телосложение, осанка
3.
Психологическая
готовность:
умение
общаться
со
взрослыми
и
сверстниками;
способность
управлять
своим
поведением;
умение
организовать
рабочее
место
и
поддерживать
порядок;
стремление
преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей
деятельности;
ориентировка
в
окружающем
мире;
запас
знаний
усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие психических
процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения и
речи
Умение
читать,
считать
и
писать,
конечно
же,
недостаточно
при
подготовке ребёнка к школе.
Не
менее
важно
воспитать
в
ребёнке
и
волевые
качества:
самостоятельность,
ответственность,
настойчивость.
Согласитесь,
без
них
невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не
только на занятиях, но и в других видах деятельности.
Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств:
самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.
Эффективным средством воспитания волевых качеств является воспитание
трудом или трудовое воспитание.
Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает
какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.
Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое
дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность,
настойчивость.
Но
бытовой
труд
довольно
однообразен,
одни
и
те
же
действия
повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.
Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит
начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство
ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого
результата.
Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества надо, чтобы труд был не от
случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были не
только права, а свои обязанности по дому.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности.
Примерили их к своему ребенку?
Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть
время наверстать упущенное. Перед вами стоит задача в несколько действий:
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова
причина?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические
занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети ме-
нее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
(Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)
Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация пси-
холога, невролога \ психоневролога - с последующей коррекцией пове-
дения)
Конечно хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но
для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстни-
ками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисо-
вать, лепить, фантазировать.
Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре:
«хочу – делаю, хочу - нет».
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Не учить писать, а со-
здавать условия для развития мелкой моторики руки.
Важно учить не читать, а развивать речь.