"Учебная мотивация в процессе обучения математики"
Автор: Головань Ольга Георгиевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района Населённый пункт: село Кулешовка Наименование материала: статья Тема: "Учебная мотивация в процессе обучения математики" Раздел: полное образование
Учебная мотивация в процессе обучения математики
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых
и
полноценных
условий
для
личностного
развития
каждого
ребёнка, формирование активной позиции каждого обучающегося в учебном
процессе. Сегодня уже недостаточно овладеть школьниками суммой знаний,
важное
значение
придаётся
задаче
научить
школьников
учиться,
а
психологически это
означает – научить их хотеть учиться.
Каждый учитель
желает, чтобы его обучающиеся хорошо учились, с желанием занимались на
уроках
и
проявляли
интерес
к
его
предмету.
Развитие
и
формирование
мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач
современной школы. Что такое мотивация?
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя
понять,
почему
человек
стремится
к
одной,
а
не
другой
цели,
нельзя,
следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Мотивация
–
важнейший
компонент
структуры
учебной
деятельности,
а
для
личности
выработанная
внутренняя
мотивация есть основной критерий её сформированности.
Он заключается в том, что ребёнок получает “удовольствие
от
самой
деятельности,
значимости
для
личности
непосредственного её результата”.
Мотивация
выполняет
несколько
функций:
побуждает
поведение,
направляет
и
организует
его,
придаёт
ему
личностный смысл и значимость.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый
уровень –
высокий
уровень
школьной
мотивации,
учебной
активности.
(У
таких
детей
есть
познавательный
мотив,
стремление
наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.
Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и
ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные
отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Обучающиеся успешно
справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
Третий
уровень –
положительное
отношение
к
школе,
но
школа
привлекает
таких
детей
внеучебной
деятельностью.
(Такие
дети
достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с
друзьями и учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь
красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у
таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их
мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают
школу
неохотно,
предпочитают
пропускать
занятия.
На
уроках
часто
занимаются
посторонними
делами,
играми.
Испытывают
серьёзные
затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьёзной адаптации к
школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
(Такие
дети
испытывают
серьёзные
трудности
в
обучение:
они
не
справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение
с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко
воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них
невыносимо. В других случаях обучающиеся могут проявлять агрессию,
отказываться
выполнять
задания,
следовать
тем
или
иным
нормам
и
правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические
нарушения.)
Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остаётся
актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей
подросткового возраста. Причина спада школьной мотивации:
У
подростков
наблюдается
«гормональный
взрыв»
и
нечетко
сформировано чувство будущего.
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
У девочек 6-7 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной
деятельности
в
связи
с
интенсивным
биологическим
процессом
полового созревания.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие обучающегося.
Продуктивность учебной деятельности.
Непонимание цели учения.
Страх перед школой.
Возникновению и развитию мотивации способствует тщательно отобранное
содержание
материала,
вынесенного
на
урок.
Средствами,
связанными
с
содержанием учебного материала, побуждающими формирование мотивации
учения,
могут
быть:
практическая
значимость
изучаемого
материала,
доступность
учебного
материала,
новизна,
наглядность
и
занимательность
материала.
Развитию
познавательного
интереса
у
учащихся
способствуют
следующие условия:
Организация
обучения,
при
которой
ученик
вовлекается
в
процесс
самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения
предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем
он интереснее для обучающихся.
Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее
ему работать.
Позитивная психологическая атмосфера урока.
Чем
младше
ребёнок,
тем
больше
материал
должен
подаваться
в
образной форме.
В обучении должны создаваться возможности для творчества.
Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.
Высокая мотивация учения ребенку даёт следующее:
Чувство
уверенности
в
собственных
силах
после
решения
трудной
задачи;
Повышение собственной значимости;
Признание учителей и сверстников;
Развитие творческих способностей;
Гордость собой и своими успехами;
Статус успешного человека
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации:
Содержание учебного материала;
Организация учебной деятельности;
Коллективные формы учебной деятельности;
Оценка учебной деятельности;
Стиль педагогической деятельности учителя.
Для
повышения
мотивации
необходимо
обеспечить
у
учеников:
ощущение
продвижения вперед. Переживание успеха в деятельности. Для чего необходимо
правильно
подбирать
уровень
сложности
заданий
и
заслуженно
оценивать
результат деятельности. Использовать все возможности учебного материала для
того,
чтобы
заинтересовать
учеников,
ставить
проблемы,
активизировать
самостоятельное мышление, организовать сотрудничество учеников на уроке,
взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; самому правильно
строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; видеть
индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его
личные
мотивы.
Установки
и
действия
педагога
по
формированию
положительной мотивации обучающихся к обучению:
совместная
с
детьми
работа
по
осмыслению
и
принятию
цели
предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учёт возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной
деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование
познавательных
и
дидактических
игр,
игровых
технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки обучающихся;
оценка
деятельности
ученика
не
только
по
конечному
результату
(правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию
разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Приемы мотивации обучающихся, которые должен использовать учитель:
эмоциональные:
поощрение;
порицание;
учебно-познавательные игры;
стимулирующее оценивание;
свободный выбор задания;
создание ярких наглядно-образных представлений;
удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
активизация познавательных интересов;
создание проблемных ситуаций;
опора на жизненный опыт обучающегося;
выполнение творческих заданий;
побуждение к поиску альтернативных решений;
использование метода «мозгового штурма»;
использование сравнений, опытов, парадоксов;
экскурс в историю;
использование обучающей интеграции между обучающимися.
волевые:
предъявление учебных требований;
информирование об обязательных результатах обучения;
формирование ответственного отношения к учению;
рефлексия поведения
создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные
затруднения;
прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
развитие желания быть полезным обществу;
сопереживание;
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
взаимопроверка и рецензирование;
заинтересованность результатами коллективной работы.
Методические
приемы,
которые влияют
на
формирование
мотивации:
Связь изучаемого с жизнью.
Зрительные ассоциации.
Экскурсы в историю.
Поиск
дополнительной
информации
с
помощью
библиографических
справочников, словарей, энциклопедий, Интернета.
Проведение уроков – практикумов на компьютере.
Использование сравнений, логические тесты.
Привлечение
занимательных
приемов,
парадоксов,
интеллектуальные
разминки,
логические
задания,
ребусы,
математические
квадраты,
кроссворды.
И с п ол ь зо ва н и е
и гр о в ы х
с и туа ц и й
(д и д а кт и ч е с к и е
и г р ы ,
интеллектуальные игры)
Использование художественной литературы: загадки, пословицы, стихи о
математических терминах или о великих математиках.
Использование творческих домашних заданий, в т. ч. с использованием
компьютера.
Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей
работе
чем-то
необычным,
загадочным,
проблемным,
побуждая
всех
обучающихся вовлечься в работу с первых минут урока.
Как показывает опыт,
уровень мотивации на уроках математики оставляет
желать лучшего, это конечно в первую очередь зависит от уровня сложности
предмета и его учебной нагрузки. Чтобы сохранить интерес к предмету и
сделать
качественным
учебно-воспитательный
процесс
в
своей
работе
я
применяю
технологию
проблемного
обучения,
личностно-ориентированную
технологию
обучения,
технологию
уровневой
дифференциации,
информационно-коммуникационные
технологии.
Если
проанализировать
структуру основных типов моих уроков, то можно выделить этап, присущий
всем урокам: мотивация учебной деятельности. В начале урока математики
создаю условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает
на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст
усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создаю условия для
сохранения
и
усиления
исходной
мотивации
для
возникновения
новых
дополнительных мотивов. Для этого вызываю ориентацию на осознание и
понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения
от самого процесса учения. В конце урока математики создаю условия для
оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины
удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная
задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный
положительный опыт. Результат: мотивация учения в рамках урока представляет
собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы
(готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к
мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность
результатами, постановка дальнейших целей и т. д.).
При планировании учебного процесса, я ориентируюсь,
опираясь
на
знания
особенностей
мотивационной
сферы
каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный
поиск оптимального сочетания методов и приемов работы,
которые
дали
бы
возможность
одним
ученикам
двигаться
дальше,
самосовершенствоваться
и
выходить
на
более
высокий
творческий
уровень,
а
другим
бы
помогли
в
стабилизации учебного процесса.
При
изложении
материала
учитываю
возрастные
особенности ребят. Например, в 5-8 классах речь простая,
доступная, предельно лаконичная, провожу много примеров,
подтверждающих ту или иную мысль, и требую того же от
учащегося. За весь урок стараюсь опросить всех. В старших
классах объяснение нового материала проходит лекционным
методом с применением моделей, использую цветные мелки и
другие
подручные
средства.
В
своей
работе
стараюсь
построить
урок
так,
чтобы
он
обеспечил
развитие
познавательной
самостоятельности,
то
есть
стремления
и
умения ученика самостоятельно открыть новое для него. Для
этого я стремлюсь увеличить “продуктивность” обучения, что
достигается
созданием
соответствующей
организацией
п о з н а в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
б л а г о п р и я т н ы м
эмоциональным
фоном.
Обязательным
элементом
моих
уроков
является:
организация
обмена
мысли,
мнения;
стимулирование
обучающихся
к
дополнению
и
анализу
ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого
обучающегося; продуманное чередование видов работ, типов
заданий.
Применяю
разнообразные
приемы
активизации:
целенаправленная
ошибка,
размышление
вслух,
заполнить
пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На своих уроках
организую групповую и парную работу, что позволяет создать
комфортную
атмосферу
обучающимся,
как
слабым,
так
и
сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание.
Для
повышения
мотивации
обучающихся
использую
продуктивные
приемы:
проблемная
ситуация
ставится
и
решается
совместно
с
обучающимися;
активизирующий
вопрос
приводит
к
диалогу,
дискуссии;
анализируются
решение,
используются
игровые
ситуации,
соревнование.
Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди
учеников
с
повышенным
уровнем
обучения:
предлагаю
задания
повышенной
сложности,
задания
с
параметром,
которые
требуют
рассмотрение
всевозможных
случаев
р е ш е н и я .
П р и м е н я ю
с т и м ул и р о в а н и е .
О д и н
и з
перспективных
путей
развития
и
повышения
мотивации
учения
я
вижу
в
применении
нетрадиционных
методов
и
форм
организации
урока:
игровых
и
интегрированных,
которые
бесспорно
относятся
к
эмоциональным
методам
мотивации.
Это,
как
правило,
живые,
интересные
уроки,
полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики
во всех областях науки.
Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет
обеспечивать
устойчивые
положительные
результаты
образовательного
и
воспитательного процесса. Уровень подготовки моих учеников соответствует
требованиям государственного стандарта.