Напоминание

"Учебная мотивация в процессе обучения математики"


Автор: Головань Ольга Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района
Населённый пункт: село Кулешовка
Наименование материала: статья
Тема: "Учебная мотивация в процессе обучения математики"
Раздел: полное образование





Назад





Учебная мотивация в процессе обучения математики
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого обучающегося в учебном процессе. Сегодня уже недостаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придаётся задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Каждый учитель желает, чтобы его обучающиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Что такое мотивация? Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что ребёнок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного её результата”. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Выделяют пять уровней учебной мотивации:  Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)  Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.  Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями и учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные
затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьёзной адаптации к школе.)  Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях обучающиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.) Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остаётся актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Причина спада школьной мотивации:  У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.  Отношение ученика к учителю.  Отношение учителя к ученику.  У девочек 6-7 классов снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.  Личная значимость предмета.  Умственное развитие обучающегося.  Продуктивность учебной деятельности.  Непонимание цели учения.  Страх перед школой. Возникновению и развитию мотивации способствует тщательно отобранное содержание материала, вынесенного на урок. Средствами, связанными с содержанием учебного материала, побуждающими формирование мотивации учения, могут быть: практическая значимость изучаемого материала, доступность учебного материала, новизна, наглядность и занимательность материала. Развитию познавательного интереса у учащихся способствуют следующие условия:  Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.  Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.  Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.  Обучение должно быть трудным, но посильным.  Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.  Позитивная психологическая атмосфера урока.  Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
 В обучении должны создаваться возможности для творчества.  Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся. Высокая мотивация учения ребенку даёт следующее:  Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;  Повышение собственной значимости;  Признание учителей и сверстников;  Развитие творческих способностей;  Гордость собой и своими успехами;  Статус успешного человека Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации:  Содержание учебного материала;  Организация учебной деятельности;  Коллективные формы учебной деятельности;  Оценка учебной деятельности;  Стиль педагогической деятельности учителя. Для повышения мотивации необходимо обеспечить у учеников: ощущение продвижения вперед. Переживание успеха в деятельности. Для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности. Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление, организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом; самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы. Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации обучающихся к обучению:  совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;  выбор средств, адекватных цели;  учёт возрастных особенностей школьников;  выбор действия в соответствии с возможностями ученика;  использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;  нестандартная форма проведения уроков;  создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;  использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;  эмоциональная речь учителя;  использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;  применение поощрения и порицания;  вера учителя в возможности ученика;  формирование адекватной самооценки обучающихся;  оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
 стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Приемы мотивации обучающихся, которые должен использовать учитель: эмоциональные:  поощрение;  порицание;  учебно-познавательные игры;  стимулирующее оценивание;  свободный выбор задания;  создание ярких наглядно-образных представлений;  удовлетворение желания быть значимой личностью. познавательные:  активизация познавательных интересов;  создание проблемных ситуаций;  опора на жизненный опыт обучающегося;  выполнение творческих заданий;  побуждение к поиску альтернативных решений;  использование метода «мозгового штурма»;  использование сравнений, опытов, парадоксов;  экскурс в историю;  использование обучающей интеграции между обучающимися. волевые:  предъявление учебных требований;  информирование об обязательных результатах обучения;  формирование ответственного отношения к учению;  рефлексия поведения  создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;  прогнозирование будущей деятельности. социальные:  развитие желания быть полезным обществу;  сопереживание;  создание ситуации взаимопомощи;  поиск контактов и сотрудничества;  взаимопроверка и рецензирование;  заинтересованность результатами коллективной работы. Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:  Связь изучаемого с жизнью.  Зрительные ассоциации.  Экскурсы в историю.  Поиск дополнительной информации с помощью библиографических справочников, словарей, энциклопедий, Интернета.  Проведение уроков – практикумов на компьютере.  Использование сравнений, логические тесты.
 Привлечение занимательных приемов, парадоксов, интеллектуальные разминки, логические задания, ребусы, математические квадраты, кроссворды.  И с п ол ь зо ва н и е и гр о в ы х с и туа ц и й (д и д а кт и ч е с к и е и г р ы , интеллектуальные игры)  Использование художественной литературы: загадки, пословицы, стихи о математических терминах или о великих математиках.  Использование творческих домашних заданий, в т. ч. с использованием компьютера. Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех обучающихся вовлечься в работу с первых минут урока. Как показывает опыт, уровень мотивации на уроках математики оставляет желать лучшего, это конечно в первую очередь зависит от уровня сложности предмета и его учебной нагрузки. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс в своей работе я применяю технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии. Если проанализировать структуру основных типов моих уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. В начале урока математики создаю условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создаю условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызываю ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создаю условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт. Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.). При планировании учебного процесса, я ориентируюсь, опираясь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
При изложении материала учитываю возрастные особенности ребят. Например, в 5-8 классах речь простая, доступная, предельно лаконичная, провожу много примеров, подтверждающих ту или иную мысль, и требую того же от учащегося. За весь урок стараюсь опросить всех. В старших классах объяснение нового материала проходит лекционным методом с применением моделей, использую цветные мелки и другие подручные средства. В своей работе стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него. Для этого я стремлюсь увеличить “продуктивность” обучения, что достигается созданием соответствующей организацией п о з н а в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и , б л а г о п р и я т н ы м эмоциональным фоном. Обязательным элементом моих уроков является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование обучающихся к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого обучающегося; продуманное чередование видов работ, типов заданий. Применяю разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На своих уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу обучающимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Для повышения мотивации обучающихся использую продуктивные приемы: проблемная ситуация ставится и решается совместно с обучающимися; активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии; анализируются решение, используются игровые ситуации, соревнование. Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагаю задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев р е ш е н и я . П р и м е н я ю с т и м ул и р о в а н и е . О д и н и з перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет обеспечивать устойчивые положительные результаты образовательного и
воспитательного процесса. Уровень подготовки моих учеников соответствует требованиям государственного стандарта.


В раздел образования




Яндекс.Метрика