Авторы: Голосова Елена Леонидовна, Горбунова Наталья Владимировна
Должность: учитель географии, директор школы
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Маркс Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ"
Раздел: среднее образование
Авторы работы:
Голосова Елена Леонидовна
Занимаемая должность: учитель географии
Горбунова Наталья Владимировна
Занимаемая должность: директор школы
Место выполнения работы:
МОУ СОШ №3 г.Маркс
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА
«ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Социально-экономические и политические перемены в стране,
особенности рынка труда требуют от каждого человека постоянного развития,
совершенствования и творческого обновления. Главная задача школы это
воспитание творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к
условиям новой жизни, способной к самообразованию. Поэтому основной
целью в программе развития нашей школы является обеспечение уровня
образования с помощью новых образовательных технологий обучения. В связи
с введением профильного обучения и предпрофильной подготовки в учебном
плане школы сократилось время на изучение некоторых классических
школьных предметов, в том числе географии. Некоторые предметы, введенные
как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти
обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области
методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного
процесса. Одной из таких форм являются интегрированные уроки - одно из
новшеств современной методики. Форма проведения их нестандартна и
увлекательна для обучающихся. Эта технология смело вторгается в школьные
программы. Структура интегрированных уроков отличается четкостью и
сжатостью, большой информативной ёмкостью учебного материала. Это
помогает экономить время на объяснении новой темы и увеличивает
возможность проведения практических занятий. Переключаясь на
разнообразные виды деятельности, снимается утомляемость и перенапряжение
учащихся. Формируется целостная картина изучаемого объекта в сознании
учащихся.
1
Основной целью преподавания географии и экология является
формирование целостного восприятия мира. Эти науки настолько
универсальны, что при желании могут интегрироваться с любым предметом.
География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия,
физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и
перспективные, межпредметные связи. Но более всего она связана с экологией,
особенно с ландшафтной экологией. География и экология дают обучающемуся
знания многих областей науки в реальной повседневной жизни. Кроме того в
условиях подушевого финансирования при необходимости сокращения
количества учителей особенно в сельской местности интеграция предметов
является выходом из сложившейся ситуации. Когда можно объединить блоки
разных предметов или целые курсы.
Работая в течение двух лет интегрировано, у нас сложилось
понимание того, что эти уроки необходимо проводить в системе. Мы
представляем вам курс «Ландшафтной экологии» с интеграцией предмета
географии в каждом блоке. В планировании по курсу географии России внесены
изменения с учетом интегрированных уроков.
Тематическое планирование по ландшафтной экологии.
№
Раздел, тема
урока. Тип урока.
Домашнее
задание
Элементы
содержания
Требования к
уровню подготовки
обучающихся
Измерите
ли
Раздел 1. Основные понятия ландшафтной экологии
1.
Географическая
оболочка и
ландшафт
Изучение нового
материала Д\з
§1.1
Биосфера,
ландшафт,
ландшафтная
экология,
ландшафтная
среда,
геосистема
Знать, что изучает
ландшафтная
экология.
Уметь различать
типы ландшафтов
Вопросы
стр. 8
р\т зад.
1.1,1.2
2.
Классификация
геосистем
Комбинированный
урок Д/з:
§1.2
Иерархия
природных
систем
Знать уровни
геосистем
Уметь их различать и
определять их уровни
Вопросы
стр.12
2
3.
Компоненты
ландшафта
Комбинированный
урок.
Д/з: §1.3
Компоненты
ландшафта,
группы
компонентов
Знать какие
компоненты
являются составной
частью ландшафта
Вопросы
с.16
задание
№1 р\т
зад. 2.1-
2.5
4.
Интегрированный
урок. Структура
поверхности и
ландшафта
Д/з: §1.4. по
экологии; §16 по
географии
Рельеф России:
горы и равнины.
Вертикальная и
горизонтальная
структура
ландшафта
Знать горы и
равнины России,
структуру
ландшафта. Уметь
объяснить, чем
отличается
горизонтальная
структура от
вертикальной.
Вопросы
стр. 20.
5.
Функционировани
е ландшафта
Комбинированный
урок. Д/з: §1.5.
Большой и
малый
круговорот
веществ
Знать круговорот
веществ
Задание
№1 с. 24
Раздел 2. Природно-антропогенный ландшафт
6.
Антропогенное
воздействие на
ландшафт
Изучение нового
материала
Д\з: §2.1
Антропогенный
ландшафт,
необратимые
изменения,
концепция
устойчивого
развития.
Знать
классификацию
геосистем по степени
измененности
человеком
Вопросы
стр. 29
Задание
№2
7.
Интегрированный
урок
Обобщающее
повторение темы:
«Рельеф и
климат». Понятие
об антропогенной
нагрузке и
устойчивости
ландшафта.
Д/з: §2.2 по
экологии.
По географии –
сообщение:
«Проблемы
Повторение
основных
понятий темы
«Рельеф и
климат России».
Антропогенные
нагрузки, типы
загрязнений
Разработка полезных
ископаемых и
изменение структуры
ландшафта.
Изменение климата.
Знать функции,
возлагаемые на
ландшафт и виды
загрязнений
Вопросы
стр. 34. р\т
зад. 3.5-3.9
3
глобального
потепления
Земли»
8.
Классификация
природно-
антропогенных
ландшафтов
Комбинированный
урок. Д/з: §2.3
Классификация
ландшафтов
Знать типы
природно-
антропогенных
ландшафтов.
Задание
№4 стр. 37
9
Интегрированный
урок.
Урбанизация.
Урбанизированные
территории. Д/З:
Проект «Мой
любимый город»
Понятие
урбанизация.
Структура
городского
ландшафта
Знать особенности
городского
ландшафта и
экологические
проблемы города
Вопросы
стр. 42.
10.
Культурный
ландшафт
Комбинированный
урок. Д/з: §2.5
Составляющие
культурного
ландшафта.
Эстетика
ландшафта.
Знать, в чем
особенности
культурного
ландшафта.
Вопросы
стр. 47
Задание
№1
11
Интегрированный
урок.
Ландшафтный
мониторинг
Д/з: создать проект
спасения
Каспийского моря
или
дешифрирование
снимков в учебном
пособии (цветная
вкладка)
Мониторинг,
дешифрирование
,
аэрокосмически
й мониторинг.
Знать, что такое
мониторинг.
Уметь
прогнозировать
ситуацию с
ландшафтами.
Задание
№1,2,3,4
стр51-52
12
Охрана ландшафта
Комбинированный
урок. Д/з: §2.7
Особо
охраняемые
территории
Знать основные
принципы охраны
природы. Уметь
объяснить различия
между охраняемыми
территориями
Вопросы
стр.55
4
13
Влияние
ландшафтов на
здоровье человека.
Комбинированный
урок. Д/з: §2.8
Состояние
ландшафта и
здоровье
человека
Знать, как здоровье
человека зависит от
состояния
ландшафта.
Вопросы
стр.58
Раздел 3.Региональная ландшафтная экология
14
Интегрированный
урок. Природа
Саратовской
области.
Д\з: Создание
программы
спасения степей от
антропогенного
воздействия.
Деградация
растительного
покрова, водная
эрозия, ветровая
эрозия, засоление
Знать о состояние
ландшафтов
Саратовской
области
Задание
№1 стр.63
р\т зад.5.2-
5.4
15
Проблемы
природопользован
ия Саратовской
области
Комбинированный
урок Д\з: § 3.2
Горнопромышлен
ная,
энергетическая,
сельскохозяйствен
ная деятельность
в Саратовской
области
Знать какие виды
природопользования
осуществляются в
Саратовской
области
Вопросы
стр. 69
Задание
№1
16
Урбанизированные
территории
Саратовской
области Д/з: §3.3
Крупные города
Саратовской
области
Знать основные
природно-
ландшафтные
особенности
городов
Саратовской
области
Вопросы
стр.73
17
Резерв 1 час
Для примера приводим отрывок интегрированного урока «Урбанизация.
Урбанизированные территории.
Тема урока: Урбанизация. Урбанизированные территории.
Цель урока:
формирование знаний об урбанизации и структуре городского
ландшафта.
Оценить экологические проблемы городов
Провести сравнительный анализ городского образа жизни
Задачи:
5
-образовательные: научить чтению и анализу карт, схем, активизировать
познавательную активность.
-воспитательные: способствовать воспитанию природо – и
культуроохранного, экологического сознания, создавать объективную основу
для воспитания и любви к родному краю.
-развивающие: формировать критическое мышление, умение
анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На данном уроке формирования умений и навыков в качестве основных
источников знаний используются учебники и карты атласа, наборы
раздаточного и дидактического материала, мультимедиа. Этот урок позволяет
осуществить широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют
задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к
цели оптимальным темпом. На этом уроке ученики, опираясь на
предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных
ситуациях. На таких уроках создаются большие возможности для решения
познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия
для полного развития личности учащегося.
Тип урока: Формирование новых знаний
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочий листок, карта,
учебное пособие.
Ход урока:
1.
Организационный момент
2.
Изучение нового материала
Объявление темы и целей урока
Учитель географии: Что такое ландшафт? Приведите примеры? А моря
являются ландшафтом? Какие моря России вы знаете? (беседа)
Учитель экологии: В результате хозяйственной деятельности человек
может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на
ландшафт. Часто отрицательные результаты возникают из благих намерений.
Чтобы такого не происходило, необходимо прогнозировать возможные
изменения окружающей среды, как в лучшею, так и в худшую сторону.
Для этого существует два типа ландшафтных исследований: полевые
(где проводятся, когда, кем?); дистанционные (где проводятся, когда, кем?).
(Демонстрируются космические снимки)
Учитель географии: Давайте попробуем разгадать и распознать эти
снимки. (Работа со снимками)
То, что мы сейчас с вами делали, называется дешифрированием.
Дешифрирование - процесс распознавания объектов, их свойства и
взаимосвязей по их изображениям на снимках. (Запись в тетрадь)
Практическая работа№1 «Дешифрирование космического снимка»
Выделите на космическом снимке:
6
1.
дороги (коричневым цветом)
2.
дома (черным цветом)
3.
автостоянки (синим цветом)
4.
зеленые насаждения (зеленым)
Дополнительный вопрос:
Какой уровень исследований вами проведен?
Учитель экологии: В любом ландшафтном исследовании, будь – то
полевые исследования или дистанционные должно быть три уровня
исследований: ландшафтный анализ, ландшафтный диагноз, ландшафтный
прогноз. Или другими словами ландшафтный мониторинг. Мониторинг –
система наблюдений, оценка и прогноз за состоянием окружающей среды.
Работа со схемой проведения аэрокосмического мониторинга
анализ диагноз прогноз
По результатам аэрокосмического мониторинга можно сделать прогноз: в
результате отложений наносов на левом берегу реки происходит расширение
береговой линии и слияние с островом в центре реки. По прогнозам
аэрокосмического мониторинга создаются системы обнаружений и наблюдений
за очагами антропогенных нарушений природной среды.
3.
Закрепление. Практическая работа №2 (работа в парах)
1.
На карте 1853 года и космическом снимке 2003 года изображено
Аральское море. Ответьте на вопрос: изменились ли границы моря за последние
150 лет? Если да, то как?
2.
Привело ли это к изменению природных особенностей территории?
По каким признакам на космическом снимке можно судить об этом?
7
Карта Аральского моря 1853 г Космоснимок Аральского моря 2003г.
1.
Проанализируйте рисунок.
2.
В какие десятилетия шло наиболее активное изменение границ
Аральского моря?
3.
Дайте прогноз развития ситуации на ближайшие годы
4.
Можно ли назвать проведенное вами исследование
аэрокосмическим мониторингом? Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание: создать проект спасения Каспийского моря или
дешифрирование снимков в учебном пособии цветная вкладка
Вывод:
Успешность, действенность такой инновационной работы являются
одним из условий организации продуктивного обучения. Это:
способствует формированию целостного представления о предмете
изучения.
позволяет эффективно использовать рабочее время за счёт
исключения дублирования и повторов, углубить изучение материала без
дополнительных временных затрат.
обеспечивают совершенно новый психологический климат в
процессе обучения.
структура урока отличается предельной сжатостью, компактностью
и большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на
уроке.
8
Используя данную технологию продолжительный период времени,
мы уже обратили внимание на результаты работы. На таких уроках даже
пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда
их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для
выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на
откровенный разговор. Дети начинают критически осмысливать происходящее
и принимать интересные нестандартные решения. Особенно это проявляется в
выполнении творческих заданий. Живой интерес у ребят вызывают проекты
«Спасение Каспийского моря», «Мой любимый город», «Проблемы глобального
потепления Земли». Уровень обученности учащихся на этих уроках составляет
85%. В классе 8 «А» обучается 25 человек из них на уроке «Структура
ландшафта» присутствовало 23 человека. «3» - 3; «4» - 14; «5» -6.
Хорошие результаты привели нас к мысли, что интегрированные уроки
в этом курсе необходимо проводить в каждом блоке в системе.
9