Напоминание

"Имя существительное - часть речи"


Автор: Харченко Ирина Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Имя существительное - часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка для 5 класса

Тема: «Имя существительное часть речи»

Урок – исследование по русскому языку

Составила: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №22, г. Ставрополя

Харченко И.А.

Тип урока - открытие нового знания.

Форма урока – путешествие

учебно-познавательные: 1) дать понятие об имени существительном (грамматическое

значение и средства его выражения); 2)формировать умение доказывать принадлежность

слова к имени существительному; умение находить существительные в текстах и определять

их морфологические признаки. 3) дать понятие о синтаксической функции имен

существительных в предложении;

развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать

умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную

информацию; 3) развивать творческий подход; 4) развивать умение работать в группе;

воспитательные: 1) воспитывать любовь к своему краю, к русскому языку.

Ход урока:

1.

Организационный момент.

2.

Словарный диктант. (на закрытой доске)

Музыкальный клавишный инструмент

пианино

Намеченный путь

маршрут

Плетеное изделие, вместилище для фруктов, ягод, грибов

корзина

Выступающая из стены здания площадка с перилами

балкон

Узкая полоска кожи

ремень

Шкаф для одежды или помещение в общественном здании для хранения верхней

одежды

гардероб

Аппарат для передачи информации на расстоянии

телефон

График, содержащий сведения о месте и времени проведения чего-либо

расписан

ие

Устройство с экраном для приема телепередач

телевизо

р

Время перед восходом солнца

рассвет

Человек, умеющий читать и писать

грамотн

ый

1.

Проверка домашнего задания.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране Морфологии.

- Давайте вспомним, что такое морфология.

- Какие части речи вы знаете?

- Мы побываем в области самой представительной части речи.

- Как вы считаете, почему самой представительной? (Дети высказывают свои мнения).

Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее

самостоятельная часть речи.

- А что значит самостоятельная часть речи? (Учащиеся называют признаки самостоятельных

частей речи, изученные на предыдущем уроке).

4. Изучение нового материала.

- Ребята, я приглашаю вас на урок-путешествие. Этот урок особенный: я предлагаю вам

роль юных исследователей. Посмотрите и послушайте запись, скажите, знаете ли вы это

произведение, о каком герое идет речь? (1 мин)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

- Конечно, это сказка замечательного сибирского писателя П.П.Ершова. Много сказочных

героев в его произведении. Мы надолго запоминаем величественный образа «рыбы-кит».

Почему же П.П.Ершов обратился к этому фантастическому образу? Можно предположить, что

на это повлияли древние легенды, по которым земля наша держалась на трех китах. Другими

словами, они были главной опорой существования мира. Так и в русском языке все части

речи, по мнению филолога В.Бабайцевой, держатся на трех китах. Представим это в виде

такого рисунка: общее грамматическое значение морфологические признаки

синтаксические признаки.

Объектом нашего наблюдения станет часть речи имя существительное (3 слайд). Материалом

для исследования нам будут служить фрагменты произведения П.П.Ершова «Конек-

горбунок». Прочитайте слова на слайде

Время катит чередом,

Час за часом, день за днем.

- Я считаю, что выделенные слова - имена существительные. Кто со мной согласен? Почему?

Докажите свою точку зрения. Испытываем затруднение в последовательности доказательства,

с чего нужно начинать и как заканчивать свое рассуждение. Давайте сформулируем цели

нашего урока. (Цели урока: знать общее грамматическое значение имени существительного,

его морфологические и синтаксические признаки, формировать умение доказывать

принадлежность слова к имени существительному ) Итогом нашей работы на уроке будет

составление алгоритма в виде закладки «Это я – имя существительное», она поможет нам в

умении доказывать принадлежность слов к имени существительному, а также вы можете ей

пользоваться и при изучении других частей речи.

- Для решения этой проблемы вам предлагается Поисковый лист с направлением

исследования: «Три кита имени существительного». Исследуем это направление.

- На выполнение заданий вам отводится 5 минут.

ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 1

Направление исследования «Три кита имени существительного»

Выполните задания последовательно.

1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

Тут сказал конек Ивану:

«Ты увидишь здесь поляну:

На поляне той гора

Вся из чистого сребра;

Вот сюда – то до зарницы

Прилетают Жары – птицы

Из ручья воды испить;

Тут и будем их ловить»…

Что за поле! Зелень тут

Словно камень – изумруд;

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет;

А по зелени цветы

Несказанной красоты…

И того ерша – гуляку,

Крикуна и забияку

Где бы ни было нашли

К государю привели.

2. Распределите (письменно) выделенные существительные по значению, по образцу

продолжите ряд:

Живые существа: девочка, кошка…

Явление природы: : гроза, снег…

Признак как предмет: синева, белизна…

Действие как предмет: бег, прыжок…

Абстрактные понятия: счастье, радость…

Конкретные понятия: дверь, окно…

1.

Ответьте на вопрос: Что мы понимаем под словом «предмет», какие названия

предметам даёт имя существительное?

(Живые существа: девочка, кошка…Иван, конек, птицы

Явление природы: : гроза, снег…ветерок, заря, солнце, зарница

Признак как предмет: синева, белизна…зелень

Действие как предмет: бег, прыжок…гуляка, крикун

Абстрактные понятия: счастье, радость…красота

Конкретные понятия: дверь, окно…вода, гора, поляна

( Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета.

Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? Что это?)

ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 2

Направление исследования «Три кита имени существительного»

Выполните задания последовательно.

1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

Волны моря заклубились,

Корабли из глаз сокрылись.

Чудо-юдо рыба-кит

Громким голосом кричит,

Рот широкий отворяя,

Плесом волны разбивая:

"Чем вам, други, услужить?

Чем за службу наградить?

Надо ль раковин цветистых?

Надо ль рыбок золотистых?

Надо ль крупных жемчугов?

Все достать для вас готов!" –

"Нет, кит-рыба, нам в награду

Ничего того не надо, --

Говорит ему Иван, --

Лучше перстень нам достань --

2. Выпишите выделенные существительные. Определите род, число, склонение, падеж этих

существительных.

3. Сделайте вывод: Что входит в морфологические признаки существительных.

Волны - мн.ч, И.п., 1 скл.

Моря – ср.р., ед.ч., Р.п., 2 скл.

Службу – ж.р., ед.ч., В.п., 1 скл.

Награду – ж.р., ед.ч., В.п.1 скл.

Перстень – м.р., ед.ч., В.п. 2 скл.

Вывод: Морфологические признаки существительных- род, число, падеж, склонение.

ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 3

Направление исследования «Три кита имени существительного»

Выполните задания последовательно.

1. Прочитайте выразительно отрывок из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,-

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают,

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

Кабы всех переимать, -

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех;

А хвосты – сущий смех!

2. Запишите выделенные предложения. Подчеркните в них все существительные как члены

предложения.

3. Сделайте вывод: Каким членом предложения может быть имя существительное?

Вывод: В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими,

дополнениями, могут обстоятельствами и сказуемыми.

- Давайте подтвердим наши сведения учебником. (чтение правила)

- Молодцы! А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Рассади пассажиров».

- Мы вспомнили, углубили и систематизировали у имени существительного: Общее

грамматическое значение слова. Морфологические признаки. Роль в предложении. Для чего?

(По эти признакам мы можем узнать и доказать принадлежность слова к имени

существительному и отличать его от других частей речи.)

5 . Работа с текстом.

Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточка! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит:

- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А

Калуша волит:

- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А

бутявки волит за напушкой:

- Калушата подудонились!

Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые!

Возможные задания

1.О чем этот текст? Что необычного вы заметили в тексте?

Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните.

1.

Найдите существительные и обозначьте, какими членами предложения они являются.

2.

Определите падеж существительных с предлогами.

3.

Разберите по составу следующие слова:

Калуша, калушата, калушаточки.

1.

Подчеркните волнистой чертой прилагательные.

(Подчеркните двойной чертой глаголы)

1.

Сделайте морфологический разбор глаголов:

дудонятся -

увазила -

1.

Выпишите из текста наречия. Объясните.

6. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова. Вы – …

приставка как в слове прехорошенькая,

корень как в слове красавица,

суффикс как в слове вольный,

окончание как в слове счастливые;

корень как в слове ученый,

суффикс как последний

суффикс в слове певуче,

суффикс как в слове водник,

окончание как в слове рыбаки.

корень как в слове поверье,

суффикс как в слове проходная,

окончание как в слове любимые,

корень как в слове подружка (ж/з),

окончание как в слове семья.

(ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ)

7. Рефлексия

- Что из того, о чем мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

- Что оказалось новым?

- С чем вы не согласны, что вызвало сомнение?

- Как вы можете доказать свою точку зрения?

8. Домашнее задание: сочинить лингвистическую сказку «Жили-были имена

существительные».

9. Итог урока. Оценки.



В раздел образования




Яндекс.Метрика