Напоминание

Об опыте реализации инновационных технологий в рамках инклюзивного образования


Автор: Надеина Ирина Викторовна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Населённый пункт: ЯНАО г. Муравленко
Наименование материала: Статья
Тема: Об опыте реализации инновационных технологий в рамках инклюзивного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

Об опыте реализации инновационных технологий

в рамках инклюзивного образования

«Все люди рождаются свободными и равными

в своём достоинстве и правах…»

(из I Всеобщей декларации

человека)

Музыка

-

неотъемлемая

составляющая

человеческой

жизни.

Это

источник творческого, эмоционального, интеллектуального развития. Занятия

музыкальным

искусством

существенно

влияют

на

формирование

общей

культуры человека, на формирование мировоззрения, в целом.

Хотелось

бы

сделать

акцент

на

влиянии

занятий

музыкальным

искусством

на

здоровье

ребёнка,

в

частности

на

здоровье

ребёнка

с

ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ).

Актуальность

д а н н о й

т е м ат и к и

н е

в ы з ы в а е т

с о м н е н и й :

статистические данные говорят об увеличении численности детей с ОВЗ.

Согласно статистике Министерства образования каждый год в России число

детей с ограниченными возможностями здоровья растёт на 5%. Эту же мысль

н а V Московском международном салоне образования в апреле 2018 года

подтвердила Татьяна Синюгина, заместитель министра образования и науки

Российской

Федерации:

«…сегодня

количество

детей,

имеющих

инвалидность или ограничения в состоянии здоровья, в России увеличилось

многократно».

Безусловно,

такая

статистика

проецируется

на

конкретные

муниципальные образования,

образовательные учреждения. Наш город и

наша школа – не исключение.

С 2004 года в педагогическую практику Российской Федерации ввели

модель

инклюзивного

образования,

при

котором

особенные

дети

могут

учиться

в

обычных

массовых

школах,

также

как

их

сверстники.

Наша

музыкальная школа также включилась в этот процесс, понимая, что тем

самым,

мы

создаём

дополнительные

возможности

для

более

широкой

социализации

таких

детей.

И

если

ещё

5

лет

назад

состав

контингента

обучающихся

включал

3-4

ребёнка

с

ОВЗ,

сегодня

их

8,

в

их

числе

обучающийся, принадлежащий к коренным малочисленным народам севера.

При этом, мы понимаем, что в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья одной только адаптации образовательных программ

недостаточно – нужны особые педагогические технологии. Они есть: это

комплекс педагогических методов, характерных для арт-педагогики и арт-

терапии.

Более того, нередко в учительской среде можно услышать суждения об

«эпидемии

СДВГ».

Речь

о

широком

распространении

так

называемого

синдрома

дефицита

внимания

и

гиперактивности.

Эта

проблема

действительно реально наблюдается на учебных занятиях школьников, она

значительно снижает возможность полноценного восприятия материала, а

значит, существенно влияет на уровень обученности детей. Методы арт-

педагогики могут применяться в работе с большинством обучающихся школы

с целью профилактики синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

С давних времён люди знают и о лечебных свойствах искусства, о его

огромном влиянии и на духовный мир человека, и на физическое здоровье.

Но если мы о таком влиянии говорим по отношению к здоровым людям, то

как же важно это для тех, кого природа не наделила полноценным здоровьем.

Ребёнку с нарушениями развития очень сложно увидеть, услышать и

почувствовать

всё

многообразие

окружающего

мира.

Именно

искусство

может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья развиваться

и жить. В этом – суть арт-педагогики.

Занятия музыкой как один из видов арт-педагогики, музыкотерапия как

один из видов арт-терапии, – наиболее близкое направление работы для

Детской музыкальной школы. Для детей с ограниченными возможностями

здоровья такие занятия - это не только способ познания мира, своего «Я», это

ещё и способ невербальной (без слов) коммуникации, и что очень важно,

одна

из

возможностей

коррекции

имеющихся

физических

и

умственных

отклонений, которую обязательно нужно использовать.

Используя

форму

инклюзивного

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

школа

поставила

задачу

организации

образовательного

сопровождения

особенных

детей

с

максимальным

использованием средств и возможностей творческого развития.

Для

выполнения

этой

задачи

были

составлены

одноимённые

о б р а зо ват е л ь н ы й

п р о е кт

и

д о п ол н и т е л ь н а я

а д а п т и р о в а н н а я

общеразвивающая

программа

для

детей

с ограниченными возможностями

здоровья «Ступени в музыку». Очень важна мировоззренческая, моральная

позиция этих документов - делать всё возможное, чтобы не усугублять и так

сложное

положение

в

обществе

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья, максимально поддерживать и особенных детей, и их родителей,

окружать пониманием, вниманием, воспитывать веру в то, что они многое

могут, в том числе успешно развиваться через музыкальное образование.

Основная

идея

указанных

методических

документов

создание

комфортных образовательных условий для детей с ОВЗ через внедрение в

образовательный процесс технологий арт-педагогики, использование их для

профилактики

синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

младшего школьного возраста.

Арт-педагогика

особое

направление

в

педагогике,

где

обучение,

развитие

и

воспитание

личности

ребёнка

осуществляется

средствами

искусства в любом преподаваемом предмете. Применение технологий арт-

педагогики

способствует

художественному

развитию

особенных

детей,

формированию

основ

художественной

культуры, социальной

адаптации

личности средствами искусства.

Арт-педагогика не ставит перед собой цель научить ребёнка заниматься

искусством на высоком профессиональном уровне. Задача другая: создать

условия

для

самовыражения,

самопознания,

сформировать

ощущение

собственной успешности и значимости. Сделать так, чтобы ребёнок получал

удовольствие от своей деятельности, чтобы ему было спокойно и комфортно,

чтобы уходили тревога и агрессия. При этом, конечно, параллельно решается

задача

творческого

развития

ребёнка.

Художественно-практическая

деятельность открывает резервные возможности ребёнка: новые позитивные

переживания рождают новые творческие потребности, а те, в свою очередь,

требуют формирования навыков и умений для того, чтобы их удовлетворить.

Методологическая основа арт-педагогики уже достаточно разработана

учёными

исследователями

в

области

коррекционной

педагогики

и

специальной

психологии:

Е.

Рау,

Ю.

Некрасова,

О.

Никольская,

Т.

Добровольская, О. Карабанова, Л. Кузнецова, Е. Медведева, Г. Бурковский, А.

Захаров и др.

Основные

технологии

арт-педагогики

игра

и

педагогическая

импровизация. Основной метод – проблемно-диалоговый, предполагающий

не просто поочерёдный обмен информацией, но совместный поиск общих

позиций,

направленный на развитие духовно-личностной сферы ребёнка,

нравственное

воспитание,

формирование

этического

и

эстетического

иммунитета.

Требования к педагогу, использующему технологии арт-педагогики

очень высоки: помимо высокого интеллекта, развитого мышления и памяти,

он

должен

быть

готов

к

импровизации,

испытывать

потребность

в

самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами

риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой

стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.

Наиболее

эффективными

направлениями

деятельности

в

арт-

педагогике принято считать:

изодеятельность;

музыкальную деятельность;

художественно-речевую и театрализованную деятельность;

игровую деятельность.

Конечно, интересными и полезными для детей могут стать синтезированные,

интегрированные занятия, где могут сочетаться различные технологии, в том

числе традиционные и инновационные.

Для нас, преподавателей-музыкантов, в силу узкопрофильных знаний и

умений, на особом месте – музыкотерапия. Это лекарство, которое слушают.

Это

метод

арт-терапии,

который

имеет

многогранные

свойства:

его

используют

в

качестве

средства

коррекции

эмоциональных

отклонений,

двигательных

и

речевых

расстройств,

отклонений

в

поведении,

при

коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании

детей, страдающих от соматических и психосоматических заболеваний.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой,

повышают тонус головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют

дыхание, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Вот почему так важно подбирать правильный, «лечебный» репертуар юному

музыканту.

Таким образом, сущность музыкотерапии для «особого» ребёнка – в

положительных

эмоциях,

которые

оказывают

лечебное

воздействие

на

психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные

силы ребёнка, создают условия для его творчества в искусстве и жизни в

целом.

Кроме

того,

психологи

доказывают

целесообразность

раннего

включения детей с проблемами здоровья в музыкальную деятельность, в

процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые

функции, формируются навыки общения. Это опять же актуально для нашей

школы, поскольку на подготовительном отделении учатся дети от 3-х лет.

Выше

сказанное

не

определяет

музыкальную

деятельность

как

единственно

возможную

из

спектра

арт-технологий.

Учебный

план

общеразвивающей программы для детей с ОВЗ включает такие предметы, как

«Музыка и окружающий мир», «Эвритмия». Первый из предметов имеет

широкий образовательный диапазон и синтезирует такие виды искусств как

изобразительное

искусство,

театральную

игру,

литературу,

в

целом,

даёт

понятие

о

всех

видах

искусств.

«Эвритмия»

предмет,

относящийся

к

инновационным технологиям. Это новое искусство движения, основанное на

закономерностях

речи

и

музыки.

Автор

(Рудольф

Штайнер)

назвал

его

«одушевлённой гимнастикой». Какие задачи ставит эвритмия?

Помочь ребёнку осознать и почувствовать свой «первый дом», своё

тело, в котором становится неуютно в случае болезни, стрессов, переживаний

и т.д.

Помочь осознать свою связь с существом Земли, а отсюда – чувство

уверенности и защищённости.

Помочь

осознать

чувство

собственного

движения,

а

отсюда

понимание движения других людей, на основе этого построение социальных

взаимоотношений.

Усилить чувство собственной судьбы – своей индивидуальной миссии.

Другими словами, эвритмия оказывает укрепляющее воздействие на

жизненные

силы,

приводя

их

в

равновесие,

укрепляет

«Я»

человека,

с

помощью прообразов (звуков речи) показывает путь к выздоровлению. При

этом,

эвритмией

может

заниматься

любой

человек,

главное,

научиться

владеть этой технологией.

Каждый человек неповторим, у каждого из нас – своя миссия

на земле. Среди нас немало тех, кому судьба послала сложные

испытания. Наш долг – понять, помочь, поддержать, сделать всё,

чтобы

человек

с

ограниченными

возможностями

здоровья

почувствовал

себя

полноценным

членом

общества.

Одного

понимания

проблемы

мало,

нужно

действие,

которое

поможет

создать условия для преодоления ограничений, возникших в его

жизни.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

Дополнительная

общеразвивающая программа

«Ступени в музыку»

(для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Срок реализации: 4 года

Разработчик: Надеина Ирина Викторовна,

заместитель директора по учебной работе,

преподаватель по классу фортепиано

Рецензенты:

Методический совет муниципального бюджетного учреждения дополнительного

образования «Детская музыкальная школа».

Пилецкая

О.Д.,

заслуженный

деятель

культуры

ХМАО-Югры,

преподаватель

высшей категории БОУ СПО «Сургутский музыкальный колледж»

Муравленко 2018

Структура программы

I.

Пояснительная записка

-

вступление

(роль

музыкального

обучения

в

формировании

личности

ребёнка);

- актуальность программы;

- законодательная база;

- адресат программы;

- направленность программы;

- новизна программы;

- цель и задачи программы;

- принципы и методы обучения;

- срок освоения программы и условия приёма;

- организационно-педагогические условия реализации программы.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной

программы

III. Учебный план

IV. График образовательного процесса

V. Программы учебных предметов

VI. Система и критерии оценки результатов освоения образовательной

программы

VII. Методическое обеспечение учебного процесса

VIII. Список литературы

«Все люди рождаются свободными и равными

в своём достоинстве и правах…»

(из I Всеобщей декларации человека)

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Музыкальное

искусство на протяжении всей жизни человека играет огромную роль в его общем

культурном

развитии.

При

этом,

самое

действенное

влияние

оно

оказывает

в

период раннего детства. Искусство всесторонне формирует человека, оказывает

огромное влияние на его духовный мир: эмоциональную сферу, совершенствование

мышления, воспитание чуткости к красоте и искусству. Более того, музыкальное

искусство помогает человеку осознать себя, самоутвердиться как личность.

На наш взгляд, через музыкальное обучение должны пройти все дети без

исключения, поскольку право на музыкальную культуру имеют не отдельные дети,

а

любой

ребенок.

«Нет

детей

без

«слуха»,

а

«слух»

нельзя

отождествлять

с

музыкальностью, пишет в своей статье М. Керимова, - нет детей без воображения,

как и нет неспособных выразить свое воображение в творчестве. Музыка близка

эмоциональной

натуре

детей.

Стремясь

к

гармоничному

воспитанию

ребёнка,

необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том,

чтобы

он

умел

использовать

в

своей

жизни

и

деятельности

переживания,

получаемые от общения с искусством».

При этом, очень важно верить в ребенка, относиться к нему искренне, с

пониманием и уважением. Ещё в большей степени можно отнести эти слова к

детям с ограниченными возможностями здоровья, число которых, к сожалению,

увеличивается в последние годы. По отношению к ним используются не только

особые

педагогические

методы

и

медицинские

средства

воздействия,

но

и

некоторые нетрадиционные виды терапии, к которым, в определённом смысле,

можно отнести музыкальное обучение.

С 2004 года в педагогическую практику Российской Федерации ввели модель

инклюзивного образования, при котором особенные дети могут учиться в обычных

массовых школах, также как их сверстники. Это значит, они будут иметь более

широкие

возможности

социализации.

Детские

музыкальные

школы

тоже

включились в этот процесс, тем более, что учёными давно доказано не только

общее благотворное влияние музыки на развитие человека, но и её уникальные

лечебные, в том числе коррекционные, свойства.

Актуальность.

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Ступени в музыку»

(далее по тексту – Программа) имеет художественно-эстетическую направленность,

предназначена для реализации с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность

создания

такой

Программы

в

том,

что

она

расширяет

возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья в абилитации,

реабилитации

и

социализации.

При

этом,

согласно

статистике

Министерства

образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями

здоровья

растёт

на

5%.

Эту

же

мысль

подтвердила

Татьяна

Синюгина,

зам.

министра

образования

и

науки

Российской

Федерации.

на V

Московском

международном салоне образования в апреле 2018 года, - «Количество детей,

имеющих

инвалидность

или

ограничения

в

состоянии

здоровья,

в

России

увеличилось многократно».

Музыка

мощное

коррекционно-развивающее

и

с о ц и а л ь н о -

реабилитационное

средство.

Она

развивает

интерес

к

процессу

познания,

формирует социально-значимые качества личности, увеличивает пространство для

развития личности ребёнка, наконец, даёт возможность выбора индивидуального

образовательного пути.

Исследования учёных свидетельствуют о том, что под действием музыки у

ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается

давление. Во время слушания музыки меняется электрическая активность клеток

головного

мозга,

улучшается

память.

Под

влиянием

музыки

и

музыкальных

упражнений (игр) при условии правильно подобранных приёмов положительно

развиваются

психические

процессы

и

свойства

личности,

чище

и

грамотнее

становится речь.

Этот

далеко

не

полный

перечень

уникальных

свойств

воздействия

музыкального искусства на ребёнка, говорит об особой актуальности составления и

реализации подобных образовательных программ.

Законодательная база.

Нормативно-правовую базу разработки Программы составляют:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в

ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 2013-ФЗ);

«

Рекомендации

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской

Федерации

от

21.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «29»

августа 2013 года № 1008;

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительством

Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

«Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации

обучения

и

воспитания

в

организациях,

осуществляющих

образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями»

СанПиН

2.4.2.

3286-15

(утвержденные Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г.

№ 26);

Устав

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного

образования «Детская музыкальная школа».

Адресат Программы.

В общепринятой классификационной таблице «Категории детей с ОВЗ и их

особенности» определяется 8 основных категорий:

нарушения зрения;

нарушение слуха;

задержка психического развития (ЗПР);

нарушение интеллектуального развития;

тяжёлые нарушения речи;

нарушение опорно-двигательного аппарата;

расстройство поведения и общения;

комплексное нарушение развития.

В

муниципальном

бюджетном

учреждении

дополнительного

образования

«Детская музыкальная школа» нет специальных условий для обучения детей со

сложными

нарушениями

здоровья.

Школа

не

имеет

возможностей

активного

взаимодействия

с

медицинскими

специалистами,

которые

вели

бы

регулярное

наблюдение за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее по

тексту – ОВЗ), поэтому обучающиеся с ментальным нарушением здоровья в школе

обучаться не могут.

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Ступени

в

музыку»

предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих

ментальные нарушения здоровья. Программа является универсальной, поскольку

любое

нарушение

здоровья

(слуха,

зрения,

двигательных

функций,

интеллектуального

и

психического

развития)

так

или

иначе

сказывается

практически

на

всех

функциях

человеческого

организма.

Это

утверждение

основано

на

сравнительной

характеристике

отклонений

в

здоровье,

которая

представлена в общепринятой классификационной таблице «Категории детей с

ОВЗ и их особенности».

Программа

предназначена

для

детей

со

следующими

отклонениями

в

здоровье:

с незначительным нарушением слуха;

с умеренным нарушением зрения;

с незначительным нарушением речи (логопаты);

с лёгкой задержкой психического развития (ЗПР);

с незначительным нарушением интеллекта;

с частичным нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся

самостоятельно.

Основная проблема для детей со всеми перечисленными ограничениями в

здоровье

трудности

в

освоении

окружающего

мира.

При

этом,

ребёнок

с

патологией в здоровье,

также как и здоровый ребёнок,

имеет потенциальные

возможности развития (на своём уровне). Программа призвана помочь им в этом,

поэтому

и

основным

критерием

эффективности

образования

будет

степень

подготовки

ребёнка

(приобретение

им

способности)

к

жизни

в

условиях

современной цивилизации.

Более того, Программа ориентирована на развитие личности в широком

значении этого слова, поэтому применима как в работе с детьми с нормированной

степенью развития, так и в интегрированных формах обучения.

Направленность Программы.

Данная Программа определяет содержание и организацию образовательного

процесса

в

школе

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

направлена на:

создание условий для абилитации и реабилитации и полноценного развития

детей с ограниченными возможностями здоровья;

формирование

навыков

осознанного

поведения

в

различных

социально-

бытовых ситуациях;

приобретение коммуникативных навыков, необходимых для полноценного

развития детей с различными (определёнными Программой) нарушениями;

творческое, интеллектуальное развитие обучающихся;

формирование

эстетических

взглядов,

нравственных

установок

и

потребности общения с духовными ценностями.

Программа направлена на формирование как отдельных качеств, так и в

целом

способности

обучающихся

к

приобретению

новых

навыков,

умений

и

знаний,

на

формирование

эмоционально-волевой

сферы,

коммуникативной

составляющей поведения детей и подростков с нарушениями развития.

Новизна Программы

Новизна данной Программы, прежде всего в содержании цели и задач, в

котором

значительно

смещены

акценты

в

приоритетах.

На

первом

плане

подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, на втором – непосредственно

само

музыкальное

образование.

Данная

концепция

определяет

содержание

и

практическую направленность всех остальных компонентов:

принципов ведения образовательного процесса;

применение

определённых

технологий

и

методов,

направленных

на

освоение Программы;

систему коррекционной работы,

построение учебного процесса, предусматривающее особые требования к

репертуару, требованиям усвоения Программы по годам, в том числе варьирование

сроков её освоения, системе оценивания, модели выпускника.

Цель и задачи

Целью реализации дополнительной общеразвивающей программы «Ступени

в музыку» является:

создание условий для абилитации и реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья, формирование жизненных и социальных компетенций

через общение с миром музыкального искусства.

В ходе реализации Программа предполагает решение следующих задач:

создание условий для гармоничного развития обучающихся (обеспечение

целостного

процесса

психического

и

физического,

умственного

и

духовного

развития личности);

формирование активной оптимистической жизненной позиции;

развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в современном

обществе, последовательному освоению принятых в обществе социальных норм, в

том числе норм устойчивого поведения;

адаптация детей к культурному пространству,

приобщение к культурным

ценностям;

развитие

мотивации

к

познанию

и

творчеству,

создание

условий

для

творческой самореализации;

развитие

коммуникативных

способностей

через

формирование

навыков

творческой деятельности;

приобретение

знаний,

умений

и

навыков

основ

игры

на

музыкальном

инструменте (фортепиано, баян, аккордеон).

Задачи Программы перечислены в порядке приоритета, где подчёркивается

перво степенно сть

задач

мора льно-духовного,

п с и хо ф и з и ч е с ко г о ,

коммуникативного

свойства.

Достижение определённого уровня результатов

обучения на избранном инструменте является задачей второго порядка и служит

средством для выполнения задач первого порядка. Такая концепция определяет

соответствующие содержание, принципы, формы и методы образования.

Принципы обучения.

Обучение

по

дополнительной

общеразвивающей

программе

«Ступени

в

музыку» выстраивается на основе следующих педагогических принципов:

принцип

гуманизации

предполагает

осуществление

личностно-

ориентированного подхода, направленного на общее развитие ребёнка с ОВЗ, его

социализацию, посильную интеграцию в современную жизнь, что соответствует

приоритетным задачам Программы;

принцип

индивидуального

подхода

предполагает

по строение

индивидуальной траектории в образовании ребёнка с максимальным учётом его

индивидуальных психофизических и интеллектуально-творческих характеристик;

потребностей, возможностей и условий воспитания;

принцип системности – предполагает единство и слаженность в процессах

диагностики, коррекции и развития детей с ОВЗ, системный подход к анализу

особенностей их развития и коррекции нарушений, а также к решению проблем

каждого ребёнка;

принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и

коррекции

путём

включения

в

рабочую

учебную

программу

коррекционной

составляющей;

принцип непрерывности – гарантирует непрерывность помощи детям с ОВЗ

с целью решения проблемы или определения подхода к её решению;

принцип

комплексного

взаимодействия

предполагает

постоянное

сотрудничество

преподавателей-предметников,

администрации

школы

для

наиболее успешного реализации цели и задач данной Программы.

Методы обучения.

Первое условие для организации образовательного процесса детей с ОВЗ –

построение

индивидуального

образовательного

маршрута

с

учётом

индивидуальных

психофизических

и

интеллектуально-творческих

задатков

ребёнка.

Для

его

(маршрута)

построения

используются

соответствующие

технологии и методы обучения. Наряду с традиционными методами используются

и нетрадиционные (в том числе фрагменты методик).

К традиционным методикам можно отнести:

словесный (объяснение, беседа, рассказ, др.);

наглядный (показ, демонстрация действий, приёмов, др.);

эмоциональный (ассоциации, художественные образы, впечатления);

метод упражнений.

К нетрадиционным методикам можно отнести следующие методики:

сказка-терапия;

песочная терапия;

кляксотерапия;

метод арт-терапии и арт-педагогики;

метод «проб и ошибок».

Нетрадиционные методы

относятся к группе коррекционно-развивающих

технологий, должны активно (в том числе фрагментарно) использоваться в ходе

построения индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Срок освоения Программы и условия приёма.

Срок освоения Программы составляет 4 года. При этом, согласно Уставу

учреждения,

при

определённых

условиях

усвоения

Программы

(проявление

способностей и повышенной мотивации к обучению), обучающийся может быть

переведён на другую образовательную программу.

Возраст поступления – 6-12 лет.

Приёму

подлежат

дети

с

незначительными

отклонениями

в

здоровье,

согласно

классификации,

обозначенной

в

пункте

«Адресат

Программы»

пояснительной записки данной Программы.

Приёму

не

подлежат

дети

с

обширными

(ментальными)

нарушениями

здоровья, требующими активного медицинского лечения, поскольку условий для

обучения детей с ментальными отклонениями здоровья в школе нет.

При зачислении в школу ребёнок должен иметь выписку из истории болезни,

заключение лечащего врача о состоянии здоровья ребёнка на текущий момент.

Зачисление

детей

производится

на

основании

заявления

родителей

и

собеседования с поступающим ребёнком.

Организационно-педагогические условия реализации Программы.

Реализация

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Ступени

в

музыку» предусматривает наличие:

учебных кабинетов для индивидуальных занятий, оборудованных учебной

мебелью, соответствующим инструментарием (фортепиано, баян, аккордеон);

учебных кабинетов для мелкогрупповых занятий, оснащённых необходимой

учебной мебелью;

концертного

зала

с

необходимым

звукотехническим

оборудованием

для

проведения мероприятий с родителями.

Ре ализация

Программы

предполагает

кадрово е

о б е с п еч е н и е

образовательного

процесса

педагогическими

работниками,

имеющими

педагогическое образование и прошедшими дополнительное обучение по работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации Программы в учреждении создаются специальные условия:

дифференцированные

условия

(оптимальный

режим

образовательных

нагрузок для каждого обучающегося);

психолого-педагогические

условия

(коррекционно-развивающая

направленность образовательного процесса, учёт индивидуальных особенностей

ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование

нетрадиционных технологий коррекционного характера);

с п е ц и а л и з и р о в а н н ы е

у с л о в и я

( д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е

и

индивидуализированное

обучение

с

учётом

специфика

развития

ребёнка,

комплексное

воздействие

на

детей,

осуществляемое

на

индивидуальных

и

мелкогрупповых занятиях);

здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим,

укрепление

физического

и

психического

здоровья,

профилактика

физических,

умственных

и

эмоциональных

перегрузок

детей,

соблюдение

санитарно-

гигиенических правил и норм).

II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной

программы

Целью дополнительной общеразвивающей программы «Ступени в музыку»

является

абилитация

и

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

формирование

жизненных

и

социальных

компетенций,

развитие

творческих способностей через общение с музыкальным искусством, изучение

комплекса предметов художественно-эстетической направленности.

Содержание

цели

определяет

необходимость

целостного

развития

личности

ребёнка

и

приобретение

социально-бытовых

навыков,

навыков

общения

через

освоение

художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Исходя

из

выше

обозначенного,

первостепенным

результатом

освоения

программы

должна

стать

сформированная

потребность

в

активной,

оптимистической

жизненной

позиции,

уверенность

в

своих

силах,

осознание

своего «Я».

Предполагаемые результаты освоения обучающимися Программы следует

разделить на три области, в которых должны быть сформированы:

в области формирования социальных и жизненных компетенций:

навыки построения и развития отношений со сверстниками;

знание правил и норм общественного поведения и общения;

умение устанавливать контакт и поддерживать его;

умение контролировать уровень собственной речевой активности;

навыки невербального поведения (владение мимикой, жестикуляцией);

в области формирования навыков социального поведения:

навыки поведенческого самоконтроля;

навыки поведения в социально-бытовых ситуациях;

знание норм и правил поведения в обществе и умение их соблюдать;

в

области

развития

творческого

и

интеллектуального

потенциала

(освоение

Программы):

умение работать в группе и индивидуально;

умение играть сольно и в ансамбле;

первичные навыки восприятия и теоретического анализа художественных

произведений различных жанров и стилей;

умение описывать характер произведения;

умение создавать на доступном уровне художественный образ;

навыки

элементарной

практико-теоретической

работы

(знание

основных

теоретических понятий (звукоряд, лад, интервалы, аккорды и др., умение слышать

простейшие музыкальные элементы, работать в заданном ритме и др.);

первоначальные знания о музыке, как виде искусства;

навыки эмоционального восприятия музыкального произведения;

умение выполнять различные движения под музыку;

навыки выполнения координационных упражнений;

навыки публичных выступлений;

умение

использовать

полученные

знания

в

художественно-творческой

деятельности.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Ступени

в

музыку»

предусматривает один учебный план.

Объём аудиторных часов рассчитан с учётом доступного для его реализации

ресурса

времени

обучающегося,

допустимой

учебной

нагрузки

при

условии

одновременного освоения программ общего (обязательного) и дополнительного

образования,

состояния

здоровья

ребёнка

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Комплекс

предметов,

объём

часов

учебного

плана

определяет

полноту

процесса реализации учебных программ, что позволяет решить задачи выявления и

развития творческих способностей обучающихся, сформировать навыки учебной

деятельности, обеспечить необходимый уровень знаний и умений.

Учебный план включает инвариантную и вариативную части и включает

следующий перечень предметов:

«Я – в мире музыки»;

«Занимательное сольфеджио»;

«Музыка и окружающий мир».

Вариативная часть:

«Эвристическая гимнастика».

IV. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Продолжительность

учебного

года

при

реализации

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Ступени

в

музыку»

составляет

34

недели.

В

течение года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4-х недель в сроки,

установленные

при

реализации

основных

общеобразовательных

программ

начального

общего

и

основного

общего

образования.

Летние

каникулы

устанавливаются в объёме 13 недель.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используются

следующие

формы

организации

учебного

процесса:

классно-урочная

система,

индивидуальные

и

мелкогрупповые

занятия,

внеурочные

виды

деятельности

(репетиции, концерты).

Продолжительность

урока

-

40

минут

с

обязательным

включением

в

структуру

урока

2-х

разгрузочных

физкультминуток.

На

уроке

используются

здоровье сберегающие технологии.

Занятия проводятся в индивидуальной и мелкогрупповой форме (от 2 до 6

человек).

Общая трудоёмкость аудиторных часов – 272 часа.

V. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Программы

учебных

предметов

разработаны

преподавателями

фортепианного,

теоретического

отделов,

отдела

народных

инструментов

в

соответствии с учебным планом дополнительной общеразвивающей программы

«Ступени в музыку», прошли обсуждение на заседании Методического совета,

утверждены директором школы.

Предметные программы являются нормативным документом, обязательным

для

выполнения

в

полном

объёме,

определяют

содержание,

организационные

формы и методы, средства и условия обучения.

Перечень программ учебных предметов инвариантной части:

«Я – в мире музыки» (фортепиано, баян, аккордеон);

«Из чего сделана музыка» или «Занимательное сольфеджио»;

«Музыка и окружающий мир».

Перечень программ учебных предметов вариативной части:

«Эвристическая гимнастика»;

«Ансамбль».

VI. Система и критерии оценки результатов освоения образовательной

программы

Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль

успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Основные

принципы

контроля

успеваемости:

систематичность,

учёт

индивидуальных

особенностей, коллегиальность.

Текущий

контроль

направлен

на

поддержание

учебной

дисциплины,

организацию

регулярных

домашних

заданий,

повышение

уровня

освоения

текущего материала. Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает

индивидуальные

психологические

особенности

обучающихся.

На

основании

результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки. Формы

текущего контроля:

устный опрос;

письменный опрос;

контрольная работа;

тестирование.

Промежуточная

аттестация

определяет

уровень

освоения

и

усвоения

Программы на определённом этапе обучения. Учитывая специфику контингента,

для

которого

составлена

Программа,

формы

промежуточной

аттестации

предусматривают

2

уровня

аттестации:

дифференцированную

с

оценками

и

зачётную безоценочную. Формами промежуточной аттестации являются:

контрольный урок;

зачёт (дифференцированный и недифференцированный);

публичная (концертная) форма зачёта (с присутствием родителей).

При этом, конкретизированных требований к репертуару нет, форма исполнения

программы

может

быть

как

сольной,

так

и

ансамблевой.

Преподаватель

самостоятельно

выстраивает

траекторию

образовательного

маршрута

и

в

ходе

проведения промежуточной аттестации обязан обосновать содержание зачётной

программы, исходя из характеристики учебной работы за соответствующий период.

Оценка промежуточной аттестации по соответствующему предмету является

одной из составляющих итоговой оценки, которая выставляется в свидетельстве об

окончании школы.

Поскольку

Программа

адресована

особенным

детям,

преподаватель

самостоятельно формирует фонд оценочных средств, исходя из учебной ситуации,

обосновывая их уровнем учебной работы конкретного обучающегося. При этом,

фонды оценочных средств должны быть сформированы таким образом, чтобы

позволяли адекватно оценить приобретённые знания, умения и навыки.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения Программы.

Итоговая

аттестация

проводится

в

форме

дифференцированных

зачётов

по

предметам:

«Я – в мире музыки» (баян, аккордеон, фортепиано) в форме сольного,

ансамблевого или смешанного исполнения;

«Музыка и окружающий мир».

По

итогам

мероприятий

итоговой

аттестации

выставляются

оценки

в

соответствии с принятой учреждением оценочной системы:

5-балльная дифференцированная система оценок;

зачётная недифференцированная система оценок (зачёт/незачёт).

В случае, если обучающийся не смог по тем или иным причинам пройти

итоговую

аттестацию,

ему

выдаётся

академическая

справка

установленного

образца.

5-балльная

дифференцированная

система

оценок

предусматривает

следующие критерии при оценивании знаний, умений и навыков обучающихся:

Оценка

Критерии оценивания

5

(«отлично»)

знания, умения, навыки, отвечают всем требованиям

на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

наличие небольших недочётов в умениях, навыках,

некоторые пробелы в знаниях

3

(«удовлетворительно»)

неуверенное владение знаниями, умениями, навыками

2

(«неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков в развитии умений,

навыков, отсутствие знаний по предмету

При оценивании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

следует также учитывать:

степень сформированности интереса к музыкальному искусству, к занятиям

музыкой;

степень индивидуального развития, продвижения обучающихся, успешность

личностных достижений;

развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;

развитие творческого потенциала;

развитие общего и музыкального мышления;

степень

овладения

практическими

умениями

и

навыками

в

музыкально-

исполнительской деятельности (сольной и ансамблевой).

VII. Методическое обеспечение учебного процесса

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – педагогическая

деятельность, требующая специальных знаний (обучения), настойчивости, особого

терпения и глубоко гуманного (в широком смысле слова) отношения к детям и их

родителям.

Любое нарушение в организме детей с ОВЗ влечёт за собой целую систему

несоответствия

стандартам

здорового

ребёнка.

Также

как

любая

проблема

в

развитии ребёнка мешает овладеть общечеловеческой культурой. Эти проблемы

могут вызвать выпадение важнейших социальных функций, смещение всех систем

поведения. Они мешают ребёнку жить, общаться, быть принятым другими, быть

самим собой.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложнее даётся овладение

знаниями, умениями и навыками, им, зачастую, очень сложно и находиться, и

общаться

в

коллективе.

Поскольку

Программа

имеет

коррекционную

составляющую

обучение

должно

быть

ориентировано

на

обеспечение

максимального проявления в деятельности обучающихся положительных эмоций,

на создание позитивного настроя к получению знаний, эмоционального подъёма в

познавательной деятельности и положительной мотивации. Максимально должна

поощряться инициатива и самостоятельность.

Организация

учебной

работы

должна

обязательно

учитывать

эти

обстоятельства,

использовать

действенные

педагогические

технологии.

В

соответствии

с

технологиями

определяются

и

методы

работы,

учитывая

в

обязательном порядке возрастные и психофизические особенности детей.

Так

же,

как

и

в

работе

с

обыкновенными

детьми,

данная

Программа

предусматривает активное использование следующих педагогических технологий:

технологии развивающего обучения,

направленной на развитие природных

задатков

детей,

на

реализацию

их

интересов

и

способностей;

развитию

координации

движений,

интонационно-слуховых

и

мыслительных

процессов;

развитию образно-эмоциональной сферы;

технологии

личностно-ориентированного

обучения,

учитывающей

способности каждого ребёнка, его физические и психологические особенности;

технологии

педагогической

поддержки, направленной

на

воспитание

навыков

саморазвития,

коммуникативных

способностей.

Работа

строится

на

принципах

взаимопонимания

и

уважения,

с

максимальным

учётом

интересов

ребёнка;

здоровье

сберегающие

технологии,

подразумевающие

целую

систему

условий,

создающих

возможности

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального,

личностного

и

физического

здоровья воспитанников:

-

создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

-

учёт особенностей здоровья детей с ОВЗ;

-

регламент учебных занятий и соответствующий объём учебных нагрузок;

-

частая смена деятельности на уроках;

-

обязательные физкультминутки;

-

использование

специальных

упражнений

для

рук,

ног,

«пальчиковой

гимнастики», дыхательных упражнений;

-

контроль посадки за инструментом;

-

отслеживание самочувствия ребёнка;

-

проведение бесед о правилах поведения в различных ситуациях;

-

пропаганда здорового образа жизни.

Используемые

в

педагогической

практике

традиционные

методы

можно

классифицировать следующим образом:

словесные

методы:

рассказ,

объяснение,

беседа,

игра

(например,

при

постановке руки);

пояснительно-иллюстративный метод;

метод наблюдения;

метод убеждения;

метод упражнения (репродуктивный);

метод поощрения;

метод коллективно-творческой деятельности (игра в ансамбле, подготовка

публичных выступлений, мероприятия с участием родителей и др.).

К нетрадиционным методам относятся:

сказкотерапия;

арт-терапия и арт-педагогика;

метод «проб и ошибок»;

кляксотерапия;

песочная терапия.

Для некоторых видов нетрадиционных методов нужны особые условия, но

некоторые

элементы в практической работе использовать возможно. Поэтому

важно знать суть нетрадиционных методик.

Сказкотерапия – психологическое воздействие на ребёнка через сказки для

развития

творческих

способностей,

расширения

сознания,

совершенствования

взаимодействия

с

окружающим

миром,

в

целом

способствующее

коррекции

проблем

и

развитию

личности.

Сказкотерапия

это

лечение

сказкой,

которое

успешно и активно может использоваться с детьми 6-8 лет.

Кляксотерапия – метод для развития творческого мышления, воображения,

фантазии,

внимания,

эмоций,

зрительного

восприятия

ребёнка

(автор

пособий

«Развивающая тетрадь от «ленивой мамы» 5-8 лет, 3-5 лет – Анна Быкова);

Песочная

терапия

это

невербальная

(без

воздействия

слов)

форма

психотерапии.

«Игра

в

песок»

высвобождает

заблокированную

энергию

и

«активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике»

(Карл Юнг, основатель аналитической психотерапии). Песочная терапия позволяет:

выразить переживания, которые трудно выразить словами;

открыть внутренние резервы для разрешения трудностей;

даёт

возможность

пробовать

новые

способы

построения

отношений

и

разрешения конфликтов.

Песочная терапия может выполнять

для ребёнка коррекционно-развивающую и

образовательную

работу

(развитие

тактильной

чувствительности,

гармонизация

психоэмоционального состояния).

Арт-терапия

(исцеление

искусством)

это

сочетание

психологии

и

творчества,

исцеление

творчеством

с

целью

выражения

своего

психо-

эмоционального состояния. Использование цвета, символов и образов для снятия

напряжённости, отвлечения от беспокоящих мыслей, расслабления и в то же время

для создания возможности сосредоточиться и собрать силы.

Арт-терапия

обладает возможностью диагностики и коррекции поведения ребёнка, является

способом социального взаимодействия.

Терапия

искусством

представлена

4-мя

основными

направлениями:

собственно арт-терапия (посредством изобразительного творчества), драма-терапия

(посредством сценической игры), танцевально-двигательная терапия (посредством

движения и танца), музыкальная терапия (посредством звуков и музыки).

Технологии арт-терапии:

арт-терапия;

музыкотерапия;

вокалотерапия;

библиотерапия;

драматерапия;

куклотерапия;

паркотерапия;

сказкотерапия;

игротерапия.

Арт-педагогика – особое направление в педагогике, где обучение, развитие и

воспитание

личности

ребёнка

осуществляется

средствами

искусства

в

любом

преподаваемом

предмете,

это

художественное

развитие

детей

с

проблемами

и

формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности

средствами искусства. Арт-педагогика отходит от приёмов традиционной системы

образования,

трактует

непосредственное

творческое

взаимодействие

педагога,

ученика и родителей.

Основные

технологии

арт-педагогики

игра

и

педагогическая

импровизация. Педагогическая импровизация – это изначально непредусмотренные

действия педагога, которые являются следствием незапланированных ситуаций,

складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов.

Основной метод арт-педагогики – проблемно-диалоговый, направленный на

развитие

духовно-личностной

сферы

ребёнка,

нравственное

воспитание,

формирование этического и эстетического иммунитета, предполагающий не просто

поочерёдный обмен информацией, но совместный поиск общих позиций.

Требования к педагогу, использующему технологии арт-педагогики очень

высоки: помимо высокого интеллекта, развитого мышления и памяти, он должен

быть готов к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать

основы

педагогического

творчества,

владеть

основами

риторики,

драматургии,

уметь

применять

их

на

практике,

формировать

свой

стиль

деятельности,

педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.

Поскольку данная Программа напрямую связана с музыкальным искусством,

стоит отдельно сказать о таком феномене как музыкотерапия, свойства которой в

ходе

реализации

данной

Программы

используются

самым

непосредственным

образом.

Музыкотерапия

это

лекарство,

которое

слушают.

Это

метод,

который

используют

в

качестве

средства

коррекции

эмоциональных

отклонений,

двигательных

и

речевых

расстройств,

отклонений

в

поведении,

при

коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей,

страдающих от соматических и психосоматических заболеваний.

Доказано,

что

мелодии,

доставляющие

человеку

радость,

благотворно

влияют

на

его

организм:

замедляют

пульс,

увеличивают

силу

сердечных

сокращений,

способствуют

расширению

сосудов,

нормализируют

артериальное

давление. Раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект, вредна и

для слуха, и для нервной системы. Медиками установлено, что приятные эмоции,

вызываемые музыкой, повышают тонус головного мозга, улучшают обмен веществ,

стимулируют дыхание, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную

систему.

Сущность

музыкотерапии

для

«особого»

ребёнка

в

положительных

эмоциях,

которые

оказывают

лечебное

воздействие

на

психосоматические

и

психоэмоциональные

процессы,

мобилизуют

резервные

силы

ребёнка,

создают

условия для его творчества в искусстве и жизни в целом.

Исследования психологов доказывают целесообразность раннего включения

детей с проблемами здоровья в музыкальную деятельность, в процессе которой

совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются

навыки общения.

Выделяют

четыре

основных

направления

коррекционного

действия

музыкотерапии:

эмоциональное активирование;

развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и

способностей;

регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

повышение эстетических потребностей.

Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья занятия

музыкой необходимы как способ эмоционального воздействия с целью коррекции

имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной (без

слов) коммуникации, а также как один из способов познания мира, познания своего

«Я». Это действенный способ войти в мир взрослых, полноценно существовать и

взаимодействовать в нём.

VIII. Список литературы

1.

Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Медведева Е.А.,

Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. – М., 2001;

2.

Батицкий М. «Знаете ли вы музыку?» М., Музыка, 1985;

3.

Гильченок Н. «Слушаем музыку вместе» СПб, 2006;

4.

Дименштейн М. «Педагогика, которая лечит» М., 2008;

5.

Ибука М. «После трёх уже поздно» М., 2002;

6.

Романчук О. «Дорогою любви. Путеводитель для родителей детей с особыми

потребностями и тех, кто идёт рядом» М.: Генезис, 2010.



В раздел образования




Яндекс.Метрика