Автор: Абрамова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБУ
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской обл.
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Применение пропорции в жизни человека.ФМГ
Раздел: среднее образование
Технологическая карта открытого урока в рамках школьного фестиваля «Современные об-
разовательные технологии»
Дата 22.04.2019
Учитель Абрамова Т.А.
Предмет Математика
Класс: 6 А
Раздел программы: «Математика: программы 5-11 классы»\А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский ,М.С. Якир и др./-М.:Вен-
тана-Граф,2014.
Изучаемая тема Применение пропорции в жизни человека
Используемые педагогические технологии: РКМЧП.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель Использовать математические инструменты при решении жизненных задач
УУД:
Коммуникативные Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации противоречия интересов. Способность брать
на себя инициативу в организации совместного действия и осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. Уме -
ние договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение
Личностные УУД Самооценка. Широта диапазона оценок
Познавательные общеучебные действия Развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности и творчества. Умение выделять
необходимую информацию из прослушанного текста. Определение основной и второстепенной информации. Выбор наиболее эффективного спосо -
бов решения задач в зависимости от конкретных условий. Постановка и формулирование проблемы. Выполнение действий по алгоритму; использо-
вание знаково-символических средств; подведение под понятие.
Знаково-символические УД Предварительный анализ текста. Перевод текста на знаково-символический язык
Регулятивные УУД Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстника -
ми в учебной деятельности. Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Умение
учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудниче -
стве с учителем. Целеустремленность и настойчивость в достижении целей. Умение различать объективную трудность задачи и субъективную слож -
ность. Умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. О ценка - выделение и осознание учащимся того,
что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; контроль. Адекват-
ность, устойчивость, осознанность и рефлексивность оценки.
Логические Умение выражать смысл ситуации различными средствами (схемы, знаки, символы). Умение выбирать обобщенные стратегии ре -
шения задачи. Умение логически рассуждать.
Методическое обеспечение:
Используемая литература: учебник «Математика 6 класс, Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Ярик М.С.
Дидактический материал: лист оценки знаний, задачи разного уровня.
Этапы
Цель
Действия учителя
Действия учеников
Метод разработки
Подготовительный
Подготовить дополни-
тельный материал к уро-
ку
Задачи разной сложности для ре-
шения в классе
Лист самооценки
«Шкала настроения»
Организационный
Учеников рассадить по
группам
Наблюдает и вычисляет средний
балл настроения и раздает рабо-
чий материал.
На «шкале настроения»
указывает уровень свое-
го настроения от 0 до
+5 баллов.
Сборник задач разной степени
сложности(приложение 1, при-
ложение 2, приложение 3)
Мотивация
Формирование познава-
тельных мотивов
Разобрать задачи, выбрать
способ решения
Представить своё реше-
ние, опираясь на теоре-
тический материал
Моделирование
Формирование умения
моделирования
Направить учеников на разные
способы решения
Поиск решения зада-
чи, решение задачи
Формирование математи-
ческого анализа, анализа
условия и требования
умения решать задачи
Проводят анализ реше-
ния задач и показывают
применение теоретиче-
ских знаний
Постановка проблемы
Научить определять и
формулировать проблему
Показать применение пропорции
к решению задач
Решение знакомых за-
дач
Разминка
Овладение методом «от
простого – к сложному»
при решении задач
Показать, что пропорциональны-
ми могут быть не только 2 ве-
личины, но и больше. Предло-
жить решить более сложные за-
дачи
Решение исходной за-
дачи
Овладение практического
применения новых зна-
ний
Подводит уч-ся к разрешению
проблемы
Решают исходную за-
дачу, обсуждают ее ре-
шение и ответ, который
был неожиданным для
ребят
Решение задач
Практическое примене-
ние новых знаний
Организует решение задач
Решают задачи и пред-
ставляют свои решения
Подведение итогов
урока. Рефлексия дея-
тельности
Установление степени со-
ответствия поставленных
целей и получения ре-
зультатов
Организует подведение итогов и
оценку учебной деятельности,
намечает цели последующей де-
ятельности
По «шкале настроения» оцени-
вает настроение уч-ся в конце
урока
Оценивают свою работу
и работу своих товари-
щей
На «шкале настрое-
ния» указывает уровень
своего настроения от 0
до +5 баллов.
Домашнее задание
Придумать задачи аналогичные
задачам №3,4
Лист самооценки.
Оценка: «5» 20-25 б
«4» 14-19 б
«3» 9-13 б
«2» не ставим, предлагаем ученикам быть более активными и заработать хорошую оценку.
Вариант 1. Приложение 1
Сколько стоят 3,2 м ткани, если за 4,2 м этой ткани заплатить 630 рублей?
Приложение 2
Из 140 кг свежих вишен получают 21 кг сушеных. Сколько кил-ов сушеных вишен получится из 160 кг свежих?
Приложение 3
1.Чтобы приготовить молочных коктейль нужно взять молоко, мороженое, клубнику в отношении 10:5:1, 1 часть равно 15 г. Сколько надо взять про -
дуктов, чтобы приготовить 10 порций коктейлей. Решите задачу и выберите правильный ответ в таблице.
Молоко(г)
Мороженое(г)
Клубника(г)
1.
150
75
15
2.
160
60
20
3.
1500
750
150
4.
15
5
1
Критерии
Шкала(б)
Самооценка(б)
Оценка груп-
пы(б)
1.
Желание работать на
уроке
От 0 до 5
2.
Участие в обсуждении
решения задач
От 0 до 5
3.
Выступление в презен-
тации
От 3 до 5
4.
Предложение разных
способов решения задач
От 0 до 5
5.
Участие в обсуждении
решений задач других
групп
От 0 до 5
2.Чтобы приготовить пиццу нужны следующие ингредиенты: тесто, колбаса, кетчуп, которые берутся в отношении 15:7:2 соответственно. Сколько
нужно взять игредиентов, чтобы приготовить 7 порций пиццы, если 1 порция пиццы весит 288 г? Решите задачу и выберите правильный ответ в та -
блице.
Тесто(г)
Колбаса(г)
Кетчуп(г)
1.
1200
500
300
2.
1350
570
200
3.
1260
588
168
4.
1260
600
280
Вариант 2. Приложение 1
Олово производят из минерала, который называют касситеритом. Сколько тонн олова получат из 25 кг касситерита, если он содержит 78% олова?
Приложение 2
Для изготовления 8 одинаковых деталей необходимо
18 кг металла. Сколько таких деталей можно изготовить из 27 кг металла?
Приложение 3
1.Чтобы приготовить варенье нужно взять воду, вишню, сахар в отношении 20:15:5, 1 часть равно 10 г. Сколько надо взять продуктов, чтобы приго-
товить 10 порций варенья. Решите задачу и выберите правильный ответ в таблице.
Вода(г)
Варенье(г)
Сахар(г)
1.
2000
1500
500
2.
210
160
20
3.
190
140
0
4.
200
150
50
2.Чтобы сварить компот нужны следующие ингредиенты: вода, яблоки, сахар, которые берутся в отношении 10:5:1 соответственно. Сколько нужно
взять игредиентов, чтобы приготовить 5 порций пиццы, если 1 порция пиццы весит 256 г? Решите задачу и выберите правильный ответ в таблице.
Вода(г)
Яблоки(г)
Сахар(г)
1.
650
400
100
2.
160
80
16
3.
100
500
10
4.
800
400
80