Автор: Дмитренко Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Муниципальное объединение "Светловский городской округ" - детский сад №15 "Колокольчик"
Населённый пункт: Калининградская область п. Люблино
Наименование материала: конспект по развитию речи
Тема: "Бабушкины сказки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования
"Светловский городской округ"
детский сад № 15 "Колокольчик"
Конспект
открытой непосредственной
образовательной деятельности
по развитию речи
для разновозрастной группы
(2-я младшая, средняя группа)
тема:
«Бабушкины сказки»
Воспитатель:
Дмитренко А.Ю.
п. Люблино
2017 г.
Цель: помочь
детям
вспомнить
известные
им
русские
народные сказки,
расширять знания о сказках, как о части русского фольклора.
Задачи: развивать индивидуальные литературные предпочтения, пробудить в
детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную
выразительность речи, формировать умение строить диалог
между сказочными героями
Оборудование: разрезные картинки, 5-6 детских книг с русскими
народными сказками, иллюстрации к сказкам.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте, ребята. Меня зовут бабушка Арина. Я очень
люблю рассказывать сказки.
Воспитатель: ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как
вы думаете почему их так называют? (Ответы детей)
Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками,
ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? Тогда
в путь! Только скажите мне, сначала, какие волшебные предметы или
существа помогают сказочным героям путешествовать?
Детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла,
ступа, печка
Воспитатель: а мы поедим на волшебном поезде. Занимайте скорее места,
поезд отправляется.
Воспитатель: первое задание «Кузовок со сказками». Постарайтесь
вспомнить сказки, где эти слова произносили главные
герои:
1 «…Я снесу вам яичко другое,
Не золотое - простое» («Курочка Ряба»)
2 «Терем – теремок! Кто в тереме живет(«Теремок»)
3 «…Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…» («Колобок»)
4 «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся,отворитеся!» («Волк и семеро козлят»)
5 «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут
Клочки по заулочкам!»
(«Заюшкина избушка»)
6 «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»
(«Маша и медведь»)
7 «Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко – дам тебе горошка»
(«Кот, петух и лиса»)
8 «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»
(«Три медведя»)
Воспитатель: а сейчас нам нужно выполнить второе задание. Называется
оно «Путаница». Как вы думаете? Почему оно получило такое название?
(ответы детей).
Правильно, потому что в названии и в тексте все перепутано и нам сейчас
нужно догадаться о какой сказке идет речь.
1 Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».
Жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить.
Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
-Шарик, давай на тебе переплывем!
-Нет, ботинок! - отвечает шарик.
-Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и
переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!
-Какая это сказка? Кто догадался? (ответы детей)
-Правильно, «Пузырь, соломинка и лапоть»
-Теперь слушаем следующую сказку.
2 Сказка «Лена и тигр»
Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес
за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий
тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла
блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась.
Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр,
рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и
невредимая.
-Кто же знает название этой сказки?
-Верно. Называется она «Маша и медведь»
Воспитатель:
с ейчас
вас
ждет третье
задание
и
называется
оно «Назови сказку правильно».
Все помнят правильное название сказок? Вот мы сейчас и проверим.
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«По собачьему веленью»
«Дарьюшкина избушка»
«Волк и семеро тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси и вороны»
«Царевна – индюшка»
Воспитатель: молодцы! Все сказки угадали, а я вам еще труднее задание
придумала и называется оно «Собери сказку»
(дети получают по одному набору картинок к сюжету какой-либо русской
народной сказки, где необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить
ее название)
Воспитатель: какие вы все же молодцы! Со всеми моими заданиями легко
справляетесь. А мои задания все труднее и труднее становятся.
Воспитатель: итак, четвертое задание «Книжная ярмарка»
(ребятам предлагается набор книг: из них все книги, кроме одной, с русскими
народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой
выбор)
Воспитатель: но в сказках иногда герои исполняли песни. Кто может
назвать песню из знакомой вам сказки?
(ответы детей)
Воспитатель: приступаем к пятому заданию «Песенки сказочных героев»
У меня не усы, а усищи.
Не лапы, а лапищи,
Не зубы, а зубищи-
Я никого не боюсь! (Заяц – хваста)
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Маша и медведь)
Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни,волчий хвост! (Лиса и волк)
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы
Котик – братик,
Спаси меня! (Кот, петух и лиса)
Воспитатель: а сейчас у нас друзья, игра «Узнайте сказку»
(Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова: «Сказки просят: «А
сейчас вы, друзья, узнайте нас!»)
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому. (Зайкина избушка)
Ах, ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)
Воспитатель: ну что же мои дорогие знатоки сказок, пора нам
из сказочного леса в детский сад возвращаться. Поедем мы на волшебном
поезде. Занимайте скорее места, поезд отправляется, следующая станция
- «Детский сад»