Автор: Курелёва Алла Васильевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "Щучейская ООШ"
Населённый пункт: Щучье, Тверская область, Жарковский район
Наименование материала: разработка урока
Тема: Конспект урока русского языка в полиэтническом классе.Фразеология
Раздел: среднее образование
Учитель русского языка Курелёва Алла Васильевна
МОУ «Щучейская ООШ» Жарковского района Тверской области
Конспект урока русского языка в полиэтническом классе.
6 классе
Тема.«Фразеологизмы».
Цель урока:
-обучение школьников грамотной свободной речи;
-обучение чтению и письму;
- формирование коммуникативной компетенции;
- формирование культуроведческой компетенций.
-сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка,
об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи урока:
1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и
письменной речи;
2) формировать навыки определения специфических особенностей
фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке
речи;
3) развивать творческие способности и образное мышление школьников;
4) обогащать словарный запас школьников;
5) воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Устная пятиминутка.
Игра «Восстанови стихотворение»
1.Расставив в правильном порядке слова, нужно восстановить первоначальный
вид стихотворного текста
Русь, узором, из глубины, стараньем, умелых, украшает, синим, веков, до наших,
в платьях, чудо-Гжель, дней, мастеров, белых
Из глубины веков до наших дней, Старанием мастеров умелых, Русь украшает
чудо-Гжель Узором синим в платьях белых.
2.Подбор синонимичных рядов
Синий – голубой, бирюзовый, лазурный, незабудковый, васильковый, лазоревый.
3. Что обозначает выражение « из глубины веков»? – издавна.
4.Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня мы начинаем знакомство с фразеологизмами. В «Толковом
словаре» найдите объяснение этого термина.
5.Объяснение нового материала. Фразеология – это раздел науки о языке,
изучающий лексическое значение, употребление и происхождение
фразеологизмов. Фразеологизмы – это устойчивые (неделимые) соединения
слов, в которых лексическое значение заключено во всём сочетании в целом. Это
устойчивые словосочетания являются в предложении одним членом
предложения.
Миша клевал носом. - Каким членом предложения является сочетание слов
«клевал носом»? (сказуемым). - Назовите лексическое значение выражения
«клевал носом» (дремал). - Можно ли в данном сочетании слов изменить или
опустить хотя бы одно слово, не изменив лексического значения (то есть
смысла) сочетания? (нельзя). - Какой вывод мы можем сделать? (Некоторые
сочетания слов равны по значению отдельному слову. И в этих сочетаниях слов
нельзя ни опустить, ни заменить слова, не нарушив смысла таких оборотов речи.
Эти устойчивые сочетания слов и называются фразеологизмами). - А теперь
давайте посмотрим, в чём же состоит разница между фразеологизмами и
похожими на них свободными словосочетаниями? Найдите среди предложений
те, в которых есть словосочетания и фразеологизмы. 1. Витя, высунув язык,
громко засмеялся.
2. Мальчик бежал, высунув язык.
3.Женя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. 4. Родители
поставили на ноги сына, и теперь он живёт самостоятельно. - Итак, какие
выводы из этого следуют?
1. Фразеологизм имеет лексическое значение в целом, не делясь, а в свободном
словосочетании каждое слово имеет лексическое значение. 2. Фразеологизм
является устойчивым соединением, неделимым, он не поддается изменениям; во
фразеологизме нельзя опускать или изменять слова. 3. Фразеологизм в
предложении является одним членом предложения. 4. Фразеологизм можно
заменить словом-синонимом. поставили на ноги = вырастили ; высунув язык =
очень быстро.
Ребята, фразеологические обороты делают нашу речь меткой, образной,
выразительной, придают ей эмоционально – экспрессивную окрашенность.
Сегодня на уроке мы с вами постараемся обогатить свой язык фразеологизмами
и поучимся уместно их употреблять. Значение многих из них вы объясните без
труда, а также разъяснения значений и употребления фразеологических
оборотов можно найти в «Фразеологическом словаре русского языка» под
редакцией А.И. Молоткова и в «Школьном фразеологическом словаре русского
языка» Н.М. Шанского (демонстрируются словари).
6.Закрепление изученного материала.
1)Прочитать текст, указать в нем фразеологизмы:
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки
зимуют!
А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него
напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения:
Где раки зимуют. Из кожи вон лезет. Спит с открытыми глазами?
2)Заменить фразеологические выражения словами-синонимами:
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой, повесить нос; себе на уме;
гонять лодыря; во все лопатки, раз, два и обчелся; куры не клюют, кожа да кости.
Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко,
хитрый, бездельничать, грустить.
3) Работа с учебником. Упр.
4)Игра «Кто быстрее?» Подобрать по шесть фразеологизмов с общим для них
словом (существительным):
Нос (задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом,
остаться с носом).
Глаз…
Нога…
Язык…
Зуб…
Голова…
Рука…
5)Выборочный диктант
. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой –
«обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
Сломя голову
Сидеть, сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык
6)Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы
изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что
изображено и заменить фразеологизм одним словом.
7) Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.
1.Вспомнить названия басен, ставшие крылатыми словами.
Для справок: «Слон на воеводстве», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха»…
2.Участникам викторины предлагается определить, из какой басни крылатые
слова. По количеству правильных ответов набирают очки, устанавливается
победитель.
7.Рефлексия.
Закончите предложение:
Сегодня на уроке я узнал, что…
Теперь я знаю, как…
Подберите фразеологизм, который бы охарактеризовал работу на уроке ваших
одноклассников.
Выставление оценок.
8.Домашнее задание. 1. Найдите в словарях 6 фразеологизмов, составьте с ними
сложные предложения. 2. Подготовьте небольшое сообщение о том, как
возникли данные фразеологизмы: яблоко раздора, где раки зимуют, точить лясы,
крокодиловы слезы.