Автор: Соколова Лидия Михайловна
Должность: Преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Коломна
Наименование материала: Практическая работа
Тема: "Схема Бернулли повторных испытаний"
Раздел: среднее профессиональное
Практическая работа
«СХЕМА БЕРНУЛЛИ
ПОВТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ»
Практическая работа
Схема Бернулли повторных испытаний.
Цель работы: овладение навыками и умениями применения классической
вероятностной схемы, схемы Бернулли.
Оборудование: тетрадь, письменные и чертежные принадлежности, справочные
материалы.
Ход работы:
1) Познакомиться с теоретическим материалом.
2) Сделать в тетрадях краткий конспект теоретического материала
(основные понятия, определения, формулы, примеры).
3) Выполнить задания самостоятельной работы.
Содержание работы:
При решении вероятностных задач часто приходится сталкиваться с ситуациями, в
которых
одно
и
тоже
испытание
повторяется
многократно
и
исход
каждого
испытания независим от исходов других. Такой эксперимент ещё называется схемой
повторных независимых испытаний или схемой Бернулли.
Схема Бернулли — это когда производится
n однотипных независимых опытов,
в каждом
из которых
может
появиться
интересующее нас
событие A,
причем
известна
вероятность
этого
события P(A) = p. Требуется определить вероятность
того, что при проведении n испытаний событие A появится ровно k раз.
Задачи,
которые
решаются
по схеме
Бернулли,
чрезвычайно
разнообразны:
от простеньких
(типа
«найдите
вероятность,
что стрелок
попадет
1 раз
из 10»)
до весьма
суровых
(например,
задачи
на проценты
или
игральные карты).
В реальности
эта схема
часто
применяется
для решения
задач,
связанных
с контролем
качества
продукции
и надежности
различных
механизмов,
все характеристики которых должны быть известны до начала работы.
Поскольку в определении речь идет о независимых испытаниях, и в каждом опыте
вероятность события A одинакова, возможны лишь два исхода:
1.
A — появление события A с вероятностью p;
2. «не А» — событие А не появилось, что происходит с вероятностью q = 1 − p.
Важнейшее условие, без которого схема Бернулли теряет смысл — это постоянство.
Сколько бы
опытов
мы
ни проводили,
нас
интересует
одно
и то же
событие A,
которое возникает с одной и той же вероятностью p.
Если условия постоянны, можно точно определить вероятность того, что событие
A
произойдет
ровно k
р а з
и з n
возможных.
Сформулируем
этот факт
в виде теоремы:
Теорема Бернулли.
Пусть
вероятность
появления
события A в каждом
опыте
постоянна
и равна р.
Тогда
вероятность
того,
что
в n независимых
испытаниях
событие A появится ровно k раз, рассчитывается по формуле:
− формула вероятности k успехов в серии из n
испытаний Бернулли.
.
-
p
1
q
p
k)!
(n
k!
n!
С
k
n
испытании
одном
в
неудачи
ь
вероятност
,
успеха
ь
вероятност
,
сочетаний
число
где
Формула
так и называется: формула Бернулли.
Пример 1.
В урне 20 белых т 10 черных шаров. Вынули 4 шара, причем каждый вынутый шар
возвращают в урну перед извлечением следующего и шары в урне перемешивают.
Найти вероятность того, что из четырех вынутых шаров окажется 2 белых.
Решение.
Событие А – достали белый шар. тогда вероятности Р( А )
3
2
, Р( А )
3
1
.
По формуле Бернулли требуемая вероятность равна Р
4
( 2 )
27
8
3
1
3
2
2
2
2
4
С
.
Пример 2.
Определить вероятность того, что в семье, имеющий 5 детей, будет не больше трех
девочек. Вероятности рождения мальчика и девочки предполагаются одинаковыми.
Решение.
Вероятность рождения девочки p
2
1
, тогда q
2
1
.
Найдем вероятности того, что в семье нет девочек, родилась одна, две или три
девочки:
,
,
,
.
Следовательно, искомая вероятность
.
Пример 3.
Среди деталей, обрабатываемых рабочим, бывает в среднем 4% нестандартных.
Найти вероятность того, что среди взятых на испытание 30 деталей две будут
нестандартными.
Решение.
Здесь опыт заключается в проверке каждой из 30 деталей на качество. Событие А -
«появление нестандартной детали», его вероятность р = 0,04 , q = 0.96 .
Отсюда по формуле Бернулли находим
.
Пример 4
В случайном эксперименте монету бросили три раза. Какова вероятность того, что
орел выпал ровно два раза?
Решение.
Используем
формулу
вероятности
двух
успехов
в
серии
из
трех
испытаний
Бернулли.
375
,
0
5
,
0
5
,
0
3
2
2
2
3
q
p
С
,
где р = 0,5 − вероятность орла (успеха) при одном броске,
а q = 1 − р − вероятность решки (неудача).
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
Задача 1.
Монету бросают 6 раз. Выпадение герба и решки равновероятно. Найти вероятность
того, что герб выпадет три раза.
Задача 2.
Стрелок стреляет по мишени 4 раза подряд. Известно, что вероятность попадания в
мишень при каждом выстреле равна 0,9 . Найдите вероятность того, что мишень
будет поражена хотя бы один раз.
Вариант 2.
Задача 1.
Монету бросают 6 раз. Выпадение герба и решки равновероятно. Найти вероятность
того, что герб выпадет один раз.
Задача 2.
Стрелок стреляет по мишени 4 раза подряд. Известно, что вероятность промаха при
каждом выстреле равна 0,1 . Найдите вероятность того, что стрелок хотя бы один раз
промахнется.