Автор: Соколова Лидия Михайловна
Должность: Преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Коломна
Наименование материала: Практическая работа
Тема: "Непрерывные дроби"
Раздел: среднее профессиональное
Практическая работа
«НЕПРЕРЫВНЫЕ ДРОБИ»
Практическая работа
Непрерывные дроби
Цель работы: освоить методы разложения действительных чисел в непрерывные
дроби.
Оборудование: тетрадь, письменные принадлежности, справочные материалы.
Ход работы:
1) Познакомиться с теоретическим материалом.
2) Сделать в тетрадях краткий конспект теоретического материала
(основные понятия, определения, формулы, примеры).
3) Выполнить самостоятельную работу.
Содержание работы:
Исторически
непрерывные
дроби
или
цепные
дроби
появились
в
связи
с
необходимостью найти наилучшее приближение действительного числа с помощью
числа рационального.
Понятие непрерывной дроби.
Дробь
b
a
можно записать в виде суммы целой части правильной дроби:
.
r
r
q
1
q
1
q
b
a
получим
Далее
.
r
r
q
1
q
b
a
,
Значит
.
r
r
q
r
b
:
дальшe
а
,
b
1
b
r
Ho
.
b
r
q
b
a
2
3
2
1
0
1
2
1
0
1
2
1
1
1
1
0
Продолжим этот процесс до тех пор, пока не придем к знаменателю q
n
. В результате
мы представим обыкновенную дробь
b
a
в виде:
.
q
1
1
q
1
q
1
q
b
a
n
2
1
0
Дроби такого вида называют непрерывными или цепными дробями. Для удобства
непрерывную дробь записывают в виде [q
0
; q
1
, q
2
, … , q
n
], где целая часть
отделяется от остальной части точкой с запятой, а остальные члены – запятой.
Разложение действительных чисел в непрерывную дробь.
Пример 1.
,
8
1
2
1
8
17
1
17
8
или в компактной форме: [0 ; 2 , 8] .
Пример 2.
4
1
2
1
3
1
1
4
9
1
3
1
1
9
4
3
1
1
9
31
1
1
31
9
1
31
40
,
или в компактной форме [1 ; 3, 2, 4]
Пример 3.
2
1
1
1
2
1
1
1
5
1
2
3
1
2
1
1
1
5
1
3
2
2
1
1
1
5
1
3
8
1
1
1
5
1
8
3
1
1
5
1
8
11
1
5
1
11
8
5
1
11
63
1
63
11
или в компактной форме [0 ; 5, 1, 2, 1, 2]
Любое рациональное число представимо в виде конечной непрерывной дроби.
Пример 4. Пример 5.
...
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
...
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
2
7
[1 ; 2, 2, 2…] [2 ; 1, 1, 1, 4, 1, 1, 1, 4,…]
Иррациональное число представляется в виде бесконечной непрерывной дроби.
Задания для практической работы.
Вариант 1.
Разложите обыкновенные дроби в непрерывную дробь:
а)
9
8
;
б)
17
7
.
Вариант 2.
Разложите обыкновенные дроби в непрерывную дробь:
а)
17
8
;
б)
16
29
.
Заслушать сообщения учащихся на темы:
1) «Календарь и непрерывные дроби».
2) «Золотое сечение и непрерывные дроби».