Автор: Федюкова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Пермский край город Чердынь
Наименование материала: Опыт работы по музейной педагогике
Тема: "Музейная педагогика как инструмент успешной социализации и развития детей"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по музейной педагогике
в дошкольной образовательной организации
как инструмент успешной социализации и развития детей.
Для педагогов нашего дошкольного учреждения музейная педагогика
стала частью воспитательного процесса. Эта работа стимулирует интерес
детей к прошлому, побуждает задавать вопросы, рассуждать, сравнивать,
исследовать, а иногда и самостоятельно находить объяснения.
Наш старинный город Чердынь, расположенный, как древний Рим и
столица нашей Родины – Москва, на семи холмах, по праву можно считать
музейной столицей. Краеведческий музей им. А.С.Пушкина, выставочный
зал, музей истории веры знакомы далеко за пределами края. Музей является
феноменом
образовательного
пространства
воспитания,
обучения
и
социализации детей дошкольного возраста. Этим мы и руководствовались,
создавая в 2006 году мини-музей народного быта «Изба» в нашем детском
саду. Даже то, что он размещён в старинном купеческом здании постройки 18
века (в данное время – это филиал детского сада), говорит о богатой духовно-
нравственной
культуре
предыдущих
поколений.
Построенные
купцами
здания Чердыни и по сей день не утратили свой исторический облик и
удивительную атмосферу. Благодаря экскурсиям, фото и видеорепортажам
наши
воспитанники
имеют
уникальную
возможность
познакомиться
с
архитектурными памятниками родного города.
Активно используя региональную специфику национально-культурных,
демографических,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательный
процесс,
наше
дошкольное
образовательное
учреждение
реализует
потребности
воспитанников,
пожелания
семьи
и
социальных
партнёров. Так, воспитанники старших и подготовительных групп активно
посещают
музеи
города.
Знакомство
с
экспозициями,
рассматривание,
беседы, размышления, ситуации общения, использование ИКТ обогащают
впечатления
детей,
расширяют
кругозор,
приобщают
к
музею.
Тема
взаимодействия
по
организации
образовательного
процесса
с
Музеем
истории веры была отмечена в журнале «Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения» в 2012 году: опубликована статья «Приобщение
дошкольников к традициям православной культуры» в рубрике «Делимся
опытом».
Наш мини-музей был создан в рамках экспериментальной деятельности
ДОУ по реализации парциальной «Программы по гражданскому воспитанию
детей
дошкольного
возраста
средствами
народной
культуры
«Поэтика
народной культуры» под руководством автора программы Любимовой Л.В. (в
то время - доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель ПОИПКРО),
так
что
опыт
работы
по
данному
направлению
к
настоящему
времени
достаточно большой. Цель его создания и деятельности – формирование
интереса
к
отечественной
культуре
и
уважительного
отношения
к
нравственным
ценностям,
формирование
чувства
ответственности
за
сохранение наследий прошлого.
В детском саду имеется достаточная база, позволяющая нам создавать
единое
информационное
пространство
между
педагогами,
родителями
и
государственными
структурами,
а
также
для
активного
внедрения
новых
информационных технологий в системе дидактики нашего образовательного
учреждения
с
целью
расширения
новых
форм
и
методов
развития
дошкольников в условиях перехода
на новые образовательные стандарты.
Музей используется для занятий с детьми по ознакомлению с краем, а также
в работе с родителями. Для родителей проводятся различные тематические
посиделки-собрания
и
мастер-классы.
Также
заинтересованные
родители
посещают педагогические гостиные, где для обсуждения выносятся вопросы
актуальности
ознакомления
детей
с
искусством,
народным
творчеством.
Иногда он используется учителями начальных классов Чердынской школы
для ознакомления учащихся со старинным бытом.
В 2016 году музей стал местом фотосъемок для второй части комплекта
открыток коллекции традиционных русских костюмов северного Прикамья
«Пермь Великая» (автор-руководитель Шейерман О.И.), а в предыдущие годы
на телеканале «ТВ – 7» в программе «Сохраняя традиции» неоднократно
транслировался наш опыт работы.
Мини-музей
представляет
собой
отдельную
большую
комнату,
оформленную в купеческом стиле, с элементами старинного крестьянского
быта.
Коллекция
музея
содержит
большой
наглядный
и
практический
материал:
имеются предметы обихода быта наших предков - деревянные
корыта, чугунки, ухваты, коромысла, корчаги,
глиняные крынки, чашки,
миски,
берестяные
туеса,
плетёные
корноватики,
и
т.д.,
разного
вида
самовары и другие предметы посуды располагаются на грядках вдоль стен. В
коллекции
музея
содержатся
экспонаты,
представляющие
собой
историческую ценность, а также авторские работы и поделки из глины и
вышивки старших дошкольников. Всего
сегодня насчитывается
более 80
предметов быта и обихода наших предков. Все экспонаты подлинные, что
позволяет нам очень интересно и познавательно проводить с детьми занятия
по ознакомлению с укладом старинной жизни. Общаясь
со старинными
предметами,
дети
понимают
их
ценность,
учатся
правилам
поведения
и
обращения с ними, усваивают понятие «музей», готовятся к посещению
настоящего музея.
Отражая убранство крестьянских изб, в музее оформлен «красный угол»
со старинной иконой Николая Чудотворца. Рядом с муляжной русской печкой
- «бабий кут», полати, на которых спят самодельно сшитые куклы, а также
подвешенная к шесту плетёная зыбка, которую очень любят качать дети.
Оформлен купеческий угол: круглый стол на резных ножках, резной стул,
посудный
шкаф
со
старинной
посудой,
медный
самовар,
кровать,
застеленная лоскутным одеялом и старинными подзорами. В музее имеется
много старинных вышитых полотенец, скатертей, штор, постельного белья,
салфеток ручной работы, что придает интерьеру музея домашний уют.
Вдоль стен стоят большие столы с настоящими старинными лавками,
доставшимися нам от благодарных жителей города.
При организации музея мы старались представить и мужские, и женские
ремёсла. Наряду с разного вида прялками, ступками, веретёнами, серпами
подобраны изделия гончарного и кузнечного промыслов. В сундуке хранятся
женские, мужские, а также девичьи и мальчиковые одежды, в старинных
шкатулках – украшения.
Проводя
занятия,
мы
придаём
значение
вариативности
музейного
пространства в зависимости от темы, на которую нацеливаем детей. Так,
например,
меняются
экспозиции
к
Покрову,
к
Масленице,
Троице,
при
изучении
архитектуры
города
работаем
с
макетами,
которые
изготовили
родители и педагоги.
Поскольку
в
избе
царит
дух
таинственности,
старины,
кроме
«хозяюшки», встречает гостей «одушевлённый персонаж – домовёнок Кузя –
представитель
мира
народной
сказки,
носитель
народной
мудрости.
Он
общается с детьми, учится у них, а иногда поучает детей, даёт им мудрые
советы, играет.
В
своей
работе
по
музейной
педагогике
мы
используем
следующие
программы:
Парциальная
образовательная
программа
гражданского
воспитания
детей
дошкольного
возраста
(от
3
до
7
лет)
«Поэтика
народной
культуры». Автор-составитель Любимова Л.В.;
Парциальная программа развития личностной культуры дошкольников
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Авторы
Князева О.Л., Маханева М.Д.;
Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Часть 1: «Человек в истории»; часть 2: « Человек в культуре». Автор
Пименова Л.В.;
План-программа
по
ознакомлению
дошкольников
с
родным
краем.
Автор Ахметова Н.Н.;.
С 2015 года наше учреждение входит в состав краевой рабочей группы
базовых
образовательных
организаций
по
разработке
методического
сопровождения
к
проекту
парциальной
программы
по
духовно-
нравственному
воспитанию
детей
старшего
дошкольного
возраста
(руководитель
Меньшикова
О.А).
В
данный
момент
идет
составление
и
реализация проекта программы «Живые узелки» с детьми 5-6 лет.
В
настоящее
время
весь
наработанный
нами
материал
периодически
обновляется
и
перерабатывается
(усовершенствуется),
благодаря
появляющимися
у
нас
новыми
техническими
возможностями
и
в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Многие методические и дидактические материалы из настольно-
печатного
формата
уже
перенесены
в
электронный
формат
для
интерактивного
использования
в
работе.
Это:
«Путешествуем
по
городу
Чердыни»;
«Экскурсия
по
краю»
-
интерактивное
ознакомление
детей
с
растительным,
природным
и
животным
миром
края,
а
также
с
достопримечательностями городов Пермь, Соликамск, Березники и Кунгур.
Разработана интерактивная игра-тренажер «Круговорот праздников», которая
способствует
ознакомлению
и
закреплению
знаний
детей
о
народных
праздниках
без
вмешательства
взрослых.
Данная
игра
может
служить
и
эффективным
диагностическим
материалом.
Наш
опыт
работы
был
представлен педагогами на районном семинаре-практикуме «Формирование
духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в
условиях ФГОС ДО» в 2017 году. Педагогами были представлены авторские
интерактивные
игры
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
по
ознакомлению с городом, краем и с праздниками.
С
целью
информационного
просвещения
родителей
посредством
страницы
в
нашем
сайте
разработанный
нами
месяцеслов
«Календарь,
календарь - расскажи, что было встарь» в настоящее время переносится в
электронный
формат.
Ранее
этот
материал
выставлялся
для
родителей
в
информационном уголке группы, но так как у родителей не всегда есть время
познакомиться с ним, а еще печатный материал сложнее дорабатывать и
обновлять, нами было решено использовать его в электронном виде.
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурным наследием,
поиски новых форм и методов работы с детьми по данному направлению
педагогами давно и активно транслируется
на различных уровнях среди
педагогов
дошкольного
сообщества
и
публикуется
в
печатных
и
электронных сборниках.
Кроме того, мы стали победителями в конкурсе
социальных и культурных проектов с проектом: «Не отпустить от сердца
старину», нацеленным на создание оптимальных условий для организации
образовательной деятельности по приобщению детей дошкольного возраста с
народными промыслами региона. На реализацию проекта был получен грант
в
размере
50
тыс.
рублей
от
учредителей
корпоративного
конкурса
социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в 2006 году.
Полученные средства гранта позволили приобрести в музей детского сада
ткацкий станок и прялки.
В
основе
человеческой
культуры
лежит
духовное
начало.
Поэтому
приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует
развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое
проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-
патриотических позиций, то есть
в конечном итоге определяет меру его
общего развития.
Используемая литература.
1.
О.Л. Князева, М.Д.Махонева « Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004 г.
2.
Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, А.Г. Ахтян «Социально –
нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», Москва, ООО
«Издательство «АЙРИС – пресс», 2009 г.
3.
И.Н.Котова, А.С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная
кукла», Санкт-Петербург «Паритет», 2006 г.
4.
В.П.Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»,
Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г
5.
Л.В.Любимова «Поэтика народной культуры», Издательство Пермского
областного института повышения квалификации работников
образования, 1998 г.
6.
Т.А.Бударина, О.Н.Корепанова, Л.СКуприна, О.А.Маркеева
«Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-
Петербург, «Детство – Пресс», 2003 г.
7.
Л.В. Коломейченко «Люби и знай свой край»
8.
И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и
среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»,
Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.