Напоминание

"Музейная педагогика как инструмент успешной социализации и развития детей"


Автор: Федюкова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Пермский край город Чердынь
Наименование материала: Опыт работы по музейной педагогике
Тема: "Музейная педагогика как инструмент успешной социализации и развития детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы по музейной педагогике

в дошкольной образовательной организации

как инструмент успешной социализации и развития детей.

Для педагогов нашего дошкольного учреждения музейная педагогика

стала частью воспитательного процесса. Эта работа стимулирует интерес

детей к прошлому, побуждает задавать вопросы, рассуждать, сравнивать,

исследовать, а иногда и самостоятельно находить объяснения.

Наш старинный город Чердынь, расположенный, как древний Рим и

столица нашей Родины – Москва, на семи холмах, по праву можно считать

музейной столицей. Краеведческий музей им. А.С.Пушкина, выставочный

зал, музей истории веры знакомы далеко за пределами края. Музей является

феноменом

образовательного

пространства

воспитания,

обучения

и

социализации детей дошкольного возраста. Этим мы и руководствовались,

создавая в 2006 году мини-музей народного быта «Изба» в нашем детском

саду. Даже то, что он размещён в старинном купеческом здании постройки 18

века (в данное время – это филиал детского сада), говорит о богатой духовно-

нравственной

культуре

предыдущих

поколений.

Построенные

купцами

здания Чердыни и по сей день не утратили свой исторический облик и

удивительную атмосферу. Благодаря экскурсиям, фото и видеорепортажам

наши

воспитанники

имеют

уникальную

возможность

познакомиться

с

архитектурными памятниками родного города.

Активно используя региональную специфику национально-культурных,

демографических,

климатических

условий,

в

которых

осуществляется

образовательный

процесс,

наше

дошкольное

образовательное

учреждение

реализует

потребности

воспитанников,

пожелания

семьи

и

социальных

партнёров. Так, воспитанники старших и подготовительных групп активно

посещают

музеи

города.

Знакомство

с

экспозициями,

рассматривание,

беседы, размышления, ситуации общения, использование ИКТ обогащают

впечатления

детей,

расширяют

кругозор,

приобщают

к

музею.

Тема

взаимодействия

по

организации

образовательного

процесса

с

Музеем

истории веры была отмечена в журнале «Справочник старшего воспитателя

дошкольного учреждения» в 2012 году: опубликована статья «Приобщение

дошкольников к традициям православной культуры» в рубрике «Делимся

опытом».

Наш мини-музей был создан в рамках экспериментальной деятельности

ДОУ по реализации парциальной «Программы по гражданскому воспитанию

детей

дошкольного

возраста

средствами

народной

культуры

«Поэтика

народной культуры» под руководством автора программы Любимовой Л.В. (в

то время - доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель ПОИПКРО),

так

что

опыт

работы

по

данному

направлению

к

настоящему

времени

достаточно большой. Цель его создания и деятельности – формирование

интереса

к

отечественной

культуре

и

уважительного

отношения

к

нравственным

ценностям,

формирование

чувства

ответственности

за

сохранение наследий прошлого.

В детском саду имеется достаточная база, позволяющая нам создавать

единое

информационное

пространство

между

педагогами,

родителями

и

государственными

структурами,

а

также

для

активного

внедрения

новых

информационных технологий в системе дидактики нашего образовательного

учреждения

с

целью

расширения

новых

форм

и

методов

развития

дошкольников в условиях перехода

на новые образовательные стандарты.

Музей используется для занятий с детьми по ознакомлению с краем, а также

в работе с родителями. Для родителей проводятся различные тематические

посиделки-собрания

и

мастер-классы.

Также

заинтересованные

родители

посещают педагогические гостиные, где для обсуждения выносятся вопросы

актуальности

ознакомления

детей

с

искусством,

народным

творчеством.

Иногда он используется учителями начальных классов Чердынской школы

для ознакомления учащихся со старинным бытом.

В 2016 году музей стал местом фотосъемок для второй части комплекта

открыток коллекции традиционных русских костюмов северного Прикамья

«Пермь Великая» (автор-руководитель Шейерман О.И.), а в предыдущие годы

на телеканале «ТВ – 7» в программе «Сохраняя традиции» неоднократно

транслировался наш опыт работы.

Мини-музей

представляет

собой

отдельную

большую

комнату,

оформленную в купеческом стиле, с элементами старинного крестьянского

быта.

Коллекция

музея

содержит

большой

наглядный

и

практический

материал:

имеются предметы обихода быта наших предков - деревянные

корыта, чугунки, ухваты, коромысла, корчаги,

глиняные крынки, чашки,

миски,

берестяные

туеса,

плетёные

корноватики,

и

т.д.,

разного

вида

самовары и другие предметы посуды располагаются на грядках вдоль стен. В

коллекции

музея

содержатся

экспонаты,

представляющие

собой

историческую ценность, а также авторские работы и поделки из глины и

вышивки старших дошкольников. Всего

сегодня насчитывается

более 80

предметов быта и обихода наших предков. Все экспонаты подлинные, что

позволяет нам очень интересно и познавательно проводить с детьми занятия

по ознакомлению с укладом старинной жизни. Общаясь

со старинными

предметами,

дети

понимают

их

ценность,

учатся

правилам

поведения

и

обращения с ними, усваивают понятие «музей», готовятся к посещению

настоящего музея.

Отражая убранство крестьянских изб, в музее оформлен «красный угол»

со старинной иконой Николая Чудотворца. Рядом с муляжной русской печкой

- «бабий кут», полати, на которых спят самодельно сшитые куклы, а также

подвешенная к шесту плетёная зыбка, которую очень любят качать дети.

Оформлен купеческий угол: круглый стол на резных ножках, резной стул,

посудный

шкаф

со

старинной

посудой,

медный

самовар,

кровать,

застеленная лоскутным одеялом и старинными подзорами. В музее имеется

много старинных вышитых полотенец, скатертей, штор, постельного белья,

салфеток ручной работы, что придает интерьеру музея домашний уют.

Вдоль стен стоят большие столы с настоящими старинными лавками,

доставшимися нам от благодарных жителей города.

При организации музея мы старались представить и мужские, и женские

ремёсла. Наряду с разного вида прялками, ступками, веретёнами, серпами

подобраны изделия гончарного и кузнечного промыслов. В сундуке хранятся

женские, мужские, а также девичьи и мальчиковые одежды, в старинных

шкатулках – украшения.

Проводя

занятия,

мы

придаём

значение

вариативности

музейного

пространства в зависимости от темы, на которую нацеливаем детей. Так,

например,

меняются

экспозиции

к

Покрову,

к

Масленице,

Троице,

при

изучении

архитектуры

города

работаем

с

макетами,

которые

изготовили

родители и педагоги.

Поскольку

в

избе

царит

дух

таинственности,

старины,

кроме

«хозяюшки», встречает гостей «одушевлённый персонаж – домовёнок Кузя –

представитель

мира

народной

сказки,

носитель

народной

мудрости.

Он

общается с детьми, учится у них, а иногда поучает детей, даёт им мудрые

советы, играет.

В

своей

работе

по

музейной

педагогике

мы

используем

следующие

программы:

Парциальная

образовательная

программа

гражданского

воспитания

детей

дошкольного

возраста

(от

3

до

7

лет)

«Поэтика

народной

культуры». Автор-составитель Любимова Л.В.;

Парциальная программа развития личностной культуры дошкольников

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Авторы

Князева О.Л., Маханева М.Д.;

Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Часть 1: «Человек в истории»; часть 2: « Человек в культуре». Автор

Пименова Л.В.;

План-программа

по

ознакомлению

дошкольников

с

родным

краем.

Автор Ахметова Н.Н.;.

С 2015 года наше учреждение входит в состав краевой рабочей группы

базовых

образовательных

организаций

по

разработке

методического

сопровождения

к

проекту

парциальной

программы

по

духовно-

нравственному

воспитанию

детей

старшего

дошкольного

возраста

(руководитель

Меньшикова

О.А).

В

данный

момент

идет

составление

и

реализация проекта программы «Живые узелки» с детьми 5-6 лет.

В

настоящее

время

весь

наработанный

нами

материал

периодически

обновляется

и

перерабатывается

(усовершенствуется),

благодаря

появляющимися

у

нас

новыми

техническими

возможностями

и

в

соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Многие методические и дидактические материалы из настольно-

печатного

формата

уже

перенесены

в

электронный

формат

для

интерактивного

использования

в

работе.

Это:

«Путешествуем

по

городу

Чердыни»;

«Экскурсия

по

краю»

-

интерактивное

ознакомление

детей

с

растительным,

природным

и

животным

миром

края,

а

также

с

достопримечательностями городов Пермь, Соликамск, Березники и Кунгур.

Разработана интерактивная игра-тренажер «Круговорот праздников», которая

способствует

ознакомлению

и

закреплению

знаний

детей

о

народных

праздниках

без

вмешательства

взрослых.

Данная

игра

может

служить

и

эффективным

диагностическим

материалом.

Наш

опыт

работы

был

представлен педагогами на районном семинаре-практикуме «Формирование

духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в

условиях ФГОС ДО» в 2017 году. Педагогами были представлены авторские

интерактивные

игры

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

по

ознакомлению с городом, краем и с праздниками.

С

целью

информационного

просвещения

родителей

посредством

страницы

в

нашем

сайте

разработанный

нами

месяцеслов

«Календарь,

календарь - расскажи, что было встарь» в настоящее время переносится в

электронный

формат.

Ранее

этот

материал

выставлялся

для

родителей

в

информационном уголке группы, но так как у родителей не всегда есть время

познакомиться с ним, а еще печатный материал сложнее дорабатывать и

обновлять, нами было решено использовать его в электронном виде.

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с культурным наследием,

поиски новых форм и методов работы с детьми по данному направлению

педагогами давно и активно транслируется

на различных уровнях среди

педагогов

дошкольного

сообщества

и

публикуется

в

печатных

и

электронных сборниках.

Кроме того, мы стали победителями в конкурсе

социальных и культурных проектов с проектом: «Не отпустить от сердца

старину», нацеленным на создание оптимальных условий для организации

образовательной деятельности по приобщению детей дошкольного возраста с

народными промыслами региона. На реализацию проекта был получен грант

в

размере

50

тыс.

рублей

от

учредителей

корпоративного

конкурса

социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в 2006 году.

Полученные средства гранта позволили приобрести в музей детского сада

ткацкий станок и прялки.

В

основе

человеческой

культуры

лежит

духовное

начало.

Поэтому

приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует

развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое

проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-

патриотических позиций, то есть

в конечном итоге определяет меру его

общего развития.

Используемая литература.

1.

О.Л. Князева, М.Д.Махонева « Приобщение детей к истокам русской

народной культуры», Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004 г.

2.

Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева, А.Г. Ахтян «Социально –

нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», Москва, ООО

«Издательство «АЙРИС – пресс», 2009 г.

3.

И.Н.Котова, А.С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная

кукла», Санкт-Петербург «Паритет», 2006 г.

4.

В.П.Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»,

Волгоград, Издательство «Учитель», 2008 г

5.

Л.В.Любимова «Поэтика народной культуры», Издательство Пермского

областного института повышения квалификации работников

образования, 1998 г.

6.

Т.А.Бударина, О.Н.Корепанова, Л.СКуприна, О.А.Маркеева

«Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-

Петербург, «Детство – Пресс», 2003 г.

7.

Л.В. Коломейченко «Люби и знай свой край»

8.

И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и

среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»,

Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика