Напоминание

"Семья как субъект воспитательного процесса"


Автор: Саполович Нина Васильевна
Должность: преподаватель социальной психологии
Учебное заведение: Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Большой Камень
Населённый пункт: город Большой Камень, Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: "Семья как субъект воспитательного процесса"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Саполович Нина Васильевна,

преподаватель электротехники и электроники,

Филиал ДВФУ в г. Большой Камень, Приморский край

СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. История развития семейного воспитания

2.2. Современная семья и ее функции

2.3. Семейное воспитание

3. Заключение

1. Введение

В настоящее время воспитание личности рассматривается в широком

смысле,

не

только

педагогическом,

но

и

социальном.

С

точки

зрения

педагогики,

воспитание

представляет

собой специально

организованное,

целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей на воспитуемого

с целью развития личности ребенка и формирования у него определенных

качеств, осуществляемое в образовательных и воспитательных учреждениях

и

охватывающее

весь

учебно-воспитательный

процесс.

В

широком

социальном

смысле в о с п и т а н и е

– это

передача

знаний,

умений,

нравственных,

этических

и

правовых

норм

от

старших

поколений

к

младшим.

Воспитательный

процесс

— процесс

взаимодействия,

в

котором

в

соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается

организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей

целью формирование личности, организацию и стимулирование активной

деятельности

воспитуемых

по

овладению

ими

социальным

и

духовным

опытом, ценностями и отношениями.

Среди

задач

воспитания

в

современной

системе

российского

образования выделяются следующие:

формирование

у

каждого

воспитанника

ясной

смысложизненной

установки,

соответствующей

природным

задаткам

и

конкретному

индивидуальному социальному положению;

гармониче ско е

развитие

лично сти,

ее

н р а в с т в е н н ы х ,

интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных

возможностей и с учетом требований общества;

овладение

общечеловеческими

нравственными

ценностями,

гуманистическим

опытом

Отечества,

призванными

служить

прочным

фундаментом всего духовного мира личности;

формирование

активной

гражданской

позиции,

соответствующей

демократическим

преобразованиям

общества,

правам,

свободам

и

обязанностям личности;

развитие

активности

в

решении

трудовых,

практических

задач,

творческого

отношения

к

выполнению

своих

производственных

обязанностей;

обеспечение

высокого

уровня

общения,

взаимоотношений

в

учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых

коллективных норм.

Реализация

целей

и

задач

воспитания

обеспечивается

совместными

усилиями

всех

его

участников.

Это

педагоги,

воспитатели,

тренеры,

коллектив, социальная макросреда и конечно семья, в которой воспитывается

ребенок.

Семья

для

ребенка

является

одновременно

и

средой

обитания,

и

воспитательной средой. Семья, особенно в начальный период жизни ребенка,

оказывает на него наиболее сильное воспитательное воздействие. В семье

отражается

школа,

средства

массовой

информации,

общественные

организации,

друзья,

литература

и

искусство.

Это

позволило

педагогам

вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается,

прежде

всего,

семьей.

Социальное,

семейное

и

школьное

воспитание

осуществляются в неразрывном единстве.

2. Основная часть

2.1. История развития семейного воспитания

С точки зрения психологии семья является малой социальной группой,

основанной на браке, члены которой объединены совместным проживанием,

ведением

хозяйства,

взаимной

ответственностью

и

взаимопомощью.

Она

является главным субъектом воспитания детей.

Семейное

воспитание

имеет

свою

историю,

свои

особенности

и

характерные для каждого исторического этапа тенденции. Многие великие

ученые – философы и педагоги посвящали свои труды воспитанию детей и

влиянию семьи на развитие личности.

В таблице представлена динамика

социальных представлений о воспитании и

воспитательных возможностях семьи.

Период и общие идеи

семейного воспитания

Авторы

Основные идеи мыслителей и педагогов

Античность

-

рождение

детей

и

их

в о с п и т а н и е

д а н ь

обществу

в

деле

его

укрепления;

- отец – главная фигура в

воспитании.

Платон

(427–347

до

н.

э.)

-

воспитание

обозначает

воздействие

взрослых на детей, формирование в детях

нравственности и добродетели.

Аристотель

(384–322

до

н.

э.)

- детей до 7 лет необходимо воспитывать в

семье.

Именно

в

семье

дети

должны

получать

надлежащее

возрасту

питание,

необходимые для развития движения игры,

игрушки;

слушать

развивающие

ум

рассказы,

а

с

пяти

лет

готовиться

к

будущим школьным занятиям.

2

М.Ф.

Квинтилиан

(35

– ок. 96).

-

придавал

большое

значение

природным

данным,

высоко

оценивал

природные

способности детей и не сомневался в том,

что

уже

в

раннем

возрасте

можно

определить

степень

способностей

(первые

признаки

ума

маленьких

детей

-

память,

быстрая и меткая, восприимчивость и т.д),

однако

полагал,

что

воспитанием

можно

достигнуть очень многого.

Средневековье

-

н а л и ч и е

д е т е й

составляет

достоинство

м у ж ч и н

и

с л а в у

государства;

- отец – главная фигура в

воспитании.

А. Августин

(354-430)

- главное место в воспитании должно занять

изучение Библии и христианской догматики,

а светские знания следует расценивать как

второстепенные и вспомогательные.

Иоанн

Златоуст

(354-407)

- "наставить душу и сформировать ум".

Василий

Кесарийский

(330-379)

-

лучшими

результатами

во спитания

признавались такие, когда молодой человек

уходил

от

мирской

жизни,

целиком

посвящая себя молитвам и посту

Возрождение

-

особая

роль

в

семье

отводится религиозному

воспитанию;

-

п р и о р и т е т

о т ц а

абсолютен.

Эразм

Роттердамский

(1469–1536)

- внутренний мир каждого ребенка уникален

и ценен;

- недопустимы насилия, как физические, так

и

психологические

по

отношению

к

маленькому человеку.

Томас Мор

-

развитие

врожденных

талантов

ребенка

посредством игр и активной созидательной

деятельности.

Леон

Баттиста

Альбе́

рти

(1404 -1472)

-

семья

-

главная

ячейка

общества,

от

которой зависит вся система нравственности

в обществе;

-

принцип

взаимоотношений

между

родителями и детьми преследует

главную

цель — укрепление семьи, её внутреннюю

гармонию

Джованни

Доминичи

(1356 – 1420)

-

«Воспитывай

детей

посредством

книг,

которые

могут

поучать

и

наставлять

их

божественному благу».

- «…следите, чтобы они усердно изучали

грамматику,

историю

и

право,

не

были

невежественными и беспамятными».

ХVII –ХVIII вв

-

семья

культурная

среда,

где

происходит

развитие

духовно сти

ребенка;

-

мать

уравнивается

в

воспитании

ребенка

с

отцом.

Я н

А м о с

Коменский

(1592-1670)

- родители должны учить детей "осторожно

и разумно управлять самим собой и всеми

в н е ш н и м и

и

в н у т р е н н и м и

с в о и м и

действиями,

касающимися

настоящей

жизни";

- предназначение родителей - заботиться о

детях, давать им возможность приобретать

"изящные культурные навыки и обучаться

всему, необходимому для жизни...".

3

Жан Жак Руссо

(1712 – 1778)

- в ребенке необходимо воспитать прежде

всего,

такие

черты,

которые

необходимы

любому

человеку,

независимо

от

его

социального

положения

и

занимаемой

должности. «Выходя из моих рук, - он не

будет…

ни

судьей,

ни

солдатом,

ни

священником:

он

будет

прежде

всего

человеком»;

- нужно научить ребенка выносить удары

судьбы, презирать богатство и нищету, жить

в любых условиях.

Джон Локк

(1632 –1704)

- воспитывать нужно не просто человека, а

джентльмена, умеющего «вести свои дела

толково

и

предусмотрительно»,

для

чего

должен

обладать

качествами

делового

ч е л о в е к а ,

а

т а к ж е

о т л и ч а т ь с я

«утонченностью в обращении». Джентльмен

д о л ж е н

п о л у ч и т ь физическое,

нравственное, умственное воспитание

ХVIII - ХIХ вв

-

ц е л ь

с е м е й н о г о

в о с п и т а н и я

-

оптимизация жизненных

шансов

детей

путем

п о л у ч е н и я

и м и

образования;

-

ответственность

за

образование перешла от

родителей к школе;

-

с н и ж е н и е

у р о в н я

влияниями родителей на

детей

Иоганн

Генрих

Песталоцци

(1746—1827)

-

воспитание

ребенка

должно

начаться

с

первого

дня

появления

его

на

свет:

«Час

рождения

ребенка

есть

первый

час

его

обучения».

Ф р а н ц

К а р л

Хоффман (1804-

1881)

- выделяет 3 техники, которыми пользуются

родители

при

во спит ании

детей

и

формировании

нравственности:

индукция

(объяснение,

почему

так

делать

нельзя),

применение

власти

(телесные

наказания,

моральные

унижения),

отказ

от

любви

(лишение

ребёнка

внимания

на

время

наказания)

К.Д.

Ушинский

(1824 – 1870)

- «Одна из первейших обязанностей всякого

г р а ж д а н и н а

и

о т ц а

с е м е й с т в а

приготовить из своих детей полезных для

общества граждан; одно из священных прав

человека, рождающегося в мире, — право на

правильное и доброе воспитание”.

Н.И.

Пирогов

(1810—1881)

-

первоначальное

семейное

воспитание

детей дошкольного возраста - это ступень, с

ко т о р о й

н ач и н а е т

ф о р м и р о в а т ь с я

нравственный

человек,

той

основой,

на

которой

строится

дальнейшее

школьное

образование.

4

ХХ – начало ХХI вв

- семья – первый субъект

воспитания человека;

-

р о д и т е л и

и м е ю т

преимущественное

право

на

воспитание

своих детей;

-

р е б е н о к

равноправный

участник

семейной системы

П.Ф.

Каптерев

(1849-1922)

-

доказал,

что

детский

сад

не

снимает

с

родителей

ответственности

за

воспитание

детей, так как они находятся в нём лишь

часть времени, проводя основную его часть

в семье.

А.С.

Макаренко

(1888 – 1939)

- семья должна быть коллективом, в котором

дети получают первоначальное воспитание

и

который,

наряду

с

учреждениями

общественного

воспитания,

влияет

на

правильное

развитие

и

формирование

личности ребенка.

Р.В.Овчарова

-

тип

семейного

воспитания

формирует

самооценку подростка и вносит изменения в

его личностное «Я».

Г.Г. Филиппова

- забота о детях, любовь к ним требуют не

только «мира и согласия» среди родителей,

н о

и

с в о б о д ы ,

п р о с т р а н с т в а

д л я

личностного

развития

и

одушевленной

социальной близости между ними.

О.А Карабанова

-

в а ж н а я

с о ц и а л ь н а я

функция семьи - воспитание подрастающего

поколения. С е м ь я рассматривается

как

институт первичной социализации ребенка.

Родительство

является

социокультурным

ф е н о м е н о м ,

х а р а к т е р и з у ю щ и м с я

определенной

системой

предписанных

культурой

и

обществом

норм

и

правил,

регулирующих

распределение

функций

у х о д а

и воспитания д е т е й

в семье,

содержание

ролей,

модели

ролевого

поведения

2.2 Современная семья, ее функции

Семья является

начальной

структурной

единицей

обще ства,

закладывающей основы личности.

Семья

одновременно

и малая

группа,

члены

которой

связаны

брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной

моральной

ответственностью,

и

социальный

институт

исторически

конкретная

система

взаимоотношений

между

супругами,

родителями

и

детьми,

социальная

необходимость

которой,

обусловлена

потребностью

общества в воспроизводстве населения.

5

Типология семьи определяется различными подходами к определению

основания для классификации, например:

• по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная

семья);

• по составу (семья неполная, простая, сложная);

• по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего

супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Основные задачи семьи состоят в следующем:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей

и уважительного отношения к старшим;

– научить

детей

полезным

прикладным

навыкам

и

умениям,

направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного

«я».

Современная

семья

это

хрупкий

организм,

который

постоянно

подвергается внешнему воздействию, как правило, отрицательному.

В

наше

время

семья

сталкивается

с

такими

проблемами,

как:

социальное расслоение общества, ухудшение состояния в сфере образования

и медицины; недостаточная помощь государства, изменение традиционных

ролей членов семьи,

Функции

современной

с емьи

о ст ают ся

т р а д и ц и о н н ы м и :

репродуктивная

(продолжение

рода),

хозяйственная,

воспитательная

(воспитание и развитие ребенка; воспитательное воздействие членов семьи

друг на друга); социальная (социализация ребенка, расширения его кругозора

и опыта); коммуникативная.

Следует учесть, что существует множество факторов, препятствующих

реализации функций семьи, например:

– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые

и др.);

– личностные

особенности

членов

семьи

(уровень

образования,

характер, определенное воспитание, интересы и пр.);

– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

Каждая

семья

обладает

целым

комплексом

психологических

особенностей.

Но

общей

для

всех

семей

является,

как

правило,

ярко

выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая

степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой

семьи.

Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои

функции,

если

в

ней

будут

гармонично

сочетаться

психологические

особенности

членов

семьи

всех

поколений,

благодаря

чему

они

смогут

заниматься формированием личности детей.

6

Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий,

которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим

членам семьи, и от младших к старшим.

2.3. Семейное воспитание

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших

членов

семьи

с

младшими,

основанное

на

любви

и

уважении

личного

достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую

поддержку,

защиту

и

формирование

личности

детей

с

учетом

их

возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Педагогика

рассматривает воспитательную

функцию

семьи

в

современном обществе с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей

родителей,

взаимодействия

родителей

в

процессе

воспитания

детей

с

образовательными и другими учреждениями.

Каждая семья имеет воспитательный потенциал, т. е. совокупность

материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных,

эмоциональных возможностей, необходимых для воспитания детей.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью

демократического

общества.

Семья

обязана

формировать

физически

и

психически

здоровую,

нравственную,

интеллектуально развитую личность,

готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Стиль

семейного

воспитания

— установки

и

соответствующее

поведение

родителей,

которые

не

связаны

именно

с

данным

ребенком, в характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

Стили

семейного

воспитания

определяются

на

основе

следующих

критериев:

— степень протекции и контроля;

— удовлетворенность потребностей ребенка;

— предъявляемые требования и способы общения с ним;

— применяемые санкции по отношению к ребенку;

степень

эмоциональной

отзывчивости

и

воспитательной

уве-

ренности родителей.

С у щ е с т в у ю т

р а з н ы е

п о д х о д ы

к

к л а с с и ф и к а ц и и стилей

взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два

стиля:

1) демократический,

который

характеризуется

высокой

степенью

вербального

общения

родителей

с

детьми,

включенностью

детей

в

обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти

на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;

2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в

поведении

ребенка

с

пониманием

смысла

этих

ограничений,

четкость

и

последовательность

требований

родителей

и

признание

ребенком

их

как

справедливых и обоснованных.

Существуют также разные типы взаимоотношений родителей и детей:

7

1) гиперопека – характеризуется постоянным ограждением ребенка от

каких-либо

забот,

усилий

и

трудностей,

принимая

их

на

себя.

Родители

ощущаю себя единым целым с ребенком. Ребенок воспринимается маленьким

и беззащитным, его самостоятельность ограничивается, в результате чего

ребенок вырастает инфантильным, безинициативным, эгоистичным;

2) диктат – подавление родителями инициативы и чувства собственного

достоинства

у

детей,

что

способствует

развитию

инфантилизма,

безинициативности. При этом может наблюдаться отвержение ребенка, когда

он считается плохим и вызывает у родителей злость и раздражение;

3) невмешательство – родители мало уделяют внимания детям, они как

бы вращаются на разных орбитах. Может наблюдаться гипопротекция, когда

ребенок находится на втором плане, до него у родителей «руки не доходят» и

игнорирование

потребностей,

когда

ребенку

не

только

не

уделяют

эмоционального и интеллектуального внимания, но и не удовлетворяют его

естественные потребности (ребенок может быть голоден, плохо одет и т. д.).

Дети вырастают самостоятельными, но эмоционально черствыми;

4) сотрудничество

характеризуется

включением

ребенка

в

совместную

жизнедеятельность,

посвящением

его

в

проблемы

и

задачи

семьи, совместное их. Ребенок принимается таким, какой он есть, родители

уважают его индивидуальность, одобряют интересы и замыслы. Родители

поощряют

его

инициативу

и

самостоятельность,

им

гордятся,

ценят

его

интеллектуальные

и

творческие

способности.

Семья

представляет

собой

сплоченный

коллектив,

в

котором

дети

чувствуют

свою

нужность

и

полезность, они знают, что их любят и всегда защитят.

Для

того

чтобы

воспитать

ребёнка,

мы,

прежде

всего,

говорим

о

создании определённых условий:

- совместный семейный быт;

- наличие семейных традиций;

- благоприятный эмоциональный климат семьи;

- общение и совместная деятельность;

- понимание и принятие ребенка;

- чувство долга и ответственности за воспитание детей;

-

педагогическая

культура

родителей

(умение

анализировать,

планировать,

организовывать

воспитательную

деятельность,

владение

основами психолого-педагогической грамотности; авторитет родителей);

- организация жизненного пространства ребенка.

Однако, мало найдётся сегодня семей, где все перечисленные условия

соблюдены.

Создав

определённые

условия,

можно

говорить

о

содержании

семейного

воспитания,

которое

направлено

на

формирование

базовой

культуры личности.

Составные компоненты семейного воспитания:

Физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает

правильную

организацию

распорядка

дня,

занятия

спортом,

закаливание

8

организма и т. д. Занятие физическими упражнениями, совместные прогулки

и

походы

объединяют

всех

членов

семьи

и

способствуют

укреплению

здоровья детей. В дружной, любящей семье, где все дорожат друг другом и

оказывают

внимание

и

поддержку,

у

ребенка,

как

правило,

хорошее

психическое здоровье.

Нравственное

стержень

отношения,

формирующих

личность.

Воспитание

непреходящих

моральных

ценностей

любви,

уважения,

доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства,

долга. Нравственный багаж, с которым дети выйдут в жизнь, определяется

поведением родителей, тем, о чем и как говорят, какую систему ценностей

внушают детям с раннего детства.

Интеллектуальное

предполагает

заинтересованное

участие

родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их

приобретения

и

постоянного

обновления. Подготовка ребенка к школе —

очень серьезный и ответственный момент в жизни семьи. С детьми надо

много

играть,

читать

книги,

использовать

развивающие

игры,

много

разговаривать и отвечать на все возникающие вопросы. Подготовка к школе

заключается не в том, чтобы научить детей читать и писать. Речь идет о

формировании положительной мотивации к учению в школе, воспитании

усидчивости, трудолюбия, укреплении воли и обучении доводить начатое

дело до конца. Без постоянной поддержки родителей ребёнку трудно будет

адаптироваться к школе.

Эстетическое – призвано развивать таланты и дарования детей или

просто

дать

им

представление

о

прекрасном,

существующем

в

жизни.

Ребенка с ранних лет надо приобщать к искусству, литературе, театру.

Трудовое

закладывает

основу

их

будущей

праведной

жизни.

У

человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой»» жизни.

Ребёнок должен в меру своих сил и возможностей иметь поручения, помогать

членам

семьи,

овладевать

всеми

сторонами

семейной

жизни:

учиться

готовить, шить, стирать, убираться.

Методы, которыми пользуются родители для влияния на сознание и

поведение детей во многом зависит от их педагогической культуры, и несут

на себе яркий отпечаток личности родителей. К основным методам семейного

воспитания

можно

отнести

следующие:

убеждение,

личный

пример,

поощрение, наказание.

9

Заключение

Семейное воспитание – это упорядоченная целостная совокупность

компонентов,

взаимодействие

и

интеграция

которых

обусловливает

возможность

родителей

целенаправленно

и

эффективно

содействовать

развитию личности ребенка.

В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность

нормально

развиваться:

своевременно

усваивать

правила

общения

с

окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные

нормы

поведения,

формировать

личные

идеалы.

Отсутствие

семейного

воспитания

не

дает

возможности

ребенку

корректно

сформировать

собственные

жизненные

критерии,

выбрать

самостоятельную

линию

поведения.

В

неполных

семьях

чаще

всего

формируется

однобокое

восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как

субъект

педагогического

воспитания

несет

большую

ответственность

за

воспитание будущих полноценных членов общества.

К сожалению, результаты семейного воспитания невозможно увидеть

сразу. Это очень долгий процесс, требующий много физических и душевных

сил.

Но

результаты

обязательно

будут:

хорошие

или

плохие,

всё

будет

зависеть только от родительского вклада в дело воспитания. Результатами

могут быть: добрые отношения с ребенком на долгие годы, взаимопонимание,

взаимопомощи и взаимодоверие.

10



В раздел образования




Яндекс.Метрика