Автор: Саполович Нина Васильевна
Должность: преподаватель социальной психологии
Учебное заведение: Дальневосточный федеральный университет, филиал ДВФУ в г. Большой Камень
Населённый пункт: город Большой Камень, Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: "Семья как субъект воспитательного процесса"
Раздел: среднее профессиональное
Саполович Нина Васильевна,
преподаватель электротехники и электроники,
Филиал ДВФУ в г. Большой Камень, Приморский край
СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. История развития семейного воспитания
2.2. Современная семья и ее функции
2.3. Семейное воспитание
3. Заключение
1. Введение
В настоящее время воспитание личности рассматривается в широком
смысле,
не
только
педагогическом,
но
и
социальном.
С
точки
зрения
педагогики,
воспитание
представляет
собой специально
организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей на воспитуемого
с целью развития личности ребенка и формирования у него определенных
качеств, осуществляемое в образовательных и воспитательных учреждениях
и
охватывающее
весь
учебно-воспитательный
процесс.
В
широком
социальном
смысле в о с п и т а н и е
– это
передача
знаний,
умений,
нравственных,
этических
и
правовых
норм
от
старших
поколений
к
младшим.
Воспитательный
процесс
— процесс
взаимодействия,
в
котором
в
соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается
организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей
целью формирование личности, организацию и стимулирование активной
деятельности
воспитуемых
по
овладению
ими
социальным
и
духовным
опытом, ценностями и отношениями.
Среди
задач
воспитания
в
современной
системе
российского
образования выделяются следующие:
формирование
у
каждого
воспитанника
ясной
смысложизненной
установки,
соответствующей
природным
задаткам
и
конкретному
индивидуальному социальному положению;
гармониче ско е
развитие
лично сти,
ее
н р а в с т в е н н ы х ,
интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных
возможностей и с учетом требований общества;
овладение
общечеловеческими
нравственными
ценностями,
гуманистическим
опытом
Отечества,
призванными
служить
прочным
фундаментом всего духовного мира личности;
формирование
активной
гражданской
позиции,
соответствующей
демократическим
преобразованиям
общества,
правам,
свободам
и
обязанностям личности;
развитие
активности
в
решении
трудовых,
практических
задач,
творческого
отношения
к
выполнению
своих
производственных
обязанностей;
обеспечение
высокого
уровня
общения,
взаимоотношений
в
учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых
коллективных норм.
Реализация
целей
и
задач
воспитания
обеспечивается
совместными
усилиями
всех
его
участников.
Это
педагоги,
воспитатели,
тренеры,
коллектив, социальная макросреда и конечно семья, в которой воспитывается
ребенок.
Семья
для
ребенка
является
одновременно
и
средой
обитания,
и
воспитательной средой. Семья, особенно в начальный период жизни ребенка,
оказывает на него наиболее сильное воспитательное воздействие. В семье
отражается
школа,
средства
массовой
информации,
общественные
организации,
друзья,
литература
и
искусство.
Это
позволило
педагогам
вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается,
прежде
всего,
семьей.
Социальное,
семейное
и
школьное
воспитание
осуществляются в неразрывном единстве.
2. Основная часть
2.1. История развития семейного воспитания
С точки зрения психологии семья является малой социальной группой,
основанной на браке, члены которой объединены совместным проживанием,
ведением
хозяйства,
взаимной
ответственностью
и
взаимопомощью.
Она
является главным субъектом воспитания детей.
Семейное
воспитание
имеет
свою
историю,
свои
особенности
и
характерные для каждого исторического этапа тенденции. Многие великие
ученые – философы и педагоги посвящали свои труды воспитанию детей и
влиянию семьи на развитие личности.
В таблице представлена динамика
социальных представлений о воспитании и
воспитательных возможностях семьи.
Период и общие идеи
семейного воспитания
Авторы
Основные идеи мыслителей и педагогов
Античность
-
рождение
детей
и
их
в о с п и т а н и е
–
д а н ь
обществу
в
деле
его
укрепления;
- отец – главная фигура в
воспитании.
Платон
(427–347
до
н.
э.)
-
воспитание
обозначает
воздействие
взрослых на детей, формирование в детях
нравственности и добродетели.
Аристотель
(384–322
до
н.
э.)
- детей до 7 лет необходимо воспитывать в
семье.
Именно
в
семье
дети
должны
получать
надлежащее
возрасту
питание,
необходимые для развития движения игры,
игрушки;
слушать
развивающие
ум
рассказы,
а
с
пяти
лет
–
готовиться
к
будущим школьным занятиям.
2
М.Ф.
Квинтилиан
(35
– ок. 96).
-
придавал
большое
значение
природным
данным,
высоко
оценивал
природные
способности детей и не сомневался в том,
что
уже
в
раннем
возрасте
можно
определить
степень
способностей
(первые
признаки
ума
маленьких
детей
-
память,
быстрая и меткая, восприимчивость и т.д),
однако
полагал,
что
воспитанием
можно
достигнуть очень многого.
Средневековье
-
н а л и ч и е
д е т е й
составляет
достоинство
м у ж ч и н
и
с л а в у
государства;
- отец – главная фигура в
воспитании.
А. Августин
(354-430)
- главное место в воспитании должно занять
изучение Библии и христианской догматики,
а светские знания следует расценивать как
второстепенные и вспомогательные.
Иоанн
Златоуст
(354-407)
- "наставить душу и сформировать ум".
Василий
Кесарийский
(330-379)
-
лучшими
результатами
во спитания
признавались такие, когда молодой человек
уходил
от
мирской
жизни,
целиком
посвящая себя молитвам и посту
Возрождение
-
особая
роль
в
семье
отводится религиозному
воспитанию;
-
п р и о р и т е т
о т ц а
абсолютен.
Эразм
Роттердамский
(1469–1536)
- внутренний мир каждого ребенка уникален
и ценен;
- недопустимы насилия, как физические, так
и
психологические
по
отношению
к
маленькому человеку.
Томас Мор
-
развитие
врожденных
талантов
ребенка
посредством игр и активной созидательной
деятельности.
Леон
Баттиста
Альбе́
рти
(1404 -1472)
-
семья
-
главная
ячейка
общества,
от
которой зависит вся система нравственности
в обществе;
-
принцип
взаимоотношений
между
родителями и детьми преследует
главную
цель — укрепление семьи, её внутреннюю
гармонию
Джованни
Доминичи
(1356 – 1420)
-
«Воспитывай
детей
посредством
книг,
которые
могут
поучать
и
наставлять
их
божественному благу».
- «…следите, чтобы они усердно изучали
грамматику,
историю
и
право,
не
были
невежественными и беспамятными».
ХVII –ХVIII вв
-
семья
–
культурная
среда,
где
происходит
развитие
духовно сти
ребенка;
-
мать
уравнивается
в
воспитании
ребенка
с
отцом.
Я н
А м о с
Коменский
(1592-1670)
- родители должны учить детей "осторожно
и разумно управлять самим собой и всеми
в н е ш н и м и
и
в н у т р е н н и м и
с в о и м и
действиями,
касающимися
настоящей
жизни";
- предназначение родителей - заботиться о
детях, давать им возможность приобретать
"изящные культурные навыки и обучаться
всему, необходимому для жизни...".
3
Жан Жак Руссо
(1712 – 1778)
- в ребенке необходимо воспитать прежде
всего,
такие
черты,
которые
необходимы
любому
человеку,
независимо
от
его
социального
положения
и
занимаемой
должности. «Выходя из моих рук, - он не
будет…
ни
судьей,
ни
солдатом,
ни
священником:
он
будет
прежде
всего
человеком»;
- нужно научить ребенка выносить удары
судьбы, презирать богатство и нищету, жить
в любых условиях.
Джон Локк
(1632 –1704)
- воспитывать нужно не просто человека, а
джентльмена, умеющего «вести свои дела
толково
и
предусмотрительно»,
для
чего
должен
обладать
качествами
делового
ч е л о в е к а ,
а
т а к ж е
о т л и ч а т ь с я
«утонченностью в обращении». Джентльмен
д о л ж е н
п о л у ч и т ь физическое,
нравственное, умственное воспитание
ХVIII - ХIХ вв
-
ц е л ь
с е м е й н о г о
в о с п и т а н и я
-
оптимизация жизненных
шансов
детей
путем
п о л у ч е н и я
и м и
образования;
-
ответственность
за
образование перешла от
родителей к школе;
-
с н и ж е н и е
у р о в н я
влияниями родителей на
детей
Иоганн
Генрих
Песталоцци
(1746—1827)
-
воспитание
ребенка
должно
начаться
с
первого
дня
появления
его
на
свет:
«Час
рождения
ребенка
есть
первый
час
его
обучения».
Ф р а н ц
К а р л
Хоффман (1804-
1881)
- выделяет 3 техники, которыми пользуются
родители
при
во спит ании
детей
и
формировании
нравственности:
индукция
(объяснение,
почему
так
делать
нельзя),
применение
власти
(телесные
наказания,
моральные
унижения),
отказ
от
любви
(лишение
ребёнка
внимания
на
время
наказания)
К.Д.
Ушинский
(1824 – 1870)
- «Одна из первейших обязанностей всякого
г р а ж д а н и н а
и
о т ц а
с е м е й с т в а
—
приготовить из своих детей полезных для
общества граждан; одно из священных прав
человека, рождающегося в мире, — право на
правильное и доброе воспитание”.
Н.И.
Пирогов
(1810—1881)
-
первоначальное
семейное
воспитание
детей дошкольного возраста - это ступень, с
ко т о р о й
н ач и н а е т
ф о р м и р о в а т ь с я
нравственный
человек,
той
основой,
на
которой
строится
дальнейшее
школьное
образование.
4
ХХ – начало ХХI вв
- семья – первый субъект
воспитания человека;
-
р о д и т е л и
и м е ю т
преимущественное
право
на
воспитание
своих детей;
-
р е б е н о к
–
равноправный
участник
семейной системы
П.Ф.
Каптерев
(1849-1922)
-
доказал,
что
детский
сад
не
снимает
с
родителей
ответственности
за
воспитание
детей, так как они находятся в нём лишь
часть времени, проводя основную его часть
в семье.
А.С.
Макаренко
(1888 – 1939)
- семья должна быть коллективом, в котором
дети получают первоначальное воспитание
и
который,
наряду
с
учреждениями
общественного
воспитания,
влияет
на
правильное
развитие
и
формирование
личности ребенка.
Р.В.Овчарова
-
тип
семейного
воспитания
формирует
самооценку подростка и вносит изменения в
его личностное «Я».
Г.Г. Филиппова
- забота о детях, любовь к ним требуют не
только «мира и согласия» среди родителей,
н о
и
с в о б о д ы ,
п р о с т р а н с т в а
д л я
личностного
развития
и
одушевленной
социальной близости между ними.
О.А Карабанова
-
в а ж н а я
с о ц и а л ь н а я
функция семьи - воспитание подрастающего
поколения. С е м ь я рассматривается
как
институт первичной социализации ребенка.
Родительство
является
социокультурным
ф е н о м е н о м ,
х а р а к т е р и з у ю щ и м с я
определенной
системой
предписанных
культурой
и
обществом
норм
и
правил,
регулирующих
распределение
функций
у х о д а
и воспитания д е т е й
в семье,
содержание
ролей,
модели
ролевого
поведения
2.2 Современная семья, ее функции
Семья является
начальной
структурной
единицей
обще ства,
закладывающей основы личности.
Семья
–
одновременно
и малая
группа,
члены
которой
связаны
брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной
моральной
ответственностью,
и
социальный
институт
–
исторически
конкретная
система
взаимоотношений
между
супругами,
родителями
и
детьми,
социальная
необходимость
которой,
обусловлена
потребностью
общества в воспроизводстве населения.
5
Типология семьи определяется различными подходами к определению
основания для классификации, например:
• по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная
семья);
• по составу (семья неполная, простая, сложная);
• по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего
супружества, пожилая супружеская семья) и др.
Основные задачи семьи состоят в следующем:
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей
и уважительного отношения к старшим;
– научить
детей
полезным
прикладным
навыкам
и
умениям,
направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного
«я».
Современная
семья
—
это
хрупкий
организм,
который
постоянно
подвергается внешнему воздействию, как правило, отрицательному.
В
наше
время
семья
сталкивается
с
такими
проблемами,
как:
социальное расслоение общества, ухудшение состояния в сфере образования
и медицины; недостаточная помощь государства, изменение традиционных
ролей членов семьи,
Функции
современной
с емьи
о ст ают ся
т р а д и ц и о н н ы м и :
репродуктивная
(продолжение
рода),
хозяйственная,
воспитательная
(воспитание и развитие ребенка; воспитательное воздействие членов семьи
друг на друга); социальная (социализация ребенка, расширения его кругозора
и опыта); коммуникативная.
Следует учесть, что существует множество факторов, препятствующих
реализации функций семьи, например:
– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые
и др.);
– личностные
особенности
членов
семьи
(уровень
образования,
характер, определенное воспитание, интересы и пр.);
– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.
Каждая
семья
обладает
целым
комплексом
психологических
особенностей.
Но
общей
для
всех
семей
является,
как
правило,
ярко
выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая
степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей, крепкой
семьи.
Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои
функции,
если
в
ней
будут
гармонично
сочетаться
психологические
особенности
членов
семьи
всех
поколений,
благодаря
чему
они
смогут
заниматься формированием личности детей.
6
Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий,
которые ориентированы во всех направлениях – и от старших к младшим
членам семьи, и от младших к старшим.
2.3. Семейное воспитание
Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших
членов
семьи
с
младшими,
основанное
на
любви
и
уважении
личного
достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую
поддержку,
защиту
и
формирование
личности
детей
с
учетом
их
возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Педагогика
рассматривает воспитательную
функцию
семьи
в
современном обществе с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей
родителей,
взаимодействия
родителей
в
процессе
воспитания
детей
с
образовательными и другими учреждениями.
Каждая семья имеет воспитательный потенциал, т. е. совокупность
материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных,
эмоциональных возможностей, необходимых для воспитания детей.
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью
демократического
общества.
Семья
обязана
формировать
физически
и
психически
здоровую,
нравственную,
интеллектуально развитую личность,
готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.
Стиль
семейного
воспитания
— установки
и
соответствующее
поведение
родителей,
которые
не
связаны
именно
с
данным
ребенком, в характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
Стили
семейного
воспитания
определяются
на
основе
следующих
критериев:
— степень протекции и контроля;
— удовлетворенность потребностей ребенка;
— предъявляемые требования и способы общения с ним;
— применяемые санкции по отношению к ребенку;
—
степень
эмоциональной
отзывчивости
и
воспитательной
уве-
ренности родителей.
С у щ е с т в у ю т
р а з н ы е
п о д х о д ы
к
к л а с с и ф и к а ц и и стилей
взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два
стиля:
1) демократический,
который
характеризуется
высокой
степенью
вербального
общения
родителей
с
детьми,
включенностью
детей
в
обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти
на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;
2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в
поведении
ребенка
с
пониманием
смысла
этих
ограничений,
четкость
и
последовательность
требований
родителей
и
признание
ребенком
их
как
справедливых и обоснованных.
Существуют также разные типы взаимоотношений родителей и детей:
7
1) гиперопека – характеризуется постоянным ограждением ребенка от
каких-либо
забот,
усилий
и
трудностей,
принимая
их
на
себя.
Родители
ощущаю себя единым целым с ребенком. Ребенок воспринимается маленьким
и беззащитным, его самостоятельность ограничивается, в результате чего
ребенок вырастает инфантильным, безинициативным, эгоистичным;
2) диктат – подавление родителями инициативы и чувства собственного
достоинства
у
детей,
что
способствует
развитию
инфантилизма,
безинициативности. При этом может наблюдаться отвержение ребенка, когда
он считается плохим и вызывает у родителей злость и раздражение;
3) невмешательство – родители мало уделяют внимания детям, они как
бы вращаются на разных орбитах. Может наблюдаться гипопротекция, когда
ребенок находится на втором плане, до него у родителей «руки не доходят» и
игнорирование
потребностей,
когда
ребенку
не
только
не
уделяют
эмоционального и интеллектуального внимания, но и не удовлетворяют его
естественные потребности (ребенок может быть голоден, плохо одет и т. д.).
Дети вырастают самостоятельными, но эмоционально черствыми;
4) сотрудничество
–
характеризуется
включением
ребенка
в
совместную
жизнедеятельность,
посвящением
его
в
проблемы
и
задачи
семьи, совместное их. Ребенок принимается таким, какой он есть, родители
уважают его индивидуальность, одобряют интересы и замыслы. Родители
поощряют
его
инициативу
и
самостоятельность,
им
гордятся,
ценят
его
интеллектуальные
и
творческие
способности.
Семья
представляет
собой
сплоченный
коллектив,
в
котором
дети
чувствуют
свою
нужность
и
полезность, они знают, что их любят и всегда защитят.
Для
того
чтобы
воспитать
ребёнка,
мы,
прежде
всего,
говорим
о
создании определённых условий:
- совместный семейный быт;
- наличие семейных традиций;
- благоприятный эмоциональный климат семьи;
- общение и совместная деятельность;
- понимание и принятие ребенка;
- чувство долга и ответственности за воспитание детей;
-
педагогическая
культура
родителей
(умение
анализировать,
планировать,
организовывать
воспитательную
деятельность,
владение
основами психолого-педагогической грамотности; авторитет родителей);
- организация жизненного пространства ребенка.
Однако, мало найдётся сегодня семей, где все перечисленные условия
соблюдены.
Создав
определённые
условия,
можно
говорить
о
содержании
семейного
воспитания,
которое
направлено
на
формирование
базовой
культуры личности.
Составные компоненты семейного воспитания:
Физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает
правильную
организацию
распорядка
дня,
занятия
спортом,
закаливание
8
организма и т. д. Занятие физическими упражнениями, совместные прогулки
и
походы
объединяют
всех
членов
семьи
и
способствуют
укреплению
здоровья детей. В дружной, любящей семье, где все дорожат друг другом и
оказывают
внимание
и
поддержку,
у
ребенка,
как
правило,
хорошее
психическое здоровье.
Нравственное —
стержень
отношения,
формирующих
личность.
Воспитание
непреходящих
моральных
ценностей
—
любви,
уважения,
доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства,
долга. Нравственный багаж, с которым дети выйдут в жизнь, определяется
поведением родителей, тем, о чем и как говорят, какую систему ценностей
внушают детям с раннего детства.
Интеллектуальное —
предполагает
заинтересованное
участие
родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их
приобретения
и
постоянного
обновления. Подготовка ребенка к школе —
очень серьезный и ответственный момент в жизни семьи. С детьми надо
много
играть,
читать
книги,
использовать
развивающие
игры,
много
разговаривать и отвечать на все возникающие вопросы. Подготовка к школе
заключается не в том, чтобы научить детей читать и писать. Речь идет о
формировании положительной мотивации к учению в школе, воспитании
усидчивости, трудолюбия, укреплении воли и обучении доводить начатое
дело до конца. Без постоянной поддержки родителей ребёнку трудно будет
адаптироваться к школе.
Эстетическое – призвано развивать таланты и дарования детей или
просто
дать
им
представление
о
прекрасном,
существующем
в
жизни.
Ребенка с ранних лет надо приобщать к искусству, литературе, театру.
Трудовое —
закладывает
основу
их
будущей
праведной
жизни.
У
человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой»» жизни.
Ребёнок должен в меру своих сил и возможностей иметь поручения, помогать
членам
семьи,
овладевать
всеми
сторонами
семейной
жизни:
учиться
готовить, шить, стирать, убираться.
Методы, которыми пользуются родители для влияния на сознание и
поведение детей во многом зависит от их педагогической культуры, и несут
на себе яркий отпечаток личности родителей. К основным методам семейного
воспитания
можно
отнести
следующие:
убеждение,
личный
пример,
поощрение, наказание.
9
Заключение
Семейное воспитание – это упорядоченная целостная совокупность
компонентов,
взаимодействие
и
интеграция
которых
обусловливает
возможность
родителей
целенаправленно
и
эффективно
содействовать
развитию личности ребенка.
В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность
нормально
развиваться:
своевременно
усваивать
правила
общения
с
окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные
нормы
поведения,
формировать
личные
идеалы.
Отсутствие
семейного
воспитания
не
дает
возможности
ребенку
корректно
сформировать
собственные
жизненные
критерии,
выбрать
самостоятельную
линию
поведения.
В
неполных
семьях
чаще
всего
формируется
однобокое
восприятие мира и общественных, межличностных отношений. Семья как
субъект
педагогического
воспитания
несет
большую
ответственность
за
воспитание будущих полноценных членов общества.
К сожалению, результаты семейного воспитания невозможно увидеть
сразу. Это очень долгий процесс, требующий много физических и душевных
сил.
Но
результаты
обязательно
будут:
хорошие
или
плохие,
всё
будет
зависеть только от родительского вклада в дело воспитания. Результатами
могут быть: добрые отношения с ребенком на долгие годы, взаимопонимание,
взаимопомощи и взаимодоверие.
10