Напоминание

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


Автор: Свириденко Марина Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 173"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

эмоциональной

лексики

у

детей

старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема формирования лексики у старших дошкольников с общим

недоразвитием речи является актуальной в современной логопедии.

С каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием

речи.

Обозначенное

нарушение

является

одним

из

распространённых

и

поэтому требует наибольшего внимания и необходимости в изучении.

В

научной

литературе

неоднократно

поднималась проблема

формирования

эмоциональной

лексики у

детей,

имеющих

речевую

патологию

(Алтухова

Т.А.,

Бабина

Г.В.,

Грибова

О.Е.,

Чиркина

Г.В,

Шаховская С.Н. и др.)

В методической литературе разработаны практические рекомендации,

способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями

(Гаркуша Ю.Ф., Лалаева Р.И., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и др.), однако в

последнее

время

наиболее

актуальным

стал

вопрос

о

формировании

эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием

речи

(Кондратенко И.Ю.,

Дель С.В.,

Коновалова С.Н.,

Тверская О.Н.,

Янченко И.В. и др.)

Актуальность данной

темы

может

быть

представлена

следующими

аспектами:

-

кардинальные

экономические,

политические,

социальные

преобразования

и

процесс

глобализации

оказывают

на

современного

дошкольника

большое

влияние

и

подвергают

серьёзным

эмоциональным

испытаниям, что или тормозит развитие эмоциональной сферы дошкольника,

или искажает этот процесс;

-

программно-методическое

обеспечение

эмоционального

развития

дошкольников отстаёт от потребностей практики;

-наблюдения

за

дошкольниками

в

игре

и

повседневной

деятельности

показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость,

страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать

эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении

доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

слова,

выражающие

чувства,

переживаемые

самим

говорящим

или

другим лицом; слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или

с

положительной

или

с

отрицательной

стороны

всем

своим

составом,

лексически;

слова,

в

которых

эмоциональное

отношение

к

называемому

выражается не лексически, а грамматически, т.е. особыми суффиксами и

префиксами. (Галкина-Федорук Е.М.)

Эмоциональная лексика важна для старших дошкольников

тем, что

посредством её употребления они выражают субъективное отношение к тому

или иному предмету, той или иной ситуации, а также служит средством

выражения личных чувств и эмоций, что является немаловажным на данном

этапе их личностного развития. В силу того, что речь идёт о детях старшего

дошкольного возраста, зрелость и сформированность эмоциональной лексики

будет одним из немаловажных критериев готовности ребёнка к школе, и

успешности овладения им образовательной программы.

Предлагаем

игры

и

упражнения

по

формированию

эмоциональной

лексики у дошкольников.

Упражнения с использованием цветообозначения

На

столе

у

учителя-логопеда

лежит

пиктограмма

с

изображением

эмоции

радости

и

трехтональная

полоска

бумаги,

окрашенная

в

светло-

голубой, голубой, синий цвет.

Инструкция:

посмотреть

на

пиктограмму

и

определить,

какое

эмоциональное состояние она выражает. Обратить внимание на постепенное

насыщение цвета на полоске бумаги.

Таким

же

образом,

может

происходить

и

изменение

настроения.

Внимательно

посмотрите

и

скажите,

какой

человек

(радостный

-

еще

радостнее, самый радостный).

Игры на дифференциацию эмоциональных состояний

«Кубик эмоций»

Цели:

развитие

эмоциональной

сферы

дошкольников,

отработка

мимической

реакции,

передача

эмоций

через

вхождение

в

образ

героя-

персонажа, расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого

воображения.

1 вариант. Деревянный кубик (длина сторон 25Х25см, на каждой грани

которого изображено животное, насекомое или другие персонажи, например:

заяц, улитка, цыпленок, рыбка, котенок, бабочка. На месте «лиц» зверей,

насекомых, приклеены небольшие круглые зеркала.

Правила игры

Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение

своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт

различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая

бабочка, печальная улитка и т. д

.)

2 вариант

Взрослый или ребенок бросает кубик, на каждой грани которого

изображен лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети

изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее всех выполнит

задание, бросает кубик.

Коврик настроений

Конструктор

позволяет

собрать

портреты

людей

в

разном

эмоциональном состоянии. Познакомьте ребенка с лицами радостными и

печальными, удивленными и виноватыми. Обсудите с ним, как определить

состояние человека по лицу. Попросите, например, собрать лицо грустного

человека, а затем превратить его в радостного.

Артикуляционно-мимические упражнения.

Рекомендации

к

выполнению

комплекса

упражнений

артикуляционно-

мимической гимнастики.

Выполнять только перед зеркалом

Избегать сопутствующих движений

Выполнять

в

спокойном

темпе,

без

усилий,

стремясь

к

плавному

и

ритмическому выполнению

Упражнения для мышц лба:

Нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-А!».

Удивленно - радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»;

Упражнения для мышц глаз:

Зажмуриться – «распахнуть» глаза.

Поочередно закрывать и открывать глаза то правый, то левый глаз.

Озорно, со значением подмигивать.

Спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслаблять мышцы

век.

Упражнения для щек:

- Надувать щеки и втягивать щеки

- Пожевать- произнося «У О А Э И»;

- Перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щеки);

- «пополоскать рот» воображаемой водой;

Упражнения для губ:

Улыбнуться «И-И-И».

Сложить губы в трубочку «У-У-У»

Показать нижние, верхние зубы по очереди.

Упражнения для языка:

Положить язык на нижнюю губу, расслабить «пя-пя-пя».

Почистить зубы языком с внутренней и внешней стороны.

Изобразить:

Грозного владыку.

Лазутчика.

Кокетливую барышню.

Деревенского дурачка.

Игры на проявление интенсивности выражения эмоциональных состояний

«Обезьянка»

Цель:

учить

изображать

определенное

эмоциональное

состояние.

Инструкция: двум ребятам выйти в круг. Одному из них дается задание,

изобразит какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг,

удивление. Другому ребенку - «обезьянке» нужно повторить все движения

исполнителя. Постараться выполнить все точно, копировать все движения,

позы, выражения лица.

«Художник»

Цель: С помощью мимики учить изображать разные эмоциональные

состояния.

Инструкция: У каждого на столе стоит зеркало. Нужно представить,

что вы - художники, а потом посмотреть в зеркало и нарисовать того, кого вы

в нем видите. Для того чтобы художнику было понятнее, как этот человек

выглядит - изменим выражение лица. Изображаем на лице радость, грусть,

злость, испуг, удивление.

«На меня посмотри, что изменилось на лице, скажи»

Цель:

учить

изменять

с

помощью

мимики

выражение

лица.

Инструкция:

-

Выберем

ведущего.

Попросим

ведущего

сделать

веселое

выражение лица. Дети, посмотрите, какое лицо - веселое или грустное? Глаза

прищурены? Краешки губ подняты вверх или опущены вниз? И т.д. А теперь

закройте глаза, ведущий делает печальное (испуганное, удивленное) лицо.

Дети по команде открывают глаза.

-Что изменилось в выражении лица ведущего?

Ритмические упражнения на развитие интонационной выразительности.

прослушать

с

закрытыми

глазами

и

отстучать

по

подражанию

изолированные удары: !!,!!!,!!!!

отстучать по подражанию простые ритмы: ! !!;!!! !; !! !!

отстучать по подражанию сложные ритмы: ! !!! !; !! !!! !!; !!! !! !!!

отстучать по подражанию серии акцентированных ударов

(! Громкий удар, - тихий удар):!-,-!,!-,!!-,!-!-,-!!,!-!-!-,!!-!! - и т.п..

Игры на формирование умения различать эмоциональные оттенки.

«Какое настроение у ежика?»

Инструкция: я произнесу предложение, я - ежик (произносит грустно,

весело, испуганно, зло, удивленно). Ребята, угадайте, какое у меня

настроение? Покажите соответствующую картинку (пиктограмму).

«Какая маска говорит?»

Инструкция:

на доске, ребята, вы видите пять масок (пиктограмм),

которые

показывают

определенное

настроение:

радости,

грусти,

испуга,

удивления,

злости.

Я

произнесу

от

лица

масок

предложения,

а

вы

постарайтесь отгадать, какая маска говорит.

На этом этапе проводятся также игры, в которых детям предлагается

прослушать

одну

и

ту

же

фразу,

например

«Мама

пришла»,

но

произнесенную

с

различными

эмоциональными

оттенками.

При

этом

описываются

разнообразные

ситуации,

предшествующие

данной

фразе,

например:

Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень

скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и

воскликнул: «Мама пришла!».

Петя с другом увлекались играми. Они играли в конструктор, в прятки,

а

потом

решили

поиграть

в

приведений.

Ребята

разрисовались

красками, вырезали одежду из простыней. Вдруг раздался звонок, и

Петя с испугом сказал: «Мама пришла».

Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл

в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина

и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок в дверь, и он

с удивлением сказал: «Мама пришла» и т.п.

Тексты, с использованием прилагательных сравнительной степени

Жили–были три друга; Витя, Петя, Саша. Однажды пошли они гулять

по берегу моря. Ходили они, ходили, и вдруг Витя нашел красивую раковину

и был очень веселый. Петя увидел раковину и разноцветные камни и был еще

веселее, а Саша поймал морского ежа и был самый веселый.

Жили - были три щенка? Тили, Били, Гили. У них была хозяйка, ее

звали Таня. Девочка занималась рисованием, музыкой и плаванием, поэтому

она

поздно

приходила

домой,

а

щенки

ждали

ее

и

грустили.

Тили

был

грустный, Били- еще грустнее, а Гили-самый грустный.

В одной сказочной стране жили три колдуньи;

Кальда, Микальда

и Микаральда. Они варили колдовское зелье, чтобы усыпить все сказочное

королевство. Это были очень злые волшебницы. Кальда была злая, Микальда

-еще злее, аМикаральда - самая злая.

Однажды Вика, Маша и Света пошли в лес за грибами. Ходили они по

лесу и зашли далеко. Вдруг в кустах малины кто-то зашевелился. Вика была

испуганной, а Маша, еще испуганнее, но Света была самой испуганной.

В одном доме жили три друга: Витя, Петя и Дима. Однажды они пошли

погулять. На улице было тепло и светило солнышко. Вдруг они увидели, что

по дороге движется «живая шляпа». Витя был удивлен, Петя еще удивленнее,

а Дима был удивлен больше всех.

Упражнения с использованием слов-синонимов

«Я начну, а ты продолжи»

Инструкция: Я произнесу предложение, выделяя в нем какое-то слово,

а вы ребята подберите к этому слову слова-приятели, например:

Радостный мышонок бежал по дорожке.

Грустный слоненок гулял по арене.

Испуганный мальчик мчался домой.

«Замени слово»

Инструкция: Я произнесу предложение, а вы,

ребята, замените

повторяющееся слово на слово-приятель, например:

Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали (печальный).

Веселые ребята своими веселыми шутками развеселили самых невеселых

старушек (радостный).

В

новогоднюю

ночь

удивленные

мальчики

и

удивленные

девочки

бегали

вокруг наряженной елки (изумленный, потрясающий).

Злой волшебник со своим злым слугой и злым вороном полетели в злое

царство (недобрый, жестокий, потрясающий).

Образцы текстов со словами-синонимами

«На рыбалке» (радость)

Дмитрий с папой захотели порыбачить. Накопали они червей, взяли

удочки и пошли на речку. Дима насадил на крючок червяка и закинул удочку.

Вдруг поплавок начал опускаться в воду. Дима потянул удочку, а его папа

стал ему помогать. Они вытянули большого судака. Рыбалка удалась на

славу!

Рыбаки

сварили

на

костре

уху,

а

потом

веселые

...

(радостные)

отправились домой.

«Мышонок» (грусть)

Однажды пошел мышонок Тим гулять и слышит плач. Подошел Тим

поближе и увидел, что около кустика сидит маленький мышонок и плачет. Он

был очень грустный ... (печальный, унылый). Тим спросил у него, почему он

плачет. Маленький мышонок рассказал Тиму, что ему не с кем играть. Тим

улыбнулся и предложил маленькому мышонку дружить с ним.

«Гном - Бузя» (злость)

В

одном

сказочном

лесу

жил

гном

Бузя.

Он

был

очень

злой

...

(сердитый, недоброжелательный). У него была любимая игрушка юла, такой

не было ни у кого в сказочном лесу. В его домике лежали и другие игрушки,

которые он отбирал у маленьких детей. Однажды дети решили проучить

гнома и спрятали его любимую игрушку. Бузя очень разозлился. С тех пор все

злые (сердитые, недоброжелательные) гномики знают, как обидно терять

игрушки и больше не отбирают их у маленьких ребят.

«Лето» (испуг)

Летом Катя поехала к бабушке на дачу. У бабушки был большой огород,

и она попросила Катю сорвать там морковь, петрушку, кабачок. Катюша

побежала выполнять бабушкину просьбу. Вдруг раздался крик, и из огорода

выбежала испуганная (перепуганная, напуганная) Катя. Она увидела там

огромное страшное чучело и испугалась.

«Крокодил» (удивление)

Однажды Коля пришел домой, приоткрыл дверь и увидел, что его

дедушка принес крокодила. Коля очень удивился ... (поразился, изумился).

Мальчик стал наблюдать за ним. Дедушка сказал, что это не живой крокодил,

а игрушка. Коля и дедушка еще долго играли с крокодилом, и всем было

очень весело.

Упражнения с использованием слов-антонимов

Слова-антонимы: «веселый» и «грустный»

Инструкция:

Дети, посмотрите на картинки, на которых изображен

один и тот же мальчик, только в первом случае он веселый, а в другом -

грустный. Миша, назови, какой мальчик на первой картинке и на второй.

Дети составьте слова, которые дружат со словами веселый (веселый мальчик,

веселый щенок) и грустный (грустный Петя, грустная девочка). - А сейчас

давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я начну предложение, а вы

должны

подобрать

слово,

противоположное

по

значению

и

закончить

предложение. Например: мальчик веселый, а девочка ... (грустная); котенок

грустный, а щенок ... (веселый) и т.п.

- А сейчас вы сами придумайте предложения со словами веселый - грустный.



В раздел образования




Яндекс.Метрика