Автор: Свириденко Марина Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 173"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Раздел: дошкольное образование
Формирование
эмоциональной
лексики
у
детей
старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Проблема формирования лексики у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи является актуальной в современной логопедии.
С каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием
речи.
Обозначенное
нарушение
является
одним
из
распространённых
и
поэтому требует наибольшего внимания и необходимости в изучении.
В
научной
литературе
неоднократно
поднималась проблема
формирования
эмоциональной
лексики у
детей,
имеющих
речевую
патологию
(Алтухова
Т.А.,
Бабина
Г.В.,
Грибова
О.Е.,
Чиркина
Г.В,
Шаховская С.Н. и др.)
В методической литературе разработаны практические рекомендации,
способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями
(Гаркуша Ю.Ф., Лалаева Р.И., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и др.), однако в
последнее
время
наиболее
актуальным
стал
вопрос
о
формировании
эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи
(Кондратенко И.Ю.,
Дель С.В.,
Коновалова С.Н.,
Тверская О.Н.,
Янченко И.В. и др.)
Актуальность данной
темы
может
быть
представлена
следующими
аспектами:
-
кардинальные
экономические,
политические,
социальные
преобразования
и
процесс
глобализации
оказывают
на
современного
дошкольника
большое
влияние
и
подвергают
серьёзным
эмоциональным
испытаниям, что или тормозит развитие эмоциональной сферы дошкольника,
или искажает этот процесс;
-
программно-методическое
обеспечение
эмоционального
развития
дошкольников отстаёт от потребностей практики;
-наблюдения
за
дошкольниками
в
игре
и
повседневной
деятельности
показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость,
страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать
эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении
доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:
слова,
выражающие
чувства,
переживаемые
самим
говорящим
или
другим лицом; слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или
с
положительной
или
с
отрицательной
стороны
всем
своим
составом,
лексически;
слова,
в
которых
эмоциональное
отношение
к
называемому
выражается не лексически, а грамматически, т.е. особыми суффиксами и
префиксами. (Галкина-Федорук Е.М.)
Эмоциональная лексика важна для старших дошкольников
тем, что
посредством её употребления они выражают субъективное отношение к тому
или иному предмету, той или иной ситуации, а также служит средством
выражения личных чувств и эмоций, что является немаловажным на данном
этапе их личностного развития. В силу того, что речь идёт о детях старшего
дошкольного возраста, зрелость и сформированность эмоциональной лексики
будет одним из немаловажных критериев готовности ребёнка к школе, и
успешности овладения им образовательной программы.
Предлагаем
игры
и
упражнения
по
формированию
эмоциональной
лексики у дошкольников.
Упражнения с использованием цветообозначения
На
столе
у
учителя-логопеда
лежит
пиктограмма
с
изображением
эмоции
радости
и
трехтональная
полоска
бумаги,
окрашенная
в
светло-
голубой, голубой, синий цвет.
Инструкция:
посмотреть
на
пиктограмму
и
определить,
какое
эмоциональное состояние она выражает. Обратить внимание на постепенное
насыщение цвета на полоске бумаги.
Таким
же
образом,
может
происходить
и
изменение
настроения.
Внимательно
посмотрите
и
скажите,
какой
человек
(радостный
-
еще
радостнее, самый радостный).
Игры на дифференциацию эмоциональных состояний
«Кубик эмоций»
Цели:
развитие
эмоциональной
сферы
дошкольников,
отработка
мимической
реакции,
передача
эмоций
через
вхождение
в
образ
героя-
персонажа, расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого
воображения.
1 вариант. Деревянный кубик (длина сторон 25Х25см, на каждой грани
которого изображено животное, насекомое или другие персонажи, например:
заяц, улитка, цыпленок, рыбка, котенок, бабочка. На месте «лиц» зверей,
насекомых, приклеены небольшие круглые зеркала.
Правила игры
Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение
своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт
различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая
бабочка, печальная улитка и т. д
.)
2 вариант
Взрослый или ребенок бросает кубик, на каждой грани которого
изображен лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети
изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее всех выполнит
задание, бросает кубик.
Коврик настроений
Конструктор
позволяет
собрать
портреты
людей
в
разном
эмоциональном состоянии. Познакомьте ребенка с лицами радостными и
печальными, удивленными и виноватыми. Обсудите с ним, как определить
состояние человека по лицу. Попросите, например, собрать лицо грустного
человека, а затем превратить его в радостного.
Артикуляционно-мимические упражнения.
Рекомендации
к
выполнению
комплекса
упражнений
артикуляционно-
мимической гимнастики.
Выполнять только перед зеркалом
Избегать сопутствующих движений
Выполнять
в
спокойном
темпе,
без
усилий,
стремясь
к
плавному
и
ритмическому выполнению
Упражнения для мышц лба:
Нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-А!».
Удивленно - радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»;
Упражнения для мышц глаз:
Зажмуриться – «распахнуть» глаза.
Поочередно закрывать и открывать глаза то правый, то левый глаз.
Озорно, со значением подмигивать.
Спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслаблять мышцы
век.
Упражнения для щек:
- Надувать щеки и втягивать щеки
- Пожевать- произнося «У О А Э И»;
- Перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щеки);
- «пополоскать рот» воображаемой водой;
Упражнения для губ:
Улыбнуться «И-И-И».
Сложить губы в трубочку «У-У-У»
Показать нижние, верхние зубы по очереди.
Упражнения для языка:
Положить язык на нижнюю губу, расслабить «пя-пя-пя».
Почистить зубы языком с внутренней и внешней стороны.
Изобразить:
Грозного владыку.
Лазутчика.
Кокетливую барышню.
Деревенского дурачка.
Игры на проявление интенсивности выражения эмоциональных состояний
«Обезьянка»
Цель:
учить
изображать
определенное
эмоциональное
состояние.
Инструкция: двум ребятам выйти в круг. Одному из них дается задание,
изобразит какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг,
удивление. Другому ребенку - «обезьянке» нужно повторить все движения
исполнителя. Постараться выполнить все точно, копировать все движения,
позы, выражения лица.
«Художник»
Цель: С помощью мимики учить изображать разные эмоциональные
состояния.
Инструкция: У каждого на столе стоит зеркало. Нужно представить,
что вы - художники, а потом посмотреть в зеркало и нарисовать того, кого вы
в нем видите. Для того чтобы художнику было понятнее, как этот человек
выглядит - изменим выражение лица. Изображаем на лице радость, грусть,
злость, испуг, удивление.
«На меня посмотри, что изменилось на лице, скажи»
Цель:
учить
изменять
с
помощью
мимики
выражение
лица.
Инструкция:
-
Выберем
ведущего.
Попросим
ведущего
сделать
веселое
выражение лица. Дети, посмотрите, какое лицо - веселое или грустное? Глаза
прищурены? Краешки губ подняты вверх или опущены вниз? И т.д. А теперь
закройте глаза, ведущий делает печальное (испуганное, удивленное) лицо.
Дети по команде открывают глаза.
-Что изменилось в выражении лица ведущего?
Ритмические упражнения на развитие интонационной выразительности.
прослушать
с
закрытыми
глазами
и
отстучать
по
подражанию
изолированные удары: !!,!!!,!!!!
отстучать по подражанию простые ритмы: ! !!;!!! !; !! !!
отстучать по подражанию сложные ритмы: ! !!! !; !! !!! !!; !!! !! !!!
отстучать по подражанию серии акцентированных ударов
(! Громкий удар, - тихий удар):!-,-!,!-,!!-,!-!-,-!!,!-!-!-,!!-!! - и т.п..
Игры на формирование умения различать эмоциональные оттенки.
«Какое настроение у ежика?»
Инструкция: я произнесу предложение, я - ежик (произносит грустно,
весело, испуганно, зло, удивленно). Ребята, угадайте, какое у меня
настроение? Покажите соответствующую картинку (пиктограмму).
«Какая маска говорит?»
Инструкция:
на доске, ребята, вы видите пять масок (пиктограмм),
которые
показывают
определенное
настроение:
радости,
грусти,
испуга,
удивления,
злости.
Я
произнесу
от
лица
масок
предложения,
а
вы
постарайтесь отгадать, какая маска говорит.
На этом этапе проводятся также игры, в которых детям предлагается
прослушать
одну
и
ту
же
фразу,
например
«Мама
пришла»,
но
произнесенную
с
различными
эмоциональными
оттенками.
При
этом
описываются
разнообразные
ситуации,
предшествующие
данной
фразе,
например:
Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень
скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и
воскликнул: «Мама пришла!».
Петя с другом увлекались играми. Они играли в конструктор, в прятки,
а
потом
решили
поиграть
в
приведений.
Ребята
разрисовались
красками, вырезали одежду из простыней. Вдруг раздался звонок, и
Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл
в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина
и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок в дверь, и он
с удивлением сказал: «Мама пришла» и т.п.
Тексты, с использованием прилагательных сравнительной степени
Жили–были три друга; Витя, Петя, Саша. Однажды пошли они гулять
по берегу моря. Ходили они, ходили, и вдруг Витя нашел красивую раковину
и был очень веселый. Петя увидел раковину и разноцветные камни и был еще
веселее, а Саша поймал морского ежа и был самый веселый.
Жили - были три щенка? Тили, Били, Гили. У них была хозяйка, ее
звали Таня. Девочка занималась рисованием, музыкой и плаванием, поэтому
она
поздно
приходила
домой,
а
щенки
ждали
ее
и
грустили.
Тили
был
грустный, Били- еще грустнее, а Гили-самый грустный.
В одной сказочной стране жили три колдуньи;
Кальда, Микальда
и Микаральда. Они варили колдовское зелье, чтобы усыпить все сказочное
королевство. Это были очень злые волшебницы. Кальда была злая, Микальда
-еще злее, аМикаральда - самая злая.
Однажды Вика, Маша и Света пошли в лес за грибами. Ходили они по
лесу и зашли далеко. Вдруг в кустах малины кто-то зашевелился. Вика была
испуганной, а Маша, еще испуганнее, но Света была самой испуганной.
В одном доме жили три друга: Витя, Петя и Дима. Однажды они пошли
погулять. На улице было тепло и светило солнышко. Вдруг они увидели, что
по дороге движется «живая шляпа». Витя был удивлен, Петя еще удивленнее,
а Дима был удивлен больше всех.
Упражнения с использованием слов-синонимов
«Я начну, а ты продолжи»
Инструкция: Я произнесу предложение, выделяя в нем какое-то слово,
а вы ребята подберите к этому слову слова-приятели, например:
Радостный мышонок бежал по дорожке.
Грустный слоненок гулял по арене.
Испуганный мальчик мчался домой.
«Замени слово»
Инструкция: Я произнесу предложение, а вы,
ребята, замените
повторяющееся слово на слово-приятель, например:
Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали (печальный).
Веселые ребята своими веселыми шутками развеселили самых невеселых
старушек (радостный).
В
новогоднюю
ночь
удивленные
мальчики
и
удивленные
девочки
бегали
вокруг наряженной елки (изумленный, потрясающий).
Злой волшебник со своим злым слугой и злым вороном полетели в злое
царство (недобрый, жестокий, потрясающий).
Образцы текстов со словами-синонимами
«На рыбалке» (радость)
Дмитрий с папой захотели порыбачить. Накопали они червей, взяли
удочки и пошли на речку. Дима насадил на крючок червяка и закинул удочку.
Вдруг поплавок начал опускаться в воду. Дима потянул удочку, а его папа
стал ему помогать. Они вытянули большого судака. Рыбалка удалась на
славу!
Рыбаки
сварили
на
костре
уху,
а
потом
веселые
...
(радостные)
отправились домой.
«Мышонок» (грусть)
Однажды пошел мышонок Тим гулять и слышит плач. Подошел Тим
поближе и увидел, что около кустика сидит маленький мышонок и плачет. Он
был очень грустный ... (печальный, унылый). Тим спросил у него, почему он
плачет. Маленький мышонок рассказал Тиму, что ему не с кем играть. Тим
улыбнулся и предложил маленькому мышонку дружить с ним.
«Гном - Бузя» (злость)
В
одном
сказочном
лесу
жил
гном
Бузя.
Он
был
очень
злой
...
(сердитый, недоброжелательный). У него была любимая игрушка юла, такой
не было ни у кого в сказочном лесу. В его домике лежали и другие игрушки,
которые он отбирал у маленьких детей. Однажды дети решили проучить
гнома и спрятали его любимую игрушку. Бузя очень разозлился. С тех пор все
злые (сердитые, недоброжелательные) гномики знают, как обидно терять
игрушки и больше не отбирают их у маленьких ребят.
«Лето» (испуг)
Летом Катя поехала к бабушке на дачу. У бабушки был большой огород,
и она попросила Катю сорвать там морковь, петрушку, кабачок. Катюша
побежала выполнять бабушкину просьбу. Вдруг раздался крик, и из огорода
выбежала испуганная (перепуганная, напуганная) Катя. Она увидела там
огромное страшное чучело и испугалась.
«Крокодил» (удивление)
Однажды Коля пришел домой, приоткрыл дверь и увидел, что его
дедушка принес крокодила. Коля очень удивился ... (поразился, изумился).
Мальчик стал наблюдать за ним. Дедушка сказал, что это не живой крокодил,
а игрушка. Коля и дедушка еще долго играли с крокодилом, и всем было
очень весело.
Упражнения с использованием слов-антонимов
Слова-антонимы: «веселый» и «грустный»
Инструкция:
Дети, посмотрите на картинки, на которых изображен
один и тот же мальчик, только в первом случае он веселый, а в другом -
грустный. Миша, назови, какой мальчик на первой картинке и на второй.
Дети составьте слова, которые дружат со словами веселый (веселый мальчик,
веселый щенок) и грустный (грустный Петя, грустная девочка). - А сейчас
давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я начну предложение, а вы
должны
подобрать
слово,
противоположное
по
значению
и
закончить
предложение. Например: мальчик веселый, а девочка ... (грустная); котенок
грустный, а щенок ... (веселый) и т.п.
- А сейчас вы сами придумайте предложения со словами веселый - грустный.