Автор: Климкова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Рязань Рязанская область
Наименование материала: Проект Делимость чисел
Тема: Проектная деятельность в учебном процессе
Раздел: среднее образование
Проект по теме:
«Делимость чисел».
Участники проекта
Обучающиеся 6 «А» класса
МБОУ «Школа №62» г. Рязани.
Руководитель – учитель математики Л. Н.
Климкова
Цель проекта –
развитие ключевых компетенций
обучающихся.
1 Учебный предмет, в рамках которого осуществляется проект – математика.
2 Участники проекта – учащиеся 6 «А» класса.
3 Тип проекта – информационный.
4 Заказчик проекта - учитель математики Климкова Л.Н.
5 Оборудование: экран, проектор, компьютер, интернет.
6 Предполагаемый продукт- проектная папка, внеклассное мероприятие,
презентация.
Задачи проекта:
1 Познакомиться с историей делимости чисел
2 Узнать какие были признаки делимости чисел
3 Биографии математиков,
отрывших признаки делимости чисел.
4 Решение логических задач.
Этапы работы над проектом:
1.Целеполагание (выбор темы, выявление проблем).
2. Планирование (перечень основных мероприятий, составление графика
работы)
3. Выбор методов проверки (определение методов проверки, источников
информации).
4. Выполнение (работа с информацией, составление и решение задач,
оформление проекта, презентации).
5. Защита проекта (общественная презентация проекта, оценка
коллективной деятельности).
План выполнения работ
№
Вид деятельности
Ответственные
сроки
1
Формирование групп.
Выбор темы.
Определение проблем.
Учитель.
Руководители групп.
10.09-17.09
2
Составление плана проекта.
Распределение заданий.
Учитель
17.09-25.09
3
Работа с источниками.
Составление и решение математических задач.
Учащиеся
25.09-02.10
4
Сдача на проверку черновиков.
Оформление и решение задач.
Учитель.
Руководители
Групп.
02.10-09.10
5
Устный отчёт о проделанной работе.
Оценка результатов деятельности.
Учитель.
Руководители
групп.
09.10-18.10
6
Подготовка к защите проекта.
Оформление проектной папки.
Создание презентации.
Учитель.
Руководители
групп. Учащиеся.
18.10-23.10
7
Защита проекта. Оценка деятельности учащихся.
Учитель.
Руководители
групп. Учащиеся.
25.10
Группы учащихся, работающих над проектом.
1 группа – Историки
1.Коломийцева Кира.
2.Пинчук Артём.
3. Романова Настя.
4. Трошина Ева.
2 группа – Учёные теоретики
Башлыкова Даша
Гололобов Максим
Задубровская Полина
Самохвалова Кира
Шацких Ирина
Синяев Иван
3 группа – Учёные – практики
1.Боронихина
2. Дежина Ульяна
3.Корнюшин Михаил
4.Куликов
5.Кушназарова Софья
6.Лемешев Иван.
7. Митина Анна
8. Савина Катерина
9. Чевин Олег
10 Филин Денис
11. Климантов Никита
12. Храпова Александра
13. Пикалов Константин
Отчёт группы учёные – теоретики.
Признак делимости на 10.
*Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то это число делится нацело на
10.
* Если запись натурального числа оканчивается любой цифрой, отличной от 0, то число не
делится на 10.
Признак делимости на 2.
Если запись натурального числа оканчивается чётной цифрой, то это число делится нацело
на 2.
Если запись натурального числа оканчивается нечётной цифрой, то это число не делится
нацело на 2.
Признак делимости на 5.
Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 или 5, то это число делится нацело
на 5.
Если запись натурального числа оканчивается любой другой цифрой отличной от 0 или 5, то
это число не делится нацело на 5.
Признак делимости на 9.
Если сумма цифр числа делится нацело на 9, то и само число делится нацело на 9.
Если сумма цифр числа не делится нацело на 9, то и само число не делится нацело на 9.
Признак делимости на 3.
Если сумма цифр числа делится нацело на 3, то и само число делится нацело на 3.
Если сумма цифр числа не делится нацело на 3, то и само число не делится нацело на 3.
Другие признаки делимости.
*Признак делимости на 6.
Так как 6=2∙3, то к делимому необходимо одновременно применить
Признаки делимости на 2 и на 3
*Признак делимости на 15.
Так как 15=3∙5, то к делимому необходимо применить признаки делимости на 3 и на 5.
*Признак делимости на 18.
Так как 18=2∙9, то к делимому необходимо применить признаки делимости на 2 и на 9.
*Признак делимости на 30.
Так как 30=3∙10, то к делимому необходимо применить признаки делимости на 3 и на 10
*Признак делимости на 4 (m=n∙100+a)
Делимость данного числа на 4 зависит только от делимости на 4 числа, записанного его двумя последними цифрами.
*Признак делимости на 8 (m=n∙1000+a)
Делимость данного числа на 8 зависит только от делимости на 8 числа, записанного его тремя последними
цифрами.
Учёные практики. Решение задач.
Дежина У.
Сложите из шести спичек четыре равносторонних треугольников со стороной, равной
длине одной спичке.
Решение: Это трёхмерный объект. Спички надо поставить в форме тетраэдра
Корнюшин М.
В клетках таблицы размером 3×3 стоят нули. Разрешается выбрать любой квадрат
размером 2×2 клетки и увеличить числа во всех его клетках на единицу. Можно ли после
некоторых таких операций получить таблицу:
4
6
5
7
18
9
6
10
7
В центре таблицы стоит число 18, значит всего было
проведено 18 операций. Но так как сумма чисел по углам
квадрата равна 4+5+7+6=22, то было проведено 22 операции,
следовательно, получить данную таблицу нельзя.
Филин Д.
В чемпионате страны по футболу принимают участие 16 команд, каждая из которых имеет
свой стадион. Все команды должны сыграть между собой, причём в каждом туре проводятся
8 игр. Можно ли составить расписание туров так, чтобы каждая команда по очереди играла
на своём стадионе и на стадионе соперника?
Решение: Допустим, что это возможно. Тогда в первом туре команды разобьются на хозяев и
гостей. В каждом туре они будут меняться местами. То есть все хозяева будут становится
гостями, а гости хозяевами. Но в таком случае две любые команды из множества хозяев или
гостей никогда не сыграют между собой.
Храпова Александра.
Простое число, большее 1000, поделили на 6. Чему может быть равным остаток?
Решение: Остаток может быть равен 1 или 5.
Климантов Никита
Найдите все пары простых чисел, разность которых равна 17.
Решение: 2 и 19.
Лемешев Иван.
Шахматный конь начинает свой маршрут в левом нижнем углу доски, а заканчивает его в
правом верхнем углу. Может ли конь при этом побывать на всех полях доски по одному
разу?
Решение: Нет, так как конь должен сделать 63 хода, то на последнем ходе он попадёт на
белое поле доски, а противоположное поле – тёмное.
Кушназарова С.
Из 156 жёлтых, 264 белых и 390 красных роз составляли букеты. Какое наибольшее
количество одинаковых букетов можно составить, если необходимо использовать все
цветы?
Решение: Разложим на множители: 156=∙3∙13; 234=2∙∙13; 390=2∙3∙5∙13
НОД(156;234;390) =2∙3∙13=78.
Митина А.
Барон Мюнхгаузен рассказывал, что он разрезал арбуз на четыре части, а после того, как
его съели, осталось пять корок. Может ли такое быть, если корки не ломать?
Решение: Это можно сделать, прорезав арбуз насквозь и сверху и снизу вырезать,
например, цилиндр – он будет иметь 2 корки (сверху и снизу). Далее оставшуюся часть
арбуза разрезать на 3 части, что даст ещё 3 корки.
Боронихина Валерия.
В ящике лежит меньше 80 мандаринов. Известно, что их можно разделить поровну между
двумя, тремя или пятью детьми, но нельзя разделить поровну между четырьмя детьми.
Сколько мандаринов лежит в ящике?
Решение. Н.О.К (2; 3; 5) =2∙3∙5=30 мандаринов.
Куликов Артём.
Готовя подарки к Новому году, члены родительского комитета 6 класса увидели, что
имеющиеся конфеты можно разложить поровну по 15 штук или по 20 штук в один подарок.
Сколько было конфет, если известно, что их было больше 600 и меньше 700?
Решение: Разложим на множители: 15=3∙5, 20=∙5,
Число конфет кратно НОК(15;20) =60. Значит их было 660=11∙60 (600<х<700)
Чевин О.
После того как кусок мыла, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда,
использовали для стирки семь раз. его длина, ширина и высота уменьшились вдвое. На
сколько стирок хватит оставшегося куска мыла?
Решение. Найдём, во сколько уменьшился объём мыла: 2∙2∙2=8 раз. Объём мыла
уменьшился в 8 раз, следовательно, осталось мыла. мыла истратили за 7 стирок.
Следовательно, оставшегося хватит на 1 стирку.
Савина Катерина
На чудо-дереве садовник вырастил 85 бананов и 70 апельсинов. Каждый день он срывает
два плода, и сразу на дереве вырастает один новый. Если садовник срывает два
одинаковых фрукта, то вырастает апельсин, а если два разных – то банан. Каким окажется
последний фрукт на этом дереве?
Решение: Рассмотрим три случая:
1) Садовник срывает банан и апельсин, вырастает банан, количество бананов не
изменяется.
2) Садовник срывает 2 банана, вырастает апельсин, количество бананов уменьшает на 2.
3) Садовник срывает 2 апельсина, вырастает апельсин, количество бананов не изменяется.
Таким образом, количество бананов всегда останется нечётным. Значит, их не может быть 0.
Так что останется банан.
Подведение итогов работы над
проектом.
Познакомились с историей возникновения теории о делимости чисел.
Изучили новые признаки делимости чисел, которых нет в учебнике.
Узнали биографии учёных –математиков, которые внесли большой вклад в
развитие теории о делимости чисел.
Научились решать логические задачи с применением делимости чисел.