Напоминание

"Первые шаги работы с младшим хором"


Автор: Матюшкина Ольга Вячеславовна
Должность: преподаватель, хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Рязанская обл.,Скопинский район,д.Шелемишевские Хутора.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Первые шаги работы с младшим хором"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Мало - Шелемишевская детская школа искусств» муниципального образования -

Скопинский муниципальный район

Преподаватель

Матюшкина О.В.

2017 г

Методическая разработка

на тему: «Первые шаги работы с младшим хором»

«Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа,

ничто не отрешает его от земли и уз телесных, как пение…»

Святитель Иоанн Злато-

уст

Хоровое пение - из древнейших искусств. Это богатые возможности, надежные

пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному совершен-

ствованию, к устремленному движению к высотам духовности.

Детский хор - особая, драгоценная ветвь хорового исполнительства, более ка-

мерная по масштабу звучания, но зачастую более эмоционально открытая, искренняя.

Главнейшая из первоначальных задач хормейстера – суметь зажечь, «заразить» каждо-

го ребенка желанием овладеть языком музыки, желанием трудиться ради нее. Вокаль-

ное воспитание в хоре - важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Руководи-

тель хора выступает в роли волшебника, который без слов, а только с помощью жеста

(и мимики) может управлять всем певческим процессом и процессом создания самой

музыки. Подготовленность

руководителя является основным условием правильной

постановки вокального воспитания для занятий пением с младшими школьниками. На-

ряду с коллективной вокальной работой, педагог применяет индивидуальный подход к

хористам, следя за вокальным развитием каждого из них.

Большое значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание.

Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а

значит интереса и трудолюбия. Пению необходимо учиться терпеливо и настойчиво,

как любому искусству.

Детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а,

следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском воз-

расте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении правильном в вокальном

отношении. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артику-

ляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.

Для того чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходи-

мо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки, к которым относятся:

1.Певческая установка

Умение правильно сидеть, стоять, вести себя на хоровом занятии, очень важно

для эффективной хоровой работы. Кроме того, от положения корпуса и головы во

многом зависит правильное звукообразование. Положение, которое должен принять

певец перед началом пения (подтянутое положение корпуса, но не напряженное, с рас-

правленными плечами и спиной, прямое свободное положение головы, устойчивая

опора на обе ноги, свободные руки) Дошкольники и младшие школьники не в состоя-

нии долго пребывать в одном положении, поэтому чередуем пение стоя и сидя, а , кро -

ме того придумываем другие виды двигательной деятельности. Например, хлопаем

ритмический рисунок исполняемого произведения, рукой показываем направление

движения мелодии и т. д.

2.Дирижерский жест

Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижерских жестов:

Внимание

Дыхание

Начало пения

Окончание пения

Менять по руке дирижера силу звука, темп, штрихи

Дыхание и паузы

Протяженность звука

Для того чтобы дети быстро привыкли к необычному способу общения, в процес-

се занятий приходится часто «хитрить». Например, показать вдох, а рука замирает в

воздухе. Невнимательные ребята начнут петь и тут же заметят, что остались в одиноче-

стве. В следующий раз, уже не попадутся на такую уловку. Или, последний звук песни

тянем долго-долго, пока хватает дыхания, отмечая тех, кто «понимает» этот жест. Мож-

но, чуть позже делать такие неожиданные остановки-ферматы посередине произведе-

ния, можно прервать пение и продолжить, показать неожиданную динамику и штрихи.

Детям весело, смешно, но цель достигается – они внимательны.

3.Певческое дыхание

Один из важнейших компонентов в вокальном воспитании. Правильное дыхание

не только способствует хорошему звукообразованию, точному интонированию, но и

играет первостепенную роль в выразительности исполнения. Фиксация момента вдоха

(без участия плеч), его задержки и соответствующего выдоха, умение распределять

свое дыхание на фразу, активность дыхательного процесса – постоянная забота хор-

мейстера с самого первого занятия. В этом нам, могут помочь, упражнения из дыха-

тельной гимнастики А. Н. Стрельниковой «Ладошки» стоим прямо, показывая ладо-

шки. При этом руки до локтя опушены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладо-

шки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Де-

лаем четыре кратких шумных вдохов носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыха-

ем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов 3-5 секунд отдыхаем. Упраж-

нения «Погонщики», «Насос» и д. р. и системе Д. Огородного «Понюхать цветок».

Упражнение, короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный вы-

дох со счётом. При каждом повторении выдох удлиняется благодаря увеличению ряда

цифр и постепенному замедлению темпа. Немного позже, овладевать техникой цепно-

го дыхания, а как же дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и

между фразами.

4. Звукообразование

Стремление к напевному звуку, кантилене должно стать постоянной заботой

хормейстера. Текучему, льющемуся, плавному пению будут способствовать и хорошее

владение дыханием, и грамотная подача слова, и, главное правильно подобранный ре-

пертуар. Основой репертуара детского хора должна стать музыка лирическая, протяж-

ная, мечтательная. Первыми такими сочинениями могут стать колыбельные песни.

Например, русские народные песни «Котик», «Не летай, соловей», «Котя, котенька -ко-

ток», колыбельные в обработках А. Лядова, Ю. Слонова и др. Красивому вокальному

пению очень способствуют произведения с распеванием слогов. Например, прекрасная

колыбельная В. Калинникова «Котик». Простой напев, состоящий всего из пяти нот в

диапазоне квинты, ведет гибкую , кружевную мелодию. Слоги распеваются на две, три

и даже четыре ноты. Гласные буквы в распевах постоянно чередуются: удобные «а»,

«я», «о». Сменяются более сложными «у», «е», «и». Исполнение подобных сочинений

не простая задача для малышей. Но, постепенно совершенствуя свое мастерство, им

необходимо научиться протягивать гласные, плавно, без посторонних призвуков.

Зву-

кообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звон-

ким и легким, дети должны петь без крика и напряжения. Большое значение имеет ак-

тивная работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким

язычком)

5. Дикция

Формирование навыка ясного и четкого произношения согласных, навыка актив-

ной работы артикуляционного аппарата. Стараться научить детей певческой дикции,

объясняя им, что надо петь произведение так, чтобы слушатели могли понять, о чем в

нем поется, показывая, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей

дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкаль-

ного образа песни. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется ис-

пользовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, речевые заряд-

ки.

Например:

«День денек, денек, денек. Сел комарик на дубок»

«Андрей-воробей, не гоняй голубей»

«От топота копыт, пыль по полю летит»

«Мы перебегали берега, перебегали берега» и др.

6. Строй, ансамбль

Хоровой унисон - одна из самых сложных проблем молодого певческого коллек-

тива. Для налаживания настоящего унисона требуется и единая манера пения, и уме-

ние хорошо слышать не только себя, но и певцов-соседей и максимальный ансамбль

( динамический, темповой, ритмический, орфоэпический, вокальный и т.д.) В реперту-

аре Среднего хора половина сочинений на один голос или с преобладанием одноголо-

сия. Следует добиваться точного интонирования каждого из певцов. Основная причина

фальшивого пения детей чаще всего кроется в плохой координации между голосом и

слухом. Главной предпосылкой для налаживания координации является полная эмоци-

ональная раскрепощенность, свобода и активность пения. Поэтому большая часть пер -

вых песен должна носить яркий, радостный характер. Например, русские народные

песни «Дон – дон» «Дождик» «Ворон» «Ладушки». Зарубежные, «Два кота» «плясо-

вая» «Чудак». Активность звукоизвлечения будет способствовать и активному дыха-

тельному процессу, что так же отразиться на чистоте интонации ребенка. С самых пер-

вых занятий нужно учить детей умению слушать и слышать. На начальном развитии

этого навыка больше подойдут произведения тихие ,нежные, когда забота о красоте

мелодии, будет обуславливать и пристальное внимание к интонации. Например, про-

стые лирические народные песни «Не летай соловей», «Вставала ранешенько», «Пере-

пелочка», «Где ты, колечко?». Особенно внимательно следует отнестись к умению де-

тей точно попадать на первый звук произведения. Для этого в момент вдоха и задерж-

ки нужно научиться слышать высоту будущего звучания, вырабатывать навык так на-

зываемого предслышания первой ноты. Не менее важно и исполнение последнего зву-

ка песни. Важным моментом для приобретения устойчивых навыков интонирования в

младшем хоре является исполнение песен в удобной тесситуре и ограниченном диапа-

зоне. Примарная зона квинтовых отрезок диапазона (ми - си)- оптимальная звуковая

среда для малышей. Налаживанию точности интонации и овладению первоначальны-

ми навыками большую пользу принесут так называемые песни - попевки. Их мелоди-

ческая простота, лаконичность изложения и игровой характер помогут «настроить» го-

лос, слух и внимание детей, дадут необходимый эмоциональный «тонус» хоровому за-

нятию.

Заключение:

Большая и увлекательная работа ожидает хормейстера занимающегося с детьми.

Предстоит преодолеть много трудностей, многому придется научиться самому, чтобы

найти ответы на кажущиеся такими простыми вопросы:

- Как научить маленьких певцов слушать и вслушиваться, ценить и чувствовать, пони-

мать и осознавать?

- Как сделать детские голоса послушными и красивыми?

- Как открыть перед ними волшебный мир музыки так, чтобы он стал любимым на всю

жизнь?

И наконец, главный вопрос: Как создать по-настоящему художественный дет-

ский коллектив?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но всегда следует помнить,

что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обуче-

ния (развитие музыкальных способностей, голосового аппарата, певческих навыков,

грамотности), музыкального воспитания(сознательное отношение к искусству, лю-

бовь к музыке, пению)и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет

полноценно развиваться хору и максимально раскрываться способностям каждого ре-

бенка.

Хоровое занятие с маленькими детьми должно быть занимательным действом,

увлекательной игрой со сменой темпа, настроения, приемов, видов деятельности. Та-

кое занятие будет поддерживат в детях ощущение праздника, не даст расслабиться, на

нем дети не будут скучать, а, следовательно, и уставать. После такого занятия они бу -

дут уходить домой окрыленные и с нетерпением ждать следующей встречи с Музыкой!

Учебная и методическая литература

1.

Стулова Г. Хоровой класс: «Теория и практика работы в детском хоре».1988

2.Соколов В. Г. «Работа с хором».2-е издание. - М.,1983

3.Чесноков П. Г. «Хор и управление им». - М.,1961

4.Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., 1987

5.Б.И.Куликов, Н.В. Аверина «Золотая библиотека педагогического репертуара»

6.И. Роганова «Современный хормейстер». Сборник статей «Развитие традиций. Но-

вые тенденции. Опыт работы» Москва «Композитор» 2013 год.

7. А.Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика».

8. Самарин В.А. «Хороведение» – М., 2000 23.



В раздел образования




Яндекс.Метрика