Автор: Онопченко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад
Населённый пункт: Чукотский Автономный Округ город Билибино
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность».
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность».
Воспитывают все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
Результат образовательно-воспитательного процесса в дошкольном
учреждении напрямую зависит, насколько слаженно функционирует
модель "Ребенок-родители-воспитатель". От совместной работы родителей
и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных
результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных
действиях детского сада и семьи, при условии развития интереса
родителей к вопросам воспитания.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад место, где только присматривают за
детьми пока родители на работе. Некоторые родители не участвуют в
жизни группы (не посещают родительские собрания, не участвуют в
оформлении помещения группы, не участвуют в благоустройстве и
озеленении участка, в создании снежных поделок). И мы, педагоги, очень
часто испытываем трудности по этой причине. Как сложно бывает
"достучаться" до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что
ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ними,
научить их думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Для организации работы по взаимодействию с семьей я начинала с
анализа
социального
состава
родителей,
их
настроя
и
ожиданий
от
пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных
бесед на эту тему помогло мне правильно выстроить работу с родителями,
сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с
семьей.
Мои принципы взаимодействия с родителями:
Доброжелательный
стиль
общения.
Общаюсь
с
родителями
ежедневно, и именно от нас зависит, какое будет отношение семьи к нам.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и
в
работе
с
семьей.
Общаясь
с
родителями,
мы
чувствуем
ситуацию,
настроение
мамы
или
папы.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое
умение
успокоить
родителя,
посочувствовать
и
вместе
подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Традиционные формы работы с родителями (беседы,
собрания,
у г о л к и )
д а ю т
м а л ы й
р е з у л ь т а т.
Я
р е ш и л а ,
ч т о
н у ж н ы
новые нетрадиционные формы д л я
с б л и ж е н и я
д е т е й , родителей,
педагогов.
Опираясь на многолетний опыт, я вела поиск и внедряла
нетрадиционные формы и методы работы.
Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком
светлые воспоминания детства». И хорошо, если эти воспоминания не
отрывочные (купили куклу, ел вкусное мороженое…). Хорошо, если
ребенок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие
семейные традиции. Он их, конечно, постарается перенести в свою семью.
Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года,
становятся нормой поведения и добрыми привычками. В народе говорят:
«Привычка – вторая натура». И это, конечно, так.
Добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную
жизнь, в том числе и детскую. Существуют традиции, в которые пока не
вовлечен дошкольник в силу своего возраста.
Мы предлагаем родителям делать семейной традицией походы и
всяческого рода «вылазки» на природу. Родителям мы советуем очень
вдумчиво подойти к такого рода экскурсиям: чтобы было интересно и
родителям, и детям.
Субботы и воскресенья даны человеку для того, чтобы он отдыхал
вместе со своей семьей. В этом плане горячо агитируем за экскурсии по
городу. Чем больше экскурсий, тем больше знаний и впечатлений у
дошкольников. Предлагаем примерную тематику экскурсии в пределах
города:
- в детские театры;
- в музеи;
- в зоопарк;
- в цирк;
- к красивым архитектурным зданиям;
- к водоемам;
- в рощи и леса и т. д.
После всех экскурсий хорошо иметь собственные фотографии,
которые всегда будут напоминать детям приятный досуг с родителями.
Советуем родителям знакомить детей с народными приметами, они
помогают запоминать, сравнивать, помогают делать выводы и правильно
понимать некоторые природные закономерности.
Решать логические задачки, составленные кандидатом педагогических
наук Н.Ярышевой.
Например. Коля с Витей играли на участке детского сада и
одновременно увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
- Давай поймаем ее, - попросил Витя, - покажем всем, какая она
красивая.
- Нельзя ловить бабочек, - сказал Сережа.
Кто из мальчиков был прав?
Вывод: В нашей стране есть закон об охране животных. Ловить и
уничтожать насекомых так же нельзя, как и вылавливать птиц, зверей.
Бабочка – очень полезное и хорошее насекомое. Она ловит в воздухе мух,
комаров, мошек, которыми питается. Сережа правильно остановил
товарища.
Предлагаем по возможности в домашних условиях:
- завести 1-2 растения (дети поливают, моют, черенкуют их. Отростки
можно предложить подарить другу);
- очень хорошо, если в доме есть живые объекты (собака, кошка,
хомячок, птичка, рыбки);
- зелень на окне;
- вместе с папой сделать скворечники, кормушки;
- рассказывать детям о Красной книге;
- рекомендуем собирать гербарии.
Общеизвестно, что совместное творчество сближает, приносит
радость и удовлетворение. В нашем детском саду стало традицией
проведение совместных выставок. Родители с удовольствием принимают
участие в различных выставках; получают удовлетворение от полученного
результата совместного продуктивной деятельности.
Использование разнообразных форм работы дало определенные
результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными
участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера
взаимоуважения.
Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить
новым содержанием, применив современные интерактивные приемы и
методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение
качества образования наших детей за счет активного включения родителей
в образовательный процесс, что оказалось вещью вполне реальной.
Хочется верить, что не только за рубежом, но и у нас в России в
системе дошкольного воспитания будет действовать непреложный закон –
любить и понимать ребенка, вселять в него уверенность в своих силах.
Этот закон на деле готовит детей не только к школе, но и ко всей
последующей жизни.
Так, постепенно, день за днем идет воспитание маленького эколога.
Чем активнее мы будем вторгаемся в природные процессы, то сделаем
планету Земля еще прекраснее и богаче.
Давайте и мы с вами поверим в это!!!