Автор: Красилова Ирина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: Прокопьевск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна
уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры
типа «Ладушки» и « Сорока кашу варила». Помните, что, развивая тонкую
моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и
сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии
ребенка. Для этого можно использовать великое множество различных игр и
упражнений, которые будут интересны для ребенка. Уделяйте больше
внимания своему ребенку, складывайте с ним забавные фигурки, лепите из
пластилина, глины, играйте в мазайку и пазлы. Как можно раньше купите
ребенку краски для рисования. Такие занятия будут для вашего малыша
просто бесценны. «Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант.
Как же лучше развивать мелкую моторику?
При повышении умелости и ловкости кистей рук напрямую
активизируются речевые функции. Речевое подкрепление увлекательных
действий удвоит эффект. Вот почему на логопедических занятиях
целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на
развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме. Дети с
речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять
рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у
них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи при
систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому
поиски приёмов и методик в логопедической психолого — педагогической
практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Значит, очень
важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и
превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид
деятельности — игру.
Можно порекомендовать следующие увлекательные игры:
Игры с кубиками:. можно строить башни, дорожки, ступеньки, стульчики и
домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать
малыша
Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам,
тарелочкам из кукольной посуды. Высыпав манку на тарелку или поднос,
можно рисовать по ней пальчиками..
Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы –
отличный материал для игр. Их можно сортировать, раскладывая по кучкам
или баночкам, запихивая в узкое горлышко бутылки, нанизывать на нитку или
проволоку, делая бусы.
Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные
плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.
Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие
кусочки, катать шарики или колбаски.
Игры с пуговицами. Ребенку очень понравится перебирать разноцветные
пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру, можно
раскладывать их по ячейкам от коробки конфет.
Игры с наклейками. В продаже существуют множество ярких книжек и
альбомов с наклейками, которые можно приклеивать и отклеивать множество
раз не только в книжку, но и на любую гладкую поверхность.
Игры с песком обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению,
письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте,
звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук);
познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира,
проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, творчество
и фантазию.
Заключение
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев.
Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным, то
обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь
как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого
каждую свободную минуту. Такие домашние занятия для вашего малыша
будут просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики
детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в
данном направлении. Лучше, если ребенок лишний раз не сядет за
компьютерные игры, не будет вечерами напролет смотреть телевизор,
заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на
развитие двигательных способностей пальчиков.