Авторы: Клячина Наталья Васильевна, Родина Анна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1256
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: Перспективное планирование в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г.МАРКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛ.
«СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 1»
Принято на совете педагогов Утверждаю
Рабочая программа
старшей группы
на 2015-2016
учебный год
Разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом примерной
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы»,
под ред., Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
издание 3-е, исправленное и дополненное 2014 г.
Воспитатели: Богатырёва Т.Ю.
Кравцова М.С
1
Содержание
1.
Целевой раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Пояснительная записка - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Характеристика особенностей развития детей - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
Планируемые результаты освоения Программы- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8
2.
Содержательный раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 10
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях - - - - 10
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -15
Способы и направления поддержки детской инициативы - - - - - - - - - - - - - -16
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -17
Иные характеристики содержания программы---------------------------------------18
3.
Организационный раздел - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -22
Материально-техническое обеспечение Программы- - - - - - - - - - - - - - - - - --22
Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей - - - - - - - - -22
Непосредственно образовательная деятельность-------------------------------------23
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий - - - - - - - - -23
Организация развивающей предметно-пространственной среды - - - - - - - - - 24
Список литературы
Приложение 1. к Целевому разделу Программ
Индивидуальная карта развития
Приложение 2. к Содержательному разделу Программы
Комплексно-тематическое планирование
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Двигательный режим
План физкультурных праздников и досугов
План по национально-региональному компоненту
Учебный план группы, календарный учебный график
План региональной программы
Анкета для родителей
Программа дополнительного образования
План работы с родителями
Приложение 3. к Организационному разделу Программы
Паспорт группы
Режим дня на холодный период года
Режим дня на тёплый период года
Непосредственно-образовательная деятельность
График дополнительного образования
Предметно-пространственная среда
План культурно-досуговой деятельности
План летне-оздоровительной работы
2
Организация развивающей предметно-пространственной среды
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая
программа
старшей
группы
«Фантазёры»
МОУ
–
СОШ
№
3
«Структурное
подразделение
№1»(далее
Программа)
является
составным
компонентом
Образовательной
программы
ДОУ,
характеризует
систему
организации
образовательной
деятельности
педагогов,
определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для
подготовительной к школе группы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой,
по
которой
работает
учреждение
(в
отсутствии
федерального реестра примерных образовательных программ дошкольного образования).
Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда
входят:
Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования» и приложение к нему;
Конституция РФ, ст. 43, 72;
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиоло-
гические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных об-
разовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утвержде-
нии Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеоб-
разовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зареги-
стрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Устав МОУ –СОШ № 3
В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образова -
тельных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы составлена с учётом Примерной основной общеобразо-
вательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2014 (далее –
Программа «От рождения до школы»).
Цели
обязательной части Программы: (ФГОС ДО п. 2.1., 2.4.) определение содер-
жания и организации образовательной деятельности в МОУ – СОШ № 3 «Структурное подразде-
ление №1» (далее ДОУ) и создание:
1) условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализа-
ции, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотруд -
ничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
2) развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализа-
ции детей.
3
Задачи обязательной части Программы: (ФГОС ДО п. 1.6.)
1)
охрана
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
детей,
в
том
числе
их
эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных
программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни,
развития
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности
ребёнка,
формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности
с
учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
- выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей,
а также возможностям педагогов;
- сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы.
Часть
Программы,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
учитывает
современные тенденции развития общества:
Необходимость введения в курс дошкольного образования программы Орловой М.М. «Основы
здорового
образа
жизни»
продиктована
ухудшением
здоровья
нации:
как
физического,
так
и
психологического. Вследствие истощения душевных и физических сил людей повышается уровень
конфликтности во взаимоотношениях, рост отчуждения и равнодушия в обществе, агрессивность и
жестокость
как
детей,
так
и
взрослых.
В
этих
условиях
особое
место
принадлежит
системе
образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке
молодёжи к взрослой жизни.
Региональная
программа
Орловой
М.М.
«Основы
здорового
образа
жизни»
призвана
позитивно изменить сложившуюся ситуацию, так как позволит сформировать новое отношение к
здоровью на уровне установок, навыков и умений.
4
Парциальные
программы
1.
Орлова М.М. Программа Основы здорового образа жизни. Часть 1.
Методические рекомендации для дошкольных учреждений. / Под ред. Н.П.
Смирновой. - Саратов, Научная книга, 2000.
Цели
Формирование представлений о здоровом образе жизни и воспитание навыков
здоровьесбережения
Основные
задачи
- Формирование личности, способной реализовать себя в современном мире
максимально эффективно и безопасно; творчески относящейся к возникающим
проблемам, владеющей навыками саморегуляции.
- Формирование навыков безопасного поведения, эффективного
взаимодействия с людьми.
- Получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных
отношений и воспитания детей.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и
профилактики заболеваний, рационального питания, закаливания, физической
культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.
Вид
деятельности
Совместная деятельность детей и взрослых, досуги
5
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.2.)
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства
как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с
ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Реализуемая
Программа
учитывает
основные
принципы
дошкольного
образования,
указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)
1)
полноценное
проживание
ребёнком
всех
этапов
детства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2)
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3)
содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Структура Программы:
I.
Целевой раздел
II.
Содержательный раздел
III.
Организационный раздел
Целевой раздел включает в себя:
-
Пояснительную
записку
(цели
и
задачи
реализации
Программы,
принципы
и
подходы
к
формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
т.ч. характеристики особенностей развития детей 4-5 лет);
-
Планируемые
результаты
освоения
программы
с
учётом
возрастных
возможностей
и
индивидуальных различий (индивидуальная траектория развития) детей.
Содержательный
раздел
представляет
общее
содержание
Программы,
обеспечивающее
полноценное развитие личности детей и включает в себя:
-
Описание
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлениями
развития
ребёнка,
представленными в пяти образовательных областях;
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
В содержательном разделе представлены:
-
Описание
особенностей
образовательной
деятельности
разных
видов
и
культурных
практик
(парциальные программы);
- Описание способов и направлений поддержки детской инициативы;
- Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные для реализации программы
в подготовительной к школе группе.
6
Организационный раздел содержит:
- Описание материально-технического обеспечение Программы;
- Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- Режим дня;
- Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;
- Описание организации развивающей предметно-пространственной среды.
Структура и содержание Программы определены сроком на 1 год и корректируется педагогами в
соответствии
с
реальными
условиями,
дополняется
комплексно-тематическим,
перспективным
и
календарным планированием работы.
Характеристика особенностей развития
детей старшей группы (5-6 лет)
(из примерной программы)
Старшую группу посещают 25 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё
чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много
общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые
дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в
общении с педагогами (Муртазин Ярослав, Фазылов Данияз).
В группе 10 девочек и 15 мальчиков.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и
по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать
подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них
более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты,
связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в
котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром
оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в
качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными
по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно
судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта
деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут
заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным
способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой
постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по
условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать
из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они
осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу
(ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый
материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их
оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
7
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до
10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения
объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников
известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и
при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,
указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные
решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые
возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности
изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в
результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают
совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В
дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют
объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции
логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке
объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного
возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые
отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные
и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при
условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический
слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной
деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании
обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения
предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение
обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
8
Планируемые результаты освоения Программы детьми.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам для детей средней группы следует отнести социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в
ФГОС ДО:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании
и
др.;
способен
выбирать
себе
род
занятий,
участников
по
совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы
и
чувства
других,
сопереживать
неудачам
и
радоваться
успехам
других,
адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-
ребёнок
обладает
развитым
воображением,
которое
реализуется
в
разных
видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания
в
ситуации
общения,
может
выделять
звуки
в
словах,
у
ребёнка
складываются
предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может
соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы
и
поступкам
людей;
склонен
наблюдать,
экспериментировать.
Обладает
начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями
детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями
из
области
живой
природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
а)
построения
образовательной
политики
на
соответствующих
уровнях
с
учётом
целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
- формирования Программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей 4-5 лет;
г)
информирования
родителей
и
общественности
относительно
целей
дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В
ходе
мониторинга
педагог
заполняет
диагностический
материал (см. Приложение 1.1 к
Целевому разделу Программы).
9
Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО
конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ.
Программы
Планируемые результаты
Программа «От рождения до школы»
см.
раздел
программы
«От
рождения
до
школы»:
«Итоговые результаты освоения Программы»
Орлова М.М. Программа Основы
здорового образа жизни. - Саратов,
Научная книга, 2000.
- Сформированы представления
том, что все люди
разные, и необходимо ко всем относиться терпимо и
доброжелательно.
- Ребёнок осознанно относится к своим поступкам и к
общепринятым нормам поведения, способен охаракте-
ризовать человека с позиции норм морали;
- характеризует понятия «насилие» и «жестокость»;
- знает элементарные правила безопасности (в быту, на
улице, в экстренных ситуациях).
- имеет элементарные представления о дыхательной,
пищеварительной и выделительной системе человека, о
правильном питании.
- осознанно относится к своему здоровью.
10
11
12
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных
видах
деятельности
и
охватывает
следующие
структурные
единицы,
представляющие
определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В связи с этим, реализуемые ранее 10 образовательных областей (по ФГТ) вложены в 5
направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области) ФГОС ДО
следующим образом:
«Социализация», «Коммуникация», «Труд» - социально-коммуникативное развитие;
«Познание» - познавательное развитие;
«Коммуникация» «Чтение художественной литературы» - речевое развитие; «Художественное
творчество»,
«Музыка»,
«Познание.
Развитие
конструктивной
деятельности»,
«Чтение
художественной литературы» - художественно-эстетическое развитие;
«Физическая культура», «Здоровье» - физическое развитие.
Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность»
взаимодействуют со всеми
направлениями развития и образования по ФГОС ДО.
13
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей
наряду с
задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.
Содержание образовательных областей отражено в Программе «От рождения до школы» в
разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане
(см. Приложение 2.1 к Содержательному разделу Программы).
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
(из примерной программы)
Цели и задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу
детей
и
взрослых
в
образовательном учреждении;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в
соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое
пособие:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.,
Комаровой Т.С., Васильевой М.А. старшая группа – Издательство «Учитель», 2010.
- Дыбина О.В. Планы и конспекты занятий. Старшая группа. - М.: Издательство МОЗАИКА-
СИНТЕЗ Москва, 2011.
Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не
проводится.
Задачи
социально-коммуникативного
развития
реализуются
интегрировано
со
всеми
образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах,
совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- игровая деятельность;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- культурно-нравственное и этическое воспитание;
14
- гендерное, семейное, гражданское воспитание;
- трудовое воспитание;
- основы безопасной жизнедеятельности.
Содержание образовательной
области
«Социально-коммуникативное
развитие»
отражено
в
Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а
также
в
комплексно-тематическом
плане
(см.
Приложение
2.2
к
Содержательному
разделу
Программы).
К социально-коммуникативному направлению следует относить представленные в Программе
«От
рождения
до
школы»
образовательные
области
«Социализация»,
«Труд»,
«Безопасность»,
«Коммуникация» (подраздел «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми»).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
(из примерной программы)
Цели и задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах
и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Направления образовательной области «Познавательное развитие»:
- сенсорное развитие;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное
окружение, ознакомление с природой).
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От
рождения
до
школы»
в
разделе
«Содержание
психолого-педагогической
работы»,
а
также
в
комплексно-тематическом плане (см. Приложение 2.3 к Содержательному разделу Программы).
К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения
до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по
методическим пособиям:
15
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.,
Комаровой Т.С., Васильевой М.А. старшая группа – Издательство «Учитель», 2010.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в
старшей группе детского сада. Планы и конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада.
Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Задачи
познавательного
развития
реализуются
также
интегрировано
с
другими
образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах,
совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
(из примерной программы)
Цели и задачи:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления образовательной области «Речевое развитие»:
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- подготовка к обучению грамоте;
16
- знакомство с детской литературой.
Содержание
образовательной
области
«Речевое
развитие»
отражено
в
Программе
«От
рождения
до
школы»
в
разделе
«Содержание
психолого-педагогической
работы»,
а
также
в
комплексно-тематическом плане (см. Приложение 2.4 к Содержательному разделу Программы).
К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до
школы» образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».
Непосредственно
образовательная
деятельность
по
речевому
развитию
планируется
перспективно по методическим пособиям:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.,
Комаровой Т.С., Васильевой М.А. старшая группа – Издательство «Учитель», 2010.
- Гербова В.В. Коммуникация. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
Задачи
речевого
развития
реализуются
также
интегрировано
со
всеми
образовательными
областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со
взрослыми
и
самостоятельной
деятельности
детей.
Работа
в
данном
направлении
планируется
календарно.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(из примерной программы)
Цели и задачи:
-
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-
модельной, музыкальной и др.)
Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);
- приобщение к искусству;
-
музыкально-художественная
деятельность
(слушание,
пение,
песенное
творчество,
музыкально-
ритмические
движения,
музыкально-игровое
и
танцевальное
творчество,
игра
на
музыкальных
инструментах).
17
Содержание
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»
отражено
в
Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а
также
в
комплексно-тематическом
плане
(см.
Приложение
2.5
к
Содержательному
разделу
Программы).
К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе
«От
рождения
до
школы»
образовательные
области
«Художественное
творчество»
и
«Музыка»,
«Чтение
художественной
литературы»,
«Познание»
(подраздел
«Конструктивная
деятельность»),
«Труд» (подраздел «Ручной труд»).
Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по
методическим пособиям:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.,
Комаровой Т.С., Васильевой М.А. старшая группа – Издательство «Учитель», 2010.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада – М.:
Мозаика-Синтез, 2012.
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе
детского сада: Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.
Непосредственно
образовательную
деятельность
по
музыке
планирует
и
осуществляет
музыкальный
руководитель
в
музыкальном
зале
ДОУ.
Воспитатели
присутствуют
на
занятии,
оказывают
помощь
музыкальному
руководителю
в
проведении
музыкально-дидактических
игр,
разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.
Задачи
художественно-эстетического
развития
реализуются
также интегрировано
со
всеми
образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах,
совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности.
Работа в данном направлении планируется календарно. (см. Приложении 2.6 к Содержательному
разделу Программы.
Совместная
со
взрослыми
и
самостоятельная
музыкальная
деятельность
планируется
воспитателями календарно.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(из примерной программы)
Цели и задачи:
- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость;
- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не
наносящему
ущерба
организму,
выполнению
основных
движений
(ходьба,
бег,
мягкие
прыжки,
повороты в обе стороны);
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- способствовать овладению подвижными играми с правилами;
- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
Направления образовательной области «Физическое развитие»:
-
двигательная
активность
(основные
движения,
общеразвивающие
упражнения,
спортивные
упражнения, спортивные игры, подвижные игры);
18
- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание
в порядке одежды и обуви, заправка кровати);
- формирование основ культуры здоровья.
Непосредственно
образовательную
деятельность
по
физическому
развитию
планирует
и
организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи с воспитателями, которые оказывают
помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу.
Непосредственно
образовательную
деятельность
по
физическому
развитию
планируется
в
соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические
пособия:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.,
Комаровой Т.С., Васильевой М.А. старшая группа – Издательство «Учитель», 2010.
- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. –
М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Задачи
физического
развития
реализуются
также интегрировано со всеми образовательными
областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со
взрослыми
и
самостоятельной
деятельности
детей,
досуговой
деятельности.
Работа
в
данном
направлении планируется календарно. План физкультурных досугов и праздников представлен (см.
Приложении 6 к Содержательному разделу Программы).
Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в
соответствии с требованиями программы «От рождения до школы».
Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От
рождения
до
школы»
в
разделе
«Содержание
психолого-педагогической
работы»,
а
также
в
комплексно-тематическом плане (см. Приложение 2.6 к Содержательному разделу Программы).
К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до
школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».
Для реализации задач физического развития детей воспитатели старшей группы используют в
воспитательно-образовательном
процессе
современные
здоровьесберегающие
технологии
(см.
Таблицу
здоровьесберегающих
технологий
в
Приложении
2.7
к
Содержательному
разделу
Программы).
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации задач образовательных областей в
рамках
непосредственно
образовательной
деятельности
представлены
(см.
Приложении
2.8
к
Содержательному разделу Программы).
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
(из примерной программы)
физическое
развитие: комплексы
закаливающих
процедур
(оздоровительные
прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после
еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные
ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально-коммуникативное
развитие: ситуативные
беседы
при
проведении
режимных
моментов,
подчеркивание
их
пользы;
развитие
трудовых
навыков
через
поручения,
дежурства,
навыки
самообслуживания;
посильная
помощь
взрослым;
формирование
навыков
безопасного поведения при проведении режимных моментов;
19
познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние
трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закалива ния,
занятий физической культурой, гигиенических процедур), элементарная опытно-исследовательская
деятельность;
речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми
в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение
речевой активности детей;
художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни
детей,
в
игре,
в
досуговой
деятельности,
на
прогулке,
в
изобразительной
деятельности,
при
проведении
утренней
гимнастики,
привлечение
внимания
детей
к
разнообразным
звукам
в
окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте
окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
(из примерной программы)
физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные
игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде, самокате и пр.);
социально-коммуникативное
развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды
самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
познавательное
развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; самостоятельное
раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке,
автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные
игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке
театра, сюжетно-ролевые игры;
художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной
и
художественной
деятельности
детей:
рисование,
лепка,
конструирование,
рассматривание
репродукций картин, иллюстраций, музыцирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных
инструментах), слушание музыки.
(ФГОС ДО п. 2.7.)
Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных
видов детской деятельности (формах активности детей), таких как:
1.
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
2.
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
3.
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и эксперименти-
рования с ними);
4.
восприятие художественной литературы и фольклора;
5.
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
6.
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и
иной материал;
7.
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
20
8.
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музы-
кально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
9.
двигательная (овладение основными движениями).
Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик (парциальные программы)
Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-
культурных условий среднего Поволжья направлено на развитие личности ребенка в контексте
детской
субкультуры,
сохранение
и
развитие
индивидуальности,
достижение
ребенком
уровня
психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего
(социального,
природного)
окружения
через
разнообразные
виды
детских
деятельностей,
интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.
Часть
Программы,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
включает
образовательную деятельность разных видов:
Совместная деятельность детей со взрослыми по реализации региональной программы Орловой
М.М.
«Основы
здорового
образа
жизни»
(см.
Приложение
2.9
к
Содержательному
разделу
Программы).
Содержание
программы
предусматривает
изучение
вопросов
этики,
морали,
психологии,
социологии,
экологии,
правоведения,
семьеведения,
физиологии,
анатомии,
гигиены
в
аспекте
пропаганды и воспитания здорового образа жизни; направлено на физическое развитие детей
средней группы.
Реализуется в форме тематических бесед, развлечений 1 раз в неделю во второй половине дня.
Перспективный план по национально – региональному компоненту (см. Приложение 2.10 к
Содержательному разделу Программы).
Способы и направления поддержки детской инициативы
(в описании данного подраздела использован пример СарИПКиПРО)
Приоритетная сфера инициативы детей 5-6 лет – научение.
Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его
усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
21
Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления рабо-
ты: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.
Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам дея -
тельности.
Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение
и признание взрослых и сверстников
Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным до-
стижениям, которые есть у каждого.
Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализо -
вать их пожелания и предложения.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной дея-
тельности детей по интересам.
Организация и содержание дополнительного образования
В рамках рабочей программы и в соответствии с уставными
целями и задачами, отбирая
содержание работы дополнительного образования (кружки, секции, студии), воспитатели средней
группы ориентировались на требования педагогической целесообразности организации детей, в
зависимости
от
запроса
родителей
и
инициативы
воспитанников
(см.
Приложение
2.11
к
Содержательному
разделу
Программы).
Прежде
всего,
это
обеспечение
права
и
возможности
каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с
индивидуальными ценностными ориентациями.
Цель:
поддержка детской инициативы и
всестороннее развитие ребенка-дошкольника,
раскрытие его творческих возможностей и способностей.
Свободный выбор ребенком
вида деятельности раскрывает социально значимые качества
личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.
Программа и перспективный план по дополнительному образованию (см. Приложение 2.12 к
Содержательному разделу Программы).
Образовательная
область
Название
услуги
Цель кружка
Методическое
обеспечение
Речевое
развитие
«Устное
народное
творчество»
Формировать
у
детей
понятие что они – часть
в е л и ко го
р у с с к о г о
народа.
П риобщать
д е т е й
к
общечеловеческим
ценностям.
Князева О.Л
Маханёва М.Д
Приобщение детей к исто-
кам русской народной
культуры.
Программа. Учебно – ме-
тодическое пособие.
Санкт – Петербург
Издательство «Детство –
Пресс»2010 год
22
Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Для
успешной
реализации
Программы
должны
быть
обеспечены
поддержка
родителей
в
воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус
родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.
Основные направления работы с семьёй
(из примерной программы)
Важнейшим
условием
необходимым
для
создания
социальной
ситуации
развития
детей
является
взаимодействие
с
родителями
по
вопросам
образования
ребёнка,
непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия детского сада с семьёй: создание в детском саду необходимых условий
для
развития
ответственных
и
взаимозависимых
отношений
с
семьями
воспитанников,
обеспечивающих
целостное
развитие
личности
ребёнка,
компетентности
его
родителей,
заключающейся
в
способности
разрешать
разные
типы
социально-педагогических
ситуаций,
связанных с воспитанием ребёнка.
Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода,
согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского
сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
Изучение
отношения
педагогов
и
родителей
к
различным
вопросам
воспитания,
обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в
детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств
ребёнка,
а
также
знакомство
с
трудностями,
возникающими
в
семейном
и
общественном
воспитании дошкольников;
Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных
возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества,
способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми,
возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
Привлечение
семей
воспитанников
к
участию
в
совместных
с
педагогами
мероприятиях,
организуемых в ДОУ;
Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям
ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В дошкольном учреждении созданы условия:
1)
для
предоставления
информации
о
Программе
семье
и
всем
заинтересованным
лицам,
вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы,
в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Перспективный план работы с родителями (см. Приложение 2.13 к Содержательному разделу
Программы).
Иные характеристики содержания Программы
23
(Система мониторинга развития детей)
Система
мониторинга
развития
детей
позволяет
осуществлять
оценку
динамики
достижений
и
включает
описание
объекта,
форм,
периодичности
и
содержания
мониторинга.
Оценка
индивидуального
развития
детей
производится
воспитателями
в
рамках
педагогической
диагностики
(оценки
индивидуального
развития
детей
дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации
образования
(в
том
числе
поддержки
ребёнка,
построения
его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Целевые ориентиры используются педагогами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации;
б) решения задач:
- формирования Программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей;
г)
информирования
родителей
и
общественности
относительно
целей
дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В
процессе
мониторинга
исследуются физические,
интеллектуальные
и
личностные
качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-
ориентированных методик нетестового типа, скрининг-тестов, анализа продуктов детских
видов деятельности.
В
проведении
мониторинга
участвуют
воспитатели,
медицинский
работник,
педагог-
психолог и другие специалисты ДОУ.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты (специальную карту
развития ребенка) в рамках образовательной программы.
Содержание
мониторинга
тесно
связано
с
реализуемыми
примерной
основной
общеобразовательной программой дошкольного образования
«От рождения до школы»,
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и выбранными парциальными
программами.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление
и
изучение
индивидуально-психологических
особенностей
детей),
которую
проводит
педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Рабочая программа предусматривает комплексное диагностическое обследование детей по
всем образовательным областям в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года
(май).
Программа диагностических исследований
№
п/п
Направление
мониторинга в
соответствии с
образовательными
программами
Ответственные
за проведение
диагностики
График
проведения
диагностики
Методы мониторинга
I
Оценка уровня развития детей (по образовательным областям)
24
1. Физическое
развитие
Воспитатель,
инструктор по
физической
культуре,
врач ДОУ
С 1 по 15
сентября;
15 по 30 мая
учебного года.
Наблюдения за ребенком в
процессе жизнедеятельности
и занятий по физической
культуре; контрольные
упражнения и двигательные
задания, беседы, опрос,
диагностические игровые
задания, проблемные
ситуации, наблюдение
2. Социально-
коммуникативное
развитие
Воспитатель
С 1 по 15
сентября;
15 по 30 мая
учебного года.
Создание ситуаций, беседа,
опрос, рассматривание
иллюстраций, экскурсии на
территорию детского сада.
Наблюдение за предметно-
игровой деятельностью
детей; экспериментальные
ситуации; сюжетные
картинки с полярными
характеристиками
нравственных норм; анализ
детских рисунков, игровые
задания; создание
проблемных ситуаций;
изготовление игрушки из
бумаги; наблюдение за
процессом труда
3. Познавательное
развитие
Воспитатель
С 1 по 15
сентября;
15 по 30 мая
учебного года.
Беседа, опрос, задания
проблемные ситуации,
дидактические игры, анализ
продуктов детской
деятельности
4. Речевое развитие
Воспитатель
С 1 по 15
сентября;
15 по 30 мая
учебного года.
Индивидуальные беседа;
опрос, беседа по картинкам;
беседа с практическим
заданием, дидактические,
словесные игры,
настольно-печатная игра
«Литературная сказка»;
анкетирование родителей
5.Художественно-
эстетическое
развитие
Воспитатель,
Музыкальный
руководитель
С 1 по 15
сентября;
15 по 30 мая
учебного года.
Индивидуальные беседы;
наблюдение за процессом
художественного творчества,
свободной деятельностью
детей; диагностические
ситуации, диагностические
задания, игровые
диагностические задания
25
II
Уровень освоения
региональной
программы «Основы
здорового образа
жизни»
Воспитатель
С 1 по 15
сентября;
15 по 30 мая
учебного года.
Беседа; создание
проблемной ситуации;
наблюдение за свободной
деятельностью детей
III
Уровень освоения
парциальной
программы,
реализуемой в
вариативной части
Воспитатель
С 1 по 15
сентября;
15 по 30 мая
учебного года.
Индивидуальные беседы;
наблюдение за процессом
художественного творчества,
свободной деятельностью
детей; диагностические
ситуации, диагностические
задания, игровые
диагностические задания
(Работа с социальными службами)
В
реализации
рабочей
программы
с
использованием
сетевой
формы
наряду
с
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют
научные,
медицинские,
культурные,
физкультурно-спортивные
и
иные
организации,
обладающие
ресурсами,
необходимыми
для
осуществления
видов
учебной
деятельности,
предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации рабочей программы
осуществляется между
организациями
Социум
Задачи, решаемые в
совместной работе
Формы работы
Сроки
Саратовский
планетарий
Приобщение детей к
космическому миру
Показ в ДОУ. Беседа с работниками
планетария.
В течение года
СариПКПРО
Повышение профессионального
мастерства педагогов и
специалистов ДОУ
Курсы, семинары, вебинары,
дистанционное обучение.
В течении года
Музыкальная школа
Организация досуга детей,
знакомство детей с музыкой,
музыкальными инструментами и
композиторами.
- Агитационный рейд для родителей
-Выступления, праздники,
мероприятия
- Мини-концерт бывших
выпускников ДОУ «Игра на
музыкальных инструментах»
-Экскурсия с детьми среднего
дошкольного возраста
В течение года
Детская поликлиника
№2
Работа по оздоровлению детей,
консультации для педагогов и
родителей.
-Распределение детей по группам
здоровья
- Проведение плановых прививок
В течение года
Театральная студия
«10 королевство»
Приобщение детей к театральной
культуре.
Спектакли в ДОУ.
Беседы с работниками театра.
В течение года
МОУ СОШ №3
Преемственность детского сада и
школы, взаимопомощь.
Экскурсии, праздники, КВН,
концерты, конкурсы, выставки,
фестивали, взаимопосещения
(занятия-уроки)
В течение года
26
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы (ФГОС ДО п.3.5.)
Материально-технические условия реализации Программы соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;
-
требованиям
к
материально-техническому
обеспечению
программы
(учебно-методический
комплект, оборудование, оснащение, предметы).
Материально-техническое
оснащение старшей группы перечислено в паспорте группы
(см. Приложение 3.1 к Организационному разделу Программы). Кроме групповых помещений для
успешной
реализации
Программы
используются:
кабинет
заведующего,
методический
кабинет,
кабинет
учителя-логопеда,
медицинский
кабинет,
кабинет
педагога-психолога,
музыкального
руководителя; спортивный и музыкальный залы.
На
прогулках
максимально
используется
территория
ДОУ:
площадка
для
прогулок,
физкультурная площадка, летняя площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений,
экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона).
ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.
Учебно-методический комплект:
Основная
программа:
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е
изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса соответствует Примерной
основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., 2012 г.
Региональная программа: Орлова М.М. Программа Основы здорового образа жизни. Часть 1.
Методические рекомендации для дошкольных учреждений. / Под ред. Н.П. Смирновой. – Саратов,
Научная книга, 2000.
Парциальная
программа:
Т.
Н.
Доронова,
В.
В.
Гербова,
О.В.Дыбина,
Л.В.Куцакова,
«Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада».
Методические
рекомендации. Пособия для воспитателей. 2005 Издательство «Просвещение»
Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей
(из примерной программы и СанПиН)
Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Физиологически
правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны
нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых
процессов в организме.
Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка,
представляет
собой
оптимальное
сочетание
режимов
бодрствования
и
сна
в
течение
дня
при
реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.
Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико-
педагогических
требований,
определяющих
регламентацию
умственных
и
физических
нагрузок,
своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём
двигательной активности.
В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и
индивидуальные
особенностей
дошкольников
и
социальный
заказ
родителей
(законных
представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов
детской деятельности.
27
Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка в детском саду
при
пятидневной рабочей неделе.
В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды).
Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 35 минут в день. В
холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до
обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода
детей домой (см. Приложение 3.2 к Организационному разделу Программы).
В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей
на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после
завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же.
Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных
условиях
прогулка
в
летний
период
составляет
7
часов
15
минут
(см.
Приложение
3.3
к
Организационному разделу программы).
Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры
проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
Дневному сну в режиме дня отводится 2 часа в холодный период, 2 часа 15 минут – в тёплый
период.
Самостоятельная
деятельность
детей
(игры,
подготовка
к
непосредственно
образовательной
деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа, в тёплый
период - 5-6 часов.
Непосредственно образовательная деятельность
Объем недельной образовательной нагрузки в подготовительной группе, включая реализацию
дополнительных
образовательных
программ,
составляет
3
часов
45
минут.
Продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности
–
25
минут.
Непосредственно
образовательная деятельность проводится в первой половине дня и не превышает 45 минут. Перерывы
между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Обязательным
элементом каждого НОД является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и
умственное напряжение (см. Приложение 3.4 к Организационному разделу Программы).
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического
цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную
деятельность.
Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей
(вторник, среда, четверг).
Во второй половине дня проводятся занятия по дополнительным образовательным программам и
развлечения (см. Приложение 3.5. к Организационному разделу Программы).
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В
средней
группе
сложились
традиции
празднования
определённых
событий,
праздников,
мероприятий: (перечень праздников ДОУ)
Сентябрь – День знаний, День города, День воспитателя.
Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенний праздник.
Ноябрь – День народного единства, День матери.
Декабрь – День Конституции РФ, Новогодний праздник.
Февраль – День защитника Отечества, Масленица.
Март – Международный женский день.
Апрель – День авиации и космонавтики, Пасха, День пожарной охраны
Май – День Победы
Июнь – День защиты детей
28
Июль – День семьи.
На
основе
выше
перечисленных
традиционных
событий,
праздников,
мероприятий
построены
комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности, план летне-оздоровительной
работы (см. Приложение 3.6 к Организационному разделу Программы).
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда средней группы соответствует требованиям
СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС
ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
(см. Приложение 3.7 к Организационному разделу Программы).
Развивающая
предметно-пространственная
среда
сод ер ж ател ьно - насыщенна,
трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
(далее описать по ФГОС ДО п. 3.3.4.)
Для
детей
раннего
возраста
образовательное
пространство
должно
предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
2)
Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-
пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной
среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие
в
Организации
или
Группе
полифункциональных
(не
обладающих
жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных
для
использования
в
разных
видах
детской
активности
(в
том
числе
в
качестве
предметов-
заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)
Безопасность
предметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие
всех
ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Часть
программы,
формируемая
участниками
образовательных
отношений
предполагает
создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
соответствии
с
требованиями
парциальных программ:
29
Программа
Особенности развивающей предметно-
пространственной среды
Орлова М.М. Программа Основы здорового
образа жизни. - Саратов, Научная книга,
2000.
Создание, постоянное обновление и пополнение
уголка ОЗОЖ и ОБЖ в группе (см. приложение к
разделу «Организация развивающей среды»
Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, «Программа
воспитания, образования и развития детей в
условиях детского сада». Методические
рекомендации. Пособия для
воспитателей. 2005
Издательство «Просвещение»
Создание, постоянное обновление и пополнение
уголков в группе (см. Приложение 6 к разделу
«Организация развивающей среды).
30
Список использованных источников:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е
изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
3.
Комплексное перспективное планирование. Старшая группа. / Под ред.
Т.С.Комаровой. – М.:
Мозаика-Синтез, 2011.
4.
Н.С. Голицына. Перспективное планирование в детском саду. Старшая
группа.
–
М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
5.
Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Старшая группа: Конспекты занятий. –
М.: Мозаика-Синтез, 2011.
6.
Куцакова
Л.В.
Конструирование
и
художественный
труд
в
детском
саду:
Программа
и
конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе
детского сада: Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в
старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
9.
Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского
сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
10. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада.
– М.: Мозаика-Синтез, 2013.
11. Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в старшей группе детского сада.
– М.: Мозаика-Синтез, 2012.
12. Орлова
М.М.
Программа
Основы
здорового
образа
жизни.
Часть
1.
Методические
рекомендации для дошкольных учреждений. / Под ред. Н.П. Смирновой. - Саратов, Научная
книга, 2000.
13. Ребенок
в
мире
поиска:
Программа
по
организации
поисковой
деятельности
детей
дошкольного возраста/ Под ред. О.В.Дыбиной, - М.: ТЦ Сфера, 2005.
14. Дыбина
О.В.,
Рахманова
Н.П.
и
др.
Неизведанное
рядом:
Опыты
и
эксперименты
для
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
15. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с
родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
16. Авдеева, Я. Я Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М.: ООО «АСТ-ЛТД», 1997.
17. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М.: Просвещение, 1978.
18. Арапова-Пискарева, Я А . Формирование
элементарных
математических
представлений в
детском саду : программа и метод, рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр. и
доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
19.
Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Бо-
гуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991.
31
20. Ветер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер [и др.]. - М.:
Просвещение, 1988.
21. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические ре -
комендации / сост. О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
22. Голицына, Я. С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Старшая группа /
Н. С.
Голицына. - М. : Скрипторий 2003, 2008.
23. Дети и дорога : метод, комплект для воспитателей детских садов. - М., 1994.
24. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. - Таллин : Валгус, 1976.
25. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 1975.
26. Дошкольное воспитание : журн. - 1990. - № 8; 1991. - № 2, 7.
27. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М.: ДОСААФ, 1981.
28.
Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и метод, рекомендации / О. Б. Дыбина. -
М.: Мозаика-Синтез, 2008.
29. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для воспитателя детского сада / Т. И.
Ерофеева [и др.]. - М.: Просвещение, 1993.
30. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду : программа и метод, рекомен дации /
М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
31. Кириллова,
О.
С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно : для
воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П.
Гучков. - Волгоград : Семь ветров, 1995.
32. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М.: Просвещение,
1973.
33. Клочанов, Я. Я. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного
движения для воспитателей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
34. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада :
конспекты занятий / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
35. Кривич, М. Школа пешехода / М. Кривич, О. Ольгин. - М.: Малыш, 1984.
36. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду : программа и метод, ре-
комендации / Л. В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
37. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе
детского сада : конспекты занятий / Л. В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
38. Маландин, Я. Г. Внимание - дети / Н. Г. Маландин. - М.: Педагогика, 1975.
39. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.
Васильевой,
В.
В.
Гербовой,
Т.
С.
Комаровой.
-
М.
:
Издательский
дом
«Воспитание
дошкольника», 2005.
40. Пономарева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в
старшей группе детского сада : планы занятий / И. А. Пономарева. - М. : Мозаика- Синтез,
2007.
32
41. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В.
Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
42. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения :
метод, разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.
43. Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной : пособие для педагогов и
родителей для работы с детьми 2-7 лет / Е. К. Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
44. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре-
комендации / О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
45. Степаненкова,
Э.
Я. Дошкольникам
-
о
правилах
дорожного
движения
:
пособие
для
воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 1979.
46. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. Систематизация, планирование,
описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб.: Смарт, 1996.
47. Усачев, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. А. Усачев, А. И. Березин. -М.:
ACT, 1996.
48. Якунов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якунов. - М., 1997.
49. Масленникова
О.М.
Филиппенко
А.А.
Экологиче ские
проекты
в
д е т с ком
саду/О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил
50. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил.
– (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
51. Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.
52. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Природа и музыка. – М. : ТЦ Сфера,2009. – 176 с. (4).
33