Напоминание

Использование ТРИЗ технологии в кружковой работе


Автор: Харина Алефтина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Энгельс Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ТРИЗ технологии в кружковой работе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ТРИЗ технологии в кружковой работе

Старший воспитатель Харина Алефтина Юрьевна

МБДОУ «Детский сад №72»

г.Энгельс,Саратовская область

В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии.

Поэтому

основная

задача

педагогов

дошкольного

учреждения –

выбрать

инновационные

педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития

личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования. Принципиально

важной

стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном

процессе,

отношение

к

ребенку

со

стороны

взрослых.

Взрослый

в

общении

с

детьми

придерживается

положения:

«Не

рядом,

не

над

ним,

а

вместе!».

Его

цель

-

содействовать

становлению ребенка как личности. Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок,

такова

будет

и

его

жизнь,

именно

поэтому

важно

не

упустить

этот

период

для

раскрытия

интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Адаптированная к дошкольному

возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во

всем!».

Целью

использования

данной

технологии

в

детском

саду

является

развитие,

с

одной

стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с

другой

поисковой

активности,

стремления

к

новизне;

развитие

речи

и

творческого

воображения. Основная

задача

использования

ТРИЗ

технологии

в

дошкольном

возрасте

это

привить

ребенку

радость

открытий. Основной

критерий

в

работе

с

детьми

доходчивость

и

простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида

деятельности дошкольника – игра я приняла решение использовать игры ТРИЗ технологии на

занятиях кружка «Читай –ка» – обучение чтению». Задачи моей работы: развитие гибкости,

подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг

друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Для решения

поставленных задач была разработана программа кружковой работы с использованием игр по

технологии ТРИЗ.

На занятиях кружка я применяю игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ,

таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий.

1.Методы аналогий (синектики):

«Домики» «Звуковая ромашка»

«Придумай слово на букву…» «Да –нет –ка»

2. Круги Луллия:

- «Цветное колесо», состоящее из 8 секторов с изображениями картинок по определённой теме.

Дети находят те слова, которые начинаются с заданного звука, который может находиться в любом

месте слова (начале, середине, конце); слова, состоящие из 2-х (3-х) слогов;

3. Метод проб и ошибок:

-«Выложи букву» (выкладываются буквы из камешков, пуговиц, палочек, согласно заданной схеме);

Мозговой штурм:

«Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее

начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее);

Дети с большим интересом играют в игры:

«Рассели животных по домикам» «Составь слово из букв»

«Прочитай слово по первым буквам»

«Вставь пропущенную букву»

Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует формированию представлений о

предложении, его словесном составе, последовательности слов в предложении, развивает умение

делить двусложные и трёхсложные слова на части, составлять слова из слогов, выделять

последовательность звуков в простых слогах.

«Теремок» - раздели слова на слоги

Открытые занятии по подготовке к обучению чтению совместно с родителями в учреждении

показали, что у детей развиты: активность, быстрота мыслительных операций, самостоятельность,

самоконтроль и адекватная самооценка, умении работать в паре и командой.

Таким образом, использование методов ТРИЗ - технологии позволяет сделать процесс обучения

интересным для детей , способствует развитию активной мыслительной деятельности , обогащению

словарного запаса.



В раздел образования




Яндекс.Метрика