Автор: Харина Алефтина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Энгельс Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ТРИЗ технологии в кружковой работе
Раздел: дошкольное образование
Использование ТРИЗ технологии в кружковой работе
Старший воспитатель Харина Алефтина Юрьевна
МБДОУ «Детский сад №72»
г.Энгельс,Саратовская область
В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии.
Поэтому
основная
задача
педагогов
дошкольного
учреждения –
выбрать
инновационные
педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития
личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования. Принципиально
важной
стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном
процессе,
отношение
к
ребенку
со
стороны
взрослых.
Взрослый
в
общении
с
детьми
придерживается
положения:
«Не
рядом,
не
над
ним,
а
вместе!».
Его
цель
-
содействовать
становлению ребенка как личности. Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок,
такова
будет
и
его
жизнь,
именно
поэтому
важно
не
упустить
этот
период
для
раскрытия
интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Адаптированная к дошкольному
возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во
всем!».
Целью
использования
данной
технологии
в
детском
саду
является
развитие,
с
одной
стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с
другой
–
поисковой
активности,
стремления
к
новизне;
развитие
речи
и
творческого
воображения. Основная
задача
использования
ТРИЗ
технологии
в
дошкольном
возрасте
–
это
привить
ребенку
радость
открытий. Основной
критерий
в
работе
с
детьми
–
доходчивость
и
простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида
деятельности дошкольника – игра я приняла решение использовать игры ТРИЗ технологии на
занятиях кружка «Читай –ка» – обучение чтению». Задачи моей работы: развитие гибкости,
подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг
друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Для решения
поставленных задач была разработана программа кружковой работы с использованием игр по
технологии ТРИЗ.
На занятиях кружка я применяю игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ,
таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий.
1.Методы аналогий (синектики):
«Домики» «Звуковая ромашка»
«Придумай слово на букву…» «Да –нет –ка»
2. Круги Луллия:
- «Цветное колесо», состоящее из 8 секторов с изображениями картинок по определённой теме.
Дети находят те слова, которые начинаются с заданного звука, который может находиться в любом
месте слова (начале, середине, конце); слова, состоящие из 2-х (3-х) слогов;
3. Метод проб и ошибок:
-«Выложи букву» (выкладываются буквы из камешков, пуговиц, палочек, согласно заданной схеме);
Мозговой штурм:
«Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее
начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее);
Дети с большим интересом играют в игры:
«Рассели животных по домикам» «Составь слово из букв»
«Прочитай слово по первым буквам»
«Вставь пропущенную букву»
Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует формированию представлений о
предложении, его словесном составе, последовательности слов в предложении, развивает умение
делить двусложные и трёхсложные слова на части, составлять слова из слогов, выделять
последовательность звуков в простых слогах.
«Теремок» - раздели слова на слоги
Открытые занятии по подготовке к обучению чтению совместно с родителями в учреждении
показали, что у детей развиты: активность, быстрота мыслительных операций, самостоятельность,
самоконтроль и адекватная самооценка, умении работать в паре и командой.
Таким образом, использование методов ТРИЗ - технологии позволяет сделать процесс обучения
интересным для детей , способствует развитию активной мыслительной деятельности , обогащению
словарного запаса.