Автор: Екатерина Николаевна Пискунова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: д. Ершевская Красноборского района Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «Евдская школа» СП «Детский сад «Светлячок»»
Красноборского района Архангельской области
Тема выступления на методическом объединении
«Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС».
Подготовила: воспитатель
Пискунова Екатерина Николаевна
2019
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС.
Воспитатели
и
родители
едины
в
совместном
стремлении
помочь
каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время
пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать
в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И
первой
инстанцией
на
пути
ребёнка
в
жизнь
является
СЕМЬЯ.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
л и ч н о с т и
р е б е н к а » .
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным
запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В
ФГОС
говорится,
что
работа
с
родителями
должна
им еть
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью
ДОУ,
повышение
культуры
педагогической
грамотности
семьи. Одним из принципов сотрудничества с семьёй является оказание
помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического
и психического здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей
и
необходимой коррекции нарушений их развития. А одним из требований
является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Наш
детский
сад
проводит
планомерную целенаправленную
работу
с
родителями.
Цель
работы-
совместное
воспитание
и
развитие
дошкольников,
вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, в которой решаются
следующие приоритетные
задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
•
объединение
усилий
для
развития
и
во спитания
д е т е й ;
•
создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
э м о ц и о н а л ь н о й
в з а и м о п о д д е р ж к и ;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в образовательный
п р о ц е с с
н а м е ч е н а
р а б о т а
в
т р е х направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление
педагогов
с
системой
новых
форм
работы
с
родителями.
2.
П о в ы ш е н и е
п е д а г о г и ч е с ко й
к ул ь т у р ы
р о д и т е л е й .
3. Совместная работа по обмену опытом.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
неуместны
категоричность,
требовательный тон. От педагога зависит, каким будет отношение семьи к
детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Воспитатель,
общаясь
с
родителями,
должен
чувствовать
ситуацию,
настроение родителей.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
семьи в сложных педагогических ситуациях и искреннее желание помочь.
4. ответственность.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
требуют тщательной и серьезной подготовки.
-
* беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу касающиеся
воспитания
и
развития
ребенка.
В
результате
беседы
родители
должны
получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
* родительские собрания. Групповые собрания родителей — это форма
организованного
ознакомления
родителей
с
задачами,
содержанием
и
методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада
и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
*
оформление
папок-передвижек
и
стендов.
Формируются
по
тематическому
принципу:
«Чтобы
наши
дети
не
болели»,
«Роль
отца
в
воспитании детей» и т.д. Невозможно представить детский сад без красиво и
оригинально
оформленного
родительского
уголка.
В
нем
размещается
полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание
занятий,
ежедневное
меню,
полезные
статьи
и
справочные
материалы-
пособия для родителей.
* консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.
Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя
консультацию,
отвечая
на
вопросы
родителей,
педагог
стремится
дать
квалифицированный совет.
* дни открытых дверей. Если раньше не предполагалось, что родитель
может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то
сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать
педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день
родители, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение;
пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском
саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями
и воспитателями.
*
выставки
совместных
работ.
Такие
выставки,
как
правило,
демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.
* совместные праздники и развлечения. К данной группе относится
проведение педагогами дошкольных учреждений совместных праздников и
досугов,
например,
«Встреча
Нового
года»,
«Рождественские
забавы»,
«Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная
семья»,
«Зов
джунглей»
и
другие.
Такие
вечера
помогают
создать
эмоциональный
комфорт
в
группе,
сблизить
участников
педагогического
процесса.
Родители
могут
проявить
смекалку
и
фантазию
в
различных
конкурсах.
Они
могут
выступать
в
роли
непосредственных
участников:
участвовать
в
составлении
сценария,
читать
стихотворения,
петь
песни,
играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и
т.д.
* работа с родительским комитетом. Родительский совет – это группа
родителей,
которая
регулярно
собирается
для
того,
чтобы
содействовать
администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для
осуществления
образовательного
процесса,
охраны
жизни
и
здоровья
воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и
проведении совместных мероприятий.
Я остановлюсь на тех формах работы с родителями, которые приемлемы
в нашем детском саду.
Сотрудничество с родителями происходит через тесный
контакт
с
родительским
комитетом.
В
основном
родительский
комитет
помогает
в
субботниках, а именно по уборке территории,
не
остаются
в
стороне
и
помогают
проводить
ремонтные
работы
в
детском саду и на территории;
зимой родители активно принимают участие в строительстве фигур из
снега.
Традиционно для каждого детского сада на все праздники приглашают
родителей
(Новый
год,
23
февраля,
8
марта).Для
нашего
детского
сада
традицией стало проводить праздники в которых родители становятся не
зрителями, а активными участниками мероприятия. ( Это такие утренники
как
23
февраля,
где
папы
смело
идут
к
победе
,участвуя
в
различных
конкурсах.
Всегда очень душевно проходит праздник «День мамы»
Задорно и весело проходит спортивная игра «Зов джунглей»)
Среди
всех
групп
нашего
детского
сада
широко
распространены
выставки совместных работ. Выставка «Вот так чудо - урожай» популярна
своей нескончаемой фантазией родителей. .
Так же на «Ура» проходит выставка «Детские фантазии»,
где семья
предоставляет свою поделку из подручного материала.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов
обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
- Сайт школы как такового сайта нашего детского сада «Светлячок» у
нас нет, но на сайте школы есть наша страничка, где можно проследить всю
жизнь детского сада.
-
Фотовыставки
также
распространенный
вид
формы
работы
с
родителями.
- проведение акций .
-
почта
доверия
должна
находиться
на
самом
видном
месте
для
родителей, где они могут задать интересующий их вопрос анонимно.
-
круглый
стол.
Одна из наиболее
многофункциональных форм
работы. В ней можно совместить тренинги деловую игру ,
мастер – класс,
и презентацию,
- брошюры, листовки, буклеты. Брошюры помогают родителям узнать
о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать
общую информацию о нем.
-
Совместные
прогулки
и
экскурсии.
Основная
цель
таких
мероприятий – укрепление детско- родительских отношений. В результате у
детей
воспитывается
трудолюбие,
аккуратность,
внимание
к
близким,
уважение к труду.
Для нас стало традицией 7 апреля в День здоровья ходить в поход на
Солониху совместно с родителями, во время которого дети и их родители
получают бодрый заряд энергии.
-
Семинары-
практикумы.
В
течении
двух
лет
мы
практикуем
семинары «Школа молодой семь », которая помогает молодым семьям в
воспитании
своего
малыша.
Курс
«Школа
для
родителей
будущих
первоклассников
»
рассчитан
на
5
часов.
Родителей
знакомят
с
такими
вопросами: «Что значит быть готовым к школе?», «Как развивать мелкую
моторику пальцев и для чего это нужно?», «Как развить память?», «Какая
бывает речь?», «Скоро в школу».
- Акция «Аллея выпускников»,
Уходя из детского сада дети совместно с родителями садили березовую
аллею.
- круглый стол. За кружкой чая в тесной дружественной обстановке
проходит дружеская встреча.
Заключение:
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего
развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Важным
условием
преемственности
является
уст ановление
доверительного делового контакта между семьей и детским садом
Использование разнообразных ф о р м
р а б о т ы
помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активным
и участниками образовательного
и
воспитательного
процесса
их
детей
.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой
сотрудники
ДОУ
доказывают
родителям,
что
их
вовлечение
в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.