Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"


Автор: Охрименко Валентина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: пгт Пангоды, Надымский р-н, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в

начальной школе

Когда-то давно Герберт Спенсер сказал:

«Великая цель образования – это не

знания, а действия».

Это

высказывание,

по-моему,

четко

определяет

важнейшу ю задачу

современной

системы

образования:

формирование

совокупности

«универсальных учебных действий»,

обеспечивающих «умение учиться»,

способность

личности

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только

освоение

учащимися

конкретных

предметных

знаний

и

навыков

в

рамках

отдельных дисциплин.

Хочу

остановиться

на

предмете

математика.

Этот

предмет

направлен

на

развитие всех видов УУД.

Начну

с

коммуникативных

действий,

так

как

без

общения

ни

о

каком

прогрессе ученика не может быть и речи.

Коммуникативные действия:

-планирование учебного сотрудничества;

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации

В

курсе

математики

можно

выделить

два

тесно

взаимосвязанных

направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи

и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное

взаимодействие. Что я на своих уроках делаю для их развития?

1. Для развития устной научной речи использую задания, сопровождающиеся

инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ» и т.д.

2. Для развития второго направления применяю задания, нацеленные

на

организацию общения учеников в паре или группе.

Систематично использую на уроках три вида диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики) – когда мы обсуждает свои

предположения вместе и приходим к выводу совместно

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики) – например, класс делится

на три группы, каждой группе дается конверт с нарисованным домиком внутри

и жильцами в нем. Потом предлагается поселить в какой-нибудь домик еще

одного жильца. Дети посовещавшись, приходили к логическому выводу и у

доски отстаивали свое мнение.

в) диалог в паре (ученик – ученик) – например, детям, сидящим парами, даю

одно задание на двоих: нарисовать в одном прямоугольнике одному домик из

геометрических фигур, а другому все, что он хотел бы видеть около домика, но

тоже только при помощи геометрических фигур.

По ходу выполнения работы наблюдаю:

· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение

убеждать, аргументировать и т.д.;

· взаимопомощь по ходу рисования,

· эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Познавательные действия включают:

-общеучебные;

-логические;

-постановку и решение проблемы.

Для

развития

познавательных

УУД

широко

использую

продуктивные

задания, требующие целенаправленного применения и, как следствие, развития

таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация,

сравнение, аналогия. (Задания вида «Сравни», «Разбей на группы», «Найди

истинное высказывание» и т.д.)

Чтобы выявить

умения

ребенка

осуществлять

кодирование

с

помощью

символов, которое в дальнейшем будет нужно при составлении схем задач,

использую такое задание: ребенку предлагаю в течение 2 минут осуществить

кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный

символ.

Далее

предлагается

продолжить

выполнение

задание

самому,

не

допуская ошибок, как можно быстрее.

Критерии оценивания:

1.

количество допущенных при кодировании ошибок;

2.

число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1.

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции.

2.

Ребенок

адекватно

выполняет

задание

кодирования,

но

допускает

достаточно много ошибок.

3.

Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество

ошибок незначительно.

Личностные действия

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию

учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Я пользуюсь шкалой выраженности учебно-познавательного предмета, которая

помогаем

мне

отслеживать

уровень

учебно-познавательного

интереса

учащихся.

Она позволяет

выявить

уровень

сформированности

учебно-

познавательного

интереса

в

диапазоне

шести,

качественно

различающихся

уровней.

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-

познавательного

интереса;

уровни

2

и

3

как

низкий,

уровень

4

удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.

В течение каждой недели я наблюдаю за критериями поведения на уроках и по

пятницам заношу данные своих наблюдений в таблицу.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной

деятельности.

Для развития организационных умений на уроках математики предлагаю

проблемные вопросы, позволяющие сделать вывод и проверить правильность

собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои

действия с поставленной целью.

Для развития регулятивных действий использую задание «Выкладывание

узора из кубиков»

Задание: ребенку предлагаю выложить фигуру по образцу с использованием 16

квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый

и

красно-белый

(по

диагонали

квадрата)

цвета,

состоящую

из

9

конструктивных элементов. В процессе выполнения задания учитываю:

-

анализирует ли

ребенок

образец,

получаемый

продукт, соотносит

ли

с

образцом;

-

действует

в

с от руд н и ч е с т ве

с о

в зр о с л ы м

и л и самостоятельно

ориентируется и планирует действия;

- адекватно ли принимает задачи как цели, данной в определенных условиях,

сохраняет ли задачи и отношение к ней;

- как констатирует достижение поставленной цели или меры приближения к

ней и причины неудачи, отношение успеху и неудаче.

Вариативность

учебных

заданий,

опора

на

опыт

ребёнка,

включение

в

процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения

учащимися

всеми

видами

универсальных

учебных

действий,

коллективное

обсуждение

результатов

самостоятельно

выполненных

учениками

заданий

оказывает

положительное

влияние

на

развитие

универсальных

учебных

действий учащихся и способствует формированию у учащихся положительного

отношения к школе.

Список используемой литературы

1.

Арефьева

О.М.

«Особенности

формирования

коммуникативных

УУД

младших школьников» - журнал «Начальная школа«+» «-» № 2/ 2012г., с. 74

2. Горленко Н М.

и др. «Структура УУД и условия их формирования» -

журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

3. Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию

УУД» - журнал «Начальная школа» № 2/2012год, приложение к газете «Первое

сентября», с.40.

4. Ушева Т.Ф. «Формирование рефлексивных умений учащихся начальной

школы», журнал «Начальная школа» № 11 /2011 г., с. 65

5.

Шкуричева

Н.А.

«Взаимодействие

младших

школьников

как

средство

развития

коммуникативной

компетентности»

-

журнал

«Начальная

школа»

№11/2012г., с.4



В раздел образования




Яндекс.Метрика