Автор: Татьяна Николаевна Антонова
Должность: учитель коррекционных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: с Черницыно Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказкотерапии в умственном развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения.
Раздел: начальное образование
Роль сказкотерапии в умственном развитии у детей с
ограниченными возможностями здоровья, имеющих
интеллектуальные нарушения.
Проблема : Ассоциальное поведение; неспособность к эмпатии
(чувствам),низкий уровень познавательной деятельности.
Гипотеза: сказка является наиболее эффективным средством для адаптации
детей к жизни.
Противоречия: законы нравственности действуют не только в сказке,но и в
реальной жизни.
Дети с ограниченными возможностью здоровья имеющих интеллектуальные
нарушения после прочитанной сказки понимают что хорошо, что плохо, но в
реальной жизни применить к себе не могут.
Целью моей работы является: формирование умений и навыков,
необходимых для социальной адаптации и дальнейшего приспособления к
жизни.
Я ставлю перед собой задачи:
-Развитие психических функций и познавательной деятельности в процессе
обучения (память, мышление, воображение, восприятие, внимания, речь)
-Формирование нравственного поведения (адекватность, коммуникативность,
умение адаптироваться к современному миру)
-Создание условий для пробуждения у детей основных положительных
эмоций- жалость, сострадания, радости)
-Способствование расширению социальных связей обучающихся, привитие
навыков самозащиты, способностей к избеганию опасностей.
Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности
к выработке сложных понятий. Им трудно схватить ситуацию целиком, они
способны уловить лишь внешнюю строну событий. Компенсируют
недостаток интеллекта механическим заучиванием, подражанием. В процессе
обучения и трудовой деятельности выявляется отсутствием инициативы и
способности принимать самостоятельно решения, медлительность,
инертность всех психических процессов.
Из опыта работы с детьми моего класса я пришла к выводу, что
сказкатерапия благоприятно для развития креативных качеств личности.
Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили
наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой
становится ясным смысл поступка. Сказки служат моральным и
нравственным законом, предохраняет детей от напастей, учит их жизни.
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама
жизнь. Абсолютно все что нас окружает может быть описано языком сказок.
Сказкотерапия хорошо сочетается с другими видами деятельности.
За время работы в данном классе я поняла, что метод сказкотерапии
оказывает неоценимую помощь в решении психологических проблем.
Ребенок может усвоить такое жизненное правило: «нужно искать силы для
преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что без
выходных ситуаций не существует, выход всегда есть –надо только его
искать. А еще «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребенка,
научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему
чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу
творчества. Сказка может решить многие проблемы. Не надо только считать
ее спасением от всех бед. Это чудотворное лекарство, помогающее за один
прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со
временем ,но обязательно будет.