Автор: Басова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ-СОШ № 31
Населённый пункт: г. Среднеуральск,Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка,конспект урока русского языка
Тема: "Правописание сложных существительных с ПОЛ-ПОЛУ".
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка с презентацией подготовила учитель русского языка
МКОУ-СОШ 31 г. Среднеуральска Басова Ольга Владимировна.
Тема урока русского языка в 6 классе: Правописание сложных имен существительных с ПОЛ-ПОЛУ.
Цель: сформировать умение правильно писать сложные имена существительные с пол-полу.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Запись темы, эпиграфа урока (слайд № 1, № 2)
Всё мы делим пополам,
как положено друзьям:
и слезинку, и смешинку…
Пополам! Пополам!
Слово учителя.
Вспомним: эпиграф - это изречение, предшествующее произведению (или уроку) и поясняющее его
смысл.
2.
Целеполагание.
Смысл, надеюсь, понятен-стать ещё более грамотными, изучив новое орфографическое правило.
Судя по эпиграфу, ребята, мы сегодня всё будем делить пополам , но строго по правилу!
О сложных существительных постараемся поговорить весело!
3.
Актуализация знаний.
Что такое орфография? (ответы детей)
Орфография - наука, которая отвечает за правописание слов. (слайд № 3 )
Какие слова называются сложными? (ответы детей)
Образуйте сложные слова, сделайте вывод. (слайд № 4,5)
ПУЛЕ ХОД
ПАРО МЁТ
ТУР КУЛЬТУРА
ФИЗ ПОХОД
Итак, сложные слова можно образовать с помощью соединительной гласной или без неё.
Очень важно уметь безошибочно различать гласные буквы (их 10) и согласные буквы (их 21) (слайд
№ 6,7)
На экране буквы русского алфавита. Задание: перенесите в тетрадь буквы , воспользовавшись
разноцветными ручками:
Гласные-красные, согласные-синие, а буква Л – зелёная.
Почему эта буква на особом положении сегодня, вы поймёте позже…
4.
Изучение новой темы.
Звучит песня из выпуска № 12 « Весёлые уроки радионяни» (текст А.Хайт., А.Левенбук)
Я пришёл из школы,мамы дома нет,
На столе оставлен для меня обед:
Полбатона хлеба, полсудка борща
И на сковородке ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй-
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня однажды был такой «обед» :
Полкило варенья, полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой…
Я ещё не мёртвый, но полуживой.
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей сидит постели
Ровно пол-Москвы врачей! (слайд № 8)
Ребята, какую особенность вы заметили в написании слов с ПОЛ-ПОЛУ?
Как они пишутся?
Почему пишутся по-разному? (ответы, предположения детей)
Внимание! Мы не зря повторяли гласные, согласные буквы. Они нам помогут! Правило!
Пол (полу)
Слитно Через дефис
1.
ПОЛ+СОГЛ.БУКВА 3. ПОЛ+ГЛАСН.БУКВА (слайд № 9)
2.
ПОЛУ… 4. ПОЛ+Л
5. ПОЛ+ Б.б (большая буква)
Запись алгоритма в тетрадь.
5.
Закрепление правила.
Шаг за шагом идём к грамотности.
ШАГ 1
Небольшой шуточный тест.\
Учитель показывает стакан , наполненный водой , задаёт вопрос: стакан наполовину полный или
наполовину пустой ? Оказывается, могут прозвучать разные ответы (дети высказываются) .
Оптимист скажет, что полный…
Оптимизм-бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые
стороны, верит в будущее… (слайд № 10)
Пессимист скажет, что пустой.
Пессимизм- мрачное мироощущение ,при котором человек не верит в будущее , во всём склонен
видеть унылое ,плохое. (слайд № 10)
А нам с вами нужно правильно написать слово и объяснить решение.
ПОЛСТАКАНА (перед согласной буквой пишем слитно)
Давайте нальём воду в другую ёмкость, запишем правильно слова: полбанки, полведра,
полсамовара, полбочки, полцистерны. (слайд № 11,12)
ШАГ 2
Задание: объясните правописание слов, запишите в тетрадь. (слайд № 13)
Полуфинал, полупальто ,полумесяц ,полушарие ,полуулыбка, полукруг ,полуостров.
ШАГ 3
Ребята, теперь вы сможете объяснить, почему полгруши пишется слитно , а пол-яблока через дефис?
(ответы детей). Перед гласной буквой ставим дефис!
Дефис-орфографический знак, чёрточка , которая употребляется между частями слова.
Полуслитное написание. При затруднении в написании слов обращаемся к словарю Букчиной Б.З.
«Слитно или раздельно?»
Задание: Сложите овощи, фрукты в 2 корзины (рисунок на доске или экране)
слитно через дефис (слайд № 14,15)
Полмандарина пол-арбуза
Полсвёклы пол-огурца
Полдыни пол-ананаса
Полгруши пол-апельсина
Полрепы пол-абрикоса
ШАГ 4
А теперь буква Л , которая на особом положении… Это согласная буква, но перед ней мы ставим знак
дефис.
Пол-лимона пол-леса пол-луковицы
пол-литра пол-листа
пол-луны пол-луга (слайд № 16)
Внимание! Важно!
Пол-ложки
Пол_чайной_ложки
Пол_столовой_ложки
Поллитровка (исключение) (слайд № 17)
ШАГ 5
Мы любим путешествовать?
Представим,что мы
Пол – России проехали
Пол – Москвы прошагали
Пол – Рязани изучили
Пол – Сибири обошли…
Вперёд и вперёд!...
Остановимся на минутку: как вы написали эти слова, почему? (Ответы детей) Пишем через дефис!
Всё дело в прописной (большой) букве! (слайд № 18)
Мы неутомимо идём вперёд.
Приглашаю вас в поход.
Дети получают листочки с напечатанным текстом.
Задание: Записать текст орфографически грамотно, раскрыв скобки, обозначая изученную
орфограмму.
Текст.
Идём в поход. Пол-(название вашего города) прошли молча,(пол)города - с песней.(Пол)пути шли
медленно,(пол)дороги – быстро. В лесу (полу)мрак. Обошли (пол)леса, наконец, нашли подходящую
поляну. Истратили (пол)коробка спичек, разжигая костёр. Пламя всё выше. Все уселись (полу)кругом.
Зазвучали песни под гитару. «(Пол)часа до рейса, мы почти у взлётной полосы…»
«(Пол)года плохая погода,(пол)года совсем никуда»…
«Мы (пол)Европы по-пластунски пропахали…
Мы понимали друг друга с (полу)слова. Хорошо в лесу с друзьями! (слайд № 19)
6.
Д/з. Работу над текстом продолжить дома , использовав следующие словосочетания:
Мальчики - (пол)банки червей,обошли (пол)леса, собрали (пол)охапки дров, (пол)лески запуталось,
(пол)карася отдали коту.
Девочки - (пол)ведра картошки,(пол)ложки соли, сварили (пол)леща, (пол)литра воды, (пол)мешка
конфет.
7.
Подведение итогов:
Ребята, много сделали на уроке? Мы почти полуживые…
Зачем трудились? Чтобы не быть полуграмотными …
Будем грамотными!
Спасибо!