Напоминание

"Правописание сложных существительных с ПОЛ-ПОЛУ".


Автор: Басова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ-СОШ № 31
Населённый пункт: г. Среднеуральск,Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка,конспект урока русского языка
Тема: "Правописание сложных существительных с ПОЛ-ПОЛУ".
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка с презентацией подготовила учитель русского языка

МКОУ-СОШ 31 г. Среднеуральска Басова Ольга Владимировна.

Тема урока русского языка в 6 классе: Правописание сложных имен существительных с ПОЛ-ПОЛУ.

Цель: сформировать умение правильно писать сложные имена существительные с пол-полу.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

Запись темы, эпиграфа урока (слайд № 1, № 2)

Всё мы делим пополам,

как положено друзьям:

и слезинку, и смешинку…

Пополам! Пополам!

Слово учителя.

Вспомним: эпиграф - это изречение, предшествующее произведению (или уроку) и поясняющее его

смысл.

2.

Целеполагание.

Смысл, надеюсь, понятен-стать ещё более грамотными, изучив новое орфографическое правило.

Судя по эпиграфу, ребята, мы сегодня всё будем делить пополам , но строго по правилу!

О сложных существительных постараемся поговорить весело!

3.

Актуализация знаний.

Что такое орфография? (ответы детей)

Орфография - наука, которая отвечает за правописание слов. (слайд № 3 )

Какие слова называются сложными? (ответы детей)

Образуйте сложные слова, сделайте вывод. (слайд № 4,5)

ПУЛЕ ХОД

ПАРО МЁТ

ТУР КУЛЬТУРА

ФИЗ ПОХОД

Итак, сложные слова можно образовать с помощью соединительной гласной или без неё.

Очень важно уметь безошибочно различать гласные буквы (их 10) и согласные буквы (их 21) (слайд

№ 6,7)

На экране буквы русского алфавита. Задание: перенесите в тетрадь буквы , воспользовавшись

разноцветными ручками:

Гласные-красные, согласные-синие, а буква Л – зелёная.

Почему эта буква на особом положении сегодня, вы поймёте позже…

4.

Изучение новой темы.

Звучит песня из выпуска № 12 « Весёлые уроки радионяни» (текст А.Хайт., А.Левенбук)

Я пришёл из школы,мамы дома нет,

На столе оставлен для меня обед:

Полбатона хлеба, полсудка борща

И на сковородке ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй-

И варенье из буфета

Поскорее доставай!

У меня однажды был такой «обед» :

Полкило варенья, полмешка конфет,

Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой…

Я ещё не мёртвый, но полуживой.

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей сидит постели

Ровно пол-Москвы врачей! (слайд № 8)

Ребята, какую особенность вы заметили в написании слов с ПОЛ-ПОЛУ?

Как они пишутся?

Почему пишутся по-разному? (ответы, предположения детей)

Внимание! Мы не зря повторяли гласные, согласные буквы. Они нам помогут! Правило!

Пол (полу)

Слитно Через дефис

1.

ПОЛ+СОГЛ.БУКВА 3. ПОЛ+ГЛАСН.БУКВА (слайд № 9)

2.

ПОЛУ… 4. ПОЛ+Л

5. ПОЛ+ Б.б (большая буква)

Запись алгоритма в тетрадь.

5.

Закрепление правила.

Шаг за шагом идём к грамотности.

ШАГ 1

Небольшой шуточный тест.\

Учитель показывает стакан , наполненный водой , задаёт вопрос: стакан наполовину полный или

наполовину пустой ? Оказывается, могут прозвучать разные ответы (дети высказываются) .

Оптимист скажет, что полный…

Оптимизм-бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые

стороны, верит в будущее… (слайд № 10)

Пессимист скажет, что пустой.

Пессимизм- мрачное мироощущение ,при котором человек не верит в будущее , во всём склонен

видеть унылое ,плохое. (слайд № 10)

А нам с вами нужно правильно написать слово и объяснить решение.

ПОЛСТАКАНА (перед согласной буквой пишем слитно)

Давайте нальём воду в другую ёмкость, запишем правильно слова: полбанки, полведра,

полсамовара, полбочки, полцистерны. (слайд № 11,12)

ШАГ 2

Задание: объясните правописание слов, запишите в тетрадь. (слайд № 13)

Полуфинал, полупальто ,полумесяц ,полушарие ,полуулыбка, полукруг ,полуостров.

ШАГ 3

Ребята, теперь вы сможете объяснить, почему полгруши пишется слитно , а пол-яблока через дефис?

(ответы детей). Перед гласной буквой ставим дефис!

Дефис-орфографический знак, чёрточка , которая употребляется между частями слова.

Полуслитное написание. При затруднении в написании слов обращаемся к словарю Букчиной Б.З.

«Слитно или раздельно?»

Задание: Сложите овощи, фрукты в 2 корзины (рисунок на доске или экране)

слитно через дефис (слайд № 14,15)

Полмандарина пол-арбуза

Полсвёклы пол-огурца

Полдыни пол-ананаса

Полгруши пол-апельсина

Полрепы пол-абрикоса

ШАГ 4

А теперь буква Л , которая на особом положении… Это согласная буква, но перед ней мы ставим знак

дефис.

Пол-лимона пол-леса пол-луковицы

пол-литра пол-листа

пол-луны пол-луга (слайд № 16)

Внимание! Важно!

Пол-ложки

Пол_чайной_ложки

Пол_столовой_ложки

Поллитровка (исключение) (слайд № 17)

ШАГ 5

Мы любим путешествовать?

Представим,что мы

Пол – России проехали

Пол – Москвы прошагали

Пол – Рязани изучили

Пол – Сибири обошли…

Вперёд и вперёд!...

Остановимся на минутку: как вы написали эти слова, почему? (Ответы детей) Пишем через дефис!

Всё дело в прописной (большой) букве! (слайд № 18)

Мы неутомимо идём вперёд.

Приглашаю вас в поход.

Дети получают листочки с напечатанным текстом.

Задание: Записать текст орфографически грамотно, раскрыв скобки, обозначая изученную

орфограмму.

Текст.

Идём в поход. Пол-(название вашего города) прошли молча,(пол)города - с песней.(Пол)пути шли

медленно,(пол)дороги – быстро. В лесу (полу)мрак. Обошли (пол)леса, наконец, нашли подходящую

поляну. Истратили (пол)коробка спичек, разжигая костёр. Пламя всё выше. Все уселись (полу)кругом.

Зазвучали песни под гитару. «(Пол)часа до рейса, мы почти у взлётной полосы…»

«(Пол)года плохая погода,(пол)года совсем никуда»…

«Мы (пол)Европы по-пластунски пропахали…

Мы понимали друг друга с (полу)слова. Хорошо в лесу с друзьями! (слайд № 19)

6.

Д/з. Работу над текстом продолжить дома , использовав следующие словосочетания:

Мальчики - (пол)банки червей,обошли (пол)леса, собрали (пол)охапки дров, (пол)лески запуталось,

(пол)карася отдали коту.

Девочки - (пол)ведра картошки,(пол)ложки соли, сварили (пол)леща, (пол)литра воды, (пол)мешка

конфет.

7.

Подведение итогов:

Ребята, много сделали на уроке? Мы почти полуживые…

Зачем трудились? Чтобы не быть полуграмотными …

Будем грамотными!

Спасибо!



В раздел образования




Яндекс.Метрика