Автор: Наталия Павловна Шарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОПОО ГБОУ СОЧГК им.О.Колычева
Населённый пункт: г.о.Чапаевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Принципы работы со слабоуспевающими учениками
Раздел: начальное образование
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала
Тема
К. Г. Паустовский «Первый зимний день».
Цель
Способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию ав-
тора, объяснять значения слова в контексте произведения.
Планируемые результаты
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выделяют в тексте нужные
фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказы-
вают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение; объясняют переносное
значение отдельных слов, фразеологизмов.
Формировать УУД.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строят свои взаимоотношения с их учетом; эмоционально «проживают» текст, выражают свои
эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение
к процессу познания.
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения кор-
ректив, учатся высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию; ориентируются в
учебнике, словаре; находят ответы на вопрос в тексте; осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: описывают объект; используя выразительные средства языка; учатся слы-
шать, точно реагировать на реплики.
Основные понятия
рассказ, эпитеты, олицетворение, сравнение
Межпредметные связи
окружающий мир
Образовательные ресурсы
Э.Э.Кац «Литературное чтение» 2класс,Э.Э.Кац «Литературное чтение»рабочая тетрадь, портрет
К. Г. Паустовского, презентация «Жизнь и творчество К.Г.Паустовского»,выставка книг.
Организация про-
странства
фронтальная, индивидуальная,
Технология про-
ведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достиже-
нию запланированного
результата
Планируемые ре-
зультаты
предметные
УУД
1.
Мотивирование
к учебной деятель-
ности
Ученик читает на-
изусть стихотворе-
ние.
Слушают,
анали-
зируют,
отвечают
на вопросы.
Составляют мини-
рассказ
с
опорой
на личные наблю-
дения
Задает
вопросы,
готовит к воспри-
ятию
нового
ма-
териала
Чтение
стихотворения
И. С. Никитина «Встре-
ча зимы»
-О каких признаках на-
ступления зимы сказано
в стихотворении?
- К о г д а
н а с т у п и л а
зима? /в полдень /
-С
каким
чувством
И.
Никитин
о п и с ы ва е т
приход зимы?
-Кто
наблюдал
наступ-
ление зимы в этом году?
Расскажите.
Какое настроение у вас
было?
Выразительно
чи-
тают стихотворение
Привлекают
жиз-
ненный опыт
Личностные:
а н а-
лизируют
и
харак-
теризуют
эмоцио-
нальное
состояние
поэта
2.
Формирование
темы урока, поста-
новка цели
Определяют тему
урока, задачи.
-
На
доске
вы
видите
портрет
писателя.
Кто
знает
фамилию
этого
писателя?
-Определите тему урока,
задачи урока.
3. Открытие новых
Смотрят, запоми-
1.Знакомство с биогра-
знаний
нают.
Внимательно слу-
шают, представ-
ляют.
Словесно рисуют
картину, используя
художественные
выражения.
Самостоятельная
работа.
Расставляют пау-
зы, подчеркивают
«ключевые» слова,
готовятся к выра-
зительному чте-
нию.
Осуществляют
взаимоконтроль.
Читает рассказ.
Контролирует,
оказывает инди-
видуальную по-
мощь.
Контролирует
слабо читающих
детей
фией К.Паустовского.
Просмотр презентации
«Жизнь и творчество К.
Г. Паустовского».
2.Чтение рассказа учи-
телем.
-Что особенного увидел
писатель?
3.Работа в тетради
С.34 з.1
4.Чтение рассказа в па-
рах
Учатся ставить пау-
зы, определяют
«ключевые» слова.
Учатся выразитель-
но читать текст.
Личностные :выра-
жают положитель-
ное отношение к
процессу познания.
Коммуникативные:
научатся договари-
ваться и приходить
к общему решению.
4. Первичное за-
крепление новых
знаний
.
5.Наблюдение над ро-
лью средств художе-
ственной выразительно-
сти.
Познавательные:
находят ответы на
вопросы
Работают с тек-
стом, ищут необ-
ходимые слова.
Введение новых терми-
нов.
-Какая тишина наступи-
ла за окнами? /необык-
новенная тишина /
-Как автор называет
необыкновенную тиши-
ну? / «мертвой» /
-Может ли тишина быть
«мертвой»?
-В прямом или в пере-
носном значении упо-
треблено это выраже-
ние?
-Почему ночь за окном
показалась «мертвой»?
-Какими словами автор
описывает сад? /шумли-
вый, беспокойный /
-Помогают ли эти слова
лучше представить. Ка-
ким автор увидел сад?
-Слова: необыкновен-
ная, шумливый, беспо-
койный- это эпитеты.
Эпитет-это определе-
ние ,которое придает
выражению образность,
Узнают новые тер-
мины: эпитеты
сравнение
олицетворение
эмоциональность, ав-
торскую окраску и до-
полнительный смысл
.Конструкция эпитетов
проста :прилагательное,
которое характеризует
существительное.
-Выпишите эпитеты из
первого абзаца в табли-
цу на доске.
Эпитеты:
-необыкновенная тиши-
на
-мертвая тишина
-шумливый сад
-беспокойный сад.
-Найдите фразу, которой
автор описывает «мерт-
вую» тишину
/умер дождь, умер ветер,
умер шумливый беспо-
койный сад /
-В прямом или в пере-
носном значении автор
употребляет эти слова?
-Замените слово «умер»
другими словами.
-Что вы заметили?
Объясняют пере-
носное значение
слов.
Регулятивные:
Самостоятельно
оценивают правиль-
ность выполненных
действий.
Автор приписывает нео-
душевленным предме-
там качества живых лю-
дей, это украшает текст.
Такой прием в литерату-
ре называют олицетво-
рением.
Олицетворение- это ли-
тературный прием, за-
ключающийся в прида-
нии живых черт нежи-
вым предметам.
-Выпишите олицетворе-
ния из первого абзаца.
/ -умер дождь
- умер ветер
-умер сад /
-найдите в тексте олице-
творение.
/-день дремал
-зима начала хозяйни-
чать /
-Найдите в тексте срав-
нения, запишите в та-
блицу.
/ снег сыпался как стек-
лянный дождь
-зима прекрасна ,как
Познавательные:
осознанно строят
речевые высказыва-
ния в устной фор-
ме.
Учатся обобщать
полученные зна-
ния
Учатся видеть
красоту слова.
Работают с тек-
стом.
Воспитывает ин-
терес к художе-
ственному слову.
лето /
-Сделайте вывод.
-Какие художественные
приемы использует ав-
тор в рассказе?
-Прочитайте понравив-
шиеся выражения.
Вывод по тексту.
-Какой показалась зима
рассказчику?
Найдите ответ в тексте.
Знают художе-
ственные приемы.
5. Рефлексия.
Анализируют
свою деятель-
ность, отвечают на
вопросы
-С каким произведением
познакомились на уро-
ке?
-Кто автор?
-Какое открытие помог
сделать Паустовский?
Выставка книг К. Г.Пау-
стовского.
-Миллионы людей чита-
Личностные:
производят само-
анализ деятельно-
сти.
ли книги Паустовского.
Каждый может сказать:
«Спасибо за то, что вы
открыли передо мной
прекрасное, чем должен
жить каждый человек».
6. Домашнее зада-
ние
С.112-114,в.3