Автор: Щуракова Майя Леонтьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР Детский сад №72
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Письменные консультации для родителей дошкольников, посещающих подготовительную к школе группу
Раздел: дошкольное образование
Письменные консультации для родителей
дошкольников, посещающих
подготовительную к школе группу
О логопедических домашних заданиях
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени
заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в
сотрудничестве
родителей
и
учителя-логопеда
отводится
домашним
заданиям. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к
школе группу.
Логопедические задания — это различные виды заданий, направленные
на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков,
которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по
формированию
лексико-грамматического
строя
и
связной
речи,
при
п о д г о т о в к е
к
о бу ч е н и ю
г р а м о т е ,
в о с п и т анию
п р а в и льн о го
звукопроизношения,
то
есть
по
всем
направлениям
развития
речи,
предусмотренным программным содержанием.
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда
1. Логопедические
домашние
задания
выдаются
в
пятницу
и
воз-
вращаются в понедельник (даже в случае болезни ребенка).
2. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 15—20
минут 2—3 раза в день. При выполнении компьютерных заданий логопеда
необходимо следить за временем пребывания ребенка за компьютером: по 10
—15 минут не более трех раз в неделю.
3. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите
его, возобновив снова спустя некоторое время.
4. Артикуляционная
гимнастика
выполняется
перед
зеркалом.
Консультацию о правильном ее выполнении вы можете получить у логопеда.
5. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
6.
Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда
изучаемый
звук
находится
на
этапе
автоматизации
(т.
е.
поставлен),
родителям
нужно
в
ненавязчивой
форме
напоминать
о
его
правильном
произношении.
7.
Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
8.
Приучайте
ребенка
бережно
относиться
к
тетради
и
прилагаемым
карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью).
При подготовке домашних заданий для детей логопеды используют как
традиционные,
так
и
нетрадиционные
подходы,
в
частности
привлекают
компьютерные технологии.
Дети выполняют задание совместно с родителями, которые контро-
лируют произношение и ответы ребенка, количество времени, проведенного
у компьютера, поэтому логопеды не предлагают компьютерные игры, где
ребенок
играл
бы
самостоятельно. Прежде
чем
купить
ребенку
новую
компьютерную
развивающую
программу,
посоветуйтесь
с
логопедом
о
целесообразности приобретения.
На еженедельных «родительских пятиминутках» логопед при участии
детей показывает родителям, как проигрывать дома логопедическую игру для
закрепления в свободной речи изучаемого звука, лексико-грамматических
категорий
родного
языка,
навыков
звукового
анализа
и
синтеза.
Не
пропускайте такую важную и компактную по времени встречу!
Особенно
любима
детьми
игра
для
выполнения
дома «Логическое
лото».
Она
используется
при
изучении
каждого
звука.
К
игре
нужно
подготовить
две
стопки
карточек.
Название
картинок
первой
стопки
составляют тематические пары с названием картинок второй стопки.
Каждый игрок раскладывает полученные картинки в ряд перед собой.
Водящий перетасовывает картинки второй стопки и начинает игру.
I тур
Водящий. Кому вилка?
И г р о к.
Мне вилка, потому что у меня есть тарелка. (Накладывает
«вилку» на «тарелку».) (И т. п.)
К концу I тура каждый участник игры закрывает все имевшиеся
у него картинки парными картинками второй стопки.
II тур
Водящий
предлагает
игрокам
поочередно
восстановить
в
памяти
логические связи и назвать нижние картинки.
Помните: совместная
работа
логопеда,
воспитателей
и
родителей
определит общий успех коррекционного обучения, а главное — подготовит
ребенка к успешному овладению школьной программой.
Готовим руку к письму
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее
всего
приходится
на
уроках
обучения
грамоте.
Как
считают
врачи,
физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы
пальцев
и
кистей
рук
малыша
быстро
устают.
Утомляет
также
и
однообразная
работа:
палочка,
крючок,
верхнее
соединение,
нижнее
соединение.
Ребенку
нужно
быть
очень
внимательным,
сосредоточенным
и
аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная «пятерка». Задача пап
и
мам
—
помочь
малышу
стать
отличником.
Для
этого
надо
начать
заниматься с ним еще до школы.
К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие
достаточной
точности
и
согласованности
движений
кистей
рук.
Можно
предложить
детям
выполнять
разные
виды плетений
из
бумаги,
ткани,
тесьмы. Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами
ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски
другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между
надрезами основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги,
дети
самостоятельно
начинают
придумывать
узоры
ковриков,
сочетания
цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Старшим
дошкольникам
вполне
доступны
и
простейшие
приемы
плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных
занятий родителей и детей в семье.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда
они
занимаются изготовлением
бус.
Малыши
разрезают
прямоугольные
листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде
бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся
работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации,
аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых для письма. Для
изготовления
бус
с
успехом
можно
использовать
старые
обложки
или
репродукции
из
журналов,
обрезки
цветной
бумаги.
Дети
обмениваются
бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные
по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.
Необходимо
также
научить
ребенка
уверенно пользоваться
ножни-
цами.
Здесь
подойдут
следующие
упражнения:
симметричное
вырезание,
аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых
открыток,
картинок
—
полезное
и
увлекательное
занятие
для
будущих
школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми и
с тупыми закругленными концами).
Очень
полезны
для
развития
пальцев
ребенка рисование
и рас-
крашивание.
Обязательно
купите
ему
несколько
книжек-раскрасок.
Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от
ребенка
и
не
развивают
мышцы
пальцев
руки.
Отдайте
предпочтение
простым или цветным карандашам.
Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок «ходит» по
ним, отмечая свой путь карандашом. Кроме выхода из лабиринта, он может
«искать
сокровища».
Например,
пометьте
крестиками
некоторые
клетки
лабиринта и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадет «5»
или «6» — ребенок получает приз (наклейку), выпадет «1» — придется
вернуть одну из накопленных наклеек (встреча с разбойниками). Предложите
малышу самому нарисовать лабиринт.
Полезны
картинки
с
пронумерованными
точками,
которые
нужно
соединять по порядку, или картинки с точками без номеров, которые стоят
достаточно близко, — некоторым детям нравится их соединять и потом
раскрашивать и дорисовывать картинку. Можете нарисовать несколько рядов
точек, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и предложить
ребенку шаблоны их соединения.
Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные —
обводить
можно
что
угодно,
а
получившиеся
картинки
дорисовывать
и
заштриховывать.
Попросите
ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и
следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы
по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз.
Если
ребенку
неинтересно
обводить
картинки
просто
так
—
про-
демонстрируйте
ему
волшебство
«копирки».
Малыш
даже
однообразные
закорючки согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получится копия
работы.
Возьмите
простую
картинку
(например,
из
раскраски
для
самых
маленьких) и наметьте узор для каждой ее части. Пусть ребенок украсит
весь рисунок нужными узорами. Так, если на картинке у вас цветок —
серединку можно заполнить крестиками, лепестки — точками, землю —
вертикальными штрихами, небо — горизонтальными штрихами.
Терпения и успехов вам и вашему будущему школьнику в трудном деле
подготовки к обучению письму!
Делаем дыхательную гимнастику правильно
Для
правильного
произношения
звуков
недостаточно
трениро вать
органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать.
Нужно следить, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не
надувались
(сначала
можно
прижимать
их
ладошками).
Упражнения
повторять не более 3—5 раз, поскольку излишние старания могут привести к
головокружению.
«Пузыри в воде»
Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам,
губы в широкой улыбке — легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
«Свеча»
Ребенок делает ровный медленный выдох — пламя свечи легло, и его
надо удержать в этом положении воздушной струей.
«Погаси свечу»
Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько
выдохов-толчков: «фу-фу-фу».
«Погрей ладошки»
Дуть теплым воздухом на «озябшие» ладошки, произнося при этом
шепотом на одном усиленном выдохе «х-х-х».
«Цветочный магазин»
Предложите
ребенку
медленно
глубоко
вдохнуть
через
нос,
нюхая
воображаемый
цветочек,
чтобы
выбрать
самый
ароматный
цветочек
для
бабушки или мамы; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»
«Снежные занавески»
Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам.
Широко открывает рот, удерживая соломинку у верхних резцов. Для контроля
направленности
воздушной
струи
предлагается
дуть
на
занавеску.
Если
воздух выходит направленно, занавеска будет колыхаться.
«Карандаш»
Плавной воздушной струёй попробуйте прокатить карандаш по столу.
«Костер»
Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной
бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос
и медленно выдыхая через рот.
Правильное
речевое
дыхание
обеспечивает
нормальное
звуко-
образование, достаточную громкость плавность и выразительность речи.
На зарядку с язычком (для подготовительной группы)
Цель
артикуляционной
гимнастики
—
выработка
полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков. В 6—7-летнем возрасте
дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют некоторое время
удерживать положения языка без изменений. Проводить артикуляционную
гимнастику нужно ежедневно, 3—4 раза в день, по 5—10 минут. Каждое
упражнение выполняется по 5—7 раз, статические упражнения выполняются
по 10—15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку
ребенка, имитируя движения языка.
«Лягушка» — «Хоботок»
На
счет
«раз-два»
чередовать
упражнение
«Лягушка»
(широко
открывать рот) и упражнение «Хоботок» (вытягивание губ вперед).
«Блинчики» — «Вкусное варенье»
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю
губу сверху вниз (можно намазать ее вареньем). Нижняя губа не должна
обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Индюк»
Приоткрыть
рот,
положить
язык
на
верхнюю
губу
и
производить
движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь
не
отрывать
язык
от
губы,
как
бы
поглаживая
ее.
Темп
упражнения
постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».
Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
«Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в
другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу,
боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.
Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться
языком
то
в
верхние,
то
в
нижние
зубы.
Нижняя
челюсть
при
этом
неподвижна.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от
зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние
(верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
«Посчитаем зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в
каждый
верхний
(нижний)
зуб
с
внутренней
стороны.
Следить,
чтобы
нижняя челюсть была неподвижна.
«Лошадка»
Улыбнуться,
открыть
рот.
Пощелкать
кончиком
языка,
как
цокают
лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась
неподвижной.
«Грибок»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу — это
шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен
подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык,
то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании
тренируется нужное движение языка.
«Гармошка»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы — в улыбке. Не
отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Комарик»
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно
произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у
ребенка
закрывается
рот
при
выполнении
этого
упражнения,
можно
воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук
[д]. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не
закрывать.
Очень
часто
при
выполнении
этого
упражнения
ребенок
закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку
шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной
формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).
Занятия
артикуляционной
гимнастикой
позволят
всем
научиться
говорить
правильно,
четко
и
красиво.
Надо
помнить,
что
четкое
про -
изношение звуков является основой обучения письму на начальном этапе.
Праздник красивой речи
Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного
языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости
от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи
с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при
этом
нормы
литературного
произношения;
пользуется
интонационными
средствами выразительности.
Свои
возможности
дошкольник
сможет
показать
в
разнообразных
речевых играх.
«Скажи наоборот»
Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог
наоборот.
Например: ау — уа, ры — ыр, ос — со и т. д.
«Сигнальщики»
У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на
другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного,
ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого — обычный
колокольчик.
«Заколдованное слово»
Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из
которых
оно
состоит.
Сначала
следует
подбирать
односложные
слова
(например, слово «мяч»), затем слова можно усложнять.
«Телеграфист»
Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша.
Например: мар-ме-лад, по-су-да, дом, че-ре-па-ха и т. д.
«Звуковая цепочка»
Взрослый
называет
первое
слово,
далее
ребенок
называет
слово,
начинающееся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее
слово.
Например: весна — автобус — слон — нос — сова и т.д.
«Архитектор»
Ребенок
называет
слово
с
заданным
звуком
и
берет
одну
деталь
конструктора.
Чем
больше
правильно
названных
слов,
тем
больше
и
красивее будет его постройка.
«Собери мозаику»
Взрослый предлагает ребенку собрать детали мозаики: зеленые —
если в слове заданный звук мягкий; синие — если заданный звук твердый.
Одно правильно придуманное слово — одна деталь мозаики.
«Отыщи слово, отыщи звук»
Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).
На арену вышли... {тигры),
Мы от страха все притихли.
Подобные
игры
и
упражнения
по
развитию
фонематического
восприятия
облегчат
дошкольнику
процесс
освоения
правильного
звукопроизношения, а в дальнейшем — чтения и письма.
Как пополнять словарный запас у детей шести—семи лет
Вашему
ребенку
шесть
лет,
впереди
последний предшкольный год.
Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным
звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными,
диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к
этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не
хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития
своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на
различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего
успешного
обучения
в
школе
умения
читать
и
писать.
Но
редко
кто
задумывается,
как
важно
развивать
речь,
как
важен
активный
богатый
словарь!
Попросите
ребенка
рассказать
об
увиденном
или
поделиться
своими впечатлениями — и зачастую оказывается, что ребенок с трудом
подбирает нужные слова, использует в речи слова-«паразиты». Очень важна
роль словарного запаса и при овладении ребенком в будущем грамотным
письмом,
так
как
для
применения
многих
грамматических
правил
необходимо уметь быстро и главное — правильно подобрать проверочное
слово.
А
это
возможно
лишь
при
достаточном
словаре,
правильном
понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к
шести—семи
годам.
Дальше
он
будет
«добирать»
новые
слова
за
счет
прочитанных
литературных
произведений,
услышанных
и
усвоенных
на
экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных
игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут
родительского времени.
Предложите
малышу
игры
и
упражнения,
направленные
на
рас-
ширение и активизацию словаря.
Игра «По дороге домой»
Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых
они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый
дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Упражнение «Что я загадал?»
Взрослый
перечисляет
признаки,
свойства
предмета,
возможные
действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
Упражнение «Загадай — мы отгадаем»
Составление детьми загадок-описаний.
При
знакомстве
с многозначными словами желательно использовать
наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу,
обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки
бывают
швейными,
медицинскими,
иголками
у
ежа.
Попросите
ребенка
объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.
Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по
словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова:
названия детенышей животных, профессий, посуды. Полезно знакомить с
происхождением некоторых слов («Почему цветок — подснежник, а гриб —
подберезовик?»).
Необходимо
учить
детей
различать
и
подбирать
слова
близкие
и
противоположные
по
значению
(синонимы
и антонимы).
Выполнение
заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема
словаря.
Упражнение «Скажи „наоборот"»
Взрослый
называет
слово,
а
ребенок
—
противоположное
ему
по
значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, мерзнуть — идти, война
— мир и т. д.
Упражнение «Продолжи цепочку»
Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как
можно больше близких по значению слов: пища — еда — корм — продукты;
жилище — дом — квартира — здание; идти — шагать
— топать —
шлепать; веселый — озорной — смешной и т.д.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по
смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?»,
«Скажи по-другому»).
Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете
его представления об окружающем мире, не только развиваете его память,
мышление
и
воображение,
но
и
формируете
доверительные,
теплые
отношения.
Играем и развиваем грамматический строй речи
Выполняя увлекательные задания в игровой форме игр, ваш ребенок
научится
правильно
находить
нужный
по
смыслу
приставочный
глагол,
образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать
глаголы-антонимы и строить с ними предложения.
«Из чего сделано?» (игра с мячом)
Взрослый,
бросая
мяч,
говорит:
«Сапоги
из
кожи»,
а
ребенок,
возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Например:
Рукавички из меха — меховые.
Стакан из стекла — стеклянный.
Ваза из хрусталя — хрустальная.
«Чей хвост?»
Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.
Например: «У зайца какой хвост? — Заячий».
«Скажи „наоборот”»
Взрослый предлагает ребенку посмотреть на мальчика, который делал
все наоборот. Мама просит его подойти — он отходит; мама просит убрать
игрушки
—
он
разбрасывает;
скажет
мама:
«Повернись
ко
мне»
—
он
отворачивается.
Объясняя
правила
игры,
взрослый
просит
ребенка
представить,
что
бы
сделал
такой
мальчик-«наоборот»,
если
бы
его
попросили: встать;
показать
ладони;
открыть
рот;
опустить
руки;
поймать мяч; согнуть руки; положить ручку; отодвинуть стул. (И т. п.)
Если подбор слов противоположного значения осуществляется без
ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать
«действия
„наоборот”» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть,
взлететь,
подняться,
опустить,
выдернуть,
повесить,
поймать,
отвернуться,
чинить,
завязать,
спутать,
влить,
ссориться,
кричать,
трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и
пр.
«Бывает — не бывает»
Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он с Если
то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторит
сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать.
Взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов:
Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает.
Гусеница
прыгает.
Зайчик
прыгает.
Собака
прыгает.
Дом
прыгает.
Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг
плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Лампа
ходит. Рыба ходит. (И т. п.)
«Подбери слово»
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбрать для
рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие (глагол).
Рыбка
к
камню...
(отплыла
и л и подплыла),
от
берега...
(переплыла или отплыла), всю реку… (вплыла или переплыла)?
Бабочка
к
цветку…
(отлетела
или подлетела),
с
ветки
на
цветок... (облетела
или перелетела),
вокруг
капусты... (влетела или
облетела), в комнату… (подлетела или влетела)?
Лягушка к бревну... (подпрыгнула или впрыгнула), на бревно...
(выпрыгнула или запрыгнула), с бревна... (отпрыгнула или спрыгнула),
от журавля... (перепрыгнула или отпрыгнула)?
Упражнение
продолжается
до
тех
пор,
пока
ребенок
не
станет
сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.
Перечисленные упражнения помогут развить речь вашего ребенка,
что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.
Поговорим о связной речи
Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок
знает цифры, названия букв и немного их пишет, то это означает, что он
готов к школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть нечто важное,
что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе.
Каждому
дошкольнику
к
началу
занятий
в
первом
классе
необходимо
обладать достаточным уровнем развития связной речи.
Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь
— это
последовательный
и
логически
связанный
ряд
мыслей,
выраженный
конкретными и точными словами, соединенными в грамматически пра-
вильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи
с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в
обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита:
высказывания
точны,
логически
последовательны
и
завершены.
В
этом
возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек,
предметов;
раскрывать
содержание
картинок;
пересказывать
содержание
небольших
художественных
произведений,
просмотренных
фильмов.
Они
могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.
Будущие
первоклассники
способны
передать
содержание
картинки
по
памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события,
которые могли бы произойти до и после увиденного.
Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь
развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать
этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником
полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к
школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно
использовать
как
простые,
известные
всем
нам
с
детства
игры,
так
и
специальные методики обучения.
Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного
вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они
могут
только
из
речи
окружающих. Как можно чаще разговаривайте с
ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.
Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?»,
попробуйте
само стоятельно провести
тестирование
уровня
е е
сформированности. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник
не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться
впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в
форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же
учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы
над ошибками.
Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку, и рассказать,
что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов. Пусть он
самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если вы
запишете
рассказ
дошкольника
дословно.
Это
поможет
позже
спокойно
проанализировать сочиненную историю.
Рассказ
будет
соответствовать
возрастной
норме,
если
составлен
самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических
неточностей,
ребенок
при
этом
использовал
предложения,
состоящие
из
четырех и более слов, речь была плавной и выразительной.
Задание
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть
«Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В.
А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.
Хорошо,
если
последовательность
событий,
изображенных
на
кар-
тинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки,
которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором
порядке,
необходимо
разрезать,
чтобы
дошкольник
смог
найти
начало
истории, ее продолжение и конец.
Вас должно насторожить, если:
ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных
событий, в рассказе было много повторов;
ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал
отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
значения слов были приблизительными, ребенок редко использо-
вал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.
В этих случаях вам безусловно нужна консультация специалиста, даже
если
в
остальном
(звукопроизношение,
слоговая
структура
слова,
грамматика) речь ребенка вам показалась правильной. Обратиться нужно к
логопеду и, возможно, к психологу.
Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития
речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском
саду
этому
вопросу
отведено
достойное
место,
все
равно
постарайтесь
разнообразить речевую практику дошколенка дома. Удачи вам и терпения!
Литература
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4—7 лет: Игровые
технологии. М., 2005.
Киселева В. Развитие тонкой моторики//Дошкольное воспитание. 2006.
№ 1.
Коррекция нарушений речи дошкольников: Часть 2. Обучение детей с
общим недоразвитием речи в условиях ДОУ/Под ред. Л. С. Сековец. М.,
2006.
Красильникова Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с
тяжелыми нарушениями речи//Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития: Методический и практический журнал. 2007. №1.
Крупенчук
О.
И.
Научите
меня
говорить
правильно!
Пособие
по
логопедии для детей и родителей. СПб., 2005.
Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое
пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М., 2008.