Напоминание

"Стили семейного воспитания" доклад на родительском собрании


Автор: Мигунова Алла Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ Раменская СОШ № 9
Населённый пункт: г.Раменское
Наименование материала: Статья
Тема: "Стили семейного воспитания" доклад на родительском собрании
Раздел: полное образование





Назад




Стили семейного воспитания

Семья – это малый мир. Семья играет основную роль в воспитании

человека, в семье созревает личность. Нет единого на все случаи жизни

совета – как воспитать ребёнка. Воспитание ребёнка – это не милая забава, а

задание,

требующее

капиталовложений,

тяжких

переживаний,

усилий,

бессонных

ночей

и

много-много

мыслей.

Основная

ответственность

за

воспитание ребёнка лежит на семье. Поведение ребёнка в первую очередь

зависит от того, как с ним обращаются в семье. Родители часто жалуются на

своих детей, недовольны ими, однако чтобы изменить ребёнка, стоит сначала

поменять методы взаимоотношения с ним.

Сегодня мы поговорим с вами о стилях семейного воспитания.

В психологической литературе выделяют следующие стили:

попустительский,

состязательный,

рассудительный,

предупредительный,

контролирующий,

сочувствующий,

гармоничный.

При попустительском стиле родители с самого раннего возраста

предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые

в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей

работой. Их не волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его

потребностям и запросам, а иногда просто не считают нужным обращать на

них внимание.

Непоследовательно

и

неумело

родители

используют

методы

наказания и поощрения. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его,

лишь

бы

он

только

не

расстраивался

и

при

этом

не

мешал

родителям.

Главный

метод

воспитания

в

такой

семье

кнут

и

пряник.

Родители

непроизвольно культивируют поиск ребёнком наиболее выгодных для него

форм взаимоотношения с окружающими, стимулируют у детей проявление

таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Дети в таких семьях

рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения,

выгодные для семьи решения проблем.

У таких детей много тайн, которые им надо хранить за семью

печатями, а это значит, что они должны быть всегда настороже.

В

подростковом

возрасте

такие

дети

могут

проявлять

самоуверенность, граничащую с хамством.

В первую очередь это отражается на самих родителях, когда ребёнок

– старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимание на реакцию

взрослых. В характере таких детей с ранних лет проявляется такое качество,

как умение обещать, но свои обещания они очень редко выполняют.

При состязательном

стиле

семейного

воспитания

с

раннего

детства родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и

необычное.

Активность

самого

ребёнка

постоянно

поощряется.

Ребёнок

получает поощрения не только морального, но и материального характера.

Родители постоянно сравнивают ребенка с другими детьми и страдают, когда

сравнение не в его пользу.

В воспитательном воздействии родители используют как методы

поощрения, так и методы наказания.

В своей любви к ребёнку родители порой не обращают внимания на

человеческие качества малыша. Защиту ребёнка от всех претензий и нападок

они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав их ребёнок или

нет. Дети этого типа глубоко переживают свои промахи и ошибки. У таких

ребят

развита

волевая

сфера.

С

раннего

детства

они

могут

быть

дисциплинированы и инициативны. Их характерными качествами являются

самоуверенность

и

высокомерие,

эгоистичность,

преувеличение

своих

возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на

демонстрации

своих

возможностей.

Однако,

если

семья

совместно

с

педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено

природой, то они смогут проявить не только свой интеллект, но и такие

каче ства

характера,

как

общительность,

уверенность

в

с е б е ,

добросовестность.

При рассудительном стиле воспитания родители с самого раннего

детства предоставляют ребенку полную свободу действий для приобретения

личного опыта путем собственных проб и ошибок.

В воспитании они не используют принудительные меры и физические

наказания.

У

родителей

и

детей

складываются

тёплые

и

добрые

взаимоотношения.

Ребёнок

наравне

со

взрослыми

принимает

участие

в

семейных советах, решает семейные ситуации.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того

детского коллектива, в котором находится их ребёнок. Дети с раннего детства

уважительно относятся к старшему поколению своей семьи, потому что так

поступают их родители.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.

Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и

самостоятельны,

умеют

работать

без

понуканий,

у

них

сформирована

познавательная мотивация.

Предупредительный

стиль

семейного

воспитания

обусловлен

некоторыми

причинами:

одной

из

которых

может

быть

болезненность

ребёнка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей.

Родители ни на минуту не оставляют ребёнка без внимания и опеки.

Ребёнок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители

сами

определяют,

что

может

быть

интересно

ребёнку,

сами

являются

инициаторами детских игр.

С раннего детства родители стараются оградить ребёнка от каких-либо

наказаний со стороны родственников или других детей. Очень часто в таких

семьях удовлетворяется любая прихоть со стороны ребёнка. Когда ребёнок

становится старше, родители используют материальное стимулирование для

того, чтобы он не выходил из повиновения. Родители делают все возможное

и невозможное

для своего ребёнка, чтобы он не испытывал трудностей,

особенно если они сами в своей жизни их испытали.

На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень

мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту

или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой

группы, слепо следуя чужому мнению.

В общении со сверстниками такие дети безразличны,

любят

наушничать, могут предать товарища, если им это выгодно.

Однако

если

таких

детей

поддержать

в

трудную

минуту,

они

привязываются

к

тому,

кто

их

поддержал,

верят

ему

во

всем

и

могут

подчиняться ему беспрекословно.

Имея хорошие способности, они совершенно не желают трудиться,

что приводит к плохой успеваемости.

Такие дети легко вовлекаются в

различные

компании,

т.к.

они

склонны

к

получению

сиюминутных

удовольствий.

Главными

отличительными

чертами

этих

детей

являются

несамостоятельность к принятию решений, склонность к действию по указке

со

стороны.

Они

часто

пассивны,

безответственны.

Безразличие

и

флегматизм у таких детей исчезают, когда им предлагают интересную и

необычную деятельность.

В семьях с контролирующим стилем воспитание ребенка строго

контролируют и регламентируют. Родители диктуют ребёнку, что он должен

надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Младшие

школьники относятся к этому спокойно, но старшие протестуют.

Родители активно используют методы наказания. Это проявляется в

командном

тоне,

криках,

физических

наказаниях.

Некоторые

родители

используют физические наказания достаточно жестоко, оправдывая себя тем,

что в их семьях тоже использовали такие методы и они выросли хорошими

людьми.

В

подобных

семьях

дети

лишены

родительской

ласки,

тепла,

похвалы и поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены

возможности

демонстрировать

лучшие

стороны.

Родители

не

считают

нужным прислушиваться к мнению своего ребёнка, считая его глупым и

неуместным.

Такие

родители

часто

говорят:

«Яйцо

курицу

не

учит».

Родители мечтают, чтобы их ребёнок вырос высоко нравственным человеком.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы,

подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию. Учащиеся

этого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят дружбу, ради дружбы с

кем-то они готовы на всё.

В школе они конфликтуют со сверстниками и учителями. Это влияет

на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе

изолированными детьми.

У таких учащихся наблюдается

гипертрофированная любовь к

самому себе.

Учащиеся такого типа уже в начальной школе переводятся педагогом в

разряд «неуправляемых» и недисциплинированных.

Условием формирования сочувствующего стиля воспитания являются

отсутствие

материального

достатка

в

семье

и

плохие

бытовые

условия,

отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из

родителей.

В такой семье ребёнок с раннего детства предоставлен сам себе.

Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что

ребёнок

в

своих

играх

исполняет

трудовые

операции,

совершаемые

его

родителями или другими близкими людьми. Ребёнок много времени проводит

с родителями, наблюдая за их жизнью. Это приводит к тому, что ребёнок рано

включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая

родителям.

Такие

дети

очень

жалеют

своих

родителей

за

то,

что

им

приходится много работать. Однако ребёнок при этом сильно замыкается на

семье и её жизни. Он становится мало активен, безынициативен, его кругозор

сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребёнок ведет себя настороженно,

не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.

Это свидетельствует о том, что родители любят своего ребенка, но

никогда не балуют его.

Особенностью таких детей является то, что они привыкли занижать

свои способности.

Их отличительной чертой является то, что поставив перед собой

какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего. Такие учащиеся

уважительно относятся к нормам морали, старшим людям.

Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие

инициативы, они не умеют постоять за себя. По их внешнему виду очень

трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.

Этим учащимся свойственны чуткость и внимание, правдивость и

честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью,

исполнительностью, самокритичностью и сильной волей.

В семьях с гармоничным стилем воспитания ребёнок является всегда

желанным и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого

человека

они

хотят

вырастить.

Ребёнок

растёт

в

теплой,

дружественной

атмосфере.

Родители

в

таких

семьях

уделяют

большое

внимание

формированию

традиций

своей

семьи.

Необычное

празднование

дней

рождения, сюрпризы членам семьи, концерты и совместные игры - это и

многое другое формирует собственную значимость ребёнка, его умение жить

среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою

рассудительность и мотивируют свои поступки. Они проявляют чуткость к

своим

сверстникам

и

внимательное

отношение

к

просьбам

взрослым.

Характерная особенность этих детей в том, что они всегда говорят правду.

Они

умеют

верно

дружить,

откровенны,

правдивы,

не

скрывают

своих

истинных чувств и желаний.

В

учёбе

они

отличаются

высокой

исполнительностью

и

ответственностью. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят

обязательно, даже в ущерб себе. Они успешно выполняют как монотонную,

так и творческую работу.

Таким учащимся свойственны уравновешенность, правдивость,

непримиримость

к

безобразным

поступкам

других,

вежливость,

самокритичность, настойчивость в достижении цели.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили

воспитания ребёнка в семье строго регламентированы и ребёнок абсолютно

соответствует описанной выше характеристике.

Но

родители

должны

помнить:

посеешь

привычку

пожнёшь

характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.



В раздел образования




Яндекс.Метрика